г. Хабаровск |
|
26 января 2024 г. |
А73-12626/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пинегиной В. А.
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Гвазава Олеси Николаевны: Трофимов С.Р. по доверенности от 20.12.2023, Галаев П.Ю. по доверенности от 20.12.2023;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Кушнер Ж.В. по доверенности от 02.05.2023;
от третьих лиц: Комитета Государственного заказа Правительства Хабаровского края: Абрамнйцева Е. В. по доверенности от 18.01.2024;
Краевого государственного казенного учреждения "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края": Перова В.С. по доверенности от 20.11.2023; Мизюк Е.В. по доверенности от 01.03.2022; Беспичук Е.Н. по доверенности от 17.03.2023;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гвазава Олеси Николаевны
на решение от 31.10.2023
по делу N А73-12626/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Гвазава Олеси Николаевны
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
о признании незаконным решения
третьи лица: Комитет Государственного заказа Правительства Хабаровского края; Краевое государственное казенное учреждение "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края"
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Гвазава Олеся Николаевна (далее - ИП Гвазава О. Н., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконным решения от 05.07.2023 N 133.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Краевое государственное казенное учреждение "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края" (далее - КГКУ "Управление по делам ГОСЧ и ПБ Хабаровского края"); Комитет государственного заказа Правительства Хабаровского края (далее - Комитет государственного заказа).
Решением от 31.10.2023 суд в удовлетворении заявленных предпринимателем требования отказал.
Не согласившись с решением суда, ИП Гвазава О. Н. обратилась с апелляционной жалобой, с дополнениями к ней, просит отменить решение суда ввиду неправильного применения судом норм материального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
В судебном заседании представители предпринимателя поддержали доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней, просили решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Представитель Хабаровского УФАС России в представленном отзыве, в судебном заседании отклонил доводы апелляционной жалобы, дополнений, просил решение оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители КГКУ "Управление по делам ГОСЧ и ПБ Хабаровского края", Комитета государственного заказа также в удовлетворении апелляционной жалобы просили отказать.
Изучив представленные материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы, дополнений, возражений, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Из материалов дела следует, что уполномоченным органом для заказчика - КГКУ "Управление по делам ГО, ЧС и ПБ Хабаровского края" проведен электронный аукцион на оказание услуг по изготовлению и монтажу сборно-разборного модуля.
Извещение N 0122200002522005889 о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 22.09.2022.
Начальная (максимальная) цена контракта: 30 761 333,36 рублей. Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 04.10.2022.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0122200002522005889 от 04.10.2022, победителем торгов признан участник закупки идентификационный N 112693227 (заявка ИП Гвазава О.Н.), с ценовым предложением 22 916 193,33 рублей.
17.10.2022 между КГКУ "Управление по делам ГО, ЧС и ПБ Хабаровского края" и ИП Гвазава О.Н. заключен контракт N 114 (реестровый номер 2272112360522000351), предметом которого является оказание услуг по изготовлению и монтажу сборно-разборного модуля.
Согласно информации ЕИС, 13.02.2023 контракт N 114 от 17.10.2022 (реестровый номер 2272112360522000351) расторгнут в связи с неисполнение исполнителем - ИП Гвазава О.Н. своих обязательств по контракту.
ИП Гвазава О.Н. обратилась в антимонопольный орган с жалобой на действия заказчика КГКУ Управление по делам ГО, ЧС и ПБ Хабаровского рая", связанные с ненадлежащей подготовкой закупочной документации при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по изготовлению и монтажу сборно-разборного модуля, привлечении КГКУ Управление по делам ГО, ЧС и ПБ Хабаровского рая" к административной ответственности за допущенные нарушения части 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.
По результатам рассмотрения обращения, антимонопольным органом принято решение от 05.07.2023 N 133, согласно которому в действиях заказчика - КГКУ "Управление по делам ГО, ЧС и ПБ Хабаровского края", уполномоченного органа - комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края при проведении электронного аукциона на оказание услуг по изготовлению и монтажу сборно-разборного модуля (Извещение от 22.09.2022 N 0122200002522005889) нарушения Закона N 44-ФЗ отсутствуют.
Полагая решение антимонопольного органа от 05.07.2023 N 133 незаконным и нарушающим права и законные интересы предпринимателя, заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии указанных условий. При этом обоснованно суд исходил из следующего.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу пункта 8 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документации, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, при которых предметом контракта является в том числе, проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, части 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
Частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
Согласно извещению о проведении спорного аукциона объектом закупки является оказание услуг по изготовлению и монтажу сборно-разборного модуля.
В извещении установлен код ОКПД 2 - 43.99.70.000 "Работы по сборке и монтажу сборных конструкций".
При формировании объекта закупки заказчик самостоятельно определяет код ОКПД 2 путем соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД 2 с учетом специфики закупки в области применения.
Требования к описанию объекта закупки установлены в разделе III "Техническая часть" аукционной документации (далее - Техническая часть), в котором в отношении товара указано следующее: "Сборно-разборный модуль" и указан Перечень оказываемых Услуг, а также показатели, позволяющие определить соответствие товара, изготовленного в результате оказания услуг, установленным заказчиком требованиям, максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Код ОКПД 2 - 43.99.70.000 "Работы по сборке и монтажу сборных конструкций" включает в себя услуги по установке, сборке и монтажу сборных конструкций. К сборным конструкциям относится сборно-разборный модуль.
Таким образом, спорная закупка отнесена к услугам, результатом данной услуги является Товар - сборно-разборный модуль (далее - СРМ), который учитывается в бухгалтерском учете как основное средство - движимое имущество.
По Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности изготовление, доставка, разгрузка относятся к услугам. Данные услуги не относятся к строительным работам и при их оказании проектно-сметная документация не предусмотрена и размещению не подлежит.
Проектная документация используется для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
СРМ, являющийся результатом спорной закупки, не относится к объектам капитального строительства.
Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектами капитального строительства считаются здания, сооружения, строения и другие объекты, возведение которых не завершено. Это значит, что объект капитального строительства можно отнести к объектам недвижимого имущества.
В части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) указывается, что к недвижимому имуществу относятся земельные участки и все, что связано с землей и невозможно переместить без нанесения серьезного ущерба, что вполне применимо к объектам капитального строительства.
Согласно Технической части (Приложение к контракту), количество передислокаций СРМ: не менее 3 раз, что также подтверждает, что СРМ - движимое имущество.
Исходя из части 1 статьи 130 ГК РФ, все временные постройки не признаются недвижимым имуществом и не подлежат техническому учету в бюро технической инвентаризации или ФГУП "Ростехинвентаризация", права на них не подлежат регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Учитывая, что объектом закупки является СРМ, подразумевающий разборку и перемещение его на другое место, то есть отсутствует его прочная связь с землей, следовательно, его нельзя отнести к объектам недвижимости, и, следовательно, к объектам капитального строительства.
Таким образом, оформление заказчиком проектной и разрешительной документации не требуется.
Отклоняя довод предпринимателя относительно информации о наличии двух газопроводов на предоставленной исполнителю площадке, о которых заявитель не был проинформирован заказчиком, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Во исполнение требований Федерального Закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" целях обеспечения надлежащего состояния защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а также в связи с необходимостью усиления сил и средств гражданской обороны Хабаровского края, в соответствии с требованиями статьи 16.1. Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", руководствуясь Федеральным Законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской Федерации" Губернатором Хабаровского края Дегтяревым М.В. принято решение о создании в с. Краснореченское Хабаровского муниципального района Хабаровского края пожарной части штатной численностью 37 человек с отделением поисково-спасательного отряда аварийно-спасательной службы Хабаровского края штатной численностью 15 человек (Распоряжение Губернатора Хабаровского края от 20.07.2022 N 385-р). Срок исполнения до 01.01.2023.
В целях обеспечения исполнения Распоряжения Губернатора Хабаровского края 01.04.2022 в адрес органа исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим функции и полномочия учредителя КГКУ "Управление по делам ГОЧС и ПБ Хабаровского края" - комитет Правительства Хабаровского края по гражданской защите поступило письмо (исх. N 1792) о резервировании администрацией Хабаровского муниципального района земельного участка под строительство пожарного депо с кадастровым номером 27:17:0601001:816.
Из указанного письма следует, что Администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края указала на наличие в непосредственной близости от предложенного участка объектов электрических сетей, сетей теплоснабжения, сетей централизованного водоснабжения и водоотведения. Каких-либо сведений о наличии ограничений, связанных с наличием охранных зон на участке и в пределах его границ, в том числе в связи с наличием в непосредственной близости к границам участке газопроводов письмо не содержит.
В связи с тем, что в качестве объекта, подлежащего установке на предложенном участке был выбран сборно-разборный модуль, не относящийся к объектам капитального строительства, не требующий составления проектно-сметной документации), было признано, что зарезервированный участок подходит под условия для установки сборно-разборного модуля, подлежащего использованию в качестве пожарного депо, о чем Председатель комитета Правительства по гражданской защите уведомил Администрацию Хабаровского муниципального района письмом 30.06.2022 исх. N 06-4-1865, с предложением рассмотреть вопрос об обустройстве двух выездов с участка с дорожным покрытием не ниже 4 категории.
Письмом от 26.07.2022 исх. N 817 администрация Хабаровского муниципального района уведомила Председателя комитета Правительства Хабаровского края по гражданской защите о закреплении участка с кадастровым номером 27:17:0601001:816 за КГКУ "Управление по делам ГОЧС и ПБ Хабаровского края" на праве оперативного управления и гарантировала обустройство выезда с данного участка.
Письмом от 11.10.2022 N 3552-06-2 Администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края уведомила председателя Комитета правительства Хабаровского края по гражданской защите о том, что обустройство выезда с предоставленного под пожарное депо земельного участка, запланировано на 2023 год.
Указанным письмом о каких-либо охранных зонах в связи с наличием газопроводов и возможными ограничениями по использованию участка с кадастровым номером 27:17:0601001:816 Администрация Хабаровского муниципального района также не сообщала.
Представленная в материалы дела выписка из Единого государственного реестра недвижимости управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю от 05.09.2022 каких-либо сведений о наличии ограничений в связи прохождением вдоль границ земельного участка газопроводов и наличием в связи с этим каких-либо охранных зон не содержит. При этом, в выписке имеется указание о необходимости согласования границ охранной зоны объекта электросетевого хозяйства: В Л 35 кВт. "Ак-Бычиха".
16.09.2022 Постановлением N 1344 Главы администрации Хабаровского муниципального района "О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка краевому государственному казенному учреждению "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края"" участок с кадастровым N 27:17:0601001:816 предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование КГКУ "Управление по делам ГОЧС и ПБ Хабаровского края" с видом разрешенного использования - обеспечение внутреннего правопорядка.
Каких-либо сведений о наличии ограничений в связи прохождением вдоль границ участка газопроводов и наличием в связи с этим каких-либо охранных зон Постановление также не содержит.
Кроме того, согласно представленного ответа АО "Газпром газораспределение Дальний Восток" от 24.08.2023 N ХБ02-09-30Э/7004 заказчику, указано, что в районе земельного участка с кадастровым номером 27:17:0601001:816 проходит подземный газопровод среднего давления, на публичной кадастровой карте данный газопровод не отмечен, так как плановая дата регистрации права собственности на объект газораспределения - 4 квартал 2023 года.
С учетом приведенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что доказательств того, что заказчик, проводя закупку, знал о наличии двух газопроводов на предоставленной заявителю площадке, в материалы дела не представлено.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно поддержал вывод Хабаровского УФАС России о том, что в действиях заказчика, уполномоченного органа, отсутствуют нарушения требований Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 31.10.2023 по делу N А73-12626/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-12626/2023
Истец: ИП Гвазава Олеся Николаевна
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
Третье лицо: Комитет государственного заказа Правительства Хабаровского края, Краевое государственное казенное учреждение "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края"