город Ростов-на-Дону |
|
29 ноября 2019 г. |
дело N А53-26160/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
судей В.Л. Новик, Б.Т. Чотчаева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плотниковой О.В.,
при участии:
от заявителя (ответчика): представитель не явился,
от истца: представитель Лигута Е.С. по доверенности от 13.03.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Шахты (ИНН 6155031228, ОГРН 1026102784927)
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.10.2019 по делу N А53-26160/2019
по иску муниципального бюджетного учреждения здравоохранения городская больница скорой медицинской помощи им. В.И. Ленина города Шахты Ростовской области (ИНН 6155008451, ОГРН 1026102777304)
к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Шахты (ИНН 6155031228, ОГРН 1026102784927)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения городская больница скорой медицинской помощи им. В.И. Ленина города Шахты Ростовской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Шахты (далее - ответчик) о взыскании задолженности по оказанию медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в размере 1736660,01 руб.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 16.10.2019 исковые требования удовлетворены, распределены расходы по оплате государственной пошлины по иску.
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Шахты обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение суда от 16.10.2019 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что Управление является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку принятые обязательства по государственным контрактам N 16 от 16.03.2018 и N 20 от 04.05.2019 исполнены в полном объеме, оплата медицинских услуг Правительством РФ возложена на медико-санитарную часть ГУВД России по Ростовской области и ГУ МВД России по Ростовской области.
Представитель истца в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал, отзыв на жалобу не представил.
Заявитель (ответчик) явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Шахты (заказчик) и муниципальным бюджетным учреждением здравоохранения городская больница скорой медицинской помощи им. В.И Ленина г. Шахты Ростовской области (исполнитель) заключены государственные контакты об оказании медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации N 16 от 16.03.2018 и N 20 от 04.05.2018, согласно условиям которых исполнитель обязался оказывать медицинскую помощь и иные медицинские услуги сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации при отсутствии по их месту службы месту жительства (проживания) или иному месту нахождения медицинской организации Министерства внутренних дел Российской Федерации или при отсутствии в них соответствующих отделений либо специального медицинского оборудования, а также при наличии медицинских показаний для оказания экстренной медицинской помощи. Заказчик обязался оплачивать исполнителю затраты, связанные с оказанием медицинской помощи сотрудникам, а исполнитель - обеспечивать оказание сотрудникам медицинской помощи надлежащего качества (пункт 1.1. контрактов).
Согласно пункту 7 контрактов, сумма контракта составляет 100000 руб. (по контракту N 16 от 16.03.2018) и 150000 руб. (по контракту N 20 от 04.05.2019. В случае израсходования или не израсходования суммы настоящего контракта стороны рассматривают вопрос о заключении дополнительного соглашения на сумму фактически оказанной медицинской помощи заказчику исполнителем или о заключении нового контакта.
В связи с полным израсходованием суммы по вышеуказанным контрактам со стороны истца в адрес ответчика направлялись для подписания контракты от N 23/1 от 18.05.2018, N 23а от 13.06.2018, N 24а от 09.07.2018, N 26а от 03.08.2018, N 29 от 11.09.2018, N 30 от 01.10.2018, N 30/1 от 02.11.2018, N 32 от 04.12.2018 на общую сумму на 1736660,01 руб.
Как указывает истец, со стороны ответчика данные государственные контракты подписаны не были, в то время как МБУЗ ГБСМП им. В.И. Ленина продолжало оказывать медицинскую помощь сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации по г. Шахты.
В адрес ответчика для подписания истцом направлялись следующие документы:
- счет N 46 от 18.05.2018, счет фактура N 46 от 18.05.2018, акт выполненных работ N 46 от 18.05.2018 на сумму 428538,03 руб.;
- счет N 55 от 13.06.2018, счет-фактура N 55 от 13.06.2018, акт выполненных работ N 55 от 13.06.2018 на сумму 75195,90 руб.;
- счет N 66 от 09.07.2018, счет-фактура N 66 от 09.07.2018, акт выполненных работ N 66 от 09.07.2018 на сумму 371217,66 руб.;
- счет N 75 от 03.08.2018, счет-фактура N 75 от 03.08.2018, акт выполненных работ N 75 от 03.08.2018 на сумму 194553,53 руб.;
- счет N 89 от 11.09.2018, счет-фактура N 89 от 11.09.2018, акт выполненных работ N 89 от 11.09.2018 на сумму 200677,40 руб.;
- счет N 99 от 01.10.2018, счет-фактура N 99 от 01.10.2018, акт выполненных работ N 99 от 01.10.2018 на сумму 110940,34 руб.;
- счет N 107 от 02.11.2018, счет-фактура N 107 от 02.11.2018, акт выполненных работ N 107 от 02.11.2018 на сумму 242314,92 руб.;
- счет N 124 от 04.12.2018, счет-фактура N 124 от 04.12.2018, акт выполненных работ N 124 от 04.12.2018 на сумму 113222,23 руб. (л.д. 18-50).
Направленные в адрес ответчика документы подписаны последним без разногласий и замечаний.
Вместе с тем, ответчик оплату за оказанные медицинские услуги не произвел, в связи с чем за ним образовалась задолженность в размере 1736660,01 руб.
Истцом в адрес ответчика направлялась претензия N 488 от 25.06.2019 с требованием оплаты задолженности (л.д. 51-54), которая оставлена без удовлетворения.
В материалы дела представлен акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.12.2018, согласно которому задолженность ответчика составляет 1736660,01 руб. (л.д. 7).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" медицинское обеспечение сотрудника полиции осуществляется в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или федерального органа исполнительной власти в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны (далее - уполномоченный орган в сфере войск национальной гвардии) или в иных медицинских организациях в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1232 утверждены Правила оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения, за исключением медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, и возмещения расходов указанным организациям (далее - Правила).
Указанные Правила (в редакции, действовавшей в период оказания спорных услуг) определяют порядок оказания медицинской помощи в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения, за исключением медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники) при отсутствии по их месту службы, месту жительства или иному месту нахождения медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации либо при отсутствии в них соответствующих отделений или специального медицинского оборудования, в том числе при наличии медицинских показаний для оказания экстренной медицинской помощи (пункт 1).
Согласно пункту 2 названных Правил расходы на оказание медицинской помощи сотрудникам возмещаются медицинским организациям территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, где проходят службу (проживают) сотрудники (далее - орган), по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в медицинской организации) на момент оказания медицинской помощи, в соответствии с договором, заключенным между органом и медицинской организацией в соответствии с примерной формой согласно приложению (далее - договор).
В подтверждение факта оказания медицинских услуг истец предоставил в материалы дела акты выполненных работ (л.д. 18-50).
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 Правил (в редакции, действовавшей в период оказания спорных услуг) основанием для заключения договора с медицинской организацией является обращение руководителей Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориальных органов, подразделений, организаций и служб в адрес руководителя соответствующего органа о необходимости его заключения в отношении сотрудников, проходящих службу в указанных органах внутренних дел Российской Федерации.
Из указанного следует, что договор на оказание медицинской помощи должен быть заключен по инициативе ответчика (заказчика).
В то же время, пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в качестве основного принципа охраны здоровья указана недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Доводы о том, что медицинские услуги истцом не оказаны либо данные услуги не подлежат оплате, апелляционная жалоба не содержит.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в пункте 21 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, не может быть отказано в удовлетворении иска об оплате поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта или с превышением его максимальной цены в случаях, когда из закона следует, что поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг являются обязательными для соответствующего исполнителя вне зависимости от его волеизъявления.
Таким образом, больница (истец) не имела правовых оснований для отказа в оказании медицинской помощи обратившимся лицам, оказанные ею услуги подлежат оплате вне зависимости от наличия соответствующего государственного контракта.
Спорным является вопрос о том, кто должен нести расходы на оказание медицинской помощи сотрудникам Министерства внутренних дел на региональном уровне.
Согласно государственным контрактам N 16 от 16.03.2018 и N 20 от 04.05.2018 заказчиком является Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Шахты.
Таким образом, стороной контрактов является Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Шахты, именно указанной организацией производилось направление сотрудников на получение медицинских услуг, следовательно, фактически оказанные услуги подлежат оплате.
Доказательств обратного ответчиком, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.10.2019 по делу N А53-26160/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Маштакова |
Судьи |
В.Л. Новик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-26160/2019
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ИМ.В.И.ЛЕНИНА Г.ШАХТЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ГОРОДУ ШАХТЫ