г. Санкт-Петербург |
|
29 ноября 2019 г. |
Дело N А56-134990/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Баженовой Ю.С., Медведевой И.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куляевым С.Д.,
при участии:
- от истца: Корфополитская Н.Н. (доверенность от 15.10.2019)
- от ответчиков: 1) Богорада П.Е. (доверенность от 08.07.2019)
2) не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29162/2019) Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.07.2019 по делу N А56-134990/2018 (судья Кротов С.М.),
принятое по иску Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" к
1) Федеральному казенному учреждению "Военный Комиссариат Ленинградской Области"
2) Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное Жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской федерации
о взыскании
установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (далее - Агентство) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Ленинградской области" (далее - Комиссариат) о взыскании 479 815,3 руб. неосновательного обогащения, 18 729,23 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Определением суда от 25.04.2019 Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Учреждение, ФГБУ "ЦЖКУ") привлечено в качестве соответчика.
Решением суда от 31.07.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
Податель жалобы настаивает, что основания для несения Агентством за Комиссариат расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества отсутствуют и требования предъявлены обоснованно.
В судебном заседании представитель Комиссариата против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Представитель Агентства настаивал на удовлетворении своей жалобы.
Представитель Учреждения, надлежащим образом извещенный о времени месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в настоящем судебном заседании.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, Совместным распоряжением Министерства культуры и Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 29.12.2001 N 13, 3749-р за Агентством на праве оперативного управления закреплен памятник истории и культуры, являющийся федеральной собственностью - "Казармы местных войск, 1787-1790; 1798-1803 гг., арх. Волков Ф.И.", находящийся по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 90, корп. 1 - 3, 8. 26.04.2016 зарегистрировано право оперативного управления Агентства в отношении следующих нежилых помещений, находящихся в корп. 3: - нежилое помещение кад. N 78:32:0001622:3851; 12-Н площадью 305,2 кв.м., - нежилое помещение кад. N 78:32:0001622:3853; 27-Н площадью 59,8 кв.м., - нежилое помещение кад. N 78:32:0001622:3854; 28-Н площадью 145,7 кв.м., - нежилое помещение кад. N 78:32:0001622:3858; 30-Н площадью 132,8 кв.м., - нежилое помещение кад. N 78:32:0001622:3859; 31-Н площадью 92,2 кв.м., - нежилое помещение кад. N 78:32:0001622:3860; 32-Н площадью 101 кв.м., - нежилое помещение кад. N 78:32:0001622:3863; 35-Н площадью 96,9 кв.м., - нежилое помещение кад. N 78:32:0001622:3864; 36-Н площадью 165,4 кв.м., - нежилое помещение кад. N 78:32:0001622:3865; 37-Н площадью 305,1 кв.м., - нежилое помещение кад. N 78:32:0001622:3866; 38-Н площадью 28 кв.м. - нежилое помещение кад. N 78:32:0001622:3867; 39-Н площадью 140 кв.м., (далее - помещения).
Указанные помещения (за исключением 27-Н и 31-Н) в настоящее время используются Комиссариатом на основании договоров безвозмездного пользования, заключенных с Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (от 27.09.1999 N 11/Б-114861 и от 14.02.2002 N 11-Б145833).
По условиям данных договоров ответчик принял на себя обязанности по заключению договоров на обслуживание помещений (п. 2.2.9.), по осуществлению их текущего и капитального ремонта за свой счет (п. 2.2.2.), обеспечению сохранности инженерных сетей, коммуникаций и оборудования (п. 2.2.3), содержанию прилегающей территории в надлежащем санитарном и противопожарном состоянии (п. 2.2.7. договора N 11/Б-114861, п. 2.7. договора N 11-Б145833), поддержанию фасадов Объекта в надлежащем состоянии (п. 2.2.13.).
Ссылаясь на положения статьи 695 ГК РФ и условия указанных договоров, истец полагает, что ответчиком обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме не исполнялась.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 09.01.2018 по делу N А40-136639/2017 с Агентства как с лица, за которым закреплено право оперативного управления, в качестве расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 90, корп, 3, лит. В, в пользу открытого акционерного общества "Хозяйственно-эксплуатационное управление Адмиралтейского района" взысканы денежные средства в размере 531 172,28 руб.
В рамках возбужденного исполнительного производства платежным поручением от 09.06.2018 N 418666 Агентство погасило возникшую задолженность в полном объеме, тем самым понесло расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 90, корп. 3, лит. В, помещения в котором на основании договоров от 27.09.1999 N 11/Б-114861 и от 14.02.2002 N 11-Б145833 используются ответчиком по настоящему делу.
Ссылаясь на возникновение неосновательного обогащения на стороне ответчика, который без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований сберег имущество за счет другого лица, Агентство предъявило настоящий иск.
Суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, всесторонне исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, верно оценил в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, правильно применил нормы материального, процессуального права и сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела.
Согласно частя 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
При этом частью 2 статьи 1102 ГК РФ установлено, что правила, предусмотренные Главой 60 ГК РФ "Обязательства вследствие неосновательного обогащения" применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Таким образом, для возникновения обязательств из неосновательного обогащения необходимы приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, отсутствие правового основания такого сбережения или приобретения, отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
В соответствии с условиями договоров безвозмездного пользования от 27.09.1999 N 11-Б114861 и от 14.02.2002 N 11-Б145833, военный комиссариат принял на себя обязанности по содержанию и обслуживанию занимаемых нежилых помещений, инженерных сетей и прилегающей территории.
С 01.01.2015 по 31.12.2017 оплата расходов за тепловую энергию, электрическую энергию, водопотребление, водоотведение, поставляемую для помещений военного комиссариата осуществлялась на основании прямых договоров, заключенных между поставщиками топливно- энергетических ресурсов и военным комиссариатом Ленинградской области, копии платёжных документов имеются в материалах дела. Эксплуатационное содержание, техническое обслуживание и санитарная уборка внутренних помещений, вывоз твёрдых бытовых отходов военного комиссариата в период с 01.04.2014 по 10.03.2017 осуществлялись на основании государственных контрактов, заключенных между Министерством обороны Российской Федерации и специализированными организациями, что установлено судом первой инстанции.
Таким образом, оплата работ за эксплуатационное содержание, техническое обслуживание и другие работы, предусмотренные Государственными контрактами, произведена в полном объёме. Услуги по эксплуатационному содержанию, текущему ремонту, техническому обслуживанию помещений и находящихся в них коммунальных систем, включая места общего пользования, технические помещения, коридоры, лестницы, выполнялись обслуживающими организациями по Государственным контрактам Министерством обороны Российской Федерации.
Каких-либо договорных отношений военный комиссариат с ООО "ХЭУ Адмиралтейского района" не имел.
Пункт 2.2.9 договоров безвозмездного пользования от 27.09.1999 N 11/Б1/4861, от 14.02.2002 N 11-Б145833 исполнялись.
Таким образом, из Федерального бюджета Российской Федерации установленным порядком произведена оплата услуг и работ по содержанию, обслуживанию и ремонту помещений, коммунальных систем, включая общедомовое имущество, занимаемых военным комиссариатом Ленинградской области.
Неосновательное обогащение на стороне Комиссариата отсутствует.
Также судом обоснованно отказано в удовлетворении требований к ФГБУ "ЦЖКУ" поскольку последний не имел обязанности по эксплуатационному содержанию и техническому обслуживанию объекта в спорный период.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.07.2019 по делу N А56-134990/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-134990/2018
Истец: ФГБУ КУЛЬТУРЫ "АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ", ФГБУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" ф-л по Северо-Западному федеральному округу, ФГБУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" ф-л по СЗФО
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: Министрерство обороны Российской федерации, ФГБУ "Центральноем Жилищно-коммунальное управление"