город Ростов-на-Дону |
|
02 декабря 2019 г. |
дело N А53-4041/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Барановой Ю.И., Величко М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коноплевым И.А.
при участии:
от истца - директор Юфименко О.А., паспорт; представитель Усенко А.В., доверенность от 21.01.2019;
от ответчика - представитель Темников В.И., доверенность от 15.01.2019; представитель Колинченко С.В., доверенность от 21.08.2019;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.08.2019 по делу N А53-4041/2019
по иску ООО "Корпорация Эверест"
к ответчику - ФГБУ "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"
о взыскании неосновательного обогащения
принятое в составе судьи Брагиной О.М.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Корпорация Эверест" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" о взыскании неосновательного обогащения в размере 229782 руб. 14 коп.
Решением от 09.08.2019 иск удовлетворен, с ответчика в пользу истца взыскано 229782 руб. 14 коп. неосновательного обогащения.
Решение мотивировано тем, что истцом выполнены дополнительные работы, необходимые для ввода объекта, построенного по договору N 122-КС от 19.09.2016 в эксплуатацию. Мотивированный отказ от подписания актов формы КС-2 и КС-3 не поступал. Результат выполненных работ используется ответчиком в настоящее время. Несоблюдение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не является основанием для отказа в иске.
Не согласившись с указанным судебным актом, ФГБУ "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что изменение цены заключенного договора не согласовано сторонами. Соглашение на выполнение дополнительных работ не подписано уполномоченным сотрудником ответчика. Изменение стоимости выполненных работ противоречит нормам Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Доказательств того, что спорные дополнительные работы выполнены в целях недопущения повреждения или разрушения объекта не представлено. Кроме того, отсутствуют доказательства того, что объект является социально значимым. По мнению заявителя, морская гидрометеорологическая станция не относится к социально значимым объектам.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы жалобы, представил письменные пояснения.
Представитель истца в заседании доводы жалобы не признал, представил письменные пояснения.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, между ФГБУ "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (заказчик) и ООО "Корпорацией Эверест" (подрядчик), по результатам электронного аукциона заключен гражданско-правовой договор N 122-КС, согласно которому заказчик поручил, а подрядчик принял на себя обязательство по строительству служебного здания МГ Ейск Краснодарского ЦГМС, расположенного по адресу: г. Ейск, пос. Морской, ул. Прибрежная, 2, в соответствии с проектной документацией, с локальным сметным расчетом (приложение N 1), календарным графиком производства работ (приложение N 2), техническим заданием (приложение N 3), являющимися неотъемлемой частью договора.
В соответствии с пунктом 2.1 цена контракта составляет 5443943 рубля.
Согласно пункту 3.2 договора расчет с подрядчиком за выполненные работы осуществляется в течение 20 банковских дней с момента подписания актов выполненных работ.
Заказчик в течение 7 рабочих дней от даты предъявления подрядчиком актов обязуется проверить, подписать и принять, либо направить подрядчику мотивированный отказ в приемке выполненных работ (пункт 3.5 договора).
В ходе исполнения контракта, при изучении проектно-сметной документации и в процессе производства работ по строительству служебного здания выявлено несоответствие проекта сметной документации, несоответствие сметы объему работ, подлежащих фактическому выполнению на объекте, а также необходимость в выполнении дополнительных работ, не включенных в локальные сметы, но необходимых для завершения работ в полном объеме согласно заключенному договору.
В письме N 108 от 23.09.2016 ООО "Корпорация Эверест" сообщило ФГБУ "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" о том, что в локально-сметный расчет не включены отдельные виды работ, детали и предметы отделки, в связи с чем, предложило принять меры к составлению дополнительного соглашения к договору о включении работ в локально-сметный расчет.
В письме от 04.04.2017 N 34 (т. 2 л.д. 60-64) ООО "Корпорация Эверест" предложило заказчику разработать дополнительное соглашение по увеличению стоимости работ и затрат в объеме 10 % от суммы контракта, а также по увеличению сроков выполнения работ либо разработать акты исключения работ, не влияющих на общий комплекс строительства и сдачи объекта в эксплуатацию.
Письмом от 13.04.2017 (т. 2 л.д. 66) ФГБУ "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" сообщило ООО "Корпорация Эверест" о том, что представленный с письмом N 34 от 04.04.2017 расчет по изменениям в сметной документации направлен в проектную организацию "Ейская проектная контора" для рассмотрения.
ФГБУ "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" в локальном сметном расчете N 1Доп от 26.04.2017 (т. 1 л.д. 25-26) согласовало выполнение спорных работ на сумму 229782 руб. 14 коп.
В обоснование факта выполнения работ на сумму 229782 руб. 14 коп. в материалы дела представлен акт о приемке выполненных работ N 1 от 26.06.2017 и справка о стоимости выполненных работ и затрат N 1 от 26.06.2017 (т. 1 л.д. 34-36). Акт и справка заказчиком не подписаны.
Акт и справка направлены в адрес заказчика с письмом N 75 от 21.06.2017 (т. 1 л.д. 31-33).
В связи с неисполнением обязательств по оплате работ, ООО "Корпорация Эверест" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции, действующей в спорный период) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В пункте 2 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом при условии, что по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что изменение цены заключенного сторонами договора не согласовано.
В пункте 2.5 контракта установлено, что цена контракта является твердой и не может быть изменена в ходе его исполнения за исключением случаев и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Заказчик по согласованию с подрядчиком в ходе исполнения контракта вправе изменить его существенные условия в случае, если по предложению заказчика увеличивается или уменьшается предусмотренный контрактом объем работ не более чем на 10 % (пункт 2.6.2 контракта).
Как отмечено выше, в письме N 108 от 23.09.2016 ООО "Корпорация Эверест" сообщило ФГБУ "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" о том, что в локально-сметный расчет не включены отдельные виды работ, детали и предметы отделки, в связи с чем, предложило принять меры к составлению дополнительного соглашения к договору о включении работ в локально-сметный расчет.
В письме от 04.04.2017 N 34 (т. 2 л.д. 60-64) ООО "Корпорация Эверест" предложило заказчику разработать дополнительное соглашение по увеличению стоимости работ и затрат в объеме 10 % от суммы контракта, а также по увеличению сроков выполнения работ либо разработать акты исключения работ, не влияющих на общий комплекс строительства и сдачи объекта в эксплуатацию.
Письмом от 13.04.2017 (т. 2 л.д. 66) ФГБУ "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" сообщило ООО "Корпорация Эверест" о том, что представленный с письмом N 34 от 04.04.2017 расчет по изменениям в сметной документации направлен в проектную организацию "Ейская проектная контора" для рассмотрения.
ФГБУ "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" в локальном сметном расчете N 1Доп от 26.04.2017 (т. 1 л.д. 25-26) согласовало выполнение спорных работ на сумму 229782 руб. 14 коп.
Согласно пункту 12 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, стороны государственного (муниципального) контракта по общему правилу не вправе заключать дополнительное соглашение, предусматривающее увеличение цены контракта более чем на 10 %.
Согласно пункту 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий государственного (муниципального) контракта допускается только при одновременном соблюдении следующих условий: 1) такая возможность предусмотрена в документации о закупке и государственном (муниципальном) контракте, 2) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренное контрактом количество товара с последующим пропорциональным увеличением цены, но не более чем на 10% от цены контракта.
Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрены ограничения для изменения цены контракта. Данные ограничения установлены как для поставщика, так и для заказчика и обусловлены тем, что заключению контракта предшествует выбор поставщика на торгах, при проведении которых участники предлагают условия поставки заранее и победитель определяется исходя из предложенных им условий.
Также следует учитывать специфику отношений, складывающихся в сфере строительства, которая уже в силу своего существа создает возможность выявления в ходе исполнения обязательства дополнительных работ и в связи с этим обуславливает приоритетную необходимость применения норм статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации наряду с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик, обнаруживший в ходе строительства, не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику и обосновать необходимость немедленных действий в интересах заказчика.
В силу пункта 5 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации при согласии заказчика на проведение и оплату дополнительных работ подрядчик вправе отказаться от их выполнения лишь в случаях, когда они не входят в сферу профессиональной деятельности подрядчика либо не могут быть выполнены подрядчиком по не зависящим от него причинам.
При этом, с учетом положений статьи 8, части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, увеличение объема работ по государственному (муниципальному) контракту, в том числе когда такое увеличение превышает 10% от цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо исключительно в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы. К дополнительным работам, подлежащим оплате заказчиком также могут быть отнесены исключительно те работы, которые, исходя из имеющейся информации на момент подготовки документации и заключения контракта объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые, либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата.
В рассматриваемом случае увеличение цены контракта связано с увеличением объема работ, необходимость выполнения дополнительных работ признана заказчиком, стоимость дополнительных работ не превышает 10 % от цены контракта.
Судом первой инстанции установлено, что локальный сметный расчет N 1Доп от 26.04.2017 подписан работником ФГБУ "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", который подписывал и иные документы в процессе исполнения данного договора, осуществлял общий контроль за производством строительных работ.
В обоснование факта выполнения работ на сумму 229782 руб. 14 коп. в материалы дела представлен акт о приемке выполненных работ N 1 от 26.06.2017 и справка о стоимости выполненных работ и затрат N 1 от 26.06.2017 (т. 1 л.д. 34-36). Акт и справка заказчиком не подписаны.
Акт и справка направлены в адрес заказчика с письмом N 75 от 21.06.2017 (т. 1 л.д. 31-33).
Мотивированный отказ от приемки выполненных работ не поступал.
Как следует из материалов дела, комиссией в составе представителей заказчика 17.05.2017 проведена проверка выполненных работ по строительству служебного здания МГ Ейск, расположенного по адресу: г. Ейск, пос. Морской, ул. Прибрежная, 2, в ходе которой выявлены недостатки выполненных работ. По результатам проверки составлен акт от 17.05.2017 (т. 2 л.д. 82-83).
В письме от 17.05.2017 (т. 2 л.д. 81) учреждение потребовало в срок до 31 мая устранить недостатки работ.
ФГБУ "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" в рамках дела N А53-29879/2017 обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к ООО "Корпорация Эверест" об обязании устранить недостатки работ, выполненных по договору от 19.09.2016 N 122-КС на выполнение работ по строительству служебного здания МГ Ейск Краснодарского ЦГМС, а именно: трещины на потолке в помещениях NN 1, 4, 5; конденсат на дверном проеме в помещениях NN 7 и 8; образование плесени в помещении N 2 углу и в помещении N 3 под потолком в результате протекания крыши; вздутие ламината в помещении NN 2, 5, 9, 13; терраса: плитка на проступи и подступенке выложена не из качественного материала; благоустройство территории: проседание тротуарной плитки, просадка ограждения метеостанции, выступание высолов на фасаде здания.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 25.05.2018 по делу N А53-29879/2017 иск удовлетворен частично. Суд обязал ООО "Корпорация Эверест" в течение одного месяца с даты вступления судебного акта в законную силу безвозмездно устранить следующие недостатки строительных работ, обнаруженные в пределах гарантийного срока, выполненные по гражданско-правовому договору N 122-КС Строительство служебного здания МГ Ейск Краснодарского ЦГМС, расположенной по адресу: г. Ейск, пос. Морской, ул. Прибрежная, 2, от 19.09.2016, а именно: устранить трещины на потолке в помещении N 1, в помещении N 4; устранить деформацию покрытия из ламината в помещении N 5; устранить недостатки облицовки ступеней и подступенков на террасе; устранить проседание тротуарной плитки тротуарных дорожек, устроенных на территории. В остальной части иска отказано. Иск удовлетворен в той части, в которой на наличие недостатков, связанных с некачественным выполнением работ, указано в экспертном заключении.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2018 решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.05.2018 по делу N А53-29879/2017 изменено. Абзац первый резолютивной части решения изложен в следующей редакции: "Обязать ООО "Корпорация Эверест" в течение одного месяца с даты вступления судебного акта в законную силу безвозмездно устранить следующие недостатки строительных работ, обнаруженные в пределах гарантийного срока, выполненные по гражданско-правовому договору N 122-КС Строительство служебного здания МГ Ейск Краснодарского ЦГМС, расположенной по адресу: г. Ейск, пос. Морской, ул. Прибрежная, 2, от 19.09.2016, а именно: устранить трещины на потолке в помещении N 1, в помещении N 4, в помещении N 5 (согласно техническому паспорту по состоянию на 02.05.2017); устранить деформацию покрытия из ламината в помещении N 2 (согласно техническому паспорту по состоянию на 02.05.2017); конденсат в помещениях NN 7 и 8 (согласно техническому паспорту по состоянию на 02.05.2017); образование плесени в помещении N 2 и в помещении N 3 (согласно техническому паспорту по состоянию на 02.05.2017), устранить недостатки облицовки ступеней и подступенков на террасе; устранить проседание тротуарной плитки тротуарных дорожек, устроенных на территории".
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
С учетом субъектного состава лиц, участвовавших в названном выше деле, указанные судебные акты имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.
При рассмотрении дела N А53-29879/2017 установлено, что 10.05.2017 утвержден акт о соответствии параметров построенного объекта проектной документации, а 10.07.2017 подписан акт приемки в эксплуатацию объекта.
В процессе эксплуатации здания гидрометеорологической станции, в период гарантийного срока, истцом были обнаружены дефекты в работах по строительству здания, в связи с чем 24.07.2017 составлен акт обследования выявленных замечаний.
Таким образом, факт выполнения спорных работ подтвержден в рамках дела N А53-29879/2017.
В данном случае в локальном сметном расчете N 1Доп от 26.04.2017 определено наименование работ, их объем, стоимость.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о совершении заказчиком действий, направленных на согласование проведения подрядчиком дополнительных работ.
В данном случае формальное отсутствие дополнительного соглашения на выполнение спорных работ не является основанием для отказа в оплате фактически выполненных дополнительных работ.
При таких условиях, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что изменение цены контракта произведено правомерно, выполненные дополнительные работы подлежат оплате, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.08.2019 по делу N А53-4041/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Баранова Ю.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-4041/2019
Истец: ООО КОРПОРАЦИЯ ЭВЕРЕСТ
Ответчик: ФГБУ "СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"