г. Москва |
|
02 декабря 2019 г. |
Дело N А41-71606/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей: Марченковой Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Брусенцовой И.В.,
при участии в заседании: представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ГУП ПЭО "БАЙКОНУРЭНЕРГО" Г. БАЙКОНУР на решение Арбитражного суда Московской области от 17.09.2019 по делу N А41-71606/19, принятое судьей Голубковым П.А., по заявлению ГУП ПЭО "БАЙКОНУРЭНЕРГО" Г. БАЙКОНУР к Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу и космодрому Байконур об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
ГУП ПЭО "Байконурэнерго" г. Байконур (далее - заявитель, предприятие) обратилось с заявлением к ИФНС России по городу и космодрому Байконуру (далее - заинтересованное лицо, административный орган, налоговый орган) об оспаривании постановления N 47 от 04.07.2019 г. о назначении административного наказания, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 257 307 руб. 86 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17.09.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ГУП ПЭО "БАЙКОНУРЭНЕРГО" Г. БАЙКОНУР не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе, путем публичного размещения информации по делу на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации http://www.arbitr.ru/, представители лиц, участвующих в деле в заседание не явились.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что между Предприятием и нерезидентом Акционерным обществом "Национальная компания "Казахстан темир жолы", Республика Казахстан (далее - АО "НК КТЖ") заключен договор электроснабжения от 30.11.2016 N 148/2-16 (далее - Договор).
Срок действия Договора до 31.12.2017 (п. 10.1 Договора).
На основании Договора Предприятие оформило в уполномоченном банке -Байконурский филиал АО "Фондсервисбанк" (далее - уполномоченный банк) паспорт сделки от 08.02.2017 N 17020003/2989/0004/3/1.
В рамках исполнения Договора Предприятием был выставлен счет N ЭЭ-2854/30 от 01.07.2017 на сумму 343077,15 рублей за оказание АО "НК КТЖ" услуг по электроснабжению в июле 2017 года.
Оплата по счету N ЭЭ-2854/30 от 01.07.2017 в сумме 343077,15 рублей 11.07.2017 поступила на счет предприятия N KZ696010331000245753 в банке АО "Народный Банк Казахстана", расположенный за пределами территории Российской Федерации (Республика Казахстан), что подтверждается платежным ордером от 11.07.2017 N 001414541900.
Следовательно, Предприятие, зачислив 11.07.2017 на счет N KZ696010331000245753 в банке АО "Народный Банк Казахстана" (Республика Казахстан) валютную выручку, поступившую от АО "НК КТЖ" по Договору в размере 343077,15 рублей в качестве оплаты за услуги электроснабжения нарушило требования, установленные ст. 12 и ч. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ, и, следовательно, совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КОАП РФ.
04.07.2019 г. в связи с выявленными нарушениями налоговым органом в отношении предприятия вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 47, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) в виде административного штрафа в размере 257 307 руб. 86 коп.
Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд признал их необонснованными.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда по данному делу, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.
В силу ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" для целей данного Закона используются следующие основные понятия: валюта Российской Федерации - денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации; резиденты - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; нерезиденты - иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации; валютные операции - отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.
Следовательно, под незаконными валютными операциями следует понимать валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, так и валютные операции, осуществленные с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, в том числе валютные операции, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Статьей 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ определены права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами - резидентами через счета, открытые в соответствии со ст. 12 настоящего Федерального закона в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 12 Закона N 173-ФЗ установлен исчерпывающий перечень разрешенных операций по зачислению средств на счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Операция по зачислению денежных средств, поступивших от нерезидента в счет оплаты за оказанные ему услуги, не входит в перечень разрешенных случаев, указанный в ст. 12 Закона N 173-ФЗ.
Поскольку совершенная резидентом и нерезидентом валютная операция также не входит в число валютных операций, совершение которых без использования счетов в уполномоченных банках предусмотрено Законом N 173-ФЗ, ее осуществление минуя счета в уполномоченных банках валютным законодательством Российской Федерации не допускается.
Осуществление обществом вышеназванной валютной операции свидетельствует о совершении обществом незаконной валютной операции и образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу ч. 1 ст. 1.5 настоящего Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, обязательными признаками административного правонарушения являются противоправность и виновность.
В рассматриваемом случае о вине общества в допущенном нарушении свидетельствует не совершение им предусмотренных нормами валютного законодательства действий, которые оно должно было, и имело возможность совершить.
В материалах дела не имеется доказательств того, что у ГУП ПЭО "Байконурэнерго" г. Байконур отсутствовала реальная возможность соблюсти требования действующего валютного законодательства, а также того, что обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством норм.
При указанных обстоятельствах в действиях общества имеется событие и состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод Заявителя не может быть признан Инспекцией состоятельным, так как ч.1 ст.12 Закона N 173-ФЗ установлено право резидентов открывать без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте и валюте РФ в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и данный факт Инспекцией не оспаривается.
Кроме того, Заявитель указывает, что в соответствии с ч.4 Закона N 173-ФЗ резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады) в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, денежные средства со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках или с других своих счетов (с вкладов) в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации, открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Данная норма закона предоставляет право Заявителю переводить денежные средства с других своих счетов (с вкладов) в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации, открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации на свои счета, в том числе на счета в уполномоченный банк".
Переводы денежных средств между своими счетами, открытыми в банках на территории других государств, могут осуществляться без нарушения валютного законодательства.
Данный факт Инспекцией не оспаривается, так как в Законе N 173-ФЗ установлен закрытый перечень операций, которые резиденты имеют право осуществлять с использованием счетов резидентов, открытых в банках за пределами территории Российской Федерации без нарушения норм валютного законодательства.
Приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа, согласно пп."б" п.9 ч.1 ст.1 Закона N 173-ФЗ является валютной операцией.
Таким образом, в соответствии с ч.9 ст.1 Закона N 173-ФЗ осуществленные расчеты между АО "НК КТЖ" и ГУП ПЭО "Байконурэнерго" г. Байконур являются валютной операцией.
В главе 2 Закона N 173-ФЗ содержатся требования к валютным операциям между резидентами и нерезидентами, к валютным операциям между резидентами, к счетам резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Статьей 6 Закона N 173-ФЗ установлено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации.
Частью 2 ст.14 Закона N 173-ФЗ установлено, что расчеты при осуществлении валютных операций юридическими лицами - резидентами производятся через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Данная норма закрепляет правила осуществления расчетов при осуществлении валютных операций резидентами - юридическими лицами (но никак не правила осуществления валютных операций только между юридическими лицами - резидентами, как указывает Заявитель).
Таким образом, из приведенных положений следует, что операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений. При этом расчеты при осуществлении валютных операций резидентами - юридическими лицами должны проводиться через банковские счета в уполномоченных банках.
Согласно ст.12 Закона N 173-ФЗ резиденты имеют право открывать без ограничений счета и вклады в иностранной валюте и валюте РФ, в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, с обязательным уведомлением налоговых органов по месту своего учета в России. Между тем указанная статья устанавливает строго определенные операции с денежными средствами резидента на счетах и вкладах, открытых в банке за пределами России.
В ст.12 Закона N 173-ФЗ приведен закрытый перечень разрешенных операций, связанных с зачислением резидентами денежных средств на счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации (ч.4 и ч.5 Закона N 173-ФЗ), и перечень разрешенных операций, связанных со списанием зачисленных денежных средств со счетов резидентов, открытых в таких банках (ч.6 и ч.6.1 Закона N 173-ФЗ).
В соответствии с ч.5 ст.12 Закона N 173-ФЗ наряду со случаями, указанными в ч. 4 ст.12 названного Закона, на счета (во вклады) резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, могут быть зачислены средства, полученные в случаях, установленных пп."ж" и "з" п. 9 ч.1 ст.1, п. п.10 - 12, 16 - 18 ч.1 ст.9, абз.6 - 8 ч.2, п.2 ч.3 ст.14, а также п.п.1 - 3 и 6 ч.2 ст.19 Закона N 173-ФЗ.
Таким образом, на счета резидента, открытые в банках, расположенных на территориях иностранных государств, могут быть зачислены денежные средства только по основаниям, перечисленным в ст.12 Закона N 173-ФЗ, в остальных случаях денежные средства подлежат зачислению на счета резидента в уполномоченных банках. При этом зачисление денежных средств на счета, открытые в иностранных банках, по основаниям, не предусмотренным ст.12 Закона N 173-ФЗ, будет противоречить валютному законодательству.
Операция по зачислению денежных средств, поступивших от нерезидента в счет оплаты за оказанные ему услуги, не входит в перечень разрешенных случаев, указанных в ст.12 Закона N 173-ФЗ.
Поскольку совершенная резидентом и нерезидентом валютная операция также не входит в число валютных операций, совершение которых без использования счетов в уполномоченных банках предусмотрено Законом N 173-ФЗ, ее осуществление минуя счета в уполномоченных банках валютным законодательством Российской Федерации не допускается.
Осуществляя внешнеторговую деятельность, ГУП ПЭО "Байконурэнерго" г. Байконур обязано было знать и соблюдать нормы валютного законодательства, предвидеть вредные последствия своего бездействия, а также обеспечить выполнение всех зависящих от него мер по предотвращению правонарушения.
Аналогичная позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 16.10.2018 по делу N А41-34315/2018.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 17.09.2019 по делу N А41-71606/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-71606/2019
Истец: ГУП "ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "БАЙКОНУРЭНЕРГО" ГОРОДА БАЙКОНУР
Ответчик: ГУП "ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "БАЙКОНУРЭНЕРГО" ГОРОДА БАЙКОНУР Россия, 468320, г. БАЙКОНУР, г. БАЙКОНУР, ул. ПИОНЕРСКАЯ, д. 1
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу и космодрому Байконур