г.Москва |
|
02 декабря 2019 г. |
Дело N А40-151985/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гармаева Б.П.,
рассмотрев апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации
на принятое в порядке упрощенного производства решение Арбитражного суда г.Москвы от 17.09.2019 по делу N А40-151985/19
по исковому заявлению АО "ФПК"
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
о взыскании 36 466 руб. 10 коп.
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
АО "ФПК" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 36 466 руб. 10 коп. убытков.
Решением суда от 17.09.2019 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым по делу решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Истец возражает против доводов апелляционной жалобы, просит отказать в ее удовлетворении. Представил письменный отзыв на жалобу.
Дело рассмотрено без вызова сторон в порядке ст.272.1 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в 2018 года АО "ФГК" оказывало услуги по перевозке граждан, пользующихся правом льготного (бесплатного) проезда железнодорожным транспортом на основании соглашения о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, заключенного Советом Глав Правительств СНГ 12.03.1993 по субъекту продажи: Ярославская область, Костромская область, Вологодская область и Республика Коми.
Факт оказания услуг по перевозке граждан, пользующихся правом льготного (бесплатного) проезда железнодорожным транспортом, подтверждается данными автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками "Экспресс" (АСУ Экспресс).
Использование указанной системы для продажи проездных документов предусмотрено Правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 19.12.2013 N 473.
Данные АСУ Экспресс содержат информацию о фамилии, имени и отчестве пассажира, категории льготы, номере удостоверения, подтверждающего право на льготу, дате поездки, виде льготы (со скидкой или бесплатно), номере проездного документа, номере терминала через который продан проездной документ, полной стоимости проезда, фактически уплаченной пассажиром сумме, недополученной стоимости проезда.
Факт предоставления льгот инвалидам и участникам Великой Отечественной войны также подтверждается купонами кассира, подтверждающими продажу билетов, и талонами, предоставленными в железнодорожные кассы в обмен на льготный проездной документ (билет).
В связи с отсутствием компенсации стоимости услуг по перевозке граждан, пользующихся правом льготного (бесплатного) проезда железнодорожным транспортом, у истца возникли убытки в размере 36 466 руб. 10 коп., что подтверждается расчетом убытков, реестрами оформленных проездных документов, купонами кассира и талонами на право льготного проезда.
В добровольном порядке ответчиком требования истца не удовлетворены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что перевозка граждан согласно соглашению произведена истцом в интересах публично-правового образования Российской Федерации, так как осуществление мер социальной поддержки федеральных льготников является полномочием Российской Федерации, финансирование данного вида расходов производится из федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации, обязанность государства в лице соответствующих финансовых органов по возмещению за счет средств бюджета транспортной организации выпадающих доходов возникает из международного соглашения от 12.03.1993, является обязательством Российской Федерации и подлежит компенсации за счет средств федерального бюджета.
Рассматривая спор, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, правильно установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и применил нормы материального права.
Доводы ответчика о том, что часть расходов истца не подлежит возмещению, что в сумму убытков им включены расходы на межгосударственный проезд, что на правоотношения по льготному проезду ряда стран не распространяются положения соглашения от 12.03.1993, отклоняются судом.
С 01.01.2005 льготы в виде бесплатного проезда на железнодорожном транспорте дальнего следования внутреннего и международного сообщения Российских граждан заменены ежемесячными денежными выплатами в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Между тем, прежний порядок предоставления льгот для указанных категорий граждан, являющихся гражданами стран СНГ, сохранился в соответствии с действующим Соглашением о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним" от 12.03.1993.
В соответствии со ст.7 Гражданского кодекса РФ международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации, и если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора, а нормативные акты, принятые на территории Российской Федерации, не должны рассматриваться, как умаляющие права и законные интересы человека и гражданина.
Поскольку специальные правила реализации указанного Соглашения отсутствуют, то необходимо руководствоваться Конституцией Российской Федерации, согласно положениям которой исполнение взятых Российской Федерацией обязательств, вытекающих из заключенных международных договоров и соглашений, является расходной статьей федерального бюджета.
Кроме того, Экономический Суд СНГ в своём Консультативном заключении N 01-1/2-2000 по запросу Координационного Совета общественной организации "Содружество (Союз) организаций Ветеранов Независимых Государств" рекомендовал государствам -участникам Соглашения о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, от 12.03.1993:
1. Выполнять в полном объеме обязательства, принятые по Соглашению о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, от 12.03.1993, независимо от наличия в законодательствах государств - участников национальных нормативных правовых актов, отменяющих или уменьшающих объем льгот, установленных данным Соглашением.
2. Привести национальное законодательство и правоприменительную практику в соответствие с положениями Соглашения от 12.03.1993.
Факт предоставления льгот по оплате проезда железнодорожным транспортом на основании Соглашения о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников ВОВ, а также лиц, приравненных к ним, от 12.03.1993, подтверждается данными продажи билетов автоматизированной системы "Экспресс" (АСУ "Экспресс"), содержащей информацию о фамилии, имени и отчестве пассажира, категории льготы, номере удостоверения, подтверждающего право на льготу, паспортных данных пассажира, дате поездки, виде льготы (со скидкой, бесплатно), номере билета, номера терминала, через который продан билет, общей стоимости проезда, фактически уплаченной пассажиром сумме, размере неполученных средств.
Факт предоставления льгот инвалидам и участникам ВОВ подтверждается копиями купонов кассира, подтверждающих продажу билетов, и копиями талонов, предоставленных в железнодорожные кассы в обмен на льготный проездной документ (билет).
Согласно учетным данным АСУ "Экспресс", сформированным по месту продажи льготных проездных документов (билетов), истцом при оказании услуг при перевозке железнодорожным транспортом граждан в соответствии с Соглашением были недополучены доходы.
Согласно п.5 ст.790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров, и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии со ст.15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Российская Федерация, подписав Соглашение от 12.03.1993, установила льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте отдельным категориям граждан и тем самым приняла на себя обязанность полного возмещения расходов по предоставлению указанных льгот за счёт средств федерального бюджета.
В соответствии со ст.16 и 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причинённый гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счёт средств казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Бездействие государственных органов заключается в том, что не был установлен порядок возмещения расходов, связанных с реализацией нормативных положений и не были приняты соответствующие меры по полному возмещению таких расходов.
Согласно ст.1071 Гражданского кодекса РФ от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п.3 ст.125 Гражданского кодекса РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с п.3 ст.158 БК РФ выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п.16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее -Постановление от 22.06.2006 N 23), споры о взыскании задолженности по предоставленным льготам являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы".
В соответствии с п.17 Постановления от 22.06.2006 ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично - правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично - правовое образование (а не его органы либо должностные лица этих органов).
Согласно ст.3 Устава Содружества Независимых Государств, принцип добросовестного выполнения принятых на себя обязательств по документам Содружества, включая Устав СНГ, закреплен в качестве одного из основных принципов построения отношений между государствами в рамках Содружества Независимых Государств.
Следовательно, расходы истца подлежат компенсации ответчиком.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271, 272.1 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.09.2019 по делу N А40-151985/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
Б.П. Гармаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-151985/2019
Истец: АО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: в лице Министерства финансов РФ