город Омск |
|
03 декабря 2019 г. |
Дело N А70-12255/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14054/2019) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Партнеры на Щербакова" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 24.09.2019 по делу N А70-12255/2019, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Партнеры на Щербакова" к Государственной жилищной инспекции Тюменской области о признании незаконным постановления N 197 по делу об административном правонарушении от 28.05.2019,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Партнеры на Щербакова" (далее - заявитель, общество, ООО "УК "Партнеры на Щербакова") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, административный орган) о признании незаконным постановления от 28.05.2019 N 197 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 24.09.2019 по делу N А70-12255/2019 заявление удовлетворено частично. В постановлении N 197 по делу об административном правонарушении (о назначении административного наказания) от 28.05.2019 начальника Государственной жилищной инспекции Тюменской области назначенная ООО "УК "Партнеры на Щербакова" мера ответственности по части 1 статьи 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 250 000 руб. изменена на административный штраф в размере 150 000 руб. В удовлетворении требований заявителя в оставшейся части отказано.
Не соглашаясь с принятым по делу решением, общество в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что в материалах дела имеется отчет платежного агента за март 2019 года, согласно которому дата формирования платежных документов по домам по адресам г. Тюмени: ул. Кремлевская, д. 102, ул. Кремлевская, д. 102а, ул. Кремлевская, д. 102 корпус 1, ул. Газопромысловая, д. 4, ул. Газопромысловая, д. 6, ул. Газопромысловая, д.5 - 26.03.2019. Дата передачи платежных документов работникам ООО "УК "Партнеры на Щербакова" для направления собственникам - 26.03.2019. Исчисление же сроков привлечения к административной ответственности именно с даты размещения платежных документов в ГИС ЖКХ с точки зрения установления начала течения сроков, по мнению подателя апелляционной жалобы, является необоснованным. Кроме того заявитель считает, что административный орган неверно квалифицировал допущенное обществом правонарушение, в результате чего не верно избрал меру ответственности. Так, в настоящем случае ООО "УК "Партнеры на Щербакова" допущено несоблюдение порядка утверждения размера платы за жилищные услуги, установленного договором управления, что относится к нарушениям лицензионных требований, предъявляемых к управляющим организациям.
В письменном отзыве на жалобу заинтересованное лицо просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что на основании приказа начальника инспекции от 18.03.2019 N 01-27-0819/19 в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка.
В результате проверки платежных документов за период с февраля по март 2019 года, установлено, что, как следует из таковых, услуги по механизированной уборке и вывозу снега определяются в соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений от 15.12.2016 N 1 и условиями договора управления от 15.12.2016. Вместе с тем, на общем собрании 15.12.2016 плата за механизированную уборку и вывоз снега собственниками помещений многоквартирного дома не утверждалась.
В связи с указанным заинтересованное лицо пришло к выводу о том, что управляющая организация в одностороннем порядке (без решения общего собрания собственников помещений) выставила плату за механизированную уборку и вывоз снега, что не соответствует действующему правовому регулированию.
По результатам проверки административным органом составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 03.04.2019 N ТО-17-88, заявителю выдано предписание от 03.04.2019 N ТО-17-42 об устранении выявленных нарушений сроком исполнения до 01.06.2019.
14.05.2019 в отношении ООО "УК "Партнеры на Щербакова" составлен протокол об административном правонарушении в связи с наличием в действиях заявителя признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов административного дела 28.05.2019 административным органом вынесено постановление N 197 по делу об административном правонарушении, которым общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.
Считая постановление не основанным на законе, ООО "УК "Партнеры на Щербакова" обратилось в суд с настоящими требованиями.
Заявление удовлетворено судом первой инстанции частично, с чем общество не согласилось, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 7 статьи 210 Кодекса при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 7.23.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 7.23.3 КоАП РФ, являются отношения по управлению многоквартирными домами.
Статьями 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусматривается, что управляющая организация обязана осуществлять управление многоквартирным домом и обеспечивать надлежащее содержание общего имущества. Правила и стандарты деятельности по управлению многоквартирным домом, состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (части 1, 1.2 статьи 161 ЖК РФ). Перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня устанавливаются в договоре управления многоквартирным домом.
В силу подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением стандартов, в частности, организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе, начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
На основании части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Материалы дела свидетельствуют о том, что между собственниками помещений в многоквартирном доме N 102 по ул. Кремлевской г. Тюмени и ООО "УК "Партнеры на Щербакова" заключен договор управления от 15.12.2016, в соответствии с которым обществом исполняются обязательства по управлению домом.
Проверкой установлено, что в платежных документах за февраль 2019 года и март 2019 года по квартире N 38 дома N 102 по ул. Кремлевской в г. Тюмени отдельной строкой выставлена плата за услуги механизированной уборки и вывоза снега в отсутствие принято на то решений собственников помещений.
ООО "УК "Партнеры на Щербакова" не оспаривается факт нарушения порядка формирования платы за услуги. Возражения заявителя по существу фактических обстоятельств сводятся к утверждению о том, что административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для несогласия с решением по делу в данной части.
Как было указано ранее, частью 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ст. 13.19.2 Кодекса, влечет ответственность по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
На основании части 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Лицензионные требования к лицензиату предусмотрены статьей 193 ЖК РФ. Помимо требований, перечисленных в пунктах 1 - 6.1 части 1 названной статьи ЖК РФ, Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные лицензионные требования (пункт 7). Перечень лицензионных требований предусмотрен пунктом 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110).
Согласно подпункту 1 пункта 1 Правил N 416, настоящие Правила устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, в том числе, управляющими организациями, заключившими договор управления многоквартирным домом.
Пунктом 2 Правил N 416 определено, что под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
В данном случае, как следует из оспариваемого постановления, в действиях заявителя установлено и вменяется ему в вину нарушение именно Правил N 416.
За нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, требований Правил N 416 устанавливается административная ответственность в соответствии с положениями части 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ.
Следовательно, административным органом действиям общества дана правильная квалификация.
Инспекцией доказан факт нарушения обществом порядка установления размера платы за механизированную уборку и вывоз снега, что образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вина ООО "УК "Партнеры на Щербакова" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ, подтверждена материалами дела. Заявителем не указывается на принятие им необходимых и исчерпывающих мер по соблюдению требований действующего законодательства и перечисленных выше норм.
Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции.
Вопреки доводам жалобы заявителя, ООО "УК "Партнеры на Щербакова" привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5. КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с положениями жилищного законодательства плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, в том числе, платежных документов в электронной форме, размещенных в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (пункт 9 статьи 2, часть 2 статьи 155 ЖК РФ). В настоящем случае платежный документ за март 2019 года размещен в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства 07.04.2019 (л.д. 84).
Отклоняя доводы заявителя о более раннем начале течения срока давности привлечения к ответственности, коллегия апелляционного суда отмечает, что в материалы дела не представлены доказательства, с достоверностью и определенностью позволяющие установить факт поступления платежного документа (квитанции за март 2019 года) собственнику помещения ранее 07.04.2019. Отчет платежного агента таким доказательством не является, поскольку таковой свидетельствует только о дате формирования документа.
Основания для вывода о малозначительности допущенного заявителем правонарушения и возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ не усматриваются.
Удовлетворяя частично предъявленные обществом требования, суд первой инстанции отметил, что инспекцией неверно избрана мера административного наказания.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ). В силу правил части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Санкция части 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
В настоящем случае административным органом обществу назначен административный штраф в максимально предусмотренном КоАП РФ размере в отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств. С учетом изложенного мера ответственности обоснованно изменена судом первой инстанции путем определения в размере 150 000 руб.
Основания для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ отсутствуют.
В силу частей 1, 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. При рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению.
Заявитель не является лицом, совершившим административное правонарушение впервые, что исключает возможность замены административного штрафа предупреждением.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба ООО "УК "Партнеры на Щербакова" удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, поэтому судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не распределяются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Партнеры на Щербакова" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 24.09.2019 по делу N А70-12255/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-12255/2019
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ПАРТНЁРЫ НА ДЕПУТАТСКОЙ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "УК"Партнеры на щербакова"