город Омск |
|
29 ноября 2019 г. |
Дело N А70-14045/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14087/2019) индивидуального предпринимателя Джабраилова Валеха Валех оглы на решение Арбитражного суда Тюменской области от 17.09.2019 по делу N А70-14045/2019, принятое по заявлению межмуниципального отдела МВД России "Тобольский" о привлечении индивидуального предпринимателя Джабраилова Валеха Валех оглы (ОГРНИП 312723229800053, ИНН 720600059329) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом,
установил:
Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Тобольский" (далее - МО МВД России "Тобольский", административный орган, заявитель) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Джабраилову Валех Валех оглы (далее - ИП Джабраилов В.В.о., предприниматель, заинтересованное лицо) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 17.09.2019 заявленные требования удовлетворены. ИП Джабраилов В.В.о. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 руб.
Суд первой инстанции также определил изъятую алкогольную продукцию, отраженную в протоколе изъятия от 27.07.2018, направить на уничтожение в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Возражая против принятого по делу судебного акта, предприниматель в апелляционной жалобе просит его отменить, поскольку материалами дела факт реализации алкогольной продукции не подтверждается, реализация предполагает получение дохода и прибыли, в настоящем же случае имел место только факт передачи.
Просительная часть жалобы также содержит ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие предпринимателя.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об его отложении не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие данных лиц в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что на основании рапорта от 25.07.2019 (л. д. 14) о наличии информации о реализации неустановленным лицом крепкой алкогольной продукции без лицензии в кафе "Берёзка", расположенном по адресу: Тюменская область, г. Тобольск, 7 А мкр., стр. 24 Б принято постановление от 25.07.2019 о проведении оперативно-розыскных мероприятий (л. д. 15).
В ходе проверочной закупки выявлен факт осуществления предпринимателем незаконной продажи алкогольной продукции - коньяк "Лезгинка", объем 200 гр, крепость 40% по цене 300 руб.
Актом от 26.07.2019 сотрудниками административного органа осмотрены денежные средства в количестве четырех купюр номиналом 100 руб. с серийными номерами 3133711, 1674144, 2215181, 9200808 (л. д. 19-20).
Денежные средства переданы в ходе реализации алкогольной продукции в присутствии двух незаинтересованных лиц, что подтверждается актом осмотра и передачи денежных средств (л. д. 19).
Согласно протоколу изъятия от 26.07.2019 (л. д. 24-26) в ходе осмотра кафе обнаружена и изъята следующая алкогольная продукция: водка "ZERO" 7 бутылок объемом 0,5 л, стоимостью 150 руб. за бутылку, водка "Финская силвер", объем 0,5 л, 40% 4 шт., напиток винный полусладкий "Фаворит", объем 0,5 л, 12%, 2шт., напиток винный "Российское золото", объем 0,75 л, 6%, 2 шт., вино столовое "Таманкое", объем 0,7 л, 10-12%, 1 шт., вино "Виорика Либмартамилх", объем 0,7 л, 10% 2 шт., вино "Кагор Хромовый", объем 0,7 л, 10% 2 шт., вино "Южный ветер", объем 0,75 л, 11-13% 1 шт., вино "Мускат Крымский, объем 0,75 л, 10-12% 1 шт., графин стеклянный объемом 0,5 л с содержанием коньяка 0,2 л.
Сопроводительные документы на выявленную алкогольную продукцию ИП Джабраилова В.В. не представлены.
Изъятая алкогольная продукция в количестве 16 бутылок помещена на хранение по адресу: г. Тобольск, 4 мкр., д. 58, хранилище N 10 МО МВД России "Тобольский" (л. д. 31-32).
Согласно акту проверочной закупки сотруднику административного органа продана алкогольная продукция - коньяк "Лезгинка", объёмом 200 гр, крепостью 40% стоимостью 300 руб. (л. д. 18).
26.07.2019 в ходе проверочной закупки у ИП Джабраилова В.В.о. отобраны объяснения (л. д. 28-30).
Факт реализации алкогольной продукции подтверждается материалами проверки, а именно: рапортами о выявлении признаков административного правонарушения (л. д. 14, 17), актом передачи денежных средств от 26.07.2019 (л. д. 19-20), актом проверочной закупки от 26.07.2019 (л. д. 18), протоколом осмотра помещений и территорий (л. д. 21-23), протоколом изъятия алкогольной продукции (л. д. 24-26), объяснениями ИП Джабраилова В.В.о. (л. д. 28-30).
По результатам проверки заявителем в отношении предпринимателя и в его присутствии составлен протокол об административном правонарушении от 01.08.2019 N 72 К 000519873724 по признакам части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ - незаконная розничная продажа алкогольной продукции лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (л. д. 6).
Полномочия сотрудников полиции на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, предоставлены пунктом 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ.
На основании части 1 статьи 23.1 КоАП РФ, части 2 статьи 202 АПК РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.
Арбитражным судом Тюменской области принято решение от 17.09.2019, которое обжаловано предпринимателем в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы расценивает как необоснованные, исходя из следующего.
В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), либо сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальным предпринимателем, либо розничной продажи произведенного сельскохозяйственным товаропроизводителем вина, игристого вина (шампанского), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объектом правонарушения, предусмотренного приведенной статьей, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, главным образом, лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективную сторону данного правонарушения образует, в том числе, оборот спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 01.08.2019 N 72 К 000519873724 ИП Джабраилову В.В.о. вменяется в вину совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, выразившегося в розничной реализации алкогольной продукции при отсутствии права на такую реализацию.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, в том числе виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и подлежащие лицензированию, порядок выдачи лицензий, приостановления, возобновления, прекращения действия лицензий, их аннулирования, установлены Федеральным законом N 171-ФЗ.
Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.
Алкогольная продукция подразделяется на такие виды как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) осуществляется организациями.
Розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи при оказании услуг общественного питания осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями.
Крестьянские (фермерские) хозяйства без образования юридического лица и индивидуальные предприниматели, признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями, осуществляют розничную продажу произведенных ими вина, игристого вина (шампанского).
В силу положений пункта 2 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции подлежит лицензированию.
Законом прямо предусмотрен запрет на оборот алкогольной продукции без соответствующей лицензии и сопроводительных документов (абзацы 7 и 8 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ).
Кроме того, оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота (пункт 1 статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 и пунктом 1 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ индивидуальные предприниматели вправе осуществлять только розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и ни при каких обстоятельствах не могут получить лицензию на осуществление видов деятельности из числа указанных в пункте 2 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ.
Если индивидуальный предприниматель в нарушение указанных норм осуществляет незаконную розничную продажу алкогольной продукции, он подлежит административной ответственности в соответствии с положениями части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.
Действия ИП Джабраилова В.В.о., выражающиеся в осуществлении незаконной розничной продаже алкогольной продукцией, верно квалифицированы административным органом по части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.
Факт реализации алкогольной продукции подтверждается материалами проверки, а именно: рапортами о выявлении признаков административного правонарушения (л. д. 14, 17), актом передачи денежных средств от 26.07.2019 (л. д. 19-20), актом проверочной закупки от 26.07.2019 (л. д. 18), протоколом осмотра помещений и территорий (л. д. 21-23), протоколом изъятия алкогольной продукции (л. д. 24-26), объяснениями ИП Джабраилова В.В.о. (л. д. 28-30).
Доводы подателя жалобы об отсутствии факта реализации алкогольной продукции признаются апелляционным судом несостоятельными.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 19 постановления Пленума от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", судам необходимо выяснять, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие факт реализации товаров (например, акт контрольной закупки).
В настоящем деле факт реализации алкогольной продукции подтвержден материалами контрольной закупки, а именно актом передачи денежных средств от 26.07.2019.
Кроме того, как следует из объяснений ИП Джабраилова В.В.о. (л. д. 28-30) "_я пожалел молодого человека и продал 200 грамм коньяка_". Указание предпринимателя в объяснениях на то, что алкогольная продукция принадлежит Татьяне, оставлена в кафе для проведения юбилея, не принимаются судом во внимание, поскольку не подтверждены какими-либо доказательствами и не освобождает предпринимателя от ответственности за реализацию крепкой алкогольной продукции.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, и обоснованно признаны судом первой инстанции доказанными.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В рассматриваемом случае вина предпринимателя в совершении вменяемого ему правонарушения выражается в том, что вопреки законодательному запрету осуществления предпринимателями оборота крепкой алкогольной и спиртосодержащей продукцией, он допустил реализацию на своей торговой точке означенной продукции, что свидетельствует о наличии вины в составе административного правонарушения.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что наличие в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, административным органом установлено и подтверждается материалами дела.
Суд апелляционной инстанции принимается во внимание, что из сведений открытых интернет источников следует, что ИП Джабраилов В.В.о. привлекался к административной ответственности по части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ решением Арбитражного суда Тюменской области от 02.08.2019 по делу N А70-9488/2019.
Таким образом, на дату совершения настоящего административного правонарушения (26.07.2019) предприниматель не был привлечен к административной ответственности. Иных данных о том, что ИП Джабраилов В.В.о. привлекался за административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, материалы дела не содержат.
Наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. назначено предпринимателю по правилам статей 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ, с учетом характера правонарушения и обстоятельств его совершения, а также в минимальном размере санкции, предусмотренном частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае отсутствуют основания для снижения размера административного штрафа ниже низшего предела на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, поскольку доказательств наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного предпринимателем административного правонарушения и его последствиями, в материалах дела не имеется.
Оснований для признания правонарушения малозначительным или замены его на предупреждение не установлено.
Срок, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы на оплату государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Джабраилова Валеха Валех оглы оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 17.09.2019 по делу N А70-14045/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-14045/2019
Истец: Межмуниципальный отдел МВД России "Тобольский" в лице заместителя начальника полиции подполковник полиции Куликова А.Н., МО МВД России "Тобольский" в лице заместителя начальника полиции подполковник полиции Куликова А.Н.
Ответчик: ИП Джабраилов Валех Валех оглы