г. Москва |
|
29 ноября 2019 г. |
Дело N А40-99540/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Елоева А.М.,
судей: Юрковой Н.В., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Хыбыртовой З.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ГБУ "Жилищник района Аэропорт" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.08.2019 по делу N А40-99540/19 по иску ФГУП "УСЗ" к ГБУ "Жилищник района Аэропорт" (ИНН 7714924868), третьи лица: ПАО "МОЭК", АО "Мосводоканал"
о взыскании задолженности в размере 503 397,23 руб.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Ерофеева Н.А. по доверенности от 01.07.2019,
от ответчика: не явился, извещен,
от третьих лиц: не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Управление служебными зданиями" обратилось в арбитражный суд с иском к ГБУ "Жилищник района Аэропорт" о взыскании задолженности в размере 498 109 руб. 09 коп., пени в размере 5 288 руб. 14 коп.
Определением от 04.06.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ПАО "МОЭК", АО "Мосводоканал".
Решением от 12.08.2019 Арбитражный суд г.Москвы удовлетворил исковые требования.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просил указанное решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на неправомерность произведенного истцом расчета задолженности и пени.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, между Федеральным государственным унитарным предприятием "Управление служебными и жилыми зданиями" (ФГУП "УСиЖЗ") (правопредшественник истца, поставщик) и Государственным бюджетным учреждением "Жилищник района Аэропорт" (потребитель) заключен договор N 17-01/04-15 от 03.04.2015 (далее - договор) на отпуск и поставку тепловой энергии, горячей и холодной воды, водоотведения.
В соответствии с распоряжением ТУ Росимущества в городе Москве от 19.12.2016 N 1387 ФГУП "УСиЖЗ" реорганизовано путем присоединения к Федеральному государственному унитарному предприятию организация социальной сферы "Управление служебными зданиями" (ФГУП ОСС "УСЗ").
Правопреемником всех прав и обязанностей ФГУП "УСиЖЗ" является ФГУП ОСС "УСЗ", что подтверждается сведениями, содержащимися в ЕГРЮЛ в отношении обоих лиц.
На основании пункта 1 распоряжения ТУ Росимущества в городе Москве от 19.12.2016 N 1387, Приказа Федерального агентства научных организаций (ФАНО России) от 11.05.2017 N 309 Федеральное государственное унитарное предприятие организация социальной сферы "Управление служебными зданиями" переименовано в Федеральное государственное унитарное предприятие "Управление служебными зданиями" (ФГУП "УСЗ").
Данные изменения были также зарегистрированы в ЕГРЮЛ.
С учетом изложенного и в соответствии с нормами действующего законодательства судом обоснованно указано, что истец является универсальным правопреемником поставщика по договору в спорны правоотношениях.
Предметом договора является поставка (отпуск) поставщиком потребителю коммунальных ресурсов, за которые ответчик, как потребитель, обязался ежемесячно производить оплаты.
Поставка коммунальных ресурсов осуществлялась для обеспечения многоквартирного дома, находящегося по адресу: г. Москва, 1-й Балтийский пер., д. 3/25, в отношении которого ответчиком осуществляется управление - ГБУ "Жилищник по району Аэропорт" является управляющей компанией.
Согласно п. 3 Договора, Ответчик обязался уплачивать ежемесячно стоимость тепловой энергии, потребленной водопроводной воды, в том числе за горячее и холодное водоснабжение, стоимость водоотведения.
Согласно п. 4. договора сторонами определен порядок расчета оплаты и объем потребляемой в многоквартирном доме холодной и горячей воды, а именно: в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 расчетным способом, согласно разд. 4 приложения 2 к Постановлению Правительства Москвы от 10.02.2004 N 77-ПП по нормативам потребления, установленным Постановлением Правительства Москвы от 26.07.1998 N 566, составляющих: в холодное водоснабжение - 6,935 куб. м. на 1 человека в месяц; горячее водоснабжение - 4,745 куб. м. на 1 человека в месяц, исходя из количества граждан, проживающих в квартирах спорного многоквартирного дома, равного 170 человек.
Согласно п. 6 договора ответчик обязался производить оплаты на основании выставленных счетов истца ежемесячно, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным.
Судом первой инстанции установлено, что 08.11.2017 между истцом и ответчиком было заключено дополнительное соглашение N 1 к договору, в соответствии с п. 6 которого стороны согласовали, что дополнительное соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами и распространяет свое действие с 01.05.2017.
Такж, названным дополнительным соглашением были внесены изменения в п. 3.1 договора, а именно: стороны согласовали, что доля тепловой энергии, приходящейся на квартиры общей площадью 5 267,7 кв. м., расположенные в многоквартирном доме по адресу: г. Москва, 1-й Балтийский пер., д. 3/25, составляет 6, 467 % от общего объема тепловой энергии, учитываемой Поставщиком по тарифу за 1 (одну) Гкал.
Указав, что за декабрь 2018 года ответчик не исполнил обязательства по уплате за фактически поставленный коммунальный ресурс, в результате образовалась задолженность в размере 498 109 руб. 09 коп., ответчика за поставленный энергоресурс составляет 4 793 318 руб. 34 коп. коп., истец обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии с положениями ч.ч. 9.1., 9.2., 9.3., 9.4. ст. 15 Закона о теплоснабжении, потребитель тепловой энергии, несвоевременно и (или) полностью оплативший тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору теплоснабжения, обязан уплатить единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере, предусмотренном указанным законом.
Истцом также заявлено о взыскании пени в 5 288 руб. 14.
На основании п. 1 ст. 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с п. 1 ст. 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими прибооами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Закона о теплоснабжении, единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения.
Договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Закона о теплоснабжении, местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки (ЦТП) или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.
Из материалов дела следует, что многоквартирный дом, управление которым осуществляет ответчик, расположенный по адресу: г. Москва, 1-й Балтийский пер., д. 3/25, обеспечивается тепловой энергией через ЦТП (кадастровый номер 77:09:0004004:1104), принадлежащий истцу на праве хозяйственного ведения, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из ЕГРН от 10.10.2017.
Истец осуществляет оплату за тепловую энергию, подаваемую через ЦТП по заключенному договору теплоснабжения N 02.112148кТЭ от 16.01.2018 с ПАО "МОЭК" в лице филиала 11 "Горэнергосбыт".
Многоквартирный дом находится в управлении ГБУ "Жилищник района Аэропорт", обеспечивается тепловой энергией через ЦТП истца.
Ответчик потребляет тепловую энергию, горячую и холодную воду, поставленную истцом по договору N 17-01/04-15 от 03.04.2015 на отпуск и поставку тепловой энергии, горячей и холодной воды, водоотведения.
В соответствии с положениями Закона о теплоснабжении, ОАО "Мосэнерго" является энергоснабжающей организацией, ФГУП "УСЗ" - теплосетевой организацией, владеющей ЦТП, ГБУ "Жилищник района Аэропорт" управляющей организацией многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Москва, 1-й Балтийский пер., д. 3/25, потребляющего поставляемые коммунальные ресурсы.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам, за спорный период (декабрь 2018 г.) через ЦТП истца в многоквартирный дом, находящийся по адресу: г. Москва, 1-й Балтийский пер., д. 3/25, осуществлялась поставка тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения.
Доказательств обратного, в том числе, доказательств поставки в спорный период спорных коммунальных услуг ответчику иным поставщиком, в материалы дела не представлено.
В связи с изложенным, признается обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии у ответчика обязательства перед истцом по возмещению оплаты за фактически потребленную тепловую энергию и теплоноситель, за фактически потребленное горячее и холодное водоснабжение и водоотведение.
Признавая правомерность требований истца об определении объема потребленного коммунального ресурса исходя из нормативов потребления, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п. 9 ст. 15 Закона о теплоснабжении оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 9.1. ст. 15 Закона о теплоснабжении, потребитель тепловой энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплативший тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору теплоснабжения, обязан уплатить единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В нарушении Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Часовая, д.27/12., отсутствует общедомовой прибор учета тепловой энергии и не во всех помещениях (квартирах) установлены общие (квартирные) приборы учета.
Объем потребленного коммунального ресурса определяется по показаниям индивидуальных или общедомовых приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления.
В соответствии с п. 4 договора от 03.04.2015 N 17-01/04-15 на отпуск и поставку тепловой энергии, горячей и холодной воды, водоотведения объем потребленной в многоквартирном доме холодной и горячей воды определяется в соответствии с Постановлением Правительств РФ от 06.05.2011 N 354 расчетным способом согласно разд. 4 приложения 2 к Постановлению Правительства Москвы от 10.02.2004. N 77-ПП по нормативам потребления, установленным постановлением Правительства Москвы от 26.07.1998 N 566 исходя из количества граждан, проживающих в квартирах в данном многоквартирном доме, равного 170 человек.
Следует отметить, что материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что сторонами были заключены иные соглашения, вносящие изменения в названный пункт договора, в том числе, в связи с установлением приборов учета.
При этом ГБУ "Жилищник района Аэропорт" не уведомило поставщика по договору об установлении водяных счетчиков в квартирах, и не предоставляло показаний счетчиков в квартирах, где они установлены.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного у истца не возникало оснований рассчитывать потребление поставленного ресурса в соответствии п. 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией, ТСЖ, ЖК или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124.
Представленные в материалы дела ответчиком сведения из ГБУ г. Москвы "МФЦ" не опровергают совокупность иных, представленных в материалы дела доказательств, при этом не содержат сведений о начислениях и оплатах за потребленный ресурс на общедомовые нужды, кроме того, из данных сведений невозможно установить назначение платежа по произведенным населением оплатам.
Кроме того, само по себе наличие данных сведений не может освобождать ответчика, как потребителя ресурса, от обязанность по своевременному предоставлению сведений об установлении приборов учета и передаче показателей данных приборов поставщику ресурса.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд самостоятельно оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
На основании изложенного, указав на наличие документально подтвержденной задолженности, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
При этом апелляционный суд учитывает, что факт неоплаты поставленных коммунальных ресурсов за иные периоды по спорному адресу согласно расчетам, представленным ФГУП "УСЗ", был установлен вступившими в законную силу судебными актами по иным арбитражным делам: N N А40-146295/17,А40-48214/18, А40-88170/18.
Между тем, ответчик в добровольном порядке оплату за поставленные коммунальные ресурсы на нужды многоквартирного не осуществляет.
Оценив все имеющиеся доказательства, апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были оценены судом первой инстанции, и влияли бы на законность и обоснованность судебного акта.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.08.2019 по делу N А40-99540/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
А.М. Елоев |
Судьи |
Н.В. Юркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-99540/2019
Истец: ФГУП "УПРАВЛЕНИЕ СЛУЖЕБНЫМИ ЗДАНИЯМИ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ЖИЛИЩНИК РАЙОНА АЭРОПОРТ"