г. Вологда |
|
02 декабря 2019 г. |
Дело N А05-15301/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 02 декабря 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.
при участии от муниципального автономного учреждения дополнительного образования "Районный центр дополнительного образования детей" Изотовой А.А. по доверенности от 29.12.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - управление лесничествами в лице Няндомского обособленного подразделения на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23 сентября 2019 года по делу N А05-15301/2018,
установил:
Территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управление лесничествами в лице Няндомского обособленного подразделения (ОГРН 1162901060376, ИНН 2902083136; 164501, Архангельская область, город Северодвинск, улица Бойчука, дом 3 офис 10; далее - Лесничество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к муниципальному автономному учреждению дополнительного образования "Районный центр дополнительного образования детей" (ОГРН 1022901415008, ИНН 2918004041; 164200, Архангельская область, город Няндома, улица 60 лет Октября, дом 14; далее - Учреждение) о взыскании 1 050 000 руб. неустойки, начисленной за период с 28.04.2018 по 27.11.2018 за нарушение срока разработки и представления Проекта освоения лесов для проведения государственной экспертизы.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 23 сентября 2019 года по делу N А05-15301/2018 в иске отказано.
Лесничество не согласилось с судебным актом и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что на основании распоряжения N 1488р на ответчика возложена обязанность по разработке проекта освоения лесов и его представлению на государственную экспертизу в Министерство. Полагает, что неустойка за нарушение срока предоставления проекта освоения лесов, закреплена в типовой форме договора аренды лесного участка, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2015 N 1003.
От Учреждения и третьего лица отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Иные лица, участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 12.09.2017 Министерством вынесено распоряжение N 1488р (далее - распоряжение) о предоставлении Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование лесного участка общей площадью 10,8 га с кадастровым номером 29:12:020127:132, расположенного в части квартала N 5 (СХ МУП "Восход") Няндомского сельского участкового лесничества Няндомского лесничества Няндомского района Архангельской области для осуществления рекреационной деятельности.
Лесной участок передан Учреждению по акту приема-передачи от 12.09.2017.
Право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком зарегистрировано за Учреждением 27.10.2017.
В пункте 2.3. распоряжения установлено, что в течение 6 месяцев со дня подписания распоряжения Учреждение обязано разработать и представить Проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы.
В пункте 2.14 распоряжения установлено, что за нарушение срока разработки и представления Проекта освоения лесов или использования лесных участков без Проекта Учреждение уплачивает Министерству неустойку в размере 150 000 руб. за каждый полный месяц просрочки по истечении установленного срока.
Лесничество, являясь территориальным органом Министерства и администратором доходов, в обоснование исковых требований ссылается на то, что Проект освоения лесов не был разработан и представлен на экспертизу в течение 6-месячного срока с даты регистрации права постоянного пользования, который истек 28.04.2018.
Согласно материалам дела Учреждение обратилось в Министерство с заявлением о проведении государственной экспертизы Проекта 27.11.2018.
Указывая на то, что Проект сдан на экспертизу по истечении установленного срока, требование претензии от 31.07.2018 N 513 о добровольной уплате неустойки оставлено Учреждением без удовлетворения, Лесничество обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании неустойки, начисленной в сумме 1 050 000 руб. (за период с 28.04.2018 по 27.11.2018, т.е. за 7 месяцев х 150 000 руб.) на основании пункта 2.14 распоряжения.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 153, 154, 166, 330, 331, 332, 421, 422 ГК РФ,, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, пришел к верному выводу, о том, что оснований для взыскания с Учреждения неустойки не имеется и отказал в удовлетворении исковых требований.
Апелляционная инстанция находит выводы суда, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, правомерными.
Договорная неустойка устанавливается сторонами в договоре (ином соглашении), при заключении которого действует принцип равенства сторон такого договора, позволяющий им влиять на условия договора для достижения взаимовыгодного результата экономического сотрудничества, то есть неустойка устанавливается волеизъявлением сторон.
Как верно установлено судом первой инстанции, в данном случае договор не заключался, Министерством вынесено распоряжение, то есть индивидуально-правовой акт, который соглашением сторон не является и на содержание которого Учреждение повлиять не могло.
Таким образом, можно сделать вывод, что указанная в распоряжении от 12.09.2017 неустойка не может быть признана правомерной и обязательной для исполнения.
Доводы истца о том, что размер неустойки, предусмотренный в договоре, определен постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2015 N 1003, то есть является законодательно установленным, отклоняются апелляционным судом, поскольку данным постановлением утверждена форма типового договора, который между сторонами не заключался.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Выводы суда соответствуют материалам дела, нормы материального и процессуального права применены судом правильно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда нет.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины за ее рассмотрение на основании статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 23 сентября 2019 года по делу N А05-15301/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - управление лесничествами в лице Няндомского обособленного подразделения - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Зорина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-15301/2018
Истец: территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управление лесничествами, территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управление лесничествами Няндомское обособленное подразделение
Ответчик: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Районный центр дополнительного образования детей"
Третье лицо: АО Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса, Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области