г. Москва |
|
29 ноября 2019 г. |
Дело N А40-305650/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.И. Левченко,
судей Е.А. Птанской, Е.Б. Расторгуева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.М. Кулиш,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "Авиационная компания "Трансаэро"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 20 сентября 2019 года
по делу N А40-305650/18, принятое судьей Ю.Ю. Лакоба,
по иску Открытого акционерного общества "Авиационная компания "Трансаэро"
(ОГРН: 1025700775870; 191104, город Санкт-Петербург, Литейный проспект, дом 48 литер а)
к Публичному акционерному обществу "Аэрофлот"
(ОГРН: 1027700092661; 119019, город Москва, улица Арбат, дом 1)
о взыскании 1 730 302 рублей 40 копеек задолженности
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Паленов Е.С. по доверенности от 20.09.2017
от ответчика: Кирьянова Р.М. по доверенности от 18.10.2019, Гудыменко И.В. по доверенности от 02.11.2018
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Авиационная компания "Трансаэро" (далее - ООО "АК "Трансаэро", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Публичному акционерному обществу "Аэрофлот" (далее - ПАО "Аэрофлот", ответчик) о взыскании 1 730 302 рублей 40 копеек задолженности, 437 046 рублей 81 копейки пени, пени по дату фактического исполнения обязательств.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.09.2019 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что ссылки ответчика на акты сверки расчетов недействительны, поскольку к нему не были представлены первичные документы, которые истец мог бы проверить и выявить несоответствия со своим учетам.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Поскольку апелляционная жалоба подана без пропуска срока на обжалование, лица, участвующие в деле, которые были надлежащим образом извещены в суде первой инстанции, считаются надлежаще извещенными.
В заседании суда апелляционной инстанции 27.11.2019 представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители ответчика возражали против удовлетворения жалобы, просили решение суда оставить без изменения.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 20.09.2019 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, 01.11.2012 между ОАО "АК "Трансаэро" и ОАО "Аэрофлот" заключено соглашение о передаче пассажиров между ОАО "Аэрофлот" (SU) и ОАО "АК "Трансаэро" (UN) (далее - соглашение), предметом которого являются порядок передачи и перевозки пассажиров и их багажа сторонами на рейсы друг друга по Манифесту о прерывании полета, а также условия расчетов за осуществленные перевозки.
Главой 5 соглашения ФИМ передающая авиакомпания соглашается выплачивать принимающей авиакомпании суммы за выполненные перевозки в соответствии с условиями приложения N 2 к настоящему соглашению.
Расчеты между сторонами за предоставление в соответствии с настоящим соглашением услуг, а также услуг, которые могут быть предметом дополнительных соглашений между сторонами, будут производиться в порядке, предусмотренном в приложении N 1 к настоящему соглашению, являющемся его неотъемлемой частью.
В соответствии с пунктом 2.1 приложения N 1 к соглашению ФИМ (в ред. дополнительного соглашения N 5) счета за перевозки отчетного периода, а также предшествующих периодов, если таковые имеются, направляются в течение 10 дней по окончании отчетного периода. Отчетным периодом считается календарный месяц.
Ежемесячно в течение 5-ти календарных дней после получения счетов стороны сальдируют счета и кредит-ноты, подлежащие оплате. Подтверждением получения счетов является штамп почтового ведомства или роспись лица, получившего счета (пункт 3.1 приложения N 1 к соглашению ФИМ в ред. дополнительного соглашения N 5). Обмен выписками расчетов осуществляется за каждый отчетный период. Счета и кредит-ноты сторон, полученные после обмена выписками за отчетный период, включаются в выписку последующего отчетного периода (пункт 3.2 приложения N 1 к соглашению ФИМ). Согласно пункту 3.3. приложения N 1 к соглашению ФИМ выписка расчетов составляется с учетом кредиторской/дебиторской задолженности партнеров предыдущего отчетного периода. После обмена выписками и определения баланса взаимных расчетов сторона дебитор в срок не позднее 30 календарных дней после окончания отчетного периода осуществляет перевод суммы сальдо на расчётный счет стороны-кредитора. Перевод должен осуществляться по реквизитам стороны в чью пользу определено сальдо (пункты 4.1, 4.2 приложения N 1 к соглашению ФИМ в ред. дополнительного соглашения N 5).
Истец, обращаясь с заявленные требованиями, ссылается на обстоятельства подписания ответчиком акта сверки по состоянию на 31.12.2015, которым ответчик подтвердил задолженность перед истцом в размере 1 730 302 рублей 40 копеек, однако спорная сумма без наличия на то правовых оснований не была перечислена ответчиком.
Истцом в соответствии с пунктом 4.4. приложения N 1 к соглашению начислена неустойка в общей сумме 437 046 рублей 81 копейка.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 ГК РФ).
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, просрочки исполнения. Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства (статьи 330, 331 ГК РФ).
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статья 65 АПК РФ).
Суд, проанализировав акт на 31.12.2015 и сальдо взаимных расчетов, определил что в пользу ПАО "Аэрофлот", и по условиям соглашения подлежит оплате ПАО "Аэрофлот" со стороны ОАО "АК "Трансаэро", ввиду чего требования относительно взыскания задолженности ПАО "Аэрофлот" перед ОАО "АК "Трансаэро" удовлетворению не подлежат.
По мнению истца, ссылки на акты сверки расчетов не могут быть признаны действительны, поскольку к актам не были представлены первичные документы, в которых истец мог бы выявить несоответствия со своим учетам.
Суд апелляционной инстанции установил, что акт сверки и выписка расчетов, составленные ПАО "Аэрофлот" на основании представленных сторонами друг другу первичных документов, получены истцом 25.02.2016, о чем свидетельствует отметка о получении, состоятельны в полном их виде.
В акт сверки не включено ни одной суммы и периода, которые включены в реестр требований задолженности кредиторов ОАО "АК "Трансаэро".
В соответствии с приложением N 1 к договору счета за перевозки представляются за отчетный период, соответственно, периодом оказания услуг (отчетным периодам). Таким образом, в счета, включенные в акт сверки и выписку расчетов, включен период декабря 2015, о чем свидетельствует столбец 4 выписки расчетов "Период перевозки".
В соответствии с пунктами 3.1, 3.3 приложения N 1 к договору подтверждением получения счетов является штамп почтового ведомства или роспись лица, получившего счета. ПАО "Аэрофлот" была направлена в адрес ОАО "АК "Трансаэро" вся первичная документация от 12.01.2015, 28.12.2015, 28.10.2015, 20.10.2015, 19.10.2015.
Таким образом, ПАО "Аэрофлот" обязательства исполнены надлежащим образом. В материалы дела ПАО "Аэрофлот" представлены титульные листы писем о своевременном направлении счетов и кредит-нот. Представленная первичная документация подтверждает количество перевозок совершенных ПАО "Аэрофлот" для пассажиров ОАО "АК "Трансаэро".
Кроме того, в опровержении о непредставлении первичных документов ответчиком, стоит отметить, что предметом рассмотрения являлись исключительно перевозки ОАО "АК "Трансаэро", за основу должны быть взяты первичные документы, подтверждающие перевозки именно ОАО "АК "Трансаэро", а не ПАО "Аэрофлот".
Из условий договора и приложений к нему следует право сторон предъявлять претензии по направленным счетам, вести переписку по спорным суммам. Вместе с тем, ОАО "АК "Трансаэро", имея в распоряжении первичные документы обеих сторон, на продолжении длительного времени не предъявляло ПАО "Аэрофлот": соответствующих претензий, не вела переписку по спорным суммам в счетах, тем самым фактически признало выставленные счета и наличие задолженности.
Относительно довода истца о представлении ответчиком только свода первичных документов, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Как верно следует из материалов дела, истцом были получены все первичные документы в спорный период до составления, направления и получения ОАО "АК "Трансаэро" акта сверки и выписки расчетов. Истец имел возможность по представленным ПАО "Аэрофлот" счетам, направить претензии в рамках договора, до момента сальдирования по условиям заключенного между сторонами договора, однако соответствующим правом не воспользовался.
Относительно доводов о невозможности проведения ни зачета, ни сальдирования в рамках заключенного сторонами договора, отмечается следующее.
Согласно главе 5 договора ФИМ передающая авиакомпания соглашается выплачивать принимающей авиакомпании суммы за выполненные перевозки в соответствии с условиями приложения N 2 к настоящему Договору. Расчеты между сторонами за предоставление в соответствии с настоящим договором услуг, а также услуг, которые могут быть предметом дополнительных соглашений между сторонами, будут производиться в порядке, предусмотренном в приложении N 1 к настоящему договору, являющемся его неотъемлемой частью.
В соответствии с пунктом 2.1 приложения N 1 к договору ФИМ (в ред. дополнительного соглашения N 5) счета за перевозки отчетного периода, а также предшествующих периодов, если таковые имеются, направляются в течение 10 дней по окончании отчетного периода.
Ежемесячно в течение пяти календарных дней после получения счетов стороны сальдируют счета и кредит-ноты, подлежащие оплате. Подтверждением получения счетов является штамп почтового ведомства или роспись лица, получившего счета (пункт 3.1 приложения N 1 к договору ФИМ).
Согласно пункту 3.3 приложения N 1 к договору ФИМ выписка расчетов составляется с учетом кредиторской/дебиторской задолженности партнеров предыдущего отчетного периода.
После обмена выписками и определения баланса взаимных расчетов сторона-дебитор в срок не позднее 30 календарных дней после окончания отчетного периода осуществляет перевод суммы сальдо на расчетный счет стороны-кредитора. Перевод должен осуществляться по реквизитам стороны в чью пользу определено сальдо (пункт 4.1, 4.2 приложения N 1 к договору ФИМ в ред. дополнительного соглашения N 5).
В силу пункта 421 ГК РФ, условий заключенного между сторонами договора ФИМ, обязательства сторон по оплате определяются и возникли исключительно по результатам сальдирования направленных сторонами счетов. Расчеты сторон в виде перевода сальдо стороне-кредитору, уменьшенное на сумму задолженности стороны-дебитора, установлены договором ФИМ.
В материалы дела истцом не представлено доказательств, что ПАО "Аэрофлот" своими действиями нарушило пункт 8 статьи 142 Закона о банкротстве. В материалы дела не представлены документы, подтверждающие нарушение очередности и пропорционального удовлетворения требований кредиторов.
Произведенный расчет, в соответствии с сальдо, установленный положениями заключенного договора, не противоречит положениям абзаца 7 пункта 1 статьи 63, абзаца 9 пункт 1 статьи 81, абзаца 3 пункта 8 статьи 142 Закона о банкротстве, устанавливающим ограничения для проведения зачета в различных процедурах. В процедуре наблюдения и финансового оздоровления не ограничена возможность зачета, осуществляемого для прекращения текущего требования.
При этом судом первой инстанции установлено, что если при проведении зачета не будет нарушена очередность и соблюдена пропорциональность удовлетворения требований кредиторов по текущим обязательства, то закрыть задолженность путем уведомления о зачете возможно. Доказательств обратного ОАО "АК "Трансаэро" в материалы дела не представлено.
Суд первой инстанции в решении указал, что по акту на 31.12.2015 сальдо взаимных расчетов определено в пользу ПАО "Аэрофлот", и по условиям соглашения подлежит оплате ПАО "Аэрофлот" со стороны ОАО "АК "Трансаэро", требования относительно взыскания задолженности ПАО "Аэрофлот" перед ОАО "АК "Трансаэро" удовлетворению не подлежат.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы 20 сентября 2019 года по делу N А40-305650/18 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.И. Левченко |
Судьи |
Е.А. Птанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-305650/2018
Истец: ОАО "АВИАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ "ТРАНСАЭРО"
Ответчик: ПАО "Аэрофлот"