г. Владивосток |
|
03 декабря 2019 г. |
Дело N А51-10458/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 декабря 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е.Филипповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Тымлатский рыбокомбинат",
апелляционное производство N 05АП-7861/2019
на решение от 10.09.2019
судьи Н.А. Тихомировой
по делу N А51-10458/2019 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тымлатский рыбокомбинат" (ИНН 2538129950; ОГРН 1092538004591)
к Владивостокской таможне (ИНН 2538111008; ОГРН 1072540005724)
о признании незаконным решения,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Тымлатский рыбокомбинат": Носовец В.В. по доверенности от 01.08.2019 сроком действия на 1 год, диплом (регистрационный номер 17524), паспорт;
от Владивостокской таможни: до перерыва: Невзорова В.В. по доверенности от 17.09.2019 сроком действия на 1 год, диплом (регистрационный номер 2072), удостоверение; после перерыва: Барсегян В.А. от 07.10.2019 сроком действия на 1 год, удостоверение.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Тымлатский рыбокомбинат" (далее - заявитель, общество, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Владивостокской таможни (далее - ответчик, таможня, таможенный орган) об отказе в выпуске товара по ДТ N 10702020/230419/0070028.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 10.09.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 10.09.2019 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей правовой позиции общество приводит доводы о том, что таможенный орган не обосновал причины запроса сертификата о происхождении товара. По мнению декларанта, требование о предоставлении сертификата о происхождении товара является обоснованным только в случае выявления таможенным органом признаков того, что в заявленные в декларации о происхождении товара сведения являются недостоверными. Полагает, что сертификаты страны происхождения Республики Корея доступны для верификации в электронном виде в сети Интернет. Кроме того, указывает, что срок предоставления документов не пропущен, поскольку 03.05.2019 являлся нерабочим днем, доказательства ежедневной работы таможенного поста в материалы дела не представлены.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Тымлатский рыбокомбинат" поддержал доводы апелляционной жалобы, которые совпадают с текстом апелляционной жалобы, имеющейся в материалах дела. Решение суда первой инстанции просил отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель Владивостокской таможни на доводы апелляционной жалобы возражал по доводам представленного через канцелярию суда письменного отзыва, приобщенного в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к материалам дела. Решение Арбитражного суда Приморского края считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд, руководствуясь статьями 163, 184, 185 АПК РФ, определил объявить перерыв в судебном заседании до 26.11.2019 до 14 часов 55 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
26.11.2019 после окончания перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда при участии представителей сторон.
В канцелярию суда от Владивостокской таможни поступили письменные дополнения к отзыву на апелляционную жалобу, которые в порядке статьи 262 АПК РФ приобщены к материалам дела.
Из материалов дела коллегия суда установила следующее.
В апреле 2019 года ООО "Тымлатский рыбокомбинат" в рамках внешнеторгового контракта, заключенного с компанией "Korea Trading & Industries Co., LTD", ввезен на таможенную территорию Российской Федерации товар "соль пищевая, растворимая в воде, нейодированная, неденатурированная, не содержащая добавок агентов, препятствующих слипанию или обеспечивающих сыпучесть, пригодная для употребления в пищу".
На Владивостокский таможенный пост Владивостокской таможни с применением средств электронного декларирования обществом была подана ДТ N 10702020/230419/0070028.
В результате проведения таможенного осмотра должностным лицом таможенного органа 26.04.2019 у общества сроком до 03.05.2019 запрошены пояснения относительно отсутствия листка - вкладыша к ввозимому товару, сведения о котором отражены в графе 31 спорной ДТ, а также оригинал сертификата происхождения товара.
03.05.2019 в связи с непредставлением декларантом указанных документов таможня приняла решение об отказе в выпуске товара.
Не согласившись с решением таможенного органа, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом отказано.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения арбитражного суда исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного акта государственного органа недействительным, его действий (бездействия) незаконными суду необходимо одновременно установить как несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, так и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С 01.01.2018 в ЕАЭС осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС (далее - ТК ЕАЭС) и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС, а также в соответствии с положениями Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астана 29.05.2014) (далее - Договор).
Согласно пункту 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения: 1) о заявляемой таможенной процедуре; 2) о декларанте, таможенном представителе, отправителе, получателе, продавце и покупателе товаров; 3) о транспортных средствах международной перевозки, а также транспортных средствах, которыми товары перевозились (будут перевозиться) по таможенной территории Союза; 4) о товарах; 5) об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин; 6) о сделке с товарами и ее условиях; 7) о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса; 8) о соблюдении условий помещения товаров под таможенную процедуру; 9) о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 настоящего Кодекса; 10) о документах, подтверждающих соблюдение законодательства государств-членов, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы; 11) о лице, заполнившем декларацию на товары, и дата ее составления; 12) иные сведения, определяемые Комиссией.
На основании статьи 108 ТК ЕАЭС к ДТ должны быть приложены документы, подтверждающие заявленные в декларации сведения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 118 ТК ЕАЭС выпуск товаров производится таможенным органом при условии, что лицом соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру.
Частью 1 статьи 119 ТК ЕАЭС установлено, что выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в течение 4 часов с момента регистрации таможенной декларации либо с момента наступления одного из обстоятельств, указанных в пункте 2 настоящей статьи, а в случаях, если таможенная декларация зарегистрирована менее чем за 4 часа до окончания времени работы таможенного органа либо одно из обстоятельств, указанных в пункте 2 настоящей статьи, наступило менее чем за 4 часа до окончания времени работы таможенного органа, - в течение 4 часов с момента начала времени работы этого таможенного органа, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с частью 6 статьи 119 ТК ЕАЭС при продлении срока выпуска товаров выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации либо за днем наступления одного из обстоятельств, указанных в пункте 2 настоящей статьи, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 125 ТК ЕАЭС таможенный орган отказывает в выпуске товаров в том числе по следующим основаниям:
1) невыполнение условий, при которых таможенный орган производит выпуск товаров, в том числе условий, предусмотренных статьями 120 - 123 настоящего Кодекса, а также в отношении товаров для личного пользования, транспортных средств международной перевозки и припасов;
7) невыполнение требований, предусмотренных пунктами 2 и 7 статьи 325 настоящего Кодекса;
Согласно статье 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля. При выборе объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, используется система управления рисками в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений является формой таможенного контроля, и в силу части 1 статьи 324 ТК ЕАЭС включает в себя проверку: 1) таможенной декларации; 2) иных таможенных документов, за исключением документов, составляемых таможенными органами; 3) документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации; 4) иных документов, представленных таможенному органу в соответствии с настоящим Кодексом; 5) сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенному органу документах; 6) иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с настоящим Кодексом или законодательством государств-членов.
Как указано в части 2 статьи 324 ТК ЕАЭС, проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится в целях проверки достоверности сведений, правильности заполнения и (или) оформления документов, соблюдения условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой, соблюдения ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами в связи с применением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, соблюдения порядка и условий использования товаров, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры, а также в иных целях обеспечения соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании.
Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатая до выпуска товаров, проводится в соответствии со статьей 325 настоящего Кодекса.(часть 8 статьи 324 ТК ЕАЭС).
Согласно части 4 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в следующих случаях:
1) документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения;
2) таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений настоящего Кодекса и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.
Перечень запрашиваемых документов и (или) сведений определяется должностным лицом таможенного органа исходя из проверяемых сведений с учетом условий сделки с товарами, характеристик товара, его назначения, а также иных обстоятельств.
Из системного анализа вышеприведенных положений ТК ЕАЭС следует, что проверка документов и сведений на основании части 4 статьи 325 ТК ЕАЭС осуществляется таможенными органами в рамках осуществления таможенного контроля в рамках системы управления рисками.
Следовательно, право таможенного органа запросить у декларанта документы, подтверждающие заявленные в ДТ сведения, прямо предусмотрено нормами ТК ЕАЭС, в связи с чем доводы апеллянта об отсутствии у таможенного органа полномочий по запросу документов отклоняются, как несостоятельные.
Так, из материалов дела следует, что таможней при осуществлении таможенного контроля были запрошены оригинал сертификата происхождения товара с целью проверки страны происхождения и листок-вкладыш с маркировкой ЕАС, указанный в графе 31 ДТ, как документ, подтверждающий соблюдение запретов и ограничений.
В соответствии со статьей 378 ТК ЕАЭС таможенные органы для выбора объектов таможенного контроля и мер по их минимизации используют систему управления рисками.
В рассматриваемом случае, в рамках осуществления таможенного контроля (в рамках системы управления рисками) таможенным органом в форме проверки документов и сведений на основании пункта 4 статьи 325 ТК ЕАЭС был запрошен оригинал сертификата происхождения товара, а также листок-вкладыш.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о наличии у таможенного органа правовых оснований для запроса дополнительных документов и сведений, необходимых для установления достоверности и полноты заявленных сведений в порядке статьи 325 ТК ЕАЭС.
Делая указанный вывод, коллегия отмечает, что предусмотренное названной нормой ТК ЕАЭС право не может рассматриваться как ограничивающее или ставящее под сомнение полномочия таможенных органов убеждаться в достоверности или точности любого заявления, документа или декларации, представленных при таможенном декларировании.
Частью 7 статьи 325 ТК ЕАЭС установлено, что запрошенные в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, должны быть представлены декларантом:
1) не позднее чем за 4 часа до истечения срока, указанного в пункте 3 статьи 119 настоящего Кодекса, - если запрос документов и (или) сведений связан с проверкой сведений, содержащихся в таможенной декларации и документах, представленных при подаче таможенной декларации;
2) не позднее чем за 2 часа до истечения срока, указанного в пункте 3 статьи 119 настоящего Кодекса, - если запрос документов и (или) сведений связан с проверкой сведений, содержащихся в таможенной декларации и документах, представленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, и проверяемые сведения не влияют на размер таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
3) не позднее, чем за 1 рабочий день до истечения срока, установленного таможенным органом при продлении срока выпуска товаров в соответствии с пунктами 4 - 6 статьи 119 настоящего Кодекса, - если запрос документов и (или) сведений связан с проверкой сведений, содержащихся в таможенной декларации и документах, представленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, и проверяемые сведения влияют на размер таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
При этом в соответствии с частью 8 статьи 325 ТК ЕАЭС в случае, если запрошенные в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, не представлены в сроки, установленные пунктом 7 настоящей статьи, и не соблюдено условие, предусмотренное статьей 121 настоящего Кодекса, таможенный орган отказывает в выпуске товаров в соответствии со статьей 125 настоящего Кодекса.
Как усматривается из материалов дела, срок выпуска был продлен в порядке пункта 4 статьи 119 ТК ЕАЭС, следовательно, в силу требований пункта 3 части 7 статьи 325 ТК ЕАЭС, декларант обязан был предоставить запрошенные документы и сведения в срок, не позднее чем за 4 часа до истечения срока, указанного в пункте 3 статьи 119 настоящего Кодекса, то есть, до 03.05.2019.
Таким образом, направленное в адрес декларанта требование содержало четко установленный период времени (03.05.2019), до которого общество обязано было исполнить требования таможни о предоставлении документов.
При этом, в соответствии с требованиями таможенного законодательства (пункт 6 статьи 119 ТК ЕАЭС) при продлении срока выпуска товаров выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.
Следовательно, установленный таможенным органом срок для предоставления документов был обусловлен, в том числе, необходимостью соблюдения срока выпуска товаров.
При таких условиях, подачу декларантом документов 06.05.2019, то есть, за пределами установленного таможенным органом срока, нельзя признать разумной и осмотрительной, направленной на соблюдение требований действующего таможенного законодательства.
Кроме того, согласно части 9 статьи 4 ТК ЕАЭС в случае, если в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза и в иных местах нахождения таможенных органов установлено время работы таможенных органов в нерабочие дни, срок совершения таможенных операций этими таможенными органами, исчисляемый рабочими днями, включает в себя нерабочие дни.
Указанное в ходе рассмотрения настоящего дела обстоятельство ежедневной работы Владивостокского таможенного поста обществом не опровергнуто.
По изложенному, коллегия находит обоснованным отказ суда первой инстанции в удовлетворении заявленных обществом требований о признании незаконным решения таможенного органа от 03.05.2019 об отказе в выпуске товара, задекларированного по ДТ N 10702020/230419/0070028.
Несогласие апеллянта с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела и представленных доказательств не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может являться основанием для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, исходя из отсутствия оснований для ее удовлетворения, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 рублей, понесенные обществом при подаче апелляционной жалобы, на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 10.09.2019 по делу N А51-10458/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-10458/2019
Истец: ООО "ТЫМЛАТСКИЙ РЫБОКОМБИНАТ"
Ответчик: ВЛАДИВОСТОКСКАЯ ТАМОЖНЯ