г. Пермь |
|
03 декабря 2019 г. |
Дело N А71-7687/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 декабря 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Грибиниченко О. Г.,
судей Гладких Е.О., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой С.А.,
при участии:
от истца, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики: не явились,
от ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Монолит": Зимина А.П., паспорт, доверенность от 21.06.2019, диплом от 15.02.2011,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
апелляционную жалобу ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Монолит",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 26 августа 2019 года по делу N А71-7687/2019,
принятое судьей Бакулевым С.Ю.
по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (ОГРН 1021801162679, ИНН 1831044305)
к обществу с ограниченной ответственностью "Монолит" (ОГРН 1141840006461, ИНН 1840029092)
о взыскании 1705635 руб. 29 коп. ущерба,
установил:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (далее - истец, Министерство) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Монолит" (далее - общество, ответчик) 1705635 руб. 29 коп. ущерба в результате причинения вреда окружающей среде за период с октября по декабрь 2018 года.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26 августа 2019 года (резолютивная часть от 20 августа 2019 года) по делу N А71-7687/2019 с общества с ограниченной ответственностью "Монолит" в доход бюджета Муниципального образования "Якшур-Бодьинский район" взыскано 549093 руб. 60 коп. ущерба; в доход федерального бюджета 9676 руб. 01 коп. государственной пошлины; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, истец обжаловал решение суда в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе изложены доводы о том, что считает недоказанным факт причинения ущерба окружающей среде, поскольку не имеет место причинение вреда окружающей среде, повлекший утрату полезного ископаемого и негативные изменения состояния окружающей среды, повлекшие утрату полезного ископаемого и негативные изменения состояния окружающей среды. Ссылается на то, что вопрос об отсутствии причиненного вреда уже рассматривались в рамках обжалования постановления о назначении административного наказания по делу N А71-3388/2019. Полагает, что поскольку судом по указанному делу применена статья 2.9 КоАП РФ, то отсутствует причинение ущерба окружающей среде, соответственно, основания для возмещения вреда отсутствуют
Изложенные в апелляционной жалобе доводы поддержаны представителем заявителя, явившимся в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Министерство представило отзыв на апелляционную жалобу, по изложенным в нем мотивам просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает на то, что ответчик не имел права добывать общераспространенные полезные ископаемые по имеющейся у него лицензии ИЖВ 80259 ТЭ без уточнения границ горного отвода.
Министерство о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Общество с ограниченной ответственностью "Монолит" имеет лицензию ИЖВ 80259 ТЭ на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ - разведка и добыча песка на участке недр Квартал 155, расположенном в 6,5 км. юго-восточнее п. Селычка, в 12 км. севернее г. Ижевск в Якшур-Бодьинском районе Удмуртской Республики, зарегистрированную Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики 08.08.2016, дата окончания лицензии 08.08.2026 (л.д. 84-85).
Приложением N 1 к лицензии ИЖВ 80259 ТЭ является лицензионное соглашение от 08.08.2016 N 259 об условиях пользования участком недр квартал 155 в Якшур-Бодьинском районе Удмуртской Республики (далее лицензионное соглашение), заключенное между Министерством и ООО "Монолит" (л.д. 86-82).
Пунктом 5.1. лицензионного соглашения предусмотрена обязанность пользователя недр соблюдать требования нормативных правовых актов, в том числе Закон о недрах.
На основании договора аренды лесного участка от 20.02.2018 N 01/2- 15/1042 Министерство передало ООО "Монолит" во временное пользование лесной участок (местоположение: УР, Якшур-Бодьинский район, Якшур- Бодьинское лесничество, Селычинское участковое лесничество, квартал 155 (выделы: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,12), кадастровый номер лесного участка 18:24:000000:1682/71, номер учетной записи в государственном лесном реестре 1217-2017-07), находящийся в государственной собственности площадью 53,9 га в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых (л.д. 152-162).
27.03.2018 ООО "Монолит" заключило договоры поставки с ООО "Дельта-Дом" (л.д. 61-64) и с ООО "Строй-Индустрия" (л.д. 52-55), на основании которых общество поставило данным организациям строительный песок в количестве: ООО "Дельта-Дом" - 550 тонн, ООО "Строй-Индустрия" - 14736 тонн, что подтверждается товарными накладными за период с 31.10.2018 по 15.12.2018 (л.д. 56-60, л.д. 65-66).
Горноотводный акт к указанной лицензии, выдан ответчику 20.12.2018. (л.д. 94).
Таким образом, в нарушение ст. 7 Закона о недрах и подп. 11 п. 5.2. лицензионного соглашения к лицензии ИЖВ 80259 ТЭ, ООО "Монолит" в период с 31.10.2018 - 15.12.2018 осуществляло добычу песка в отсутствие документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения).
По факту выявленного нарушения Министерством в отношении ООО "Монолит" в присутствии его представителя, составлен протокол об административном правонарушении от 14.12.2018 N 407/ПР, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ (л.д. 46-48).
Ответчик привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, выразившееся в осуществлении добычи общераспространенного полезного ископаемого без уточнения границ участка недр по состоянию на 15.11.2018 (л.д. 67-75).
В ходе административного расследования установлено, что ответчик, в нарушение статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2391-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), осуществлял добычу песка в отсутствие документов, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) (л.д. 51-66).
Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 564 "Об утверждении Правил расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах размер вреда, повлекшего утрату запасов полезных ископаемых, вызванный самовольным пользованием недрами" (далее - Правила расчета вреда), произведен расчет размера вреда, причиненного недрам ООО "Монолит", который составил 17056353 руб. 29 коп. (л.д. 42-45).
Таким образом, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установлено наличие причинения вреда участку недр, расположенному в 6,5 км. юго-восточнее п. Селычка, в 12 км. севернее г. Ижевска в Якшур-Бодьинском районе Удмуртской Республики.
Как указано выше, постановление о привлечении к административной ответственности ответчика отменено решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22 апреля 2019 года по делу N А71-3388/2019 в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, которое постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 июля 2019 года оставлено в силе.
Между тем, полагая, что соответствии со ст. 49 Закона о недрах и ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) указанное обстоятельство не является основанием для освобождения лица, причинившего вред недрам от его возмещения, истец обратился к ответчику с претензией о возмещении вреда в досудебном порядке.
Претензия истца о добровольном возмещении вреда (л.д. 31-49), полученная ответчиком 19.03.2019, оставлена без удовлетворения, сумма ущерба не оплачена.
Неисполнение ответчиком претензии в добровольном порядке послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с соответствующими исковыми требованиями.
Судом вынесено обжалуемое решение.
Повторно исследовав представленные в материалы дела доказательства, обсудив изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на жалобу доводы, арбитражный апелляционный суд, руководствуясь нижеприведенными положениями законодательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
На основании ст. 1082 ГК РФ удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся
неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В ст. 12 Закона о недрах предусмотрено, что лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в том числе указание границ участка недр, предоставляемого в пользование; условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о недрах предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.
Согласно части 4 статьи 7 Закона о недрах пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Порядок подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, устанавливает Правительство Российской Федерации (часть восьмая статьи 7 Закона).
Правила подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2015 N 770 (далее - Правила), в соответствии с пунктом 2 которых документами, удостоверяющими уточненные границы горного отвода, являются горноотводный акт и графические приложения.
В соответствии со ст. 3 Закон об охране окружающей среды, хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Ответчик полагает, что является недоказанным факт причинения ущерба окружающей среде, поскольку не имеет место причинение вреда окружающей среде, повлекший утрату полезного ископаемого и негативные изменения состояния окружающей среды, повлекшие утрату полезного ископаемого и негативные изменения состояния окружающей среды.
Согласно ст. 1 Закона об охране окружающей среды, причинение вреда окружающей среде представляет собой негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Согласно ч. 3 ст. 77 Закона об охране окружающей среды вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Согласно ст. 78 Закона об охране окружающей среды, компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В силу п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 3 статьи 77, пункт 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, части 3, 4 статьи 100 ЛК РФ, часть 2 статьи 69 ВК РФ, статья 51 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах").
Основанием для привлечения ООО "Монолит" к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ явились выводы Министерства о невыполнении обществом подп. 11 п. 5.2 лицензионного соглашения к лицензии ИЖВ 80259 ТЭ, выразившееся в осуществлении добычи песка в объеме 15286 тонн в отсутствие документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения).
Факт осуществления обществом добычи песка в отсутствие документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения), подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и свидетельствует о нарушении условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Истцом указано о добыче недр в нарушение указанных норм закона в общем размере 15286 тонн, согласно представленных в дело товарными накладными за период от 31.10.2018 - 15.12.2018 (л.д. 56-60, л.д. 65-66).
В ходе рассмотрения дела представителем ответчиком подтверждено, что начиная с октября 2018 года, в отсутствие горноотводного акта, ответчик производил добычу песка, однако, согласно представленным им сведениям об учете объема песка, в соответствии с журналом учета добычи песка по состоянию на 20.12.2018, объем добытого песка составил 3134,40 куб.м.
Ответчиком представлен контррасчет стоимости добытого песка, согласно которому, его стоимость составила 549093 руб. 60 коп., который был принят во внимание судом первой инстанции, требования истца удовлетворены в размере 549093 руб. 60 коп.
Доводы апелляционной жалобы признаются апелляционным судом основанными на неверном толковании права. Освобождение общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ не свидетельствует об отсутствии вреда, причиненного ответчиком окружающей среде.
В целом доводы апелляционной жалобы, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26 августа 2019 года по делу N А71-7687/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Монолит" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики
Председательствующий |
О.Г. Грибиниченко |
Судьи |
Е.О. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-7687/2019
Истец: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики
Ответчик: ООО "Монолит"