г. Владивосток |
|
02 декабря 2019 г. |
Дело N А51-11207/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 декабря 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Л.А. Бессчасной, К.П. Засорина,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Владивостокской таможни,
апелляционное производство N 05АП-8066/2019
на решение от 17.09.2019
судьи Н.В. Колтуновой
по делу N А51-11207/2019 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Владивостокской таможни (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484)
к индивидуальному предпринимателю Берендееву Дмитрию Викторовичу (ИНН 253905055425, ОГРН 311253811800047)
о взыскании утилизационного сбора в сумме 310500 руб. за товар, заявленный в ДТ N 10702030/080916/0024911,
при участии:
от Владивостокской таможни: Домина Е.А.по доверенности N 246 от 19.03.2019, сроком действия до 19.03.2020, служебное удостоверение, диплом ВСГ N 5380262;
от индивидуального предпринимателя Берендеева Дмитрия Викторовича, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Владивостокская таможня (далее - таможня, таможенный орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением к ИП Берендееву Д.В. (далее - предприниматель, ИП Берендеев Д.В.) о взыскании суммы утилизационного сбора в размере 310 500 руб.
Решением суда от 17.09.2019 с индивидуального предпринимателя взыскан утилизационный сбор в сумме 270 000 руб., в удовлетворении остальной части требований отказано. Также суд взыскал с предпринимателя в доход федерального бюджета государственную пошлину по заявлению в сумме 8400 руб.
Таможня, не согласившись с принятым решением, подала апелляционную жалобу и просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В доводах жалобы указывает на то, что для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики представляют документы, предусмотренные пунктами 11 и 15 Постановления Правительства N 81 в таможенный орган в течение 15 дней со дня выпуска самоходных машин. Соответственно, обязанность по уплате утилизационного сбора возникла у декларанта в момент выпуска самоходной техники таможенным органом в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры. Иное противоречило бы требованиям Закона N 89-ФЗ, Постановления Правительства N81 и преследуемым законодателем целям обеспечения экологической безопасности.
При уплате утилизационного сбора должна применяться базовая ставка, действующая на день предоставления заявления с пакетом документов, предусмотренных пунктом 11 постановления Правительства N 81.
При проверке базы данных таможенных приходных ордеров на предмет уплаты утилизационного сбора в отношении указанных в ДТ товаров таможенным органом было установлено, что ТПО на уплату утилизационного сбора не оформлялся и утилизационный сбор не взимался. Также учитывая непредставление предпринимателем в течение 15 дней со дня выпуска самоходных машин в таможенный орган, необходимых документы (расчет суммы утилизационного сбора, копии сертификатов соответствия и т.д.), отметка об уплате утилизационного сбора на ПСМ проставлена не была (п. 11, 13 постановления Правительства N 81). При этом необходимо отметить, что пункт 11(1) постановления Правительства N81 вступил в силу 13.06.2018 г. и не распространялся на правоотношения, возникшие при ввозе транспортных средств до 13.06.2018.
Следовательно, исходя из пунктов 11, 13 постановления Правительства N 81, расчет размера утилизационного сбора и применение коэффициентов расчета суммы утилизационного сбора осуществляются на момент предоставления всех необходимых документов, проверки правильности исчисления утилизационного сбора и оформления ТПО таможенным органом. Также следует учесть, что документы, предусмотренные пунктом 11 Правил взимания, утвержденных Постановлением Правительства N 81, в таможенный орган не предоставлялись, утилизационный сбор не уплачивался.
Таким образом, при обнаружении задолженности по спорным машинам, таможенным органом в адрес предпринимателя было направлено уведомление об уплате утилизационного сбора, рассчитанного по базовой ставке, действующей после 13.06.2018 согласно постановлению Правительства N 81. Поскольку проверку правильности исчисленного и уплаченного утилизационного сбора таможенный орган осуществляет именно на дату подачи соответствующего заявления о выдаче паспорта самоходной машины, то и применение базовой ставки осуществляется на дату представления расчета утилизационного сбора с заявлением о выдаче ПСМ.
В связи с тем, что ИП Берендеев Д.В. не предоставил расчет утилизационного сбора, а также иные документы, установленные Постановлением Правительства N 81, таможенный орган самостоятельно произвел расчет подлежащего уплате утилизационного сбора. При этом применив базовую ставку и коэффициент на дату осуществления данного расчета на основании последней редакции постановления Правительства N81 от 31.05.2018, вступившей в силу 13.06.2018. Таким образом, обязанность по уплате утилизационного сбора возникла у декларанта в момент выпуска бывшего в употреблении транспортного средства таможней в свободное обращение.
Соответственно, дальнейшая реализация ввезенного предпринимателем товара не освобождает его от указанной обязанности, так как дальнейшее использование или не использование самоходной техники по назначению не влияет на обязанность по уплате утилизационного сбора. Факт отсутствия у спорных самоходных машин ПСМ не является основанием для освобождения лица, осуществившего ввоз такого транспортного средства на территорию РФ, от уплаты утилизационного сбора. Таможня считает, что положения таможенного законодательства не могут применяться к отношениям по уплате утилизационного сбора. При применении ставки расчета утилизационного сбора необходимо абстрагироваться от таможенного законодательства, а именно от понятия "декларирования, выпуска и т.д.", и рассматривать спорный вопрос исходя из требований Федерального закона N 89 и Постановления Правительства N81.
Обращает внимание суда на имеющуюся судебную практику по рассмотрению аналогичных споров: решения Арбитражного суда Приморского края по делам N N А51-17408/2018, А51-24982/2018, А51-25128/2018, А51-29618/2018; постановления Пятого арбитражного апелляционного суда по делу NNА51-25510/2018, А51-10435/2017, NА51-1094/2018; определения Верховного Суда Российской Федерации по делам NNА56-34173/2017, А56-31558/2017, А21-4241/2017, А50-29529/2016, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2017 по делу NА75-3951/2017.
Представитель таможни в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала.
Предприниматель, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
В соответствии с частью 5 статьи 156, статьей 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие предпринимателя.
Из материалов дела следует, что во исполнение внешнеторгового контракта ИП Берендеевым Д.В. на территорию Российской Федерации ввезен товар: трактор для сельскохозяйственных работ, б/у, марка: ISEKI, модель: ТХ1510F, год выпуска 01.07.1997, цвет: синий, двигатель дизель, объем 849 куб.см., мощность 15 л.с.
Товар выпущен в свободное обращение в соответствии с заявленной таможенной процедурой 08.09.2016.
ИП Берендеев Д.В. в таможенный орган с документами для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора, с заявлением о выдаче паспорта самоходной машины не обращался.
При проверке базы данных таможенных приходных ордеров на предмет уплаты утилизационного сбора в отношении товаров, указанных в спорной ДТ, таможенным органом установлено, что ТПО на уплату утилизационного сбора не оформлялся, утилизационный сбор не взимался.
Таможенный орган письмом от 05.04.2018 N 25-35/13883 уведомил предпринимателя о необходимости уплаты утилизационного сбора за ввоз самоходной машины, задекларированной по ДТ N10702020/080916/0024911 (товар N1) в срок до 29.04.2019. Указанным письмом в адрес ИП Берендеева Д.В. было направлено уведомление от 03.04.2019 об уплате утилизационного сбора в сумме 310 500 руб.
Поскольку предприниматель в установленный срок не уплатил утилизационный сбор, таможня обратилась в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В пункте 1 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ сказано, что за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 указанной статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности. По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство.
Пунктом 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ определены плательщики утилизационного сбора, в числе которых названы лица, осуществляющие ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
В пункте 5 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ сказано, что при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора и Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
Базовые ставки утилизационного сбора, коэффициенты расчета указанного сбора установлены Перечнем в зависимости от вида и категории транспортных средств.
Как установлено судом, выпуск товара (трактор для сельскохозяйственных работ, б/у, марка: ISEKI, модель: ТХ1510F, год выпуска 01.07.1997, цвет: синий, двигатель дизель, объем 849 куб.см., мощность 15 л.с.), ввезенного предпринимателем по ДТ N 10701020/080916/0024911, осуществлен таможней 08.09.2016, о чем свидетельствует отметка в графе "С" указанной ДТ.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, правоотношения по ввозу в Российскую Федерацию транспортного средства возникли 08.09.2016, т.е. до изменения постановлением Правительства РФ от 31.05.2018 N 639 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 г. N 81" базовой ставки, поскольку указанные изменения вступили в силу с 13.06.2018.
Следовательно, расчет утилизационного сбора в рассматриваемом случае должен быть произведен с учетом базовой ставки, установленной на момент ввоза транспортного средства и равной 150 000 рублей (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81).
Судом установлено, что ввезенный предпринимателем товар, Постановлением Правительства РФ N 81, включен в перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, утверждены ставки утилизационного сбора: Тракторы сельскохозяйственные колесные (классифицируемые по коду 8701 90), с даты выпуска которых прошло более 3 лет, мощностью силовой установки не более 30 л.с., базовая ставка составляет 150000 руб., коэффициент - 1,8 от ставки утилизационного сбора.
Таким образом, в отношении ввезенного товара подлежит уплате утилизационный сбор в соответствии с вышеуказанным Перечнем, в общей сумме 270 000 руб.
Согласно пункту 17 Правил N 81 в случае, если в течение 3 лет после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки об уплате утилизационного сбора на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы информируют не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора с указанием оснований для его доначисления.
В случае неуплаты утилизационного сбора плательщиком в срок не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, во исполнение пункта 17 Правил N 81 таможенный орган письмом от 05.04.2019 N 25-35/13883 уведомил предпринимателя о необходимости уплаты утилизационного сбора в срок не позднее чем через 20 календарных дней со дня получения указанного уведомления. По истечении срока, в отношении указанных товаров ИП Берендеев Д.В. не осуществил уплату утилизационного сбора, т.е. предпринимателем не исполнена законодательно установленная обязанность об уплате утилизационного сбора в размере 270 000 рублей.
Из анализа положений статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ под "ввозимым транспортным средством в Российскую Федерацию" следует понимать не транспортное средство, которое фактически пересекло Государственную границу Российской Федерации, а транспортное средство, выпущенное в обращение (с целью эксплуатации) на территории Российской Федерации согласно заявленной таможенной процедуры (исходя из целей и задач в рассматриваемой сфере правоотношений).
Соответственно, обязанность по уплате утилизационного сбора возникла у декларанта в момент выпуска самоходной техники таможенным органом в свободное обращение. Иное противоречило бы требованиям Закона N 89-ФЗ и преследуемым законодателем целям обеспечения экологической безопасности и уменьшения. В этой связи, коллегия признает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что моментом, с которым законодатель связывает возникновение обязанности по исчислению и уплате утилизационного сбора, является ввоз транспортных средств в РФ. Вместе с тем, данный вывод суда не повлек ошибочность расчета в размере утилизационного сбора, подлежащего уплате в бюджет.
На основании вышеизложенного, коллегия апелляционной инстанции, с учетом положений пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, пункта 17 Постановления Правительства Российской Федерации N 81 поддерживает вывод суда о необходимости частичного удовлетворения требования таможенного органа о взыскании с предпринимателя неуплаченного утилизационного сбора в размере 270 000 руб.
Доводы таможни со ссылкой на иную судебную практику, апелляционной инстанцией не принимаются во внимание, поскольку обстоятельства, установленные приведенными судебными актами, не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора, приняты в отношении иных лиц и по иным фактическим обстоятельствам дела. Судебные акты по каждому делу принимаются с учетом конкретных доводов и доказательств, представленных сторонами.
С учетом результатов рассмотрения настоящего спора, отнесение на предпринимателя обязанности по уплате государственной пошлины по заявлению соответствует положениям части 1 статьи 110 АПК РФ.
При рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 17.09.2019 по делу N А51-11207/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-11207/2019
Истец: ВЛАДИВОСТОКСКАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ИП Берендеев Дмитрий Викторович
Третье лицо: Начальнику отдела адресно-справочной работы