г. Владивосток |
|
03 декабря 2019 г. |
Дело N А59-4623/2019 |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Т.А. Солохиной,
рассмотрев апелляционную жалобу Департамента образования администрации г. Южно-Сахалинска,
апелляционное производство N 05АП-7898/2019
на решение от 01.10.2019
судьи Е.С. Логиновой
по делу N А59-4623/2019 Арбитражного суда Сахалинской области,
принятое в порядке упрощённого производства,
по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области
к Департаменту образования администрации города Южно-Сахалинск
о взыскании финансовой санкции по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в размере 500 рублей за представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" по форме СЗВ-М за июль 2018 года,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области (далее - управление, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Департаменту образования администрации города Южно-Сахалинск (далее - департамент) о взыскании финансовой санкции в размере 500 рублей за представление неполных и (или) недостоверных сведений за июль 2018 года, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в постановлении от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением суда, изготовленным в виде резолютивной части, от 23.09.2019 (мотивированное решение от 01.10.2019) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, департамент обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 01.10.2019, департамент просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Пенсионного фонда.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указывает на отсутствие вины Департамента в предоставлении недостоверных сведений в Пенсионный фонд ввиду заключенного между Департаментом и муниципальным казенным учреждением "Централизованная бухгалтерия учреждений образования" договора о бухгалтерском обслуживании от 31 декабря 2015 года. По мнению заявителя жалобы, именно муниципальное казенное учреждение "Централизованная бухгалтерия учреждений образования" несет ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств в рамках заключенного договора. Также настаивает на том, что допущенная ошибка в фамилии застрахованного лица является ошибкой в правописании, которая не может быть квалифицирована как предоставление недостоверных сведений.
В установленный судом апелляционной инстанции срок отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ не поступил.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Учитывая, что суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для вызова сторон в судебное заседание, апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон по имеющимся в деле письменным доказательствам в порядке части 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Из материалов дела апелляционным судом установлено следующее.
Управлением на основании представленной 08 августа 2018 года от лица департамента отчетности по форме СЗВ-М с типом "исходная" за июль 2018 года проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 484 застрахованных лиц.
Сведения по форме СЗВ-М были приняты управлением частично, в отношении одного застрахованного лица сведения не были приняты, так как содержали ошибку в фамилии лица: указано "Шалецка Людмила Анатольевна", в то время как согласно данным застрахованных лиц, содержащимся в сведениях индивидуального лицевого счета, верными данными являются - "Шалецкая Людмила Анатольевна".
Данный факт зафиксирован в протоколе проверки отчетности от 07.08.2018.
Установив данную ошибку, Пенсионный фонд направил страхователю в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи уведомление от 14.08.2018 об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации.
Данное уведомление получено департаментом 19 августа 2018 года.
14 ноября 2018 года управление выявило факт нарушения требований пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в деятельности департамента, выразившегося в представлении страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль 2018 года, и не устранение ошибок и (или) несоответствий в установленный срок, что зафиксировано в акте о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 074S18180007780.
По результатам рассмотрения акта от 14.11.2018 N 074S18180007780 и других материалов проверки, которое состоялось 13 декабря 2018 года, начальником управления принято решение от 13.12.2018 N 074S19180007766 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и применении к департаменту финансовой санкции, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, размер которой с учетом количества застрахованных лиц составил 500 рублей.
Об уплате страхователем финансовой санкции в добровольном порядке управление выставило требование от 28.12.2018 N 074S01180022701, направленное департаменту по телекоммуникационным каналам связи 28 декабря 2018 года.
В связи с неуплатой суммы финансовой санкции, указанной в требовании, в добровольном порядке Пенсионный фонд 11 июня 2019 года, обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с департамента штрафа в размере 500 рублей за представление неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-М за июль 2018 года в соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
24.06.2019 судом вынесен судебный приказ о взыскании штрафа в размере 500 рублей.
15 июля 2019 года судом вынесено определение об отмене судебного приказа от 24.06.2019 по делу N А59-3599/2018 с одновременным разъяснением Пенсионному фонду о возможности предъявления заявления в порядке искового производства либо производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.
Реализуя такое право, Пенсионный фонд при наличии непогашенной задолженности по штрафу обратился в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.
Одновременно управлением заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу искового заявления, мотивированное обращением в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
Суд, посчитав причины пропуска уважительными, восстановил срок на подачу рассматриваемого заявления в суд.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 272.1 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В соответствии с частью 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
В силу статьи 1 названного Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статей 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в пенсионный фонд сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно статье 11 настоящего Закона страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
- страховой номер индивидуального лицевого счета;
- фамилию, имя и отчество;
- идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83п утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах", применяемая с 01.04.2016 (форма СЗВ-М). Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), действующей с 19.02.2017.
Как следует из Постановления Пенсионного фонда Российской Федерации N 83п от 01.02.2016, при представлении сведений о застрахованных лицах обязательно заполняется тип формы (код): "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Представление корректирующих сведений было предусмотрено пунктом 39 Инструкции N 766н, действовавшей в спорный период.
Исходя из положений статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ, указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Из содержания части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ следует, что объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена данной нормой, составляет нарушение срока представления сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 этого Федерального закона, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Вместе с тем, по конструкции элементов состав указанного правонарушения является альтернативным, то есть правонарушение считается оконченным при наличии признаков любого из альтернативно указанных действий (бездействия).
Согласно статье 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ органам ПФР предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
С 01.01.2017 частью 5 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В соответствии с пунктом 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.
В абзаце 2 пункта 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н указано, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Таким образом, страхователь подлежит привлечению к ответственности в виде штрафа в размере 500 руб., то только в случае неустранения им выявленной ошибки в 5-дневный срок.
В настоящем случае страхователем данный срок соблюден не был.
Как верно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, первоначально отчетность по форме СЗВ-М (тип исходная) за июль 2018 года в отношении 484 застрахованных лиц департамент представил в Пенсионный фонд в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срок.
Согласно протоколу проверки отчетности страхователя указанный документ принят управлением частично, выявлена ошибка в данных одного застрахованного лица, а именно неверное указание фамилии застрахованного лица. Данные обстоятельства послужили поводом для направления 14 августа 2018 года Пенсионным фондом страхователю в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи уведомления об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации. Получение данного уведомления департаментом 19 августа 2018 года не оспаривается.
Вместе с тем, в пятидневный срок дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период департаментом в Пенсионный срок не представлена.
Согласно составленному управлением акту от 14.11.2018 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении департаментом законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, и вынесенному по итогам его рассмотрения решению от 13.12.2018 о привлечении к ответственности страхователю верно вменено правонарушение, выразившееся в представлении сведений по форме СЗВ-М (исходящая) в отношении одного застрахованного лица с недостоверными сведениями.
Следовательно, в действиях департамента содержится состав правонарушения, который ему вменяется Пенсионным фондом.
На основании изложенного, требования Пенсионного фонда о взыскании финансовых санкций в размере 500 рублей за представление неполных и недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ по форме СЗВ-М за июль 2018 года правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Материалы дела не свидетельствуют о несоразмерности примененного к ответчику размера штрафа.
Повторно заявленный в апелляционной жалобе довод о том, что применение штрафных санкций неправомерно ввиду имеющегося договора о бухгалтерском обслуживании от 31 декабря 2015 года, заключенного департаментом с МКУ "Централизованная бухгалтерия учреждений образования" города Южно-Сахалинска подлежит отклонению, так как пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" обязанность по представлению в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения возложена на департамент.
Как верно заключил суд первой инстанции департамент не проявил должной степени заботливости и осмотрительности, не проверил сведения, направленные МКУ "ЦБУО" г. Южно-Сахалинска в пенсионный фонд, не проконтролировал действия МКУ "ЦБУО" г. Южно-Сахалинска и не проверил поступление и прием отчетности Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. ЮжноСахалинске Сахалинской области. Департамент, заключив договор о бухгалтерском обслуживании с МКУ "ЦБУО" г. Южно-Сахалинска принял на себя риск несения негативных последствий от действий (бездействия) контрагента по договору оказания услуг.
С учетом изложенного апелляционная жалоба по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ суд апелляционной инстанции не относит на департамент судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 01.10.2019 по делу N А59-4623/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Судья |
Т.А. Солохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-4623/2019
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области
Ответчик: Департамент образования администрации г.Южно-Сахалинска