город Омск |
|
05 декабря 2019 г. |
Дело N А75-15062/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14437/2019) общества с ограниченной ответственностью "Новый город" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.09.2019 по делу N А75-15062/2019, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новый город" к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным и отмене предписания N 16-421/ЛК-2019 от 12.07.2019,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Новый город" (далее - заявитель, Общество, ООО "Новый город") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - заинтересованное лицо, Служба) об оспаривании предписания N 16-421/ЛК-2019 от 12.07.2019.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.09.2019 по делу N А75-15062/2019 в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Новый город" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что взимание платы за техническое и аварийное обслуживание газовой котельной с собственников помещений многоквартирного жилого дома производится на основании договора от 01.01.2019 N 01/ТО, заключенного Обществом со специализированной организацией - ООО "Строительная изоляция", которая осуществляет обслуживание газовой котельной.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
Многоквартирный жилой дом N 78 по ул. Сирина в г. Ханты-Мансийске введен в эксплуатацию в 2014 году. Управляющей организацией указанного многоквартирного дома является ООО "Новый город", осуществляющее деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами на основании лицензии от 24.04.2015 N 56.
В Службу 17.06.2019 поступило обращение собственника помещения (квартиры) N 135, расположенного в многоквартирном доме N 78 по ул. Сирина в г. Ханты-Мансийске, о неправомерности начислении платы за услугу по очистке кровли от снега, а также о неправомерности начисления платы за техническое обслуживание крышной котельной без решения собственников многоквартирного дома (л.д. 73-75).
На основании приказа Службы от 10.07.2019 N 16-416/ЛК-2019 в период с 11.07.209 по 12.07.2019 в отношении Общества проведена внеплановая выездная проверка по обращению от 17.06.2019 N 27-ОГ-1391 (л.д.76-77).
В ходе проверки установлено, что протоколом общего собрания собственников жилья от 01.06.2017, проведенного в форме очно-заочного голосования, утвержден размер платы за содержание жилого дома в размере 32 руб. за 1 кв. м (л.д. 79-82).
Плата за услугу "очистка кровли от снега" является частью утвержденного собственниками тарифа за содержание имущества многоквартирного дома.
Согласно Перечню обязательных работ и услуг по содержанию очистка кровли от снега входит в блок "Уборка земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома" и является частью услуги по вывозу и утилизации снежных масс. Данная плата не превышает установленный собственниками тариф (32 руб. за 1 кв. м ).
По информации представителя ООО "Новый город" данное разделение происходит в связи с техническими особенностями программы по отображению средств, направляемых на оплату услуг за содержание многоквартирного дома.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что собственникам помещений вышеуказанного многоквартирного дома управляющая организация производит начисление платы за техническое обслуживание крышной котельной в размере 7,63 руб. за 1 кв. м в месяц. Указанное начисления производятся в дополнение к сумме 32 руб. за 1 кв. м, что подтверждают выписки-истории из лицевого счетов абонентов (л.д. 85-88).
При этом данная услуга и условия начисления платы за нее не утверждены протоколом общего собрания собственников от 01.06.2017, предоставленного управляющей организацией на проверку.
Аналогичным образом протоколом от 22.10.2018 N 11 общего собрания собственников многоквартирного дома не были включено в плату за содержание жилого дома плата за техническое обслуживание крышной котельной.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 12.07.2019 N 16-421/ЛК-2019 (л.д. 97-101).
По результатам проверки Обществу выдано обязательное к исполнению предписание от 12.07.2019 N 16-421/ЛК-2019, которым на Общество возложена обязанность выполнить в срок до 05.08.2019 возврат сумм, начисленных за расчетный период с января по июль 2019 года за услугу "техническое обслуживание крышной котельной" всем абонентам многоквартирного дома N 78 по ул. Сирина в г. Ханты-Мансийске, как сформированную с нарушением требований части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) без утверждения предложенной стоимости работ общим собранием собственников помещений (л.д. 102-103).
Полагая, что предписание является незаконным, ООО "Новый город" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание обоснованно возлагает на ООО "Новый город" обязанность по устранению выявленного нарушения, поскольку Общество в нарушение части 7 статьи 156 ЖК РФ производит начисление платы за техническое обслуживание крышной котельной без решения собственников помещений в многоквартирном доме.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В силу части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Статьей 154 ЖК РФ предусмотрено, что в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плата за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
В соответствии с частями 1 и 7 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается не менее чем на год.
В соответствии с пунктом 31 Правил N 491 при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, следовательно, основным способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) на законодательном уровне определен только способ в виде волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме посредством принятия решения об этом на общем собрании.
Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в пунктах 16, 17, 18 постановления от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (часть 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из смысла и содержания названных правовых норм, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме устанавливается только на общем собрании собственников.
Установление размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме иным способом (в одностороннем порядке управляющей организацией) противоречит требованиям жилищного законодательства.
Согласно подпункту "а" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества включается в том числе обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
В соответствии с подпунктом "з" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 Правил N 491, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Службой в материалы дела представлено положительное заключение негосударственной экспертизы от 21.11.2013 N 2-1-1-0252-13, согласно которому многоквартирный дом оборудован газовой котельной мощностью 1,5 мВТ (л.д. 89-91).
При этом в силу вышеприведенных норм ЖК РФ фиксированная плата за оказание услуг по техническому обслуживанию крышной газовой котельной должна быть установлена общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
В рассматриваемом случае такого решения собственники помещений не принимали, общее собрание собственником помещений многоквартирного дома с включением в повестку дня указанного вопроса не проводилось.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации управляющая организация неправомерно производит расчет за услуги по техническому обслуживанию крышной газовой котельной многоквартирного дома, так как общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме должна быть утверждена фиксированная цена за упомянутые услуги.
Таким образом, Служба правомерно усмотрела основания для выдачи Обществу оспариваемого предписания об обязании произвести возврат сумм, начисленных за расчетный период с января по июль 2019 года, за услугу "техническое обслуживании крышной котельной" всем абонентам многоквартирного дома N 78 по ул. Сирина в г. Ханты-Мансийске.
Доводы заявителя о том, что правовым основанием для взимания указанной платы является договор N 01/ТО от 01.01.2019, заключенный Обществом со специализированной организацией - ООО "Строительная изоляция" на техническое и аварийное обслуживание крышной газовой котельной, правомерно отклонены судом первой инстанции как противоречащие требованиям части 7 статьи 156 ЖК РФ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанций обоснованно отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования, поскольку оспариваемое предписание соответствует жилищному законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Иное толкование подателем апелляционной жалобы действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ООО "Новый город".
В соответствии с пунктами 3 и 12 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 3000 руб. для юридических лиц, при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанного размера и составляет 1500 рублей для юридических лиц.
В связи с изложенным излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 руб. подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.09.2019 по делу N А75-15062/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Новый город" из федерального бюджета излишне уплаченную по чеку операции Сбербанк онлайн от 16.10.2019 N 154242 государственную пошлину 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-15062/2019
Истец: ООО "НОВЫЙ ГОРОД"
Ответчик: Служба жилищного и строительного надзора по ХМАО-Югре, Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры