г.Москва |
|
02 декабря 2019 г. |
Дело N А40-103911/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Веклича Б.С.,
судей: Гармаева Б.П., Поповой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Козиным О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.09.2019 по делу N А40-103911/19
по иску ООО "Домоуправление"
к ФГКУ "ЦТУИО" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству оборону Российской Федерации
о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании:
от истца: Юсупов Р.И. по доверенности от 10.01.2019 б/н;
от ответчиков: от Министерства обороны Российской Федерации - Алимаев Р.А. по доверенности от 23.04.2019 N 207/4/202д, от ФГКУ "ЦТУИО" Министерства обороны Российской Федерации - не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Домоуправление" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к ФГКУ "ЦТУИО" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании задолженности в размере 591 001 руб. 78 коп., неустойки в размере 166 082 руб. 26 коп. (с учетом уточнения требований в порядке ст.49 АПК РФ).
Решением суда от 13.09.2019 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым по делу решением, Министерство обороны Российской Федерации обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Истец возражает против доводов апелляционной жалобы, просит отказать в ее удовлетворении. Представил письменные пояснения по делу.
Дело рассмотрено судом в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя ФГКУ "ЦТУИО" Министерства обороны Российской Федерации, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "Домоуправление" осуществляет функции управляющей организации, в том числе по адресам: Московская область, г.Балашиха, микрорайон Гагарина, д. N N 7, 13, 14.
В указанных домах имеются нежилые помещения, в том числе: мкрн. Гагарина д.7 пом.1 площадь 171,7 кв.м.; мкрн. Гагарина д.7 пом.2 площадь 168,3 кв.м.; мкрн.Гагарина д.13 пом.1 площадь 72,5 кв.м.; мкрн. Гагарина д.14 пом.1 площадь 81,1 кв.м.; мкрн. Гагарина д.14 пом.2 площадь 73,7 кв.м.
Собственником вышеуказанных помещений, является Российская Федерация в лице Министерства обороны РФ, а балансодержателем ФГКУ "ЦТУИО" Министерства обороны России.
Доказательством принадлежности спорных объектов ответчикам, являются представленные выписки из Единого государственного реестра недвижимости и переписка Истца с ФКГУ "ЦТУИО" Министерства обороны РФ, Департаментом Имущественных отношений Министерства обороны РФ.
В целях заключения договора управления многоквартирным домом ООО "Домоуправление" 19.09.2012 направило договор управления многоквартирным домом в ФКГУ "Центральное ТУИО" Минобороны России (исх. N 338 от 19.09.2012).
По направленному предложению получен ответ (исх. 141/1/7/М405 от 31.10.2012), что ФКГУ "Центральное ТУИО" Минобороны России не заключало и не заключает договора управления жилым фондом и поставки коммунальных услуг в виду отсутствия соответствующих полномочий.
06.08.2014 истец направил договор управления многоквартирным домом в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (исх. N 179 от 06.08.2014).
По направленному предложению получен ответ (исх. МФ/09-3308 от 21.04.2015) с предложением обратиться в Министерство обороны России.
В связи с отсутствием информации о принадлежности нежилых помещений по вышеуказанным адресам, 12.05.2016 направлен запрос (исх. N 177 от 12.05.2016), в адрес Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ о предоставлении информации о помещениях находящихся в ведении Министерства обороны РФ расположенных по вышеуказанным адресам.
Департамент имущественных отношений Министерства обороны сообщил (исх. N 141/18294 от 20.06.2016), что собственником помещений, в том числе вышеперечисленных МКД, является Российская Федерация в лице Министерства обороны РФ, а балансодержателем ФГКУ "ЦТУИО" Министерства обороны России.
Исходящим N 507 от 30.11.2016 г. в адрес ФГКУ "ЦТУИО" Министерства обороны России, повторно направлен, для согласования и заключения проект договора управления многоквартирными домами по нежилым помещениям.
В ответ (исх. N 141/1/6/170 от 27.01.2017) получено подтверждение, что объекты недвижимого имущества, указанные выше, находятся в собственности Российской Федерации, в лице Министерства обороны РФ и закреплены на праве оперативного управления за ФГКУ "Центральное ТУИО" Министерства обороны РФ.
Задолженность составляет 591 001 руб. 78 коп., также истцом начислена сумма неустойки в размере 166 082 руб. 26 коп.
В добровольном порядке ответчиком требования истца не удовлетворены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истцом как управляющей организацией услуги оказаны, ответчиком же оплата не произведена, сумма неустойки начислена обоснованно и рассчитана верно.
Рассматривая спор, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, правильно установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и применил нормы материального права.
Довод о несоблюдении истцом претензионного порядка урегулирования спора отклоняется судом.
Как следует из официального сайта ФГКУ "Центральное ТУИО", учредителем ФГКУ "Центральное ТУИО" является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении ФГКУ "Центральное ТУИО" осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
ФГКУ "Центральное ТУИО" непосредственно подчиняется Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
Претензия исх. N 255 от 20.09.2018 направлена в адрес ответчика и соответчика.
Исходящим N 141/38848 от 14.12.2018 Министерство обороны РФ в лице Департамента имущественных отношений Минобороны России адресовало претензию в адрес Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Минобороны России.
Доводы ответчика о непредставлении доказательств того, что ответчик наделен полномочиями по обеспечению объектов, находящихся в оперативном управлении ФГКУ "Центрального ТУИО" Минобороны России коммунальными услугами.
В соответствии с подп.71 п.7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами.
Статьей 210 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу п.1 ст.296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Пунктом 1 ст.299 Гражданского кодекса РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами.
Спорные помещения находятся в оперативном управлении ФГКУ "Центральное ТУИО" Министерства обороны РФ, которое является структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с п.19 Устава ФГКУ "Центральное ТУИО" Министерства обороны РФ от 25.11.2015 N 2634 учреждение осуществляет свою деятельность в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных сил.
Право оперативного управления является вещным правом и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию данного имущества.
На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются требования жилищного законодательства по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы за помещение и коммунальные услуги.
3.1. Довод ответчика об отсутствии договора управления многоквартирным домом отклоняется судом, так как отсутствие договора, заключенного с организацией, оказывающей услуги по управлению многоквартирным домом, не освобождает собственника помещения от обязанности производить оплату услуг управляющей организации по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме.
В соответствии с п.6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг.
Как гласит п.7 Постановления договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
Более того, в целях заключения договора управления многоквартирным домом истец (ООО "Домоуправление"), 19.09.2012 направило договор управления многоквартирным домом в ФКГУ "Центральное ТУИО" Минобороны России (исх. N 338 от 19.09.2012).
По направленному предложению получен ответ (исх. 141/1/7/М405 от 31.10.2012), что ФКГУ "Центральное ТУИО" Минобороны России не заключало и не заключает договора управления жилым фондом и поставки коммунальных услуг в виду отсутствия соответствующих полномочий.
Исходящим N 507 от 30.11.2016 г. в адрес ФГКУ "ЦТУИО" Министерства обороны России, повторно направлен, для согласования и заключения проект договора управления многоквартирными домами по нежилым помещениям.
В ответ (исх. N 141/1/6/170 от 27.01.2017) получено подтверждение, что объекты недвижимого имущества, указанные выше, находятся в собственности Российской Федерации, в лице Министерства обороны РФ и закреплены на праве оперативного управления за ФГКУ "Центральное ТУИО" Министерства обороны РФ. Проект договора с приложениями направлен в Управление (эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организация) Западного военного округа для принятия решения. Информация по принятому решению, до настоящего времени, в адрес ООО "Домоуправление" не поступала.
Доводы ответчика о непредоставлении истцом доказательств, подтверждающих, что спорные жилые помещения являются пустующим фондом.
Предметом спора, в соответствии с исковыми требованиями, является задолженность ответчика и/или соответчика за жилищно-коммунальные услуги по нежилым помещениям, расположенным по адресам:
- Московская область, г. Балашиха, мкрн. Гагарина д.7 пом.1 площадь 171,7 кв.м.;
- Московская область, г. Балашиха, мкрн. Гагарина д.7 пом.2 площадь 168,3 кв.м.;
- Московская область, г. Балашиха, мкрн.Гагарина д. 13 пом.1 площадь 72,5 кв.м.;
- Московская область, г. Балашиха, мкрн. Гагарина д.14 пом.1 площадь 81,1 кв.м.;
- Московская область, г. Балашиха, мкрн. Гагарина д. 14 пом.2 площадь 73,7 кв.м.
Указанные объекты недвижимого имущества, находятся в собственности Российской Федерации, в лице Министерства обороны РФ и закреплены на праве оперативного управления за ФГКУ "Центральное ТУИО" Министерства обороны РФ.
Основной целью деятельности ФГКУ "Центральное ТУИО" Министерства обороны РФ, является осуществление в Вооруженных Силах решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил по решениям (заданиям) Министерства обороны Российской Федерации и (или) Департамента имущественных отношений Министерства обороны".
Таким образом, контроль за наличием или отсутствием арендаторов, нанимателей по указанным помещениям возложен на ФГКУ "Центральное ТУИО" Министерства обороны РФ.
Истец же, в свою очередь, не наделен правом распоряжения данным имуществом.
В подтверждение статуса управляющей организации истцом в материалы дела представлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, протоколы общих собраний собственников по адресам: Московская область, г.Балашиха, микрорайон Гагарина, д. N N 7, 13, 14.
В обоснование исковых требований истцом, в материалы судебного дела представлен детализированный, документально обоснованный расчет суммы заявленного иска.
Правомерность применяемых тарифов, указанных в детализированных расчетах, подтверждается утвержденными тарифами за заявленный период.
В части наличия затрат в материалы дела представлены договора с ресурсоснабжающими организациями, в том числе: договор энергоснабжения N 6109 от 30 30.01.2013, договор на оказание услуг по начислению платы за капитальный ремонт N 2393 от 01.05.2014, договор теплоснабжения N 50-01-077 от 01.11.2015, вступившее в силу решение Арбитражного суда Московской области от 25.02.2019 N А41-69262/18 о понуждении ООО "ТСБ" заключения договора ресурсоснабжения, договор холодного водоснабжения и водоотведения N 236 от 01.04.2016.
В свою очередь, ответчиком и соответчиком контррасчет не представлен.
Доводов ответчика о том, что поскольку финансирование приостановлено, нет и оснований для взыскания задолженности, поскольку собственных средств ответчик не имеет, противоречит нормам действующего законодательства.
Само по себе обстоятельство отсутствия собственных денежных средств не может являться основанием для освобождения ответчика от надлежащего исполнения обязательств.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением ст.120 Гражданского кодекса РФ", в случае предъявления кредитором требования о применении к учреждению мер ответственности за нарушение денежного обязательства суду при применении ст.401 Гражданского кодекса РФ необходимо иметь в виду, что отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота.
Поэтому недофинансирование учреждения со стороны собственника его имущества само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины ответчика, и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности на основании ст.401 Гражданского кодекса РФ.
Следовательно, недофинансирование из бюджета и организационно-правовая форма ответчика не освобождают его от обязательств по оплате пени за нарушение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку электрической энергии.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст.176, 266-269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.09.2019 по делу N А40-103911/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.С. Веклич |
Судьи |
Б.П. Гармаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-103911/2019
Истец: ООО домоуправление
Ответчик: Министерство обороны РФ, ФГКУ Центральное ТУИО Минобороны России