г. Москва |
|
28 ноября 2019 г. |
Дело N А40-152805/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
В.А.Свиридова, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Шевцовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Прометей"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27 сентября 2019 г. по делу N А40-152805/19, принятое судьей Кукиной С.М.
по заявлению ООО "Прометей"
к МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО
о признании при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ПРОМЕТЕЙ" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании постановления МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО (далее - Управление, административный орган) от 03.06.2019 N 02-19/174 по делу об административном правонарушении.
Решением суда от 27.09.2019 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано. Суд пришел к выводу, что материалами дела доказаны событие и состав вмененного административного правонарушения, а оснований для снижения штрафа или признании правонарушения малозначительным не имеется.
Не согласившись с данным решением, ООО "ПРОМЕТЕЙ" в апелляционной жалобе просит решение изменить, уменьшить административный штраф, так как он является чрезмерным.
Представители сторон, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. От заявителя поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что в Управление поступило поручение от Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее - Росалкогольрегулирование) от 21.02.2019 N 2688/02-02, содержащее информацию о сведениях ЕГАИС по осуществлению ООО "Прометей" (ИНН 5074053542) поставок алкогольной продукции (водки) организациям розничной продажи с нарушением минимальных цех, установленных приказом Минфина России от 27.04.2016 N 58н "Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов (в редакции от 14.12.2018)", что подтверждается заявками о фиксации на ТТН.
01.03.2019 в отношении ООО "Прометей" возбуждено дело об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
При проведении проверки товарно-транспортных накладных на поставку алкогольной продукции (водки) установлено, что поставка алкогольной продукции (водки) грузоотправителем ООО "Прометей" осуществлялась по ценам не ниже, установленных законодательством Российской Федерации минимальных цен в соответствующих периодах.
Однако, согласно данным заявок о фиксации в ЕГАИС-УТМ "Сведений об обороте (отгрузке) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" по девятьсот девяносто одной ТТН цена при отгрузке зафиксирована ниже установленной согласно Приложению к приказу Минфина России от 11.05.2016 N 58н.
При анализе данных ЕГАИС и представленных первичных документов установлено, что Общество допустило нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве и (или) обороте.
В заявке о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции в полях "12" Цена с НДС, руб. коп" и "23".
Цена с НДС, руб. коп." указывается раздельно по каждому наименованию продукции, поставляемой в соответствии с ТТН, цена за единицу продукции (штуку, декалитр), включая налог на добавленную стоимость и акциз в рублях и копейках.
Указанные поля заполняются оператором организации - поставщика продукции.
Таким образом, в нарушение п. 5.1.1. Приложения N 5 к приказу Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149 Обществом нарушен установленный порядок учета алкогольной и спиртосодержащей продукции, выразившийся в нарушении порядка заполнения заявок о фиксации в ЕГАИС, а именно искажении информации о цене алкогольной продукции.
По результатам административного расследования МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО в отношении ООО "ПРОМЕТЕЙ" составлен протокол от 22.05.2019 N 02-19/174 об административном правонарушении по ст.14.19 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО вынесло постановление от 30.05.2019 N 02-19/174 о привлечении ООО "ПРОМЕТЕЙ" к административной ответственности по ст. 14.19 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд г. Москвы с соответствующим заявлением.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
В соответствии со ст. 14.19 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
В соответствии с п.1 ст. 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их оборота.
Нормой п. 2 ст. 14 Федерального закона N 171-ФЗ определено, что учет объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 настоящего Федерального закона N 171-ФЗ.
В соответствии с пп. 16 ст. 2 Федерального закона N 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа алкогольной продукции.
В силу п. 1 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1459 (далее - Правила) настоящие Правила определяют порядок функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно пп. 18 п.6 Правил единая информационная система содержит, в том числе сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной и (или) международной транспортной накладной, справке, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для продукции, производство которой осуществляется в Российской Федерации, а также для импортированной продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза), справке, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированной продукции, за исключением продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза).
Согласно Приложения N 5 к приказу Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149 "Об утверждении форм заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета ВМА производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов" (далее - приказ Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149) утверждены формы, порядок заполнения и сроки представления заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об объеме производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с п. 5.1.1. Приложения N 5 к приказу Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149 установлен порядок заполнения и сроки представления заявок о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат).
В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе.
Так как ООО "Прометей" искажало информацию о цене алкогольной продукции при заполнении заявок о фиксации в ЕГАИС, Обществом нарушен установленный порядок учета алкогольной и спиртсодержащей продукции, что образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст.14.19 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Судом первой инстанции установлено, и это опровергается Обществом, что вина ООО "Прометей" в совершении правонарушения установлена и доказана. Общество имело возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло зависящие от него исчерпывающие меры для соблюдения требований закона.
Суд апелляционной инстанции, учитывая изложенные обстоятельства и приведенные правовые нормы, полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя события и состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ.
При этом дальнейшее устранение нарушений не свидетельствует об отсутствии вины Общества в его совершении.
Порядок привлечения заявителя к административной ответственности административным органом соблюден.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом.
Критериями для применения санкции ниже низшего предела, исходя из буквального содержания Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П и положений части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ, являются характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства, позволяющие обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При этом размер ответственности в рассматриваемом случае административным органом определен, с учетом правил, определенных ст.4.1 КоАП РФ, в минимальном размере, предусмотренном ст.14.19 КоАП РФ.
Судом также учитывается, что указанный вид административного наказания соответствует конституционно закрепленному принципу справедливости наказания и обеспечивает реализацию превентивной цели наказания, заключающейся в предупреждении совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами и не ухудшает положения заявителя.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениями выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Совершенное обществом правонарушение посягает на реализацию единой государственной политики, установленный и охраняемый государством порядок в сфере алкогольного регулирования, соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в данной сфере.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную и полную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 27 сентября 2019 г. по делу N А40-152805/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-152805/2019
Истец: ООО Прометей
Ответчик: МУ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по ЦФО