город Омск |
|
03 декабря 2019 г. |
Дело N А46-13921/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19.11.2019-26.11.2019 апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13494/2019) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилым и нежилым фондом "Ясная поляна" (далее - ООО "УК "Ясная поляна", управляющая компания, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Омской области от 20.09.2019 по делу N А46-13921/2019 (судья Третинник М.А.), принятое по заявлению Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, ИНН 4200000206, ОГРН 1034205004525 (далее - Управление, заявитель, административный орган) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилым и нежилым фондом "Ясная поляна" (ИНН 5528029624, ОГРН 1075528001757) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Омск" (далее - ООО "Газпром Межрегионгаз Омск", третье лицо),
при участии в судебном заседании от ООО "УК "Ясная поляна" - до перерыва: руководитель Вучкан М.Ю. (по приказу от 11.10.2017 N 20); Соловьева М.В. (по доверенности от 15.10.2018); после перерыва: Соловьева М.В. (по доверенности от 15.10.2018);
от Управления - до и после перерыва: Голубев С.Ю. (по доверенности от 31.12.2018 N 263);
от ООО "Газпром Межрегионгаз Омск" до и после перерыва представитель не явился, о времени и месте судебного заседания лицо извещено надлежащим образом,
установил:
Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилым и нежилым фондом "Ясная поляна" к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Омской области от 20.09.2019 требование Управления удовлетворено, ООО "УК "Ясная поляна" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 9.22 КоАП РФ, в виде предупреждения.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что факт наличия в действиях заинтересованного лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 9.22 КоАП РФ, подтверждается материалами дела, и из того, что процессуальных нарушений со стороны Управления при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, в связи с чем требование заявителя подлежит удовлетворению.
Принимая во внимание, что правонарушение, предусмотренное частью 7 статьи 9.22 КоАП РФ, допущено управляющей компанией впервые, а также то, что доказательств наличия обстоятельств, препятствующих в силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ применению такой меры административной ответственности как предупреждение, в материалах дела не имеется, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ООО "УК "Ясная поляна" подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 9.22 КоАП РФ, в виде предупреждения.
Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просило решение Арбитражного суда Омской области от 20.09.2019 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Обосновывая требования апелляционной жалобы, её податель настаивает на том, что поставка газа осуществляется на расположенные в чердачных помещениях многоквартирных домов теплогенераторные, принадлежащие на праве общей долевой собственности всем собственникам жилых и нежилых помещений в указанных домах и предназначенные для выработки тепла с целью обогрева мест общего пользования и цокольных этажей, и на том, что отключение газа в отопительный сезон недопустимо, поскольку приведет к повреждению общего имущества многоквартирных домов.
Управляющая компания отмечает, что в рассматриваемой ситуации выделение учета поставки объема газа для соблюдения прав добросовестных абонентов не представляется возможным, поскольку поставка газа осуществляется на теплогенераторные, являющиеся общедомовым имуществом собственников помещений в многоквартирных домах, в связи с чем отсутствуют основания для привлечения заинтересованного лица к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 9.22 КоАП РФ.
Управление и третье лицо в представленных суду апелляционной инстанции письменных отзывах на апелляционную жалобу выразили несогласие с доводами жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании до объявления перерыва представителем ООО "УК "Ясная поляна" заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительного документа, а именно: акта о полном (частичном) ограничении поставки (подачи) газа от 06.08.2019, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено, указанный документ приобщен к материалам дела в порядке пункта 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" в целях объективного рассмотрения дела.
В судебном заседании по окончании перерыва представителем ООО "УК "Ясная поляна" также заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительного документа, а именно: схемы поставки газа, которое судом удовлетворено, указанный документ приобщен к материалам дела по тем же правовым основаниям.
До объявления перерыва в судебном заседании и по его окончании представители заинтересованного лица поддержали требования, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Управления до объявления перерыва в судебном заседании и по его окончании просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "Газпром Межрегионгаз Омск" извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, представителя в судебное заседание не направило, ходатайство об отложении судебного заседания по делу не заявило.
В связи с этим, суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменные отзывы на нее, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В Управление поступило обращение от ООО "Газпром Межрегионгаз Омск" от 04.07.2019 N 09/4360, содержащее информацию о нарушении ООО "УК "Ясная поляна" Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 N 1245 (далее - Правила ограничения подачи газа), выразившееся в нарушении потребителем газа введенного в отношении него полного ограничения режима потребления газа при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, невыполнение потребителем газа требования о самостоятельном ограничении режима потребления газа, предъявленного ему.
Согласно представленной информации ООО "Газпром Межрегионгаз Омск", между ООО "Газпром Межрегионгаз Омск" и заинтересованным лицом заключены договоры поставки газа от 28.12.2018 N 36-4-1336, от 31.03.2016 N 36-8-0001 (2016), в соответствии с условиями которых ООО "Газпром Межрегионгаз Омск" обязалось поставлять природный газ, а управляющая компания - принимать и оплачивать его своевременно и в полном объеме.
Договорные обязательства по оплате поставленного газа заинтересованным лицом нарушены, в результате чего у ООО "УК "Ясная поляна" перед ООО "Газпром Межрегионгаз Омск" образовалась задолженность, что подтверждается решениями Арбитражного суда Омской области от 13.08.2018 по делу N А46-7276/2018, от 18.07.2018 по делу N А46-8731/2018, от 09.08.2018 по делу N А46-10301/2018, от 21.02.2019 по делу N А46-22753/2018, от 22.03.2019 по делу N А46-1171/2019, от 29.04.2019 по делу N А46-3688/2019.
Ненадлежащее исполнение обязательств ООО "УК "Ясная поляна" по оплате в установленный срок поставленного газа явилось основанием для введения ООО "Газпром Межрегионгаз Омск" в отношении заинтересованного лица полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа 24.04.2019 с 12 часов 00 минут, в порядке, предусмотренном подпунктом "г" пункта 3 Правил ограничения подачи газа, о чем сообщено в направленных в адрес заинтересованного лица уведомлениях о самостоятельном полном ограничении подачи (поставки) газа.
В связи с отсутствием у ООО "Газпром Межрегионгаз Омск" возможности произвести ограничение поставки газа путем выполнения соответствующих технических мероприятий на сетях и оборудовании, предназначенных для транспортировки газа в соответствии с пунктом 9 Правил ограничения подачи газа в адрес ООО "УК "Ясная поляна" направлены уведомления о самостоятельном полном ограничении поставки газа с учетом требований пункта 8 Правил ограничения подачи газа за 20 календарных дней, так как ООО "УК "Ясная поляна" является теплоснабжающей организацией, и ограничение режима потребления газа в указанном случае может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.
По состоянию на 01.04.2019 задолженность ООО "УК "Ясная поляна" перед ООО "Газпром Межрегионгаз Омск" по оплате газа не погашена и составила 4 087 480 руб.
Введенный в отношении ООО "УК "Ясная поляна" режим ограничения подачи газа и требования ООО "Газпром Межрегионгаз Омск" о самостоятельным ограничении нарушены, что подтверждается данными о фактическом потребленном объеме газа в период ограничения, представленными в актах поданного - принятого газа от 30.04.2019 и товарной накладной от 30.04.2019 N 6353.
По факту выявленных нарушений 30.07.2019 Управлением в отношении ООО "УК "Ясная поляна" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 9.22 КоАП РФ.
На основании указанного протокола и руководствуясь статьей 23.1 КоАП РФ и статьей 202 АПК РФ, Управление обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении управляющей компании к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 9.22 КоАП РФ.
20.09.2019 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для его отмены, исходя из следующего.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 7 статьи 9.22 КоАП РФ установлено, что нарушение потребителем газа введенного в отношении его полного или частичного ограничения режима потребления газа при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, либо невыполнение потребителем газа требования о самостоятельном ограничении режима потребления газа, предъявленного ему в соответствии с установленными законодательством о газоснабжении правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Судом первой инстанции установлено, что управляющей компанией ненадлежащим образом исполнялись обязательства по договорам поставки газа от 28.12.2018 N 36-4-1336, от 31.03.2016 N 36-8-0001 (2016), заключенным с ООО "Газпром Межрегионгаз Омск", в связи с чем, учитывая отсутствие у ООО "Газпром Межрегионгаз Омск" возможности произвести ограничение поставки газа путем выполнения соответствующих технических мероприятий на сетях и оборудовании, предназначенных для транспортировки газа в соответствии с пунктом 9 Правил ограничения подачи газа, в адрес заинтересованного лица направлено уведомление о самостоятельном полном ограничении поставки газа от 02.04.2019 N 05/1852.
Суд первой инстанции, приняв во внимание, что материалами дела подтверждается факт нарушения заинтересованным лицом введенного в отношении него режима ограничения подачи газа и требования ООО "Газпром межрегионгаз Омск" о самостоятельном ограничении подачи газа, пришел к выводу о наличии в действиях управляющей компании состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 9.22 КоАП РФ.
Вместе с тем судом первой инстанции при формулировании обозначенного выше вывода ошибочно не учтено следующее.
Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 2 статьи 546 ГК РФ прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
В силу статьи 25 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ на основании договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги. При несоблюдении потребителями газа условий договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 34 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 "Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации" (далее - Правила поставки газа) поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
По смыслу положений Правил поставки газа газоснабжающие организации по общему правилу вправе прекращать поставки газа организациям-потребителям при наличии непогашенной задолженности по его оплате, если соблюдена процедура по уведомлению (предупреждению) абонента - юридического лица. Исключение составляют лишь те организации-потребители, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации.
При этом, учитывая правовую и технологическую природу газоснабжения, как одной из форм энергоснабжения, обеспечивающих выработку производных ресурсов (в частности, тепловой энергии), вопросы о том, соблюдена ли ООО "Газпром межрегионгаз Омск" в рассматриваемом случае процедура по уведомлению (предупреждению) ООО "УК "Ясная поляна" о полном ограничении подачи (поставки) газа и не относится ли заинтересованное лицо к числу утвержденных Правительством Российской Федерации организаций-потребителей, в отношении которых установлены особые условия ограничения (прекращения) подачи ресурса, подлежат разрешению с учетом прав и законных интересов абонентов-потребителей тепловой энергии, поставляемой ООО "УК "Ясная поляна".
В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 Правил ограничения подачи газа к числу оснований для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа отнесено полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев.
Поставщик не позднее чем за 10 рабочих дней до планируемой даты введения ограничения по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 2 Правил, обязан направить потребителю уведомление с указанием основания и даты введения в отношении него ограничения подачи (поставки) газа. В отношении категорий потребителей, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, предусмотренных приложением (включая организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) теплоснабжения населенных пунктов), срок направления такого уведомления должен составлять не менее 20 календарных дней до планируемой даты введения ограничения (пункт 8 Правил ограничения подачи газа).
Из содержания пункта 10 Правил ограничения подачи газа следует, что ограничение подачи (поставки) газа по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 2 Правил, в отношении потребителей, к сетям которых подключены абоненты, не имеющие задолженности по оплате газа и (или) вырабатываемых при использовании газа и подаваемых им ресурсов, осуществляется поставщиком газа с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 11 - 13 Правил.
Согласно пункту 11 Правил ограничения подачи газа потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения.
При этом исполнение указанной обязанности в силу пункта 11 Правил ограничения подачи газа может осуществляться потребителем путем:
а) полного и (или) частичного ограничения подачи (поставки) газа или вырабатываемых при использовании газа ресурсов своим абонентам, имеющим задолженность по оплате использованного ими газа или иных вырабатываемых с использованием газа ресурсов, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) предварительного (не позднее чем за 5 рабочих дней до введения ограничения подачи (поставки) газа) обращения к поставщику газа с предложением о заключении договора поставки газа между поставщиком газа и потребителем в объемах, необходимых для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности;
в) предоставления потребителем поставщику письменного расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтвержденного данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащен ресурсоснабжаемый объект, об отапливаемой площади такого объекта, а также о количестве абонентов, не имеющих задолженности, для заключения договора поставки газа, указанного в подпункте "б" названного пункта.
В силу пункта 13 Правил ограничения подачи газа, в случае непредоставления потребителем данных, указанных в подпункте "в" пункта 12 Правил, поставщик газа ограничивает поставку газа до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения (или за меньший период, если предшествующий дате введения ограничения срок подачи (поставки) газа по договору составил менее 12 месяцев).
Поставщик газа не позднее чем за 3 рабочих дня до введения ограничения повторно направляет потребителю уведомление, предусмотренное пунктом 8 Правил, с указанием основания и даты введения ограничения, а также объемов газа, поставляемых в период ограничения и рассчитанных в соответствии с абзацем первым названного пункта.
В случае перерасхода газа потребителем в период введения ограничения поставщик газа имеет право проводить принудительное уменьшение количества подаваемого (поставляемого) газа до месячной нормы, установленной на период введения ограничения, в том числе путем полного ограничения подачи (поставки) газа (с предупреждением потребителя и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не менее чем за сутки), в случае, если его объем, установленный на соответствующий месяц, был использован потребителем до истечения этого месяца. Последующее возобновление подачи (поставки) газа в установленных на период ограничения объемах осуществляется поставщиком с наступлением следующего месяца, если иное не предусмотрено договором поставки газа.
Анализ вышеприведенных положений Правил ограничения подачи газа позволяет прийти к выводу о том, что при недостижении поставщиком газа и потребителем соглашения об объемах поставки газа, необходимых для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, а также при невыполнении потребителем требования по предоставлению поставщику письменного расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, поставщик газа ограничивает поставку газа до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения. При этом в случае перерасхода газа потребителем в период введения ограничения поставщик газа имеет право проводить принудительное уменьшение количества подаваемого (поставляемого) газа до месячной нормы, установленной на период введения ограничения, в том числе путем полного ограничения подачи (поставки) газа в случае, если его объем, установленный на соответствующий месяц, был использован потребителем до истечения этого месяца.
Следовательно, положениями пункта 13 Правил ограничения подачи газа предусмотрена возможность полного ограничения (прекращения) поставки газа даже при наличии у потребителя добросовестных абонентов (не имеющих задолженности).
В свою очередь, по мнению суда апелляционной инстанции, указанные выше нормы подлежат толкованию во взаимосвязи с правилами, регламентирующими производство и поставку тепловой энергии, как производного коммунального ресурса.
Так, частью 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В целях реализации вышеприведенных конституционных положений законодателем введены дополнительные механизмы защиты отдельных категорий абонентов.
Так, пунктом 96 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, предусмотрено, что в отношении граждан-потребителей, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом и заключивших договор с ресурсоснабжающими организациями, порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии устанавливается в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 119 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) исполнитель коммунальной услуги не вправе ограничить или приостановить предоставление услуги по отоплению.
Таким образом, подпунктом "в" пункта 119 Правил предоставления коммунальных услуг фактически установлен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (статья 40).
Обозначенная позиция подтверждается судебной практикой по спорному вопросу (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.09.2019 N Ф04-4031/2018 по делу N А46-24988/2017).
Анализ представленной заинтересованным лицом в материалы дела схемы поставки газа, а также технической документации на жилые дома, находящиеся в управлении у заинтересованного лица, позволяет прийти к выводу о том, что многоквартирные дома микрорайона "Ясная поляна" не подключены к централизованной системе теплоснабжения. В чердачных помещениях многоквартирных домов расположены теплогенераторные в целях подогрева воды, используемой для отопления общего имущества в многоквартирных домах и нежилых помещений (цокольный этаж), расположенных под указанными домами. Технические подвалы в домах отсутствуют. Теплоснабжение в обозначенных многоквартирных домах осуществляется по закрытому циклу с крыши через лестничные клетки и нежилые помещения (цокольный этаж), возвращаясь в чердачное помещение, в котором организован подогрев воды. Отопление жилых помещений осуществляется по прямым договорам, заключенным между собственниками и ресурсноснабжающей организацией, путем применения газовых котлов, установленных в каждой квартире. Коммуникации отопительной системы проходят по лестничным клеткам и цокольным помещениям, возвращаясь в чердачные помещения (т.2 л.д.69-72, 111-118).
Температурный режим и вентиляция помещений жилого дома должна соответствовать требованиям правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, а также санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях.
Так, согласно пункту 4.1.3 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170) подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию. Температура воздуха должна быть не ниже +5 градусов °C, относительная влажность воздуха - не выше 60%.
В соответствии с пунктом 4.6.3.2 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 температура воздуха в чердачном помещении должна быть не ниже +12 градусов °C.
В силу пункта 4.8.14 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 помещение должно регулярно проветриваться, температура воздуха должна быть не менее +16 градусов °C.
Приложением N 2 к СанПиН 2.1.2.2645-10. "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" предусмотрено, что допустимые нормы температуры воздуха в вестибюле составляют 14-20 градусов °C.
Согласно подпункту "а" пункта 122 Правил предоставления коммунальных услуг действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
По мнению суда апелляционной инстанции, отключение газа, используемого для отопления многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "УК "Ясная поляна", приведет к понижению температуры в помещениях указанных домов в отопительный сезон.
В свою очередь, отрицательная температура в помещениях домов приведет к промерзанию систем водоснабжения, канализации, отопления, разрушению несущих конструкций зданий, то есть к повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Таким образом, действия поставщика газа, осуществляемые вопреки вышеуказанным нормам Правил ограничения подачи газа, могут повлечь за собой нарушение конституционных прав граждан.
Таким образом, поставщику газа (ООО "Газпром межрегионгаз Омск") следовало учитывать установленный подпунктом "в" пункта 119 Правил предоставления коммунальных услуг запрет на прекращение оказания коммунальной услуги по отоплению при реализации в отношении потребителя, являющегося одновременно теплоснабжающей организацией (ООО "УК "Ясная поляна"), процедуры ограничения подачи газа.
Между тем ООО "Газпром межрегионгаз Омск" обозначенные выше требования при реализации в отношении заинтересованного лица процедуры ограничения подачи газа не выполнены и не учтено наличие у управляющей компании статуса теплоснабжающей организации, использующей приобретаемый ресурс для выработки тепловой энергии, поставляемой для оказания коммунальной услуги по отоплению.
Из материалов дела следует, что 31.03.2016 между ООО "Газпром Межрегионгаз Омск" и заинтересованным лицом заключен договор N 36-8-0001 (2016) поставки газа, используемого для предоставления коммунальной услуги на отопление мест общего пользования в многоквартирных домах (на ОДН) (т.1 л.д.49-54).
28.12.2018 между ООО "Газпром Межрегионгаз Омск" и заинтересованным лицом заключен договор N 36-4-1336 поставки газа в нежилые помещения многоквартирных домов (т.1 л.д.24-32).
При этом точки подключения газового оборудования, обслуживаемого заинтересованным лицом, по обоим договорам одни и те же: бульвар Школьный, дома 1, 2, 3, 4, 4а, 5, 7; проспект Яснополянский, дома 1, 3, 6, 15; улица Тенистая, дома 2, 4, 6, 10, 12, 14, 16, 20.
В домах установлен один счетчик газа, на основании которого третье лицо рассчитывает объем газа, поставленный на теплогенераторные, с разграничением указанного объема на два договора: на договор поставки газа для обогрева мест общего пользования в многоквартирных домах и на договор поставки газа для обогрева нежилых помещений.
Заинтересованное лицо в апелляционной жалобе пояснило, что задолженность ООО "УК "Ясная поляна" перед ООО "Газпром Межрегионгаз Омск" по вышеуказанным договорам образовалась за несколько лет из-за ряда недобросовестных плательщиков; в то же время большая часть собственников жилых и нежилых помещений надлежащим образом исполняют обязательства по оплате поставленного газа.
Как уже упоминалось выше, источником теплоснабжения нежилых помещений и мест общего пользования в рассматриваемых многоквартирных домах являются теплогенераторные, расположенные в чердачных помещениях зданий и оборудованные газовыми котлами, в которые газ поступает от ООО "Газпром Межрегионгаз Омск" через одну точку подключения.
Указанное обстоятельство исключает техническую возможность выделения учета поставки объема газа для соблюдения прав добросовестных абонентов.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ограничение подачи газа в рассматриваемой ситуации невозможно без нарушения прав добросовестных абонентов на получение соответствующей коммунальной услуги.
Как следует из материалов дела, 07.05.2019 управляющей компанией составлен акт об окончании отопительного сезона 2018-2019 годов (т.2 л.д.65), то есть в полном соответствии с постановлением Администрации города Омска Омской области от 06.05.2019 N 347-п, которым установлена дата окончания отопительного периода с 06.05.2019 (т.2 л.д.29).
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в материалах дела документы, приходит к выводу об отсутствии события правонарушения, вменяемого в вину заинтересованному лицу.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения требования Управления о привлечении ООО "УК "Ясная поляна" к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 9.22 КоАП РФ.
С учетом изложенных правовых норм и обстоятельств дела, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что судом первой инстанции при принятии обжалуемого решения неправильно применены нормы материального права, что в силу пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, частью 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 20.09.2019 по делу N А46-13921/2019 отменить, принять по делу N А46-13921/2019 новый судебный акт.
В удовлетворении заявления Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилым и нежилым фондом "Ясная поляна" к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий судья |
Е.П. Кливер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-13921/2019
Истец: СИБИРСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
Ответчик: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ЖИЛЫМ И НЕЖИЛЫМ ФОНДОМ "ЯСНАЯ ПОЛЯНА"
Третье лицо: ООО "Газпром межрегионгаз Омск"