город Ростов-на-Дону |
|
02 декабря 2019 г. |
дело N А53-19154/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.
судей Величко М.Г., Шапкина П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кладиновой Е.В.,
при участии:
от истца - представитель не явился, извещен;
от ответчика - представитель не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Ростовская инвестиционная компания"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 04.10.2019 по делу N А53-19154/2019 по иску АО "Водоканал Ростова-на-Дону" к ООО "Ростовская инвестиционная компания" о взыскании суммы платы за содержание общего имущества в МКД,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Водоканал Ростова-на-Дону" обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ростовская инвестиционная компания" с требованием о взыскании 456 353,55 руб. суммы платы за содержание общего имущества в МКД за период: январь - март 2017, апрель 2017 - декабрь 2018 по договору холодного водоснабжения в целях содержания общего имущества в МКД N 21020 от 02.02.2017.
Решением суда от 04.10.2019 с общества с ограниченной ответственностью "Ростовская инвестиционная компания" (ОГРН 1136165002599, ИНН 6165180814) в пользу акционерного общества "Водоканал Ростова-на-Дону" (ИНН 6167081833, ОГРН 1056167043470) 456 353,55 руб. задолженности по договору холодного водоснабжения в целях содержания общего имущества в МКД N 21020 от 02.02.2017 г. за период январь - март 2017, апрель 2017 - декабрь 2018, а также 12 127 руб. в возмещение расходов на уплату государственной пошлины.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что протоколами разногласий задолженность по расчетам составляет 253 829,56 рублей, что разнится с данными предоставленными истцом. Ответчик указывает, что отсутствуют индивидуальные приборы учета расхода холодной воды, отсутствуют показания в лицевых счетах абонентов, а также документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования. Истцом не доказаны объемы потребления коммунальных ресурсов, ответчик не может правильно и корректно произвести подсчеты на основании Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354. Истцом не представлены первичные документы, подтверждающие начисления за услуги по предоставлению коммунальных ресурсов в заявленном объеме, а именно сведения о начислениях по индивидуальным приборам учета, а в случае их отсутствия, по нормативу потребления с разбивкой на каждый месяц. Истцом также не предоставлена информация о том, проводились ли начисления абонентам, не предоставляющих показания приборов учета ежемесячно. В связи с отсутствием документального подтверждения расчетов истца, заявитель полагает, что расчет исковых требований носит предположительный характер, что исключает возможность удовлетворения исковых требований.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Через канцелярию суда от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 31.01.2017 АО "Ростовводоканал" в адрес ООО "РИК" направлена заявка на заключение договора холодного водоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, с приложением проекта договора N 21030, согласно п. 1.1. которого организация ВКХ обязуется поставлять ООО "РИК" через присоединенную водопроводную сеть холодную воду, потребляемую при содержании общего имущества (общедомовые нужды) в многоквартирных домах (согласно приложению 1), а Исполнитель, в свою очередь, обязуется производить оплату за полученную холодную воду в порядке, предусмотренном договором.
Согласно уведомлению о вручении заказной корреспонденции указанная заявка с приложением проекта договора получена представителем ООО "РИК" 03.03.2017.
Подписанный Договор N 21043 и протокол разногласий к нему поступили в адрес Истца только 14.05.2018.
Таким образом, договор холодного водоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме N 21030 считается заключенным между АО "Ростовводоканал" и ООО "РИК" на условиях предложенной оферты.
Согласно пункту 2.1. Договора, объем коммунального ресурса, подлежащий оплате Исполнителем в отношении многоквартирного дома, оборудованного принятым в эксплуатацию коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле, указанной договоре.
Пунктом 2.2. Договора предусмотрено, что подлежащий оплате ООО "РИК" в отношении многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета; в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, а также расчетный период (расчетный месяц) определяется в порядке, установленном действующими нормативно-правовыми актами.
В соответствии с расчетом, выполненным АО "Ростовводоканал" в соответствии с договором и изменениями в действующем законодательстве, стоимость ресурса ВКХ, потребленного ООО "РИК" при содержании общего имущества в МКД за период с января 2017 года по март 2017 года, с апреля 2017 года по декабрь 2018 года составила 456 353,55 руб., о взыскании которой заявляет истец.
В адрес ООО "РИК" была направлена претензия с предложением произвести оплату суммы долга, но до настоящего момента сумма долга ООО "РИК" не оплачена.
Указанные обстоятельства послужили основанием для предъявления рассматриваемых исковых требований.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования в полном объеме подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
По договору водоснабжения (водоотведения) организация, осуществляющая водоснабжение (водоотведение), обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть воду установленного качества в объеме, определенном договором (осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект). Абонент обязан помимо прочего оплачивать принятую воду (водоотведение) по установленным тарифам. К договору о водоснабжении по общему правилу применяются положения о договоре об энергоснабжении, к договору о водоотведении - положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации. Кроме того, законодательство допускает заключение единого договора холодного водоснабжения и водоотведения (пункты 1, 2, 6 статьи 13, пункты 1, 2, 6 статьи 14, статья 15 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пункт 2 статьи 548 ГК РФ).
Согласно материалам дела, истцом в адрес ответчика была направлена заявка с приложением проекта договора, получена представителем ООО "РИК" 03.03.2017. Подписанный Договор N 21043 и протокол разногласий к нему поступили в адрес Истца только 14.05.2018.
В соответствие с абз. 2 п. 11 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением правительства РФ от 14.02.2012 N 124, договор ресурсоснабжения в отношении коммунального ресурса, потребляемого при использовании общего имущества, при неполучении стороной, направившей заявку, в течение 30 дней со дня получения заявки другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, признается заключенным с даты направления указанной заявки.
Согласно п. 4 Правил N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения.
Обязанность управляющих организаций, товариществ, кооперативов, заключить договор ресурсоснабжения с ресурсонабжающей организацией в случаях, установленных в пункте 21.1 правил N 124 исходит из положений ч. 12 ст. 161 Жилищный кодекс Российской Федерации, в соответствии с которой управляющие организации товарищества, кооперативы не вправе отказаться от заключения в соответствии с Правилами N 124, исходящими из части 1 ст. 157 ЖК РФ, договор ресурсонабжения с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отметил, что договор холодного водоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме N 21030 считается заключенным между АО "Ростовводоканал" и ООО "РИК" на условиях предложенной оферты, поскольку разногласия были направлены с нарушением 30-ти дневного срока спустя более года с момента получения оферты.
Статья 544 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом (потребителем) количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
С 1 января 2017 года вступили в силу изменения, внесенные в ряд постановлений Правительства РФ, в том числе стоимость коммунального ресурса включена в состав платы за содержание жилого помещения (кроме МКД, в которых в качестве формы управления выбрана непосредственная).
С указанной даты изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), а именно, расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1. пункта 1 части 2 статьи 154. части Г статьи 156 ЖК РФ).
Соответствующие изменения были внесены в ЖК РФ, Правила N 354, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, а также в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
Бремя расходов на содержание общего имущества в МКД несут собственники помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 39 ЖК РФ).
По общему правилу части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в МКД, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 статьи 155 и статьей 171 ЖК РФ, касающейся особенности уплаты взносов на капитальный ремонт.
Следовательно, плата за коммунальные услуги может вноситься потребителями услуг напрямую ресурсоснабжающей организации при соблюдении условия, оговоренного частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ, и после 01.01.2017.
Между тем, в связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации.
Соответственно, независимо от решения собственников МКД, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества МКД и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества МКД.
Указанная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.07.2018 N 308-ЭС18-3279.
Согласно п. 4 Правил N 124 обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения.
В силу вышеизложенного, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы жалобы ответчика, поскольку ответчик пользовался в спорный период услугами водоснабжения, получал от истца первичные документы, в связи с чем, на него возложена обязанность оплатить стоимость потребленного коммунального ресурса.
Управляющие организации, а также товарищества, кооперативы, управляющие многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией (далее - исполнители) на основании пункта 21 (1) Правил N 124, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, путем заключения договоров ресурсоснабжения:
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив являются исполнителями коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме);
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив не предоставляют коммунальную услугу потребителям в многоквартирном доме в случаях, допускаемых жилищным законодательством).
Соответственно управляющие организации, товарищества, кооперативы, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества, но которые не предоставляют коммунальные услуги в установленных в пункте 21 (1) Правилах N124 случаях, именуются для целей Правил N 124 "исполнителями коммунальной услуги".
Обязанность управляющих организаций заключить договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией в случаях, установленных в пункте 21.1 Правил N 124, исходит из положения части 12 статьи 161 ЖК РФ, в соответствии с которой управляющие организации не вправе отказаться от заключения в соответствии с Правилами N 124, исходящими из части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, при управлении домом управляющей организацией обязательственные отношения по оплате отпущенных в дом коммунальных ресурсов возникают между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организации, которая в силу приведенных норм права обязана осуществлять расчеты за потребленные ресурсы.
Из нормативного содержания взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 161 и ч. 2, ч. 2.1 - 2.3 ст. 162 ЖК РФ, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом, следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме.
В связи с этим, отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации, товариществ или кооперативов к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ).
Таким образом, отнесение сверхнормативных объемов коммунальной услуги на управляющие организации, товарищества или кооперативы имеет собой целью, помимо прочего, мотивировать исполнителя коммунальной услуги осуществлять мероприятия по повышению энергоэффективности общедомового имущества, а также защитить собственника помещений в многоквартирном доме от недобросовестных действий управляющих организаций и специализированных жилищных кооперативов.
Ресурсоснабжающая организация не имеет доступа к общедомовому имуществу, не отвечает за его состояние, не имеет полномочий по управлению им, в силу чего, в отличие от лиц, осуществляющих управление общим имуществом дома, не имеет возможности влиять на объем коммунальной услуги, приходящейся на общедомовые нужды, и осуществлять мероприятия по недопущению возникновения превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом потребления коммунальной услуги.
В отношении многоквартирных домов, оснащенных коллективными (общедомовыми) приборами учета коммунальных ресурсов, предусмотрена процедура проведения перерасчета понесенных расходов на оплату коммунальных ресурсов, исходя из показаний прибора учета в порядке, установленном Правительством РФ. Также, при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме соответствующего решения, размер расходов на оплату коммунальных ресурсов может определяться исходя из среднемесячного объема из потребления с последующим проведением перерасчета на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета, либо исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определенных на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органом государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2.1. Договора, объем коммунального ресурса, подлежащий оплате Исполнителем в отношении многоквартирного дома, оборудованного принятым в эксплуатацию коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле, указанной договоре.
Пунктом 2.2. Договора предусмотрено, что подлежащий оплате ООО "РИК" в отношении многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета; в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, а также расчетный период (расчетный месяц) определяется в порядке, установленном действующими нормативно-правовыми актами.
Установлено, что в случае изменения размера платы за содержание жилого помещения при изменении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в связи с установлением или изменением тарифов на такие коммунальные ресурсы, установленных органами государственной власти субъектов РФ, и (или) установлением или изменением норматива потребления холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, норматива отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" вводится понятие "норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498), который определяется как сумма нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в МКД.
В соответствии с п. 2 и п. 3 Постановления N 1498, нормативы потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в МКД, должны быть установлены не позднее 1 июня 2017 года. До их установления при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в МКД, будут применяться нормативы ОДН, установленные в Ростовской области по состоянию на 01.11.2016.
Норматив водопотребления определяется в соответствии с постановлениями Региональной службы по тарифам значение норматива по холодному водоснабжению на ОДН составляет 0,02 мЗ /м2, по водоотведению - 0,02 мЗ /м2.
Норматив утвержден Региональной службой по тарифам РО Постановлением от 30.05.2017 N 20/10 "Об установлении нормативов потребления холодной воды, горячей воды и отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Ростовской области".
Доводы ответчика сводятся к несогласию с расчетом истца, так как протоколами разногласий задолженность по расчетам составляет 253 829,56 рублей. Также ответчик указал, что истцом не доказаны объемы потребления коммунальных ресурсов, ответчик не может правильно и корректно произвести подсчеты на основании Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354. Истцом не представлены первичные документы, подтверждающие начисления за услуги по предоставлению коммунальных ресурсов в заявленном объеме, а именно сведения о начислениях по индивидуальным приборам учета, а в случае их отсутствия, по нормативу потребления с разбивкой на каждый месяц. Истцом также не предоставлена информация о том, проводились ли начисления абонентам, не предоставляющих показания приборов учета ежемесячно.
Данные доводы получили надлежащую правовую оценку в суде первой инстанции и подлежат отклонению судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Согласно п. 1.3.4 Договора, АО "Ростовводоканал" обязано обеспечивать предоставление ООО "РИК" в месячный срок, на основании письменного запроса, показания индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и (или) иной информации, используемой для определения объемов потребления коммунального ресурса, в случаях предусмотренных законодательством РФ.
При наличии общедомовых приборов учета холодной воды и (или) горячей воды Ответчик ежемесячно до 25-го числа расчетного месяца, представляет Истцу подписанные уполномоченным лицом, заверенные печатью организации сведения об объемах потребленной холодной и (или) горячей воды с показаниями общедомовых приборов учета. При этом стороны соглашаются, что Исполнителем указываются объемы за весь текущий расчетный период, независимо от даты предоставления показаний (п. 2.3. Договора).
Таким образом, ответчик вправе запрашивать самостоятельно данные сведения.
Как видно из материалов дела, ООО "РИК" не обращалось в адрес АО "Ростовводоканал" для запроса интересующей его информации.
Истец пояснил, что ответчику были предоставлены два разных вида начислений по каждой квартире, которые расположены в МКД, находящихся в управлении ответчика в спорный период.
В соответствии с одним видом начисления, только объем потребленного ресурса по каждому лицевому счету, с детализацией способа начисления: по нормативу, по среднему, либо по прибору учета.
Согласно второму виду начислений: показания приборов учета, расход по прибору учета по каждому лицевому счету (при наличии приборов учета). Сведения о начислениях по нормативу в данной форме отсутствовали, по этой причине по некоторым квартирам в данной форме сведения о показаниях приборов учета отсутствуют.
Кроме того, суд учитывает, что показания приборов учета предоставляются истцу различными способами: посредством квитанций; передача сведений горячей линией (по телефону); через личный кабинет.
Согласно положениям пункта 31 Правил N 354 управляющая компания не вправе ограничивать потребителей в выборе способа передачи показаний индивидуальных приборов учета. Потребитель может воспользоваться любым из удобных ему способов, предусмотренных законом, а гарантирующий поставщик обязан принять переданные показания к учету.
Таким образом, правовые основания для исключения из расчетов показаний индивидуальных приборов учета, полученных предприятием от потребителей в соответствии с нормами закона, отсутствуют.
В случае непредставления потребителями показаний индивидуальных приборов учета либо выхода их из строя расчет размера платы за потребленный ресурс осуществляется истцом по нормативам потребления коммунальных услуг в порядке, предусмотренном Правилами N 354.
Из подпункта "б" пункта 82 Правил N 354 следует, что исполнитель обязан проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители), в связи с чем, доводы ответчика о том, что он не располагает первичными данными, положенными в основу расчета истца, отклоняются апелляционным судом.
Кроме того, суд учел, что сумма исковых требований, с которой не согласно ООО "РИК", не подтверждена документально, в связи с чем, возможность проверить данные, указанные ответчиком отсутствует.
В соответствии с п. 21 (1), при наличии предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличии договора ресурсоснабжения, предусмотренного частью 17 статьи 12 указанного Федерального закона, а также в случае реализации права, предусмотренного пунктом 30 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением тепловой энергии, устанавливается с учетом подпункта б, согласно которому, объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации в течение 3 месяцев после наступления такого события (если период работы прибора учета составил более 3 месяцев) за расчетный период (расчетный месяц) определяется по установленной формуле, определяется в соответствии с пунктом 21 Правил N 124.
Согласно п. 21 Правил, объем (количество) коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, определенный за расчетный период исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно Постановлению РСТ по РО от 28.05.2013 г. N 13/2 "О пересмотре нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории РО", норматив потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению на общедомовые нужды составляет 0,02 куб. метра на 1 квадратный метр площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД.
В соответствии с расчетом, выполненным истцом стоимость ресурса ВКХ, потребленного ООО "РИК" при содержании общего имущества в МКД за период с января 2017 года по март 2017 года, с апреля 2017 года по декабрь 2018 года составила 456 353,55 руб.
Представленный истцом расчет задолженности судом проверен, признан арифметически и методологически верным, контррасчет ответчиком не представлен, в связи с чем, исковые требования о взыскании задолженности в размере 456 353,55 руб. правомерно удовлетворены судом.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к необходимости переоценки выводов суда первой инстанции о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора. Однако основания для такой переоценки апелляционным судом не установлены, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.10.2019 по делу N А53-19154/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
М.Г. Величко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-19154/2019
Истец: АО "ВОДОКАНАЛ РОСТОВА-НА-ДОНУ"
Ответчик: ООО "РОСТОВСКАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ КОМПАНИЯ"