г. Пермь |
|
02 декабря 2019 г. |
Дело N А50-18377/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 декабря 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.,
судей Васильевой Е.В., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии:
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица начальника межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Черных Елены Юрьевны,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 15 августа 2019 года
по делу N А50-18377/2019
принятое судьёй Зыряновой М.А.
по заявлению Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ОГРН 1102308008330, ИНН 2308171570)
к судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Чуприяновскому Рангелу Викторовичу,
третьи лица: Управление Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю (ИНН 5905239700, ОГРН 1065905100150), общество с ограниченной ответственностью "Регионконсалтсервис" (ОГРН 1135905006302, ИНН 5905300923), начальник межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Черных Елена Юрьевна,
об оспаривании действий и постановления об окончании исполнительного
производства,
установил:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Чуприяновского Р. В. (далее - судебный пристав-исполнитель) по вынесению постановления об окончании исполнительного производства N 13311/18/59046-ИП от 18 декабря 2018 года и о признании этого постановления недействительным.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 15 августа 2019 года заявленные требования удовлетворены.
Действия судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Чуприяновского Рангела Викторовича, выразившиеся в вынесении постановления об окончании и возвращении исполнительного документа взыскателю от 18 декабря 2018 года, признаны незаконными, а также постановление об окончании и возвращении исполнительного документа взыскателю от 18 декабря 2018 года, признано недействительным как несоответствующие Федеральному закону N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
На судебного пристава-исполнителя возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым решением, третье лицо - начальник межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Черных Елена Юрьевна, обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
По мнению заявителя жалобы, одновременно с возбуждением исполнительного производства, судебным приставом-исполнителем направлены запросы в регистрирующие органы и кредитные организации г. Перми, получены отрицательные ответы. Место нахождение должника-организации ООО "Регионконсалтсервис" судебным приставом-исполнителем не установлено.
Кроме того, заявитель жалобы указывает, что в соответствии с пунктом 4 статьи 46 Закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" возвращение исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного ст. 21 указанного Закона. Отсутствие положительного результата по исполнительному производству не может служить основанием для признания бездействия судебного пристава-исполнителя. Не указание времени совершения исполнительских действий в акте совершения исполнительских действий не может быть основанием для признания действий судебного пристава-исполнителя по окончании исполнительного производства незаконными.
Так же заявитель жалобы отмечает, что суд первой инстанции необоснованно ссылается на ст. 43 Закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", тогда как исполнительное производство окончено по ст. 46 указанного закона.
Истцом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым истец полагает решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы - несостоятельными.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, письменные отзывы на апелляционные жалобы не представили, что в силу части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 18 апреля 2018 года судебный пристав-исполнитель вынес постановление о возбуждении исполнительного производства N 13311/18/59046-ИП на основании исполнительного листа, выданного Арбитражным судом Краснодарского края по делу N А32-40773/2017 на взыскание с общества с ограниченной ответственностью "Регионконсалтсервис" (далее - должник) в пользу заявителя 71 122 809,88 руб., в том числе 64 706 600 руб. неосновательного обогащения и 6 416 209,88 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
18 декабря 2018 года спорное исполнительное производство окончено, о чем вынесено соответствующее постановление N 13311/18/59046-ИП. В постановлении судебный пристав, ссылаясь на пункт 3 части 1 статьи 46, пункт 3 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве, указал на невозможность установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в кредитных организациях, за исключением случаев, когда предусмотрен розыск.
Не согласившись с указанным постановлением об окончании исполнительного производства, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что надлежащих доказательств, подтверждающих наличие оснований для окончания спорного исполнительного производства, в материалы дела не представлено.
Третье лицо по доводам жалобы настаивает на том, что решение суда подлежит отмене.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 329 АПК РФ постановления судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемые действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании действия (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 30 Закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено Законом об исполнительном производстве.
Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (часть 8 статьи 30 Закона N 229-ФЗ).
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 17 статьи 30 Закона N 229-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 36 ФЗ "Об исполнительном производстве" N 229-ФЗ от 02.10.2007 (далее Закон об исполнительном производстве) требования, содержащиеся в исполнительном документе, должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Данная норма определяет перечень исполнительных действий, которые судебный пристав-исполнитель вправе совершать в процессе исполнения требований исполнительных документов.
В соответствии с положениями п. 1, 2 ст. 68 Закона N 229-ФЗ после возбуждения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем применяются меры принудительного исполнения, под которыми подразумеваются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе, денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что постановление о возбуждении исполнительного производства вынесено 18 апреля 2018 года, при этом, доказательств принятия судебным приставом-исполнителем всего комплекса мер, направленных на своевременное и полное исполнение требований исполнительного листа в материалы дела не представлено.
Таким образом, судебным приставом-исполнителем допущено незаконное бездействие.
При этом, 18 декабря 2018 года исполнительное производство N 13311/18/59046-ИП окончено.
По смыслу ст. 47 Закона N 229-ФЗ исполнительное производство должно окончиться фактическим исполнением исполнительного документа, за исключением случаев, когда такое исполнение невозможно в связи отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, в связи с невозможностью установления его места жительства и получения сведений о месте нахождения имущества должника, а также в иных случаях установленных законом, и все предпринятые судебным приставом допустимые законом меры к его отысканию оказались безрезультатными.
В пп. 3 п. 1, п. 3 ст. 47 Закона N 229-ФЗ указано, что исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным ст. 46 настоящего Федерального закона. Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение.
Как установлено пп. 4 п. 1 ст. 46 Закона N 229-ФЗ, исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
В указанных случаях судебный пристав-исполнитель составляет акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю, а также выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа (п.п. 2-4 ст. 46 Закона N 229-ФЗ).
Таким образом, для окончания исполнительного производства необходимо наличие двух условий: установление факта невозможности исполнить обязывающий должника совершить определенные действия исполнительный документ и достаточности проведенных судебным приставом-исполнителем действий, направленных на исполнение исполнительного документа.
Судом первой инстанции установлено, что материалами исполнительного производства N 13311/18/59046-ИП подтверждается, что судебный пристав-исполнитель совершил часть исполнительных действий в период с 21 апреля 2018 года по 10 декабря 2018 года.
Кроме того, в материалы судебного дела, представлен акт совершения исполнительских действий от 18 декабря 2018 года. Из акта следует, что судебный пристав-исполнитель осуществил выход по месту нахождения должника, указанному в исполнительном листе и Едином государственном реестре юридических лиц: г. Пермь, ул. Космонавта Беляева, д. 40, корп. В, оф. 14, но установить должника и его имущественное положение не удалось, должник по адресу не находится.
Однако, судом установлено, что в представленном акте совершения исполнительных действий отсутствует время осуществления выхода судебного пристава-исполнителя, а также конкретная причина, по которой не удалось установить должника-организацию, его имущественное положение.
Доказательств принятия иных мер по установлению имущества, на которое могло быть обращено взыскание, в материалах исполнительного производства не имеется.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что принятые приставом меры на момент окончания исполнительного производства не являются достаточными, раскрывающими имущественное положение должника, в связи с чем, у судебного пристава-исполнителя отсутствовали основания для окончания исполнительного производства.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что все необходимые действия были совершены судебным приставом, отклоняется судом апелляционной инстанции.
В материалах дела имеются доказательства направления судебным приставом соответствующих запросов, вместе с тем, постановление судебного пристава-исполнителя от 18 декабря 2018 года об окончании и возвращении исполнительного документа взыскателю, основано лишь на части ответов на запросы судебных приставов.
В частности, как следует из представленной в материалы дела сводки по исполнительному производству от 10.12.2018, судебным приставом направлены запросы в ГИБДД МВД России, в Росреестр к ЕГРП, однако, ответы на указанные запросы в материалах дела отсутствуют, судебным приставом не представлены.
С учетом изложенного, суд пришел к правомерному выводу о том, что судебный пристав-исполнитель преждевременно окончил исполнительное производство N 13311/18/59046-ИП путем вынесения постановления от 18.12.2018.
Судебный пристав-исполнитель как должностное лицо, состоящее на государственной службе и наделенное специальными полномочиями, обязан, соблюдая принцип законности, обеспечивать в рамках исполнительного производства реализацию прав и защиту интересов как должника, так и взыскателя.
Непринятие судебным приставом-исполнителем необходимых мер по исполнению решения арбитражного суда в срок, установленный частью 1 статьи 36 Закона об исполнительном производстве, и преждевременное окончание исполнительного производства привело к ущемлению прав взыскателя на полное и своевременное получение причитающихся ему сумм задолженности.
При таких обстоятельствах, бездействие судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Чуприяновского Р. В. выразившееся в не совершении исполнительных действий и как следствие, вынесение 18 декабря 2018 года постановления об окончании и возвращении исполнительного документа взыскателю, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя на своевременное, полное и правильное исполнение судебного акта, следовательно, правомерно признано судом первой инстанции незаконным, в связи с чем, соответствующие доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Доводы заявителя жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно ссылается на статью 43 Закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", регулирующую вопросы прекращения исполнительного производства, подлежит отклонению. Суд первой инстанции законно и обоснованно проверил оспариваемое постановление об окончании исполнительного производства на его соответствие нормам статьи 46 Закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (страницы 5-6 судебного акта). Ссылка суда на странице 7 решения на положения статьи 43 Закона, суд апелляционной инстанции расценивает как опечатку, которая не повлекла принятие неправильного решения, и не является основанием для отмены или изменения решения суда.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
С учетом положений части 2 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 15 августа 2019 года по делу N А50-18377/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-18377/2019
Истец: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В КРАСНОДАРСОКМ КРАЕ И РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ, Судебный пристав -исполнитель Селькова Елена Валерьевна
Ответчик: Чуприяновский Рангел Викторович
Третье лицо: ООО "РЕГИОНКОНСАЛТСЕРВИС", Судебному приставу Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых производств Черных И.О., УФССП по ПК, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ