г. Санкт-Петербург |
|
02 декабря 2019 г. |
Дело N А21-7299/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Царегородцевым Е.А
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27874/2019) арбитражного управляющего Караваева Евгения Вячеславовича на решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.08.2019 по делу N А21-7299/2019 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области
к арбитражному управляющему Караваеву Евгению Вячеславовичу
о привлечении к административной ответственности
установил:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области (ИНН 3906131304, ОГРН 1043902855446 (далее - Росреестр, Управление, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Караваева Евгения Вячеславовича (далее - Караваев Е.В., арбитражный управляющий) к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Решением суда от 13.08.2019 Караваев Е.В. привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 25 000 рублей.
Не согласившись с указанным решением, Караваев Е.В. направил апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, заменить административный штраф на предупреждение. Податель жалобы указывает, что законом предусмотрена возможность в случае крайней необходимости определять иное от юридического адреса должника место проведения собраний кредиторов. Ссылается на то, что в связи с отсутствием у должника имущества, отсутствия возможности его обнаружения, конкурсный управляющий не мог провести инвентаризацию имущества.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Калининградской области от 29.09.2015 по делу N А21- 10739/2014 в отношении ООО "Управляющая компания "Наш дом" (далее - должник) введена процедура банкротства - конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Караваев Евгений Вячеславович.
По результатам проведения административного расследования, возбужденного в отношении арбитражного управляющего, 17.04.2019 Управлением составлен протокол N 00203919 об административном правонарушении, предусмотренном части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, поскольку управляющим допущены следующие нарушения:
- нарушение требования пункта 1 статьи 143 Федерального Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) по проведению собраний кредиторов с предоставлением отчета о своей деятельности, информации о ходе конкурсного производства, финансового состояния должника и его имущества в ходе конкурсного производства с периодичностью - не реже чем один раз в три месяца;
- в нарушение требований пункта 4 статьи 13 Закона о банкротстве конкурсным управляющим не исполнена обязанность по включению (своевременному включению) сведений о проведении собраний кредиторов должника в ЕФРСБ;
- в нарушение требований абзаца 10 пункта 7 статьи 12 Закона о банкротстве конкурсным управляющим Караваевым Е.В. не исполнена обязанность по включению в ЕФРСБ сведений о решениях, принятых собранием кредиторов ООО "УК "Наш дом";
- в нарушение требований пункта 4 статьи 14 Закона о банкротстве конкурсный управляющий Караваев Е.В. проводил собрания кредиторов ООО "УК "Наш дом" не по адресу, установленному собранием кредиторов должника;
- в нарушение требований пункта 4 статьи 61.1 Закона о банкротстве конкурсный управляющий не выполнил обязанность по включению в ЕФРСБ сведений о подаче в арбитражный суд заявления о признании сделки недействительной, сведений о вынесении судебного акта по результатам рассмотрения данного заявления;
- в нарушение требований пункта 10 статьи 10 Закона о банкротстве конкурсный управляющий при проведении процедуры банкротства в не выполнил (несвоевременно выполнил) обязанность по включению в ЕФРСБ сведений о вынесении судебных актах по заявлению конкурсного управляющего о привлечении к субсидиарной ответственности бывшего руководителя должника;
- в нарушение требований пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий до настоящего времени, не провел инвентаризацию имущества должника и соответственно не включил в ЕФРСБ сведения о результатах такой инвентаризации.
Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Караваева Е.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции посчитал доказанными событие административного правонарушения и вину арбитражного управляющего, не усмотрел нарушений процедуры привлечения к административной ответственности.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
Объектом данного административного правонарушения является порядок действий при банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, состоит в неисполнении арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Права и обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве установлены положениями Закона о банкротстве.
В соответствии с частью 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Согласно пункту 1 статьи 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем 1 раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Закона о банкротстве сообщение о проведении собрания кредиторов подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона не менее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона о банкротстве организация и проведение собрания кредиторов осуществляется арбитражным управляющим.
В силу пункта 3 статьи 13 Закона о банкротстве в сообщении о проведении собрания кредиторов должны содержаться следующие сведения:
-наименование, место нахождения должника и его адрес;
-дата, время и место проведения собрания кредиторов;
-повестка собрания кредиторов; -порядок ознакомления с материалами, подлежащими рассмотрению собранием кредиторов;
-порядок регистрации участников собрания.
Из положений статьи 13 Закона о банкротстве следует, что размещение сведений о проведении собрания кредиторов должника в ЕФРСБ направлено на уведомление неопределенного круга лиц о ходе процедуры банкротства, размещение сведений в ЕФРСБ в сети "Интернет" является самостоятельной обязанностью арбитражного управляющего, осуществляемой им независимо от совершения действий по уведомлению кредиторов способами, указанными в пунктах 1 и 2 статьи 13 Закона о банкротстве.
В соответствии с абзацем 10 пункта 7 статьи 12 Закона о банкротстве сообщение, содержащее сведения о решениях, принятых собранием кредиторов, или сведения о признании собрания кредиторов несостоявшимся, подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение пяти рабочих дней с даты его проведения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Закона о банкротстве собрание кредиторов проводится по месту нахождения должника или органов управления должника, если иное не установлено собранием кредиторов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона о банкротстве организация и проведение собрания кредиторов осуществляется арбитражным управляющим.
Согласно пункту 4 статьи 61.1 Закона о банкротстве сведения о подаче в арбитражный суд заявления о признании сделки недействительной по основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе, о вынесении судебного акта по результатам рассмотрения заявления и судебных актов о его пересмотре подлежат включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона, не позднее трех рабочих дней с даты, когда арбитражному управляющему стало известно о подаче заявления или вынесении судебного акта, а при подаче заявления арбитражным управляющим - не позднее следующего рабочего дня после дня подачи заявления.
Согласно пункту 10 статьи 10 Закона о банкротстве сведения о подаче заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности или заявления о привлечении контролирующих должника лиц, а также лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, к ответственности в виде возмещения убытков, о судебных актах, вынесенных по таким заявлениям, и судебных актах об их пересмотре подлежат включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.
Пунктом 1 статьи 28 Закона о банкротстве предусмотрено, что сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с данным Законом, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации по результатам проведенного регулирующим органом конкурса между редакциями печатных изданий.
Согласно пункту 2 вышеуказанной статьи закона ЕФРСБ представляет собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством включения в него сведений, предусмотренных названным Законом. Единый федеральный реестр сведений о банкротстве является неотъемлемой частью Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, относящихся к информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, подлежат размещению в сети "Интернет".
Пунктом 3.1 Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 05.04.2013 N 178, установлено, что в случае если федеральным законом или иным нормативным правовым актом предусмотрено внесение (включение) в информационный ресурс сведений, подлежащих также опубликованию, но срок внесения (включения) сведений в информационный ресурс не установлен, соответствующие сведения вносятся (включаются) в информационный ресурс не позднее трех рабочих дней с даты возникновения обязанности по их опубликованию, установленной соответствующим федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан в том числе:
- принять в ведение имущество должника, провести его инвентаризацию;
- включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания.
Факт нарушения Арбитражным управляющим вышеуказанных требований Закона о банкротстве установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела.
В апелляционной жалобе Арбитражный управляющий не согласен с привлечением к административной ответственности за нарушение пункта 4 статьи 14 Закона о банкротстве, а так же пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что собранием кредиторов ООО "УК "Наш дом" от 07.09.2015 определено место проведение последующий собраний кредиторов должника по адресу: Калининградская область, г.Краснознаменск, ул.Калининградская, д.92.
Вопреки доводам подателя жалобы, в силу прямого указания Закона о банкротстве, собрание кредиторов проводится по месту нахождения должника, если иное не установлено собранием кредиторов. Таким образом, доказыванию в данном случае подлежало именно наличие оснований для исключения из данного правила - принятие решения собрания кредиторов.
Таким образом, при невозможности проведения собрания кредиторов по адресу определенному собранием кредиторов ООО "УК "Наш дом" 07.09.2015, конкурсный управляющий, действуя добросовестно, обязан был провести собрание кредиторов должника, на котором установить иное место проведения собрания кредиторов. Конкурсным управляющим Караваевым Е.В. собрание кредиторов с данной повесткой дня не проводилось.
Доводы о невозможности провести инвентаризацию имущества так же отклоняются апелляционным судом.
Приказом Министерства финансов РФ от 13.06.1995 года N 49 утверждены методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы.
Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации (пункт 2.5 Методических указаний).
Субсидиарная ответственность бывшего руководителя должника - Зайки Э.А. относится к финансовым активам должника, которые подлежат инвентаризации и отражаются в акте инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами, согласно утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88 унифицированной формы первичной учетной документации и ИНВ-17.
Без проведения инвентаризации имущества должника проведение мероприятий по формированию конкурсной массы должника, ее оценка, реализация, в силу императивных норм Закона о банкротстве, не представляется возможным.
Конкурсным управляющим Караваевым Е.В. не представлены доказательства невозможности проведения инвентаризации имущества должника (дебиторской задолженности).
Кроме того, 28.11.2016 конкурсным управляющим Караваевым Е.В. на сайте ЕФРСБ включено сообщение N 3621758 о выборе конкурсными кредиторами одного из способа распоряжения правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано непреодолимыми препятствиями, в материалы дела не представлено. Арбитражный управляющий имел реальную и объективную возможность для соблюдения требований законодательства о банкротстве.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы доказательства, пришел к обоснованному выводу о доказанности в действиях Арбитражного управляющего состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции также проверено соблюдение Управлением и судом первой инстанции процедуры привлечения Арбитражного управляющего к административной ответственности и не выявлено существенных нарушений, влекущих безусловную отмену оспариваемого постановления.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Вопреки доводам подателя жалобы оснований для замены административного штрафа на предупреждение не имеется.
Допущенные Арбитражным управляющим правонарушения посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций и граждан - участников имущественного оборота в Российской Федерации.
Выполнение Арбитражным управляющим своих обязанностей, исходя из удобных для него обстоятельств и мотивов, не может и не должно входить в противоречие с принципом надлежащего выполнения требований законодательства о банкротстве.
Штраф назначен судом в пределах санкции инкриминируемой статьи. По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Арбитражному управляющему наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
В связи с вышеизложенным оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 13 августа 2019 года по делу N А21-7299/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу арбитражного управляющего Караваева Евгения Вячеславовича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-7299/2019
Истец: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по К/о
Ответчик: А/у Караваев Евгений Вячеславович, к/у Караваев Евгений Вячеславович