город Омск |
|
02 декабря 2019 г. |
Дело N А46-11424/2019 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Лотова А.Н.,
рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13326/2019) Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" на решение Арбитражного суда Омской области от 06.09.2019 по делу N А46-11424/2019 (судья Захарцева С.Г.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области (ИНН 5503082200, ОГРН 1045504018570) к Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" (ИНН 7724261610, ОГРН 1037724007276) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом отягчающих обстоятельств в виде повторности совершения административного правонарушения,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области (далее - заявитель, административный орган, Управление Роскомнадзора по Омской области) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" (далее - заинтересованное лицо, предприятие, ФГУП "Почта России") о привлечении к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Омской области от 06.09.2019 по делу N А46-11424/2019 заявление Управления Роскомнадзора по Омской области удовлетворено. ФГУП "Почта России" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 35 000 руб.
Возражая против принятого по делу решения, предприятие в апелляционной жалобе просит его отменить.
В обоснование жалобы ее податель указывает на истечение срока давности привлечения к административной ответственности в части эпизода нарушения частоты сбора письменной корреспонденции и ненадлежащую проверку соответствующих сроков судом первой инстанции в целом. По мнению подателя апелляционной жалобы, при рассмотрении настоящего дела судом также не учтены обстоятельства корректировки плана деятельности административного органа в части рассылки контрольных писем, которые имеют правовое значение для рассмотрения настоящего дела.
В письменном отзыве заявитель просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 ГПК РФ, статьей 272.1 АПК РФ.
В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 ГПК РФ, абзаца первого части 1, части 2 статьи 229 АПК РФ не применяются.
С учетом приведенных положений настоящая апелляционная жалоба рассматривается без вызова сторон с извещением их посредством размещения соответствующих сведений на официальном интернет-сайте суда.
Рассмотрев апелляционную жалобу и письменный отзыв, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 27.06.2019 в результате исследования и анализа данных, полученных в рамках систематического наблюдения, проводимого по приказу руководителя Управления Роскомнадзора по Омской области от 13.03.2019 N 15-нд, с целью выполнения Плана деятельности Управления Роскомнадзора по Омской области на 2019 год, утвержденного приказом Управления Роскомнадзора по Омской области от 16.11.2018 N 251, и в соответствии с Методикой по организации и проведению мероприятий по контролю за деятельностью в области почтовой связи, утвержденной приказом Мининформсвязи Российской Федерации от 14.06.2006 N 75, выявлены следующие нарушения ФГУП "Почта России" лицензионных требований и обязательных требований при оказании услуг почтовой связи.
- Не соблюдаются нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков:
- 24.04.2019 (среда) в 09 час. 10 мин. через почтовый ящик N 715, расположенный по адресу с. Ростовка, Омского района, Омской области, д. 3, направлена письменная корреспонденция (контрольные письма) в город Омск в количестве 3 единиц. В соответствии с информацией, размещенной на указанном почтовом ящике, выемка письменной корреспонденции осуществляется со вторника по субботу в 13 час. 00 мин. Однако, согласно оттиску КПШ Ростовка 644527 выемка письменной корреспонденции (контрольных писем) осуществлена 25.04.2019, т.е. с нарушением установленных нормативов (24.04.2019 выемка письменной корреспонденции из почтового ящика не осуществлялась).
- 24.04.2019 (среда) в 09 час. 21 мин. через почтовый ящик N 134, расположенный по адресу с. Ростовка, Омского района, Омской области, д. 3, в клиентском зале ОПС Ростовка 644527 направлена письменная корреспонденция (контрольные письма) в город Омск в количестве 3 единиц. В соответствии с информацией, размещенной на указанном почтовом ящике, выемка письменной корреспонденции осуществляется во вторник, в среду и в пятницу в 12 час. 50 мин., в четверг в 18 час. 00 мин., в субботу в 08 час. 35 мин. Согласно оттиску КПШ Ростовка 644527, выемка письменной корреспонденции (контрольных писем) осуществлена 10.05.2019, т.е. с нарушением установленных нормативов (24.04.2019, 25.04.2019, 26.04.2019, 27.04.2019, 30.04.2019, 02.05.2019, 03.05.2019, 04.05.2019, 07.05.2019, 08.05.2019 выемка письменной корреспонденции из почтового ящика не осуществлялась).
- 14.05.2019 (вторник) в 15 час. 23 мин. через почтовый ящик N 36, расположенный по адресу ул. Мельничная, д. 96, г. Омск, в клиентском зале ОПС Омск 644036 направлена письменная корреспонденция (контрольные письма) в город Оренбург в количестве 4 единиц. В соответствии с информацией, размещенной на указанном почтовом ящике, выемка письменной корреспонденции осуществляется с понедельника по субботу в 07 час. 55 мин. и в 16 час. 10 мин. Согласно оттиску КПШ Омск 644036, выемка письменной корреспонденции (контрольных писем) осуществлена 15.05.2019, т.е. с нарушением установленных нормативов (14.05.2019 в 16 час. 10 мин. выемка письменной корреспонденции из почтового ящика не осуществлялась).
- 14.05.2019 (вторник) в 14 час. 36 мин. через почтовый ящик N 103, расположенный по адресу ул. 12-е Декабря, д. 104, г. Омск, в клиентском зале ОПС Омск 644103 направлена письменная корреспонденция (контрольные письма) в город Новосибирск в количестве 4 единиц. В соответствии с информацией, размещенной на указанном почтовом ящике, выемка письменной корреспонденции осуществляется с понедельника по субботу в 09 час. 05 мин. и в 15 час. 05 мин. Согласно оттиску КПШ Омск 644103, выемка письменной корреспонденции (контрольных писем) осуществлена 15.05.2019, т.е. с нарушением установленных нормативов (14.05.2019 в 15 час. 05 мин. выемка письменной корреспонденции из почтового ящика не осуществлялась);
- 21.05.2019 (вторник) в 13 час. 40 мин. через почтовый ящик N 162, расположенный по адресу ул. Ленина, д. 50, г. Омск, направлена письменная корреспонденция (контрольные письма) в город Самара в количестве 4 единиц. В соответствии с информацией, размещенной на указанном почтовом ящике, выемка письменной корреспонденции осуществляется с понедельника по пятницу в 08 час. 30 мин., с субботы по воскресенье в 12 час. 30 мин. Согласно оттиску КПШ Омск МСЦ УОПО 644964, выемка письменной корреспонденции (контрольных писем) осуществлена только 26.05.2019, т.е. с нарушением установленных нормативов (22.05.2019, 23.05.2019, 24.05.2019, 25.05.2019) выемка письменной корреспонденции из почтового ящика не осуществлялась).
- 24.05.2019 (пятница) в 15 час. 58 мин. через почтовый ящик N 1, расположенный по адресу ул. Б. Хмельницкого, д. 126, г. Омск, в клиентском зале ОПС Омск 644001 направлена письменная корреспонденция (контрольные письма) в город Томск в количестве 4 единиц. В соответствии с информацией, размещенной на указанном почтовом ящике, выемка письменной корреспонденции осуществляется с понедельника по субботу в 06 час. 40 мин. и в 16 час. 40 мин. Согласно оттиску КПШ Омск 644001, выемка письменной корреспонденции (контрольных писем) осуществлена 25.05.2019, т.е. с нарушением установленных нормативов (24.05.2019 в 16 час. 40 мин. выемка письменной корреспонденции из почтового ящика не осуществлялась).
При контроле нормативов частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков замедление на выемке составило от одного до десяти дней.
Кроме того, в нарушение пункта 6 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234 (далее - Правила N 234) внутри объектов почтовой связи на видном и доступном для пользователей услугами почтовой связи месте отсутствуют:
- актуальные Правила N 234 внутри ОПС Омск 644001, Омск 644005, Омск 644008, Омск 644009, Омск 644012, Омск 644015, Омск 644016, Омск 644020, Омск 644030, Омск 644033, Омск 644035 Омск 644037, Омск 644040, Омск 644042, Омск 644043, Омск 644045, Омск 644048, Омск 644060, Омск 44070, Омск 644088, Омск 644112, Омск 644116, Омск 644119, Омск 644121, Троицкое 644521, Ростовка 644527, Богословка 644529 Омского почтамта, ОПС Борки 646977, Кормиловка 646970, Куликово 646927, Калачинск 646901, Калачинск 646902, Калачинск 646903, Калачинск 646905 Калачинского почтамта, ОПС Явлено-Покровка 646767, Милоградовка 646770, Богодуховка 646775, Алабота 646788, Буняковка 646866, Ганновка 646869, Лукьяновка 646875 Русско-Полянского почтамта, т.е. без изменений внесенных приказом Минкомсвязи России от 13.11.2018 N 619 "О внесении изменений в приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи";
а) отсутствует необходимый информационный материал, в том числе:
- об актуальных сроках хранения неврученных почтовых отправлениях в ОПС Омск 644001, Омск 644005, Омск 644008, Омск 644009, Омск 644012, Омск 644015, Омск 644016, Омск 644020, Омск 644030, Омск 644035, Омск 644036, Омск 644040, Омск 644042, Омск 644043, Омск 644045, Омск 644048, Омск 644060, Омск 644070, Омск 644082, Омск 644086, Омск 644088, Омск 644092, Омск 644103, Омск 644116, Омск 644119, Омск 644121, Ростовка 644527, Богословка 644529 Омского почтамта, ОПС Борки 646977, Кормиловка 646970, Калачинск 646902, Калачинск 646903 Калачинского почтамта, ОПС Явлено-Покровка 646767, Милоградовка 646770, Алабота 646788, Буняковка 646866, Ганновка 646869, Лукьяновка 646875 Русско-Полянского почтамта;
- об актуальных тарифах по пересылке внутренней письменной корреспонденции в пределах Российской Федерации в ОПС Омск 644036, ОПС Троицкое 644521 Омского почтамта, ОПС Борки 646977, Кормиловка 646970, Куликово 646927 Калачинск 646901, Калачинск 646905 Калачинского почтамта;
- об актуальных тарифах на пересылку посылок в ОПС Борки 646977 Калачинского почтамта;
- об актуальных контрольных сроках на пересылку посылок в пределах Российской Федерации в ОПС Троицкое 644521 Омского почтамта;
б) в нарушение пункта 7 Правил N 234 внутри объекта почтовой связи:
- Омск 644008, Омск 644036, Омск 644043, Омск 644086, Омск 644105, Омск 644116, Троицкое 644521, Богословка 644529 Омского почтамта, ОПС Борки 646977, Кормиловка 646970, Куликово 646927, Калачинск 646901, Калачинск 646905 Калачинского почтамта отсутствуют актуальные контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции;
- Омск 644008, Омск 644036, Омск 644043, Омск 644086, Омск 644105, Омск 644116, Троицкое 644521, Богословка 644529 Омского почтамта, Борки 646977, Кормиловка 646970, Куликово 646927, Калачинск 646901, Калачинск 646905 Калачинского почтамта отсутствуют актуальные нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, ее обмена, перевозки и доставки
в) в нарушение пункта 8 Правил N 234:
- на почтовых ящиках, расположенных по адресам: г. Калачинск, ул. П. Ильичева, д. 28 (24.04.2019), г. Омск, ул. Полторацкого, д. 52 (31.05.2019) не указано наименование оператора почтовой связи, присвоенный почтовому ящику номер, дни недели и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции;
- на почтовом ящике, расположенном по адресу: г. Омск, ул. Д. Бедного, д. 107 (31.05.2019) не указан присвоенный почтовому ящику номер.
По результатам проверки главным специалистом-экспертом административного органа составлен протокол об административном правонарушении от 27.06.2019 N АП-55/2/345, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Указав на изложенные обстоятельства, Управление Роскомнадзора по Омской области обратилось в суд с настоящим заявлением.
Требования административного органа удовлетворены судом первой инстанции, с чем заинтересованное лицо не согласилось, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении, определены в статье 26.1 КоАП РФ. На основании статьи 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Как следует из протокола об административном правонарушении, в рассматриваемом случае в вину заинтересованному лицу вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ и выразившегося в несоблюдении при оказании услуг почтовой связи лицензионных требований.
Согласно статье 3 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ лицензией является специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа; лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
На лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В силу пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) Правительство Российской Федерации определяет порядок осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи. Порядок осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.05 N 110.
На основании пункта 10 Порядка Федеральная служба по надзору в сфере связи и (или) ее территориальные органы в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые мероприятия по контролю.
Статьей 29 Закона о связи предусматривается, что деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
ФГУП "Почта России" оказывает услуги почтовой связи на территории Российской Федерации в соответствии с лицензией N 162571, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) на основании приказа от 19.02.2018 N 85-рчс в порядке продления срока действия лицензии от 11.04.2013 N 108074.
В силу статьи 44 Закона о связи на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. Под услугой связи понимается деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а оператором связи признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии (статья 2 Закона о связи).
Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи приведен в разделе XX Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87.
Из статьи 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон о почтовой связи) следует, что услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги. Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно.
Приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 04.06.2018 N 257 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции" утверждены нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков.
В соответствии с пунктом 2 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции установлено, что нормативы частоты сбора из почтовых ящиков письменной корреспонденции составляют:
а) из почтовых ящиков, расположенных вне объектов почтовой связи: на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации - ежедневно не менее 1 раза в день; на территории административных центров муниципальных районов, городских округов - не реже 4 дней в неделю не менее 1 раза в день; на территории иных поселений - не реже 2 дней в неделю не менее 1 раза в день.
б) из почтовых ящиков, расположенных внутри объектов почтовой связи - в соответствии с частотой обмена и перевозки письменной корреспонденции между объектами почтовой связи.
Статьей 19 Закона о почтовой связи гарантировано право пользователей услуг почтовой связи на свободный доступ к информации о своих правах, об оказываемых услугах, о правилах оказания услуг почтовой связи, тарифах на них, сроках пересылки почтовых отправлений, запрещенных к пересылке предметах и веществах, номере и сроке действия лицензии на оказание услуг почтовой связи, об ответственности операторов почтовой связи перед пользователями услуг почтовой связи.
Лицензия имеет приложение (лицензионные требования), являющееся ее неотъемлемой частью. В соответствии с пунктом 4 лицензионных требований лицензиат обязан обеспечить предоставление пользователю приема, обработки, перевозки, доставки (вручения) почтовых отправлений. Пунктом 5 лицензионных требований на лицензиата возложена обязанность по оказанию услуг почтовой связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи.
Пунктом 6 Правил N 234 определено, что внутри объекта почтовой связи на видном и доступном для пользователей услугами почтовой связи месте должны находиться книга заявлений и предложений и необходимый информационный материал, включающий: а) наименование оператора почтовой связи и место его нахождения; б) адрес объекта почтовой связи и его почтовый индекс; в) сведения о месте приема и рассмотрения претензий; г) перечень оказываемых услуг, сроки их оказания и тарифы на них; д) порядок адресования и выплаты почтовых переводов; е) порядок адресования, упаковывания и оплаты пересылки почтовых отправлений, установленные для них размеры и предельная масса; ж) срок хранения неврученных почтовых отправлений и невыплаченных почтовых переводов; з) перечень предметов и веществ, запрещенных к пересылке; и) перечень категорий пользователей услугами почтовой связи, которым предоставляются льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации; к) копию лицензии на оказание услуг почтовой связи; л) настоящие Правила; м) информацию об ответственности операторов почтовой связи и пользователей услугами почтовой связи; н) иную информацию, связанную с оказанием услуг почтовой связи оператором.
На основании пункта 7 Правил N 234 внутри объекта почтовой связи, в котором оказываются универсальные услуги почтовой связи, дополнительно размещается почтовый ящик для сбора письменной корреспонденции и указывается информация: о нормативах частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, ее обмена, перевозки и доставки; о контрольных сроках пересылки письменной корреспонденции; о порядке оказания универсальных услуг почтовой связи.
На почтовых ящиках указываются наименование оператора почтовой связи, присвоенный почтовому ящику номер, дни недели и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции (пункт 8 Правил).
Согласно пункту 46 (подпункта "в") Правил N 234 операторы почтовой связи обязаны обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора. Аналогичное положение закреплено в статье 16 Закона о почтовой связи", а также в пункте 1 статьи 46 Закона о связи: качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг"; "оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Материалами дела подтверждается, что оператором связи ФГУП "Почта России" в связи с несоблюдением нормативов частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков и несоблюдением обязательных требований не исполнены обязательства по обеспечению качества услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами и условиями договора, то есть лицензионные требования.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
Согласно статье 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за некоторые виды административных правонарушений, указанные в данной норме, - по истечении одного года, двух, трех или шести лет со дня совершения административного правонарушения (часть 1); при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2); за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения (часть 3).
Срок давности привлечения к ответственности на основании части 3 статьи 14.1 КоАП РФ составляет 3 месяца. При этом согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ и разъяснениям, приведенным в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 27.06.2019 N АП-55/2/345, ФГУП "Почта России" допущены нарушения Правил N 234, а именно - пункта 6 (внутри объектов почтовой связи на видном и доступном для пользователей услугами почтовой связи месте отсутствуют актуальные Правила внутри ОПС; кроме того отсутствует необходимый информационный материал, в том числе: об актуальных сроках хранения неврученных почтовых отправлениях, об актуальных тарифах по пересылке внутренней письменной корреспонденции в пределах Российской Федерации, об актуальных тарифах на пересылку посылок, об актуальных контрольных сроках на пересылку посылок в пределах Российской Федерации), пункта 7 (внутри объекта почтовой связи: отсутствуют актуальные контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции; актуальные нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, ее обмена, перевозки и доставки); пункта 8 (не указано наименование оператора почтовой связи, присвоенный почтовому ящику номер, дни недели и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции; присвоенный почтовому ящику номер).
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что срок привлечения предприятия к административной ответственности по эпизоду несоблюдения норматива частоты сбора письменной корреспонденции, представляющего собой одномоментные нарушения, истек по состоянию на дату принятия обжалуемого решения по настоящему делу.
В свою очередь, правонарушение в части эпизода неразмещения обязательных сведений (документов) в ОПС следует считать длящимся, в связи с чем днем обнаружения в действиях (бездействии) предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, является 27.06.2019.
Вина юридического лица, допустившего правонарушение, заключается в непринятии необходимых и достаточных мер для соблюдения норм и правил, а также невыполнении обязанности осуществления своей деятельности в соответствии с действующими нормативными актами и законодательством Российской Федерации. Возможность соблюдения действующего законодательства у ФГУП "Почта России" присутствовала, иное не следует из материалов дела.
Доказательств принятия заинтересованным лицом всех зависящих от него мер, направленных на недопущение правонарушения, материалы дела не содержат, и ФГУП "Почта России" в нарушение положений статьи 65 АПК РФ суду не представлено.
На основании изложенного требование Управления Роскомнадзора по Омской области о привлечении предприятия к ответственности за совершение административного правонарушения обоснованно удовлетворено.
Оценив совокупность представленных доказательств, характер и степень общественной опасности правонарушения, конкретные обстоятельства совершения вменяемого административного правонарушения, суд первой инстанции охарактеризовал совершенное ФГУП "Почта России" деяние как несущее существенную угрозу охраняемым общественным отношениям и заключается в пренебрежительном отношении ответчика к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, поэтому не может быть расценено в качестве малозначительного. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для несогласия с указанной оценкой.
Исключительных обстоятельств для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и оценки противоправного деяния как малозначительного не усматривается.
Повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения, представляет собой обстоятельство, отягчающее административную ответственность (пункт 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ).
В настоящем случае указанное обстоятельство имеет место (решение Арбитражного суда Омской области от 27.02.2019 по делу N А46-1228/2019 и от 25.02.2019 по делу N А46-23495/2018).
Нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении судом не усматривается.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение (статья 4.1 КоАП РФ). При определении меры административной ответственности должны учитываться как положения КоАП РФ о том или ином виде наказания, так и фактические обстоятельства каждого конкретного дела.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание повторность привлечения к административной ответственности в течение года, суд первой инстанции назначил предприятию наказание в виде административного штрафа в размере 35 000 руб. апелляционный суд не усматривает оснований для несогласия с решением по делу в данной части.
Удовлетворив заявление Управления Роскомнадзора по Омской области о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, суд первой инстанции принял законное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 06.09.2019 по делу N А46-11424/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Судья |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-11424/2019
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области
Ответчик: ФГУП "ПОЧТА РОССИИ"