г. Челябинск |
|
03 декабря 2019 г. |
Дело N А76-10804/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Лукьяновой М.В., судей Карпусенко С.А., Ширяевой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ушаковой О.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Челябкоммунэнерго" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.09.2019 по делу N А76-10804/2019
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Промышленные технологии и комплектации" - Новиков А.А (паспорт, доверенность от 14.05.2019, диплом),
индивидуального предпринимателя Гореловой Надежды Григорьевны - Новиков А.А. (паспорт, доверенность от 14.05.2019, диплом),
индивидуального предпринимателя Горелова Владимира Викторовича - Новиков А.А. (паспорт, доверенность от 14.05.2019, диплом),
акционерного общества "Челябкоммунэнерго" - Натфуллина Г.Г. (паспорт, доверенность N 01/2019 от 09.01.2019, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Промышленные технологии и комплектации", Индивидуальный предприниматель Горелова Надежда Григорьевна, Индивидуальный предприниматель Горелов Владимир Викторович, (далее - соистцы), обратились в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Акционерному обществу "Челябкоммунэнерго", (далее - ответчик, АО "Челябкоммунэнерго", податель жалобы), о возложении на ответчика обязанности оснастить многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Кыштым, ул. Ленина, д. 22, коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 27.05.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Кыштымского городского округа.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 16.09.2019 исковые требования удовлетворены, суд обязал ответчика АО "Челябкоммунэнерго" в течение одного месяца со дня вступления решения суда по делу А 76-10804/2019 в законную силу оснастить многоквартирный жилой дом N 22 по ул.Ленина, в г.Кыштыме коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии.
Не согласившись с принятым решением, АО "Челябкоммунэнерго" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к следующему.
Как указывает податель жалобы, прежде чем приступать к организации в доме учета тепла, необходимо соответствующее коллективное решение собственников, принятое большинством голосов на общем собрании.
Также ответчик указывает на неисполнение истцами требования о предоставлении актуального технического паспорта на спорный многоквартирный дом.
По мнению подателя жалобы, обязание ответчика установить общедомовой прибор учета в течение месяца со дна вступления решения в законную силу необоснованно, поскольку у ресурсоснабжающей организации имеется предусмотренный законом срок до 01.01.2021 на установление счетчика тепловой энергии в многоквартирных домах, где собственники не проявили инициативу и не приняли на общем собрании соответствующее решение.
Истцы представили отзыв на апелляционную жалобу, в которой просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьями 268, 270 АПК РФ, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для отмены либо изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, индивидуальному предпринимателю Гореловой Надежде Григорьевне и ООО "Промышленные технологии и комплектации" (сокращенное наименование - ООО "Промтехкомплект") на праве общей долевой собственности 9/10 доли и 1/10 доли соответственно) принадлежит объект недвижимости:
- нежилое помещение, общей площадью 798,9 кв.м., расположенное в многоквартирном доме (далее - МКД) N 22 по ул. Ленина в г. Кыштыме.
Данный факт подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 14.11.2007 Серия 74АА N 266631 и от 14.11.2007 Серия 74АА N 266630.
Индивидуальному предпринимателю Горелову Владимиру Викторовичу на праве частной собственности принадлежат следующие объекты недвижимости, также расположенные в МКД N 22 по ул. Ленина в г. Кыштыме:
- нежилые помещения общей площадью 218,6 кв.м.; 122 кв.м. и 23,1 кв.м., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 03.08.2001 Серия 74-АБ N 016246, от 09.11.2001 Серия 74-АБ N 076727, а также от 26.01.2001 Серия 74-АА N 002514.
Указанные нежилые помещения, расположенные в МКД N 22 по ул. Ленина в г. Кыштыме, используются Истцами в предпринимательских целях. МКД N 22 по ул. Ленина в г. Кыштыме находится в непосредственном управлении собственниками помещений в этом МКД. АО "Челябкоммунэнерго", в свою очередь, является теплоснабжающей организацией, осуществляющей подачу тепловой энергии и теплоносителя для нужд МКД N 22 по ул. Ленина в г. Кыштыме.
Данный факт подтверждается, в частности, заключенным между АО "Челябкоммунэнерго" и 000 "Промтехкомплект" договором теплоснабжения N 253/17К от 01.11.2017. МКД N 22 по ул. Ленина в г. Кыштыме до настоящего времени не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии.
Горелова Н.Г., Горелов В.В., а также ООО "Промтехкомплект" обратились в адрес АО "Челябкоммунэнерго" с заявлением от 14.01.2019, а также с повторным заявлением от 11.02.2019, содержащими требование об оснащении МКД N 22 по ул. Ленина в г. Кыштыме коллективным прибором учета тепла АО "Челябкоммунэнерго" письменными ответами от 31.01.2019 N 07-127 и от 21.02.2019 N 07-226, отказало в установке коллективного (общедомового) прибора учета в МКД, ссылаясь на необходимость представления документов и совершения действий, необходимых для осуществления работ по установке учета тепловой энергии. Данные обстоятельства явились основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у ответчика обязанности по установке общедомового прибора учета в спорном многоквартирном доме.
Выводы суда первой инстанции являются правильными.
В силу части 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в ч. 6 данной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями названной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.
В соответствии с частью 10 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2010 года организации, указанные в ч. 9 данной статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 этой статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 названной статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 данной статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.
В силу части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 названной статьи, в части оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии) организации, указанные в части 9 данной статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 указанной статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Таким образом, нормами Закона об энергосбережении обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета потребляемых ресурсов возложена на собственников помещений такого дома. Если же собственники помещений многоквартирного дома в установленный срок не выполнили указанную обязанность, то оснащение коллективным прибором учета выполняется независимо от воли и за счет средств собственников такого дома.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627 (далее - Приказ), изданным в соответствии с подпунктом "г" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (далее - Критерии). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23.04.2012, регистрационный N 23933, официально опубликован в "Российской газете" 16.05.2012.
Пунктом 2 Приказа определено, что техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:
а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);
в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.
Результаты обследования указываются в акте, форма и порядок заполнения которого также регламентированы упомянутым Приказом.
Согласно пункту 4 данного Приказа техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, имеется, если в ходе обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида будет установлено отсутствие критериев, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего документа.
Ответчиком приводятся доводы об отсутствии технической возможности установки общедомового прибора учета в спорном многоквартирном доме.
Ответчиком приведены доводы об отсутствии технической возможности, так как не представлен технический паспорт.
Как сказано выше, пунктом 4 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627 предусмотрено, что техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, имеется, если в ходе обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида будет установлено отсутствие критериев, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего документа.
Таким образом, наличие соответствующей технической возможности предполагается, если не доказано обратное. В рассматриваемой ситуации бремя доказывания отсутствии технической возможности установки общедомового прибора учета тепловой энергии лежит на ответчике, возражающем против иска.
Доказательств наличия хотя бы одного из вышеперечисленных критериев суду не представлено.
При указанных обстоятельствах исковые требования удовлетворены судом первой инстанции обоснованно.
Доводы подателя жалобы об отсутствии согласия всех собственников помещений на установку общедомового прибора учета
отклоняются судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Пунктом 2 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627 определено, что техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из критериев, перечисленных в данном пункте.
Следует отметить, что наличие либо отсутствие согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме на проведение реконструкции внутридомовой системы теплоснабжения не является обстоятельством, исключающим техническую возможность установки прибора учета.
Ссылки ответчика на наличие у ресурсоснабжающей организации срока на установку общедомового прибора учета до 01.01.2021 не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку не влекут вывод об отсутствии у ресурсоснабжающей организации в рассматриваемой ситуации установить прибор учета и не являются основанием для отказа в иске. Доводы подателя жалобы об обратном основаны на неверном толковании приведенных выше норм права.
При указанных обстоятельствах доводы подателя жалобы подлежат отклонению.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, были предметом исследования в суде первой инстанции и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права и сводятся к переоценке доказательств и установленных по делу обстоятельств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.09.2019 по делу N А76-10804/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Челябкоммунэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.В. Лукьянова |
Судьи |
С.А. Карпусенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-10804/2019
Истец: Горелов Владимир Викторович, Горелова Надежда Григорьевна, ООО "Промтехкомплект"
Ответчик: АО "ЧЕЛЯБКОММУНЭНЕРГО"
Третье лицо: Администрация Кыштымского городского округа