г. Москва |
|
28 ноября 2019 г. |
Дело N А40-86710/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
В.А.Свиридова, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Шевцовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУ Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02 сентября 2019 г. по делу N А40-86710/19 принятое судьей Бедрацкой А.В.
по заявлению ЗАО "ДФМ" (ИНН 7725592847, ОГРН 1067761625832 )
к ГУ Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 7710030933, ОГРН 1027700532298)
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявления: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Рабцевич А.В., по дов. от 13.11.2019 |
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Дженерал Фрейт Менеджмент" (далее - Общество, заявитель), с учетом уточнения требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ, обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Московскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ (филиал N 19) (далее - ответчик, Фонд) о признании недействительным решения от 16 января 2019 г. N 90 с/о-д о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также об обязании устранить допущенные нарушения путем возврата недоимки в размере 8 631, 64 руб., пени в размере 104, 50 руб., штрафные санкции в размере 1726, 33 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02.09.2019 заявленные требования удовлетворены.
Фонд не согласился с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать. По мнению ответчика, при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела. Считает, что оплата дополнительных выходных дней должна включаться в базу для расчета страховых взносов.
Представитель Фонда поддержал апелляционную жалобу в судебном заседании, просил решение суда отменить, отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании решения N 90 с/о-д от 16.01.2019 г. должностными лицами филиала N 19 Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации была проведена выездная проверка Общества по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в с связи с материнством за период с 01 января 2015 г. по 31 декабря 2016 г.
В ходе проверки было выявлено занижение базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации за 2015-2017 года на сумму 297 644 руб., в результате чего сумма неуплаченных страховых взносов составила 8631, 64 руб.
Занижение страховых взносов, по мнению проверяющих, произошло в результате не включения в объект обложения компенсации на оплату 4-х дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами (база для начисления страховых взносов в сумме 297 644 руб.), выплата которой производилась в соответствии со ст. 262 ТК РФ и осуществляется исходя из среднего заработка, на основании п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
По результатам проверки составлен акт N 90 с/о-д от 12 декабря 2018 г., в котором отражены выявленные нарушения.
16 января 2019 г. Фондом вынесено решение N 90 с/о-д, которым Общество привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 47 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах), в виде штрафа в размере 1726 руб. 33 коп.
Решением Фонда заявителю предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 8631 руб. 64 коп., а также штраф в размере 1726 руб. 33 коп. и пени по состоянию на 01.01.2017 г. в размере 104, 50 руб.
Общество, полагая, что данное решение принято с нарушением норм права и нарушает права и законные интересы заявителя, обжаловало решение Фонда в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования о признании недействительным указанного решения, суд первой инстанции исходил из того, что указанные выплаты не являются вознаграждением за труд, а являются по существу гарантированной государством компенсацией лицам, исполняющим семейные обязанности. Поэтому такие выплаты не должны включаться работодателем в облагаемую базу по страховым взносам.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд руководствуется следующим.
В силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N165-ФЗ) организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию, Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно п. 1 ст. 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В соответствии с ч.1 ст.7 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (действовал по 31.12.2016), объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений, а согласно ч.1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона N 212-ФЗ. С 01.01.2017 отношения по уплате страховых взносов регулируются гл. 34 НК РФ.
В соответствии со ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В силу ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это определяемое на основе имеющих фиксированный размер тарифной ставки или должностного оклада вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, а системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами.
Наличие же трудовых отношений само по себе не свидетельствует о том, что оплата выходных дней представляет собой форму оплаты труда (вознаграждение) соответствующего работника и производилась Обществом именно в этих целях.
При этом согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12, выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд).
Данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан.
Следовательно, данные выплаты в силу пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами, поскольку не являются вознаграждением за труд, а являются по существу гарантированной государством компенсацией лицам, исполняющим семейные обязанности.
Таким образом, оплата выходных дней, несмотря на порядок исчисления ее размера в зависимости от среднего заработка, не отвечает предусмотренным указанными выше положениями ТК РФ признакам и критериям оплаты труда (вознаграждения) работников, в связи с чем оснований для ее квалификации в качестве выплат или иных вознаграждений, которые в силу ч. 1 ст. 7 Закона N 212 являются объектом обложения Взносами, в данном случае не имеется, а доводы Фонда об обратном не могут быть приняты во внимание.
Учитывая изложенное, правовые основания для доначисления Обществу к уплате страховых взносов в размере 8631 руб. 64 коп. и привлечения его к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Закона о страховых взносах, в виде штрафа в размере 1726 руб. 33 коп. и начислении пени в размере 104, 50 руб., отсутствовали.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ оспариваемое решение Фонда признано незаконным, требования заявителя - удовлетворены.
Принимая во внимание вышеизложенное, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права.
В свою очередь, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются апелляционным судом, так как основаны на неверном толковании норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 02 сентября 2019 г. по делу N А40-86710/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-86710/2019
Истец: ЗАО "ДЖЕНЕРАЛ ФРЕЙТ МЕНЕДЖМЕНТ"
Ответчик: ГУ МОСКОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ