02 декабря 2019 г. |
Дело N А84-1346/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 02 декабря 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Омельченко В.А.,
Яковлева С.С..,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лесик А.В.,
при участии: представителя Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - Дыбец А.М., доверенность от 09.01.2019 N 06; представителя акционерного общества "Балаклавское рудоуправление им. А.А. Горького" - Мартынюк Е.А., доверенность от 05.12.2018 N 2/3152;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 16.07.2019 по делу N А84-1346/2019 (судья Минько О.В.), принятое по заявлению акционерного общества "Балаклавское рудоуправление им. А.А. Горького" к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, с участием заинтересованного лица: Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании недействительным решения,
установил:
акционерное общество "Балаклавское рудоуправление им. А.А. Горького" (далее - АО "Балаклавское рудоуправление им. А.А. Горького", Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным решения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, оформленное письмом от 27.02.2019 исх. N 2747/01-10-04-14/02/19, об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, в районе Балаклавской ДОФ и рудника участок 2 для размещения объектов, используемых с целью обеспечения пользования недрами; об обязании Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Акционерного общества "Балаклавское рудоуправление им. А.А. Горького" и совершить действия, предусмотренные постановлением Правительства Севастополя от 16.06.2015 N 522-ПП "Об утверждении Порядка и условий размещения на территории города Севастополя объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", по выдаче предприятию разрешения на использование земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, в районе Балаклавской ДОФ и рудника участок 2, для размещения объектов, используемых с целью обеспечения пользования недрами.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 16.07.2019, требования акционерного общества "Балаклавское рудоуправление им. А.А. Горького", были удовлетворены; решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, оформленное письмом от 27.02.2019 исх. N 2747/01-10-04-14/02/19, об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, в районе Балаклавской ДОФ и рудника участок 2, для размещения объектов, используемых с целью обеспечения пользования недрами, было признано незаконным. На Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя была возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Акционерного общества "Балаклавское рудоуправление им. А.А. Горького" и совершить действия, предусмотренные постановлением Правительства Севастополя от 16.06.2015 N 522-ПП "Об утверждении Порядка и условий размещения на территории города Севастополя объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", по выдаче предприятию разрешения на использование земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, в районе Балаклавской ДОФ и рудника участок 2, для размещения объектов, используемых с целью обеспечения пользования недрами. Этим же решением с Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в пользу АО "Балаклавское рудоуправление им. А.А. Горького" была взыскана государственная пошлина в размере 3000 (три тысячи) рублей 00 коп.
Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Севастополя от 16.07.2019 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что решение суда первой инстанции было принято при неправильном применении норм материального и процессуального права, при несоответствии в нем изложенных выводов установленным обстоятельствам и при неполном выяснении имеющих для дела обстоятельств. Также, апеллянт указывает на то, что суд первой инстанции не выяснил и не указал в обжалованном решении, какое функциональное назначение у спорного земельного участка по ныне действующему Генеральному плану города Севастополя.
Определением заместителя председателя Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2019, председательствующий судья Малышева И.А., была заменена на судью Карева А.Ю.
Представитель Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение Арбитражного суда города Севастополя от 16.07.2019 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества в полном объеме.
Представитель акционерного общества "Балаклавское рудоуправление им. А.А. Горького" возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, обосновывая свои возражения тем, что решение суда первой инстанции было вынесено с правильным применением норм материального права, с выяснением всех обстоятельствах, имеющих значение для дела.
Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте проведения судебного разбирательства был уведомлен надлежащим образом.
Апелляционный суд, принимая во внимание надлежащее уведомление Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, необязательность явки его представителя в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителя указанного лица.
Законность и обоснованность решения от 16 июля 2019 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что 12.05.1998 года между АО "Балаклавское рудоуправление им. А.А. Горького" и Севастопольской городской государственной администрацией был заключен Договор N 266 на право временного пользования земельными участками площадью 202,2294 га, из них: площадью 152,1433 га для разработки Псилерахского карьера; площадью 29,93301 га для складирования вскрышных пород и некондиционного известняка; площадью 20,1560 га для окончания рекультивации Балаклавского карьера (далее - Договор временного пользования землей).
В дальнейшем, с целью размещения объектов капитального строительства и оборудования, необходимых для подготовки сырья к транспортировке и (или) промышленной переработке, в соответствии с п. 5 ст. 11.10 Земельного Кодекса РФ, 20 февраля 2019 года АО "Балаклавское рудоуправление им. А.А. Горького" в соответствии с Порядком и условиями размещения на территории города Севастополя объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 16.06.2015 N 522-ПП (далее - Порядок), обратилось в адрес Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением от 28.06.2018 о выдаче разрешения на использование земельного участка, вх. N 22003/05-05-07/18 от 28.06.2018.
Получив указанное заявление, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя направил в адрес Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя запрос по вопросу возможности выдачи разрешений на размещение объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
По результатам рассмотрения запроса и приложенных к нему материалов, Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя был подготовлен ответ от 13.02.2019 N 940/01-02-04-13/03/19, в котором указано, что выдача заключения о возможности выдачи разрешения на использование земель или земельных участков, не согласована в связи с несоответствием земельного участка функциональному назначению; в связи с этим Департамент не согласовывает выдачу разрешения.
Рассмотрев указанное заявление, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя принял решение об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка (отказ от 27.02.2019 N 2747/01-10-04-14/02/19) на основании пп. 5 п. 9 "Порядка и условий размещения на территории города Севастополя объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 16.06.2015 N 522-ПП.
Не согласившись с отказом Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 27.02.2019 N 2747/01-10-04-14/02/19 по вопросу выдачи разрешения на использование земельного участка, АО "Балаклавское рудоуправление им. А.А. Горького" обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с настоящим заявлением, которое было удовлетворено судом первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, которое вступило в силу с 01.03.2015, был утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, пунктом 4 которого предусмотрен такой вид объектов как элементы благоустройства территории.
Постановлением Правительства Севастополя от 16.06.2015 N 522-ПП (ред. от 13.12.2018) "Об утверждении Порядка и условий размещения на территории города Севастополя объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Порядок N 522), был утвержден нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и условия размещения объектов, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 в городе Севастополе.
Пунктом 2 Порядка N 522 предусмотрено, что размещение объектов на землях и земельных участках, находящихся в собственности города Севастополя, осуществляется на основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - уполномоченный орган) о предоставлении разрешения на размещение объекта (объектов).
Пунктом 9 Порядка N 522 установлены условия, при которых уполномоченный орган отказывает в предоставлении разрешения на размещение объекта (объектов).
В частности, пунктом 5 Порядка N 522 установлено, что уполномоченный орган отказывает в предоставлении разрешения на размещение объекта (объектов), в случае если размещение объекта противоречит документации территориального планирования, градостроительного зонирования, землеустроительной документации.
Из материалов дела следует, что основанием для отказа Обществу в выдаче разрешения на использования земельного участка послужил ответ Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 13.02.2019 N 940/01-02-04-13/03/19, в котором указано, что выдача заключения о возможности выдачи разрешения на использование земель или земельных участков, не согласована в связи с несоответствием земельного участка функциональному назначению.
Суд апелляционной инстанции считает, что основания доя отмены решения суда первой инстанции отсутствуют, исходя из следующего.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 03.06.2019 N 4848-РДЗ была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем раздела земельного участка с сохранением в измененных границах с кадастровым номером 91:01:007004:38, расположенного: Российская Федерация, г. Севастополь, Балаклавский район, в районе Балаклавской ДОФ и рудника, участок 2. Отнесен образуемый земельный участок к категории земель "земли населенных пунктов". Определен вид разрешенного использования земельного участка "для разработки Псилерахского карьерая".
Суд апелляционной инстанции считает обоснованным довод суда о том, что разработка полезных ископаемых представляет собой технологический процесс, включающий в себя как добычу, подготовку к ней, создание сооружений, коммуникаций, подъездов, инфраструктуры и другое, то при разработке месторождения полезного ископаемого требуются земельные участки, как в пределах горного отвода, так и за его границей.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.09.2019 N Ф04-4063/2019 по делу N А75-3866/2019.
Соответственно, следует признать факт того, что испрашиваемое целевое назначение "для размещения объектов, используемых с целью обеспечения пользования недрами", соответствует виду разрешенного использования земельного участка.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспоренный отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является незаконным. Соответственно, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным решение Департамента, оформленное письмом от 27.02.2019 исх. N 2747/01-10-04-14/02/19, об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, в районе Балаклавской ДОФ и рудника участок 2, для размещения объектов, используемых с целью обеспечения пользования недрами, подлежит удовлетворению.
Кроме того, суд первой инстанции во исполнение требований ч. 4 ст. 201 АПК РФ обосновано возложил на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязанность совершить действия, предусмотренные постановлением Правительства Севастополя от 16.06.2015 N 522-ПП "Об утверждении Порядка и условий размещения на территории города Севастополя объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", по выдаче предприятию размещения на использование земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, в районе Балаклавской ДОФ и рудника участок 2 для размещения объектов, используемых с целью обеспечения пользования недрами.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, и не могут послужить основанием для отмены вынесенного судебного решения.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 16 июля 2019 года по делу N А84-1346/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
В.А. Омельченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-1346/2019
Истец: АО "Балаклавское рудоуправление им. А.М. Горького"
Третье лицо: Заместитель директора Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя- начальник управления по контролю за долевым строительством и обеспечению реализации инвестиционных проектов в жилищном строительстве Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя Соломахин Андрей Юрьевич, Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя