г. Пермь |
|
02 декабря 2019 г. |
Дело N А50-4909/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 декабря 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сусловой О.В.,
судей Балдина Р.А., Григорьевой Н.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Балтаевой Р.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, ООО "РОСМАШ",
на решение Арбитражного суда Пермского края от 29.07.2019,
вынесенное судьей Султановой Ю.Т.,
по делу N А50-4909/2019
по иску Центрального Банка Российской Федерации (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133, г. Москва)
к ООО "РОСМАШ" (ОГРН 1055902894640, ИНН 5905238721, г. Пермь)
о взыскании пени по договору подряда,
при участии
от истца: Соляков М.Ю., доверенность от 04.09.2018,
от ответчика: Алдиева О.Д., доверенность от 01.01.2019,
установил,
Центральный Банк Российской Федерации (далее - банк, истец) обратился в Арбитражный суд Пермского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "РОСМАШ" (далее - общество "РОСМАШ", ответчик) о взыскании 40 128 руб. пени за период с 01.11.2018 по 03.12.2018 по договору от 30.01.2018 N ДТ-557-22/25.
Решением суда первой инстанции от 29.07.2019 иск удовлетворен.
Ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой он просит отменить решение в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит оставить решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между банком (заказчик) и обществом "РОСМАШ" (генподрядчик) заключен договор от 30.01.2018 N ДТ-557-22/25 (далее - договор), по условиям которого (пункт 2.1) генподрядчик обязуется в установленный договором срок выполнить работы по текущему ремонту помещений 1 этажа (по техпаспорту NN39-43, 48-53), помещений 2 этажа (NN 46, 47), части фасада здания по адресу: г. Пермь, ул. 25 Октября, 16 (объект культурного наследия регионального значения "Банк государственный" 2-я пол. 19в.), а заказчик обязуется создать генподрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и оплатить его в соответствии условиями договора.
Генподрядчик обязуется до начала выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.1 договора, провести за счет собственных денежных средств следующие подготовительные мероприятия:
2.3.1. Выполнить в 3 экземплярах на бумажном носителе документацию, оформленную в объеме рабочих чертежей на проведение ремонтных работ с ведомостью объемов работ по объекту. Требования к оформлению документации в объеме рабочих чертежей на проведение ремонтных работ изложены в приложении 10;
2.3.2. Провести общую комплектацию документов в адрес регионального органа охраны объектов культурного наследия необходимых для получения разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (далее - разрешение). Документация на ремонт фасадов имеется у заказчика и передается генподрядчику в 2 экземплярах на бумажном носителе в объеме необходимом для получения разрешения. Объем и оформление документации и иных требуемых документов должны быть достаточными для получения разрешения.
2.3.3. Получить разрешение в региональном органе охраны объектов культурного наследия и в течение 3 рабочих дней с даты его получения направить заказчику 1 экземпляр документации и заверенную генподрядчиком копию разрешения на бумажном носителе.
Цена договора на весь период выполнения работ определена протоколом соглашения о договорной цене (приложение 1 к договору), расчетом твердой цены договора (приложение 2 к договору) и составляет 1 216 000 руб. (пункт 3.1 договора).
Срок окончания выполнения работ по договору - 31.10.2018 (пункт 4.1 договора).
Датой начала проведения подготовительных мероприятий, указанных а пункте 2.3 договора, считается дата подписания договора сторонами (пункт 4.2 договора).
Датой начала выполнения работ по договору, указанных в пункте 2.1 договора считается дата получения генподрядчиком разрешения (пункт 4 3 договора).
Пунктом 7.2 договора предусмотрено, что заказчик обязан передать генподрядчику в установленном порядке полный комплект технической документации по предмету настоящего договора.
Согласно пункту 9.2 договора при нарушении срока окончания работ генподрядчик уплачивает заказчику пеню в размере 0,1% от цены договора за каждый день просрочки.
Генподрядчик в письме от 03.08.2018 N 723 повторно потребовал в кратчайшие сроки предоставить документы для получения разрешения на проведение работ по ремонту части фасада здания в государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края в соответствии с требованиями пункта 5.2 приказа Министерства культуры Российской Федерации от 21.10.215 N 2625.
В названном письме им указано, в частности, что письмом от 21.02.2018 N 151 в адрес заказчика был направлен запрос исходных документов, необходимых для получения разрешения в Инспекции по охране ОКН ПК. В апреле 2018 года заказчиком передана подрядчику часть необходимых документов, а именно: исходно-разрешительная документация для выполнения работ по текущему ремонту помещений 1 этажа и 2 этажа. 30.05.2018 общество "РОСМАШ" получило разрешение N 03-08-54 на проведение работ по текущему ремонту помещений 1 этажа и 2 этажа. Запрашиваемые документы, необходимые для выполнения работ по текущему ремонту части фасада здания, заказчиком до сих пор не предоставлены. В связи с чем подрядчик не имеет возможности получить разрешение на выполнение работ, следовательно, работы по текущему ремонту части фасада здания приостановлены. Кроме того, в скором времени возможно наступление неблагоприятных погодных условий для выполнения наружных работ по ремонту фасада здания. Непредоставление заказчиком необходимых для получения разрешения документов может привести к срыву сроков завершения работ по договору.
Генподрядчиком 22.08.2018 получены вместе с сопроводительным письмом от 21.08.2018 N Т557-22-13/9283 документы, необходимые для получения разрешения на проведение работ по текущему ремонту части фасада здания.
Ссылаясь на то, что запрашиваемые документы предоставлены только 22.08.2018, заявление на выдачу разрешения направлено подрядчиком в государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия Пермского края (далее - инспекция по охране объектов культурного наследия) письмом от 23.08.2018 N 789, разрешение в настоящее время не получено, а также указывая, что в связи с длительным предоставлением заказчиком необходимых исходных документов планируемые сроки выполнения наружных работ по ремонту фасада сместились на октябрь, на текущий период производство работ по ремонту части фасада с соблюдением необходимой технологии и обеспечение качества работ невозможно, генподрядчик в письме от 17.09.2018 N 870 предложил расторгнуть договор по соглашению сторон, сообщив, что в противном случае возможны неблагоприятные для заказчика последствия выполнения его указаний о способе исполнения работы.
Данное письмо с приложением проекта соглашения о расторжении договора, в котором указано на расторжение договора с 18.09.2018, исполнение обязательств по контракту на момент его расторжения на сумму 802 167 руб. 19 коп., получено заказчиком 19.09.2018.
В письме от 19.09.2018 N 881 генподрядчик вновь предложил заказчику расторгнуть договор по соглашению сторон, указав, что на сегодняшний день работы по текущему ремонту части фасада подрядчиком не производятся в связи с отсутствием разрешения на сохранение объекта культурного наследия, выданного инспекцией по охране объектов культурного наследия, а также проинформировав его о том, что производство работ по ремонту части фасада (работ по нанесению краски Texcolor SILOXAN, предусмотренных локальным сметным расчетом к договору) с соблюдением необходимой технологии в октябре-ноябре текущего года невозможно, в случае выполнения этих работ с нарушением температурного режима будет нарушена технология производства работ, в связи с чем не будет обеспечено надлежащее качество работ, что может привести к ухудшению текущего состояния объекта культурного наследия и его разрушению.
Письмом от 24.09.2018 N 891 подрядчик сообщил об отсутствии ответа на предложение расторгнуть договор, о непоступлении разрешения на выполнение работ из инспекции по охране объектов культурного наследия. В данном письме он изложил просьбу рассмотреть возможность переноса сроков выполнения работ на более благоприятный период - до 01.07.2019.
Полагая, что выполнение работ на фасаде здания возможно с применением пленки (ткани), защищающей проведение работ от предполагаемого неблагоприятного воздействия осадков, ветра, понижения температуры или с проведением иных специализированных мероприятий, банк отказался принять предложение о расторжении договора, о чем сообщил в письме от 24.09.2018 N Т557-22-13/10464.
В письме от 27.09.2018 N 917 генподрядчик информировал заказчика о приостановлении работ по текущему ремонту части фасада на объекте, потребовал в кратчайшие сроки предоставить научно-проектную документацию с отметкой "в производство работ", а также дополнительно сообщил о том, что на сегодняшний день разрешение на проведение работ по текущему ремонту части фасада здания из инспекции по охране объектов культурного наследия не поступило.
Во исполнение пункта 7.2 договора заказчиком 01.10.2018 передана генподрядчику с сопроводительным письмом от 28.09.2018 N Т557-22-13/10717 научно-проектная документация шифр 1/Д-22-1-10/4 с отметкой "в производство" для выполнения работ по текущему ремонту части фасада здания.
Письмом от 09.10.2018 N 950 генподрядчик сообщил заказчику, что в настоящее время в городе Перми наблюдается высокий уровень осадков и относительной влажности воздуха, а также значительное понижение температуры воздуха (особенно в ночной период), что препятствует соблюдению технологии производства работ на объекте.
Для соблюдения технологии производства работ необходимо выполнение дополнительных работ по договору - устройство временных строительных сооружений сборно-разборного типа, монтируемых над площадью фасада, подлежащей герметизации, оштукатуриванию и окраске, для возможности создания внутри положительной температуры и защиты от влаги при помощи различных способов обогрева и обдува.
Указанным письмом от 09.10.2018 N 950 генподрядчик уведомил о приостановлении работ на объекте до получения дальнейших указаний от заказчика, приложив к письму локальный сметный расчет на дополнительные работы.
Письмом от 16.10.2018 N 964 генподрядчик вновь предложил рассмотреть возможность переноса сроков выполнения работ по ремонту фасада на более благоприятный период - до 01.07.2019 или расторгнуть договор по соглашению сторон.
Сторонами заключено соглашение от 18.12.2018 (в редакции протокола согласования разногласий от 09.01.2019 к соглашению) о расторжении договора с 04.12.2018 при условии выполнения генподрядчиком пункта 3 соглашения, предусматривающего возвращение генподрядчиком суммы непогашенного аванса в размере 111 519 руб. 36 коп., уплату процентов за пользование денежными средствами в сумме 6 580 руб. 41 коп.
Считая, что генподрядчиком допущено нарушение срока выполнения работ с 01.11.2018 по 03.12.2018, последний обязан уплатить неустойку, предусмотренную пунктом 9.2 договора, заказчик обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 329, 330, 331, 702, 708, 716, 740, 743 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из того, что ответчиком не доказано, что он не мог исполнить обязательство по вине истца, в частности получить разрешение на выполнение работ, а также не представлено доказательств невозможности выполнения работ в погоду, установившуюся сентябре-октябре 2018 года, правомерности приостановления работ.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчик является просрочившим исполнение своего обязательства.
Суд апелляционной инстанции находит, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи со следующим.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается тот факт, что генподрядчик не выполнил весь объем работ к установленному в договоре сроку.
Вместе с тем задержка выполнения работ была вызвана несвоевременным выполнением заказчиком своих обязанностей по предоставлению документации, необходимой для получения разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (далее - разрешение) и перечень которой содержится в пункте 5.2 Порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утвержденного приказом Минкультуры России от 21.10.2015 N 2625.
При этом генподрядчик неоднократно письмами от 21.02.2018 N 151, от 03.08.2018 N 723 уведомлял заказчика о необходимости скорейшего предоставления необходимой документации для соблюдения срока выполнения работ.
Однако заказчиком передана генподрядчику документация лишь 22.08.2018, в то время как договор заключен 30.01.2018, а срок окончания выполнения работ по нему - 31.10.2018, при этом в пункте 2.3.2 договора зафиксировано, что на момент заключения договора документация имеется у заказчика и подлежит передаче генподрядчику в объеме, необходимом для получения разрешения.
Инспекцией по охране объектов культурного наследия выдано разрешение на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (ремонт части фасада) N 03-08-130, без которого генподрядчик не имел права приступать к работе, только 18.09.2018.
Несвоевременно исполнена заказчиком и своя встречная обязанность по предоставлению научно-проектной документации с отметкой "в производство работ", необходимой для производства работ, - 01.10.2018.
Между тем уже в сентябре 2018 года наступили неблагоприятные погодные условия для выполнения работ, что подтверждается метеорологической информацией Пермского ЦГМС - филиала ФГБУ "Уральское УГМС" от 13.09.2018 N 1994 и не опровергнуто истцом.
Представленная последним информация о погоде с сайтов Gismeteo и Яндекс официальной, достоверной информацией не является, а также не свидетельствует об устойчивой среднесуточной температуре воздуха (в том числе в ночной период), о влажности воздуха, при которых допускается выполнение работ с использованием материалов, указанных в смете к договору.
Так, локальным сметным расчетом к договору предусмотрено нанесение краски Texcolor SILOXAN FASSADENFARBE при выполнении ремонта части фасада.
В технической нормали на краску Tex-Siloxan Fassadenfarbe запрещено проводить работы при температуре ниже +5 (температура воздуха и обрабатываемого объекта), установлены условия высыхания (+20°С и 65% относительная влажность воздуха), время нанесения последующих слоев краски - через 10-12 часов, а также указано, что полное высыхание наступает через 2-3 дня.
Согласно ответу ГКБУК "Пермский краевой научно-производственный центр по охране памятников (объектов культурного наследия)" на обращение генподрядчика от 10.10.2018 N СЭД-55.1-04-62 производство работ по ремонту фасада, а именно ремонт штукатурки смесью Ceresit и окраска поверхности стен составом SILOXAN FASSADENFARBE weiss, возможно при температуре воздуха выше +5°С. При устойчивой среднесуточной температуре воздуха ниже +5°С производство работ указанными материалами недопустимо.
Указанным учреждением в ответе рекомендовано при выполнении работ по ремонту фасада использовать технологию с устройством закрытого пространства с применением обогревательных приборов.
Генподрядчик в письме от 09.10.2018 N 950 информировал заказчика о том, что в настоящее время в городе Перми наблюдается высокий уровень осадков и относительной влажности воздуха, а также значительное понижение температуры воздуха (особенно в ночной период), что препятствует соблюдению технологии производства работ на объекте.
Для соблюдения технологии производства работ необходимо выполнение дополнительных работ по договору - устройство временных строительных сооружений сборно-разборного типа, монтируемых над площадью фасада, подлежащей герметизации, оштукатуриванию и окраске, для возможности создания внутри положительной температуры и защиты от влаги при помощи различных способов обогрева и обдува.
Указанным письмом генподрядчик уведомил заказчика о приостановлении работ на объекте до получения от него дальнейших указаний, направив последнему на согласование локальный сметный расчет на дополнительные работы на сумму 346 322 руб. (28% от цены договора).
Заказчиком данная локальная смета не согласована, генподрядчику предложено в письме от 17.10.2018 N Т557-22-13/11483 обеспечить выполнение принятых на себя договорных обязательств, при этом сделана ссылка на пункт 6.8 договора, которым предусмотрено, что генподрядчик обязан осуществить необходимые мероприятия сезонного характера для обеспечения надлежащих темпов выполнения и достижения требуемых качественных показателей в соответствии с условиями договора.
Вместе с тем договор, в том числе пункт 6.8, не предполагает выполнение работ, не предусмотренных договором и сметой к нему, необходимость в которых возникла по вине заказчика.
В силу пункта 1 статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
На основании пункт 1 статьи 719 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).
Имеющаяся в деле переписка свидетельствует о том, что генподрядчик предпринимал меры к получению от заказчика документации, направлял ему запросы, до истечения конечного срока выполнения работ обоснованно предупреждал заказчика о возможности срыва срока завершения работ по договору, наступления неблагоприятных погодных условий для выполнения наружных работ по ремонту фасада здания, неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о выполнении работ в таких условиях и о приостановлении выполнения работ.
При таких обстоятельствах заказчиком фактически не исполнены надлежащим образом обязанности по предоставлению документации, необходимой для получения разрешения, и технической документации, не обеспечены своевременное начало работ и завершение их в срок.
Генподрядчик не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора в соответствии с пунктом 3 статьи 405, пунктом 1 статьи 406 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В связи с этим неустойка за просрочку выполнения работ не подлежит начислению и взысканию, срок продлевается на период, соответствующий просрочке кредитора-заказчика.
Аналогичный правовой подход изложен в пункт 10 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017.
Соответствующие доводы заявителя апелляционной жалобы являются обоснованными.
Вместе с тем ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что стороны отказались от договорной неустойки за нарушение срока выполнения работ, исключив пункт о ее уплате из текста соглашения о расторжении договора, несостоятельна, так как заказчик не отказывался от осуществления права требовать неустойку (пункт 6 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), договор заключен по результатам подведения итогов открытого запроса предложений в электронной форме по определению подрядчика на право заключения договора, не изменен и возможность его изменения после этого момента не предусмотрена законом и договором.
Итак, обжалуемый судебный акт подлежит отмене на основании пунктов 3, 4 части 1, пункта 1 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В удовлетворении иска следует отказать.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 3 000 руб., понесенные в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, относятся на истца.
Руководствуясь статьями 266, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 29.07.2019 по делу N А50-4909/2019 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с Центрального банка Российской Федерации в пользу ООО "РОСМАШ" 3 000 руб. судебных расходов на уплату государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
О.В. Суслова |
Судьи |
Р.А. Балдин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-4909/2019
Истец: Расчетно-кассовый центр главного управления Банка России по Сахалинской области
Ответчик: ООО "РОСМАШ"
Третье лицо: Центральный банк Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
18.09.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13920/19
18.03.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-440/20
21.01.2020 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-440/20
02.12.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13920/19
29.07.2019 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-4909/19