г. Самара |
|
02 декабря 2019 г. |
Дело N А55-12951/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 декабря 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихоманенко О.А., судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Тольятти на решение Арбитражного суда Самарской области от 28 августа 2019 года по делу N А55-12951/2019 (судья Мехедова В.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (ОГРН 1136316004747, ИНН 6316186232), г.Самара, к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Тольятти, г.Тольятти, об оспаривании постановления,
с участием в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" - представитель Дуспулов Ж.Р. (доверенность N 144 от 02.07.2019);
от Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Тольятти - представитель не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (далее - ООО "ЭкоСтройРесурс", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Тольятти (далее - Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Самарской области в городе Тольятти, административный орган) от 23.04.2019 N 18-12/14 о назначении административного наказания, в соответствии с которым ООО "ЭкоСтройРесурс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.8 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.08.2019 по делу N А55-12951/2019 заявленные требования удовлетворены.
Постановление Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в городе Тольятти от 23.04.2019 N 18-12/14 о назначении административного наказания ООО "ЭкоСтройРесурс" предусмотренного ч.4 ст.14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб. признано незаконным и отменено.
Производство по административному делу в отношении ООО "ЭкоСтройРесурс" прекращено.
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Самарской области в городе Тольятти в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт. По мнению административного органа, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
ООО "ЭкоСтройРесурс" апелляционную жалобу отклонило по основанием, изложенным в возражениях на жалобу.
Представитель общества в судебном заседании просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей административного органа, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
В судебном заседании в порядке ст.163 АПК РФ объявлялся перерыв с 18 ноября 2019 года до 25 ноября 2019 года до 09 час. 20 мин., после чего судебное заседание продолжено. Сведения о месте и времени судебного заседания были размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: WWW.11aas.arbitr.ru.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, заслушав представителя общества в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения общества к ответственности послужил выявленный административным органом по результатам проведенной (на основании обращения Коршуновой В.И.) проверки факт нарушения обществом пункта 1 статьи 16.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закона N 2300-1), выразившегося в необеспечении гражданину возможности оплаты товара путем наличных расчетов.
В частности указано, что общество не указало в платежном документе информацию о возможности наличных расчетов, а также не обеспечило выбор способа оплаты услуг.
По данному факту в отношении общества был составлен протокол об административном правонарушении от 04.04.2019 N 18-12/3, на основании которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ч.4 ст.14.8 КоАП РФ.
С учетом положений части 2 статьи 211 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно признал постановление о привлечении общества к административной ответственности незаконным и отменил.
Частью 4 статьи 14.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг).
Состав административного правонарушения включает в себя четыре обязательных элемента его характеристики: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона административного правонарушения. При этом отсутствие любого из образующих состав административного правонарушения элементов (объекта, объективной стороны, субъекта, субъективной стороны) влечет отсутствие самого состава административного правонарушения.
Объектом административных правонарушений, предусмотренных ст.14.8 КоАП РФ, являются общественные отношения в области защиты прав потребителей.
Объективная сторона правонарушения ч.4 ст.14.8 КоАП РФ состоит в неисполнении обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо в нарушении иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг).
Между тем, при вынесении постановления административный орган ограничился лишь констатацией выявленных нарушений, однако вопрос о вине общества в совершении вменяемого правонарушения не исследовался.
Федеральным законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) регулируются отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливаются права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяется механизм реализации этих прав.
Данный Закон дает определение потребителя, которым является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и исполнителя - организации независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, выполняющих работы или оказывающих услуги потребителям по возмездному договору.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.1 Закона N 2300-1 исполнитель обязан обеспечить возможность оплаты услуг путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.
На основании п. 3 ст. 37 того же Закона N 2300-1, оплата оказанных услуг (выполненных работ) производится посредством наличных или безналичных расчетов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, потребителю коммунальных услуг должно быть предоставлено право выбора способа оплаты оказанных услуг наличных или безналичных расчетов.
ООО "ЭкоСтройРесурс" по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2018 осуществляет деятельность в качестве Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Самарской области, что следует из содержания выписки из ЕГРЮЛ.
За оказываемые услуги ООО "ЭкоСтройРесурс" как региональный оператор выставляет потребителям услуг платежные документы (квитанции).
Пунктом 69 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) определены требования к содержанию информации, которая указывается в платежном документе.
Отражение в платежном документе, в том числе и на его оборотной стороне, иной,
не предусмотренной п. 69 Правил N 354 информации, является не обязательной для исполнителя коммунальных услуг.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы административного органа о том, что не указание в платежном документе информации о возможности наличных расчетов, образует состав административного правонарушения, поскольку на оборотной стороне платежного документа обществом размещена информация о порядке оплаты услуг по обращению с ТКО, с указанием способов и мест оплаты, что подтверждается представленной в материалы дела копией платежного документа.
Так, обеспечение возможности оплаты оказанных обществом услуг по обращению с ТКО путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя (в соответствии с требованиями ст. 16.1 Закона N 2300-1) организовано ООО "ЭкоСтройРесурс" путем заключения договора N 18-7.1.4.2/6039 от 28.12.2018 на оказание услуг по приему платежей физических лиц с ФГУП "Почта России" и соглашения с ПАО "Сбербанк России" N 54-6991-19-00001 от 10.01.2019, с указанием размера начисляемых финансовыми агентами комиссий за осуществление соответствующих денежных переводов.
Также в офисе общества по адресу: г. Самара, ул.Сердобская, 8 была размещена контрольно-кассовая техника Kl-Ф заводской N 001010001113.
Доводы административного органа о том, что общество не обеспечило возможность оплаты услуг без комиссии опровергаются представленными доказательствами.
В частности, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что внесение потребителем платежей через кассира-операциониста ФГУП "Почта России", устройства самообслуживания, банкоматы отделения ПАО "Сбербанк России", через приложение "Сбербанк онлайн" является ничем иным, как обеспечением возможности оплаты услуг путем наличных расчетов, а также путем использования национальных платежных инструментов по выбору потребителя без взимания комиссии.
Абзацем вторым пункта 63 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), предусмотрено, что плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Статьей 155 ЖК РФ предусмотрено внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги на основании платежных документов. При этом, юридическое лицо, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, вправе осуществлять расчеты с собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
В свою очередь, платежный агент, каковым в рассматриваемом случае является ПАО "Сбербанк России", при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение при осуществлении платежа только путем непосредственного обращения к кассиру-операционисту ПАО "Сбербанк России".
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приводились в суде первой инстанции, были исследованы и обоснованно отклонены.
Других доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 28 августа 2019 года по делу N А55-12951/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.А. Лихоманенко |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-12951/2019
Истец: ООО "ЭкоСтройРесурс"
Ответчик: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Тольятти