г. Москва |
|
03 декабря 2019 г. |
Дело N А40-210562/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ПАО "Северный порт"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.09.2019 г. по делу N А40-210562/19,
принятое судьей О.В. Сизовой,
по заявлению Заместителя Северного транспортного прокурора Межрегиональной транспортной прокуратуры
к ПАО "Северный порт"
о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя: |
Родькина С.И. по доверенности от 03.12.2019; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Северная транспортная прокурора Межрегиональной транспортной прокуратуры (далее - Заявитель, Прокуратура, Административный орган) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении публичного акционерного общества "Северный порт" (далее - Ответчик, ПАО "Северный порт", Общество) к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, на основании протокола об административном правонарушении от 30.07.2019 г.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.09.2017 г. ПАО "Северный порт" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
ПАО "Северный порт" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Ответчика при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции нарушены нормы материального права, неправильно оценены фактические обстоятельствам дела.
Представитель Прокуратуры в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
ПАО "Северный порт", надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направило, заявлений и ходатайств суду не представило.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя Заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с нормами действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Судом первой инстанции установлено, что Северной транспортной прокуратурой совместно с представителями Центрального управления государственного речного надзора 30.07.2019 г. в период времени с 09 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин. в ПАО "Северный порт" по адресу: Ленинградское шоссе, д. 57, г. Москва проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения в области безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений.
ПАО "Северный порт", является арендатором портовых гидротехнических сооружений согласно Договора от 05.07.2011 г. N Д-30/774 аренды федерального недвижимого имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, заключенный в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", сроком действия до 01.06.2021 г. согласно дополнительного соглашения к настоящему договору от 05.07.2011 г. NДЗ0/775.
Арендодателем является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве. Согласно Приложению 1 указанного договора в аренду ПАО "Северный порт" переданы следующие объекты:
1) Причальная стенка ЦГР, 1937 год ввода з эксплуатацию, характеристики - ж/б ростверк, h (высотой) = 7,11 м., протяженностью 738 метров;
2) Причальная стенка фекального причала, 1937 год ввода в эксплуатацию, характеристики - группа бетонных бычков, протяженностью 102,5 метров;
3) Причальная стенка 1 грузового причала, 1972 год ввода в эксплуатацию, характеристики - одноанкерный больверк из стального шпунта Ларсен - IY, h (высотой) = 7,2 м., протяженностью 458 метров. Указанные объекты являются собственностью Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1.1, 3.2.6, 3.2.7, 3.2.9 договора объекты передаются для использования по их функциональному назначению для организации и швартовки лов, с целью выполнения погрузочно-разгрузочных работ и операций комплексному обслуживанию флота; арендатор обязуется соблюдать арендуемых объектах требования органов пожарного и санитарно-эпидемиологического надзора, нормативные правовые акты, регулирующие рядок осуществления соответствующего вида деятельности арендатора арендуемых объектах и правила содержания таких объектов; обеспечивать сохранность и поддержание в надлежащем техническом, санитарном противопожарном состоянии; осуществлять текущий ремонт арендуемых объектов за свой счет с предварительным письменным уведомлением арендодателя.
По итогам проверки Прокуратурой составлен протокол об административном правонарушении от 30.07.2019 г.
Привлекая Общество к административной ответственности, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" далее - Закон N 117-ФЗ) эксплуатирующая организация - это государственное и муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение.
Понятие эксплуатирующей организации, закрепленное в статьей 3 Закона 117-ФЗ, предусматривает фактическое владение,использование эксплуатацию гидротехнического сооружения в целях обеспечения его безопасности.
Исходя из положений договора от 05.07.2011 г. N Д-30/774 аренды федерального недвижимого имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, заключенный в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ ПАО "Северный порт" является эксплуатирующей организацией.
В соответствии со статьей 9 Закона N 117-ФЗ, собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических: сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль, текущий ремонт; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения случае его несоответствия обязательным требованиям.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации).
В соответствии с пунктом 457 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 г. N 623 (далее - Технический регламент), в целях обеспечения безопасной швартовки судна и сохранности причала должны выполняться следующие требования:
- швартовные и отбойные устройства причального сооружения должны находиться в исправном техническом состояния на всем протяжении причалов и соответствовать по своим характеристикам судам, швартующимся к причалам;
- швартовка судна за отбойные устройства, а также за какие-либо части сооружения, не предназначенные специально для швартовки, запрещается.
Согласно пункту 458 Технического регламента с целью обеспечения безопасности эксплуатации причалов и причальных сооружений устанавливаются следующие требования: на каждом причальном сооружении должна быть отчетливо обозначена прикордонная полоса, нагрузка на которую с разбивкой на зоны с различной допускаемой интенсивностью нагрузки ограничивается проектом или - техническим паспортом сооружения.
Пунктом 450 Технического регламента установлено, что режим эксплуатации причала и причального сооружения должен соответствовать их назначению, проектным характеристикам и (или) фактическому техническому состоянию. При ухудшении технического состояния причала и причального сооружения (затрудняющие эксплуатацию объекта регулирования физический износ, повреждения, деформации несущих конструкций) для обеспечения опасной эксплуатации режим эксплуатации причала и причального сооружения должен быть изменен. Изменение режима эксплуатации причала и причального сооружения осуществляет аккредитованная испытательная лаборатория (центр) после проведения их обследования. Сведения об изменении режима эксплуатации объекта регулирования помещаются в технический паспорт чала и причального сооружения.
В соответствии с пунктом 493 Технического регламента с целью обеспечения безопасности гидротехнические сооружения порта должны подвергаться техническому контролю, осуществляемому не реже одного раза в 5 лет.
Как следует из материалов дела, ходе проведения проверки 30.07.2019 г. в период времени с 09 час 00 мин. 14 час. 00 мин. установлено, что ПАО "Северный порт" при эксплуатации портовых гидротехнических сооружений:
1. Причал Причальная стенка центрального грузового района (служебный причал N 0, причалы N 1-6), 1937 года постройки (инв. N2200)";
2. Причал "Причальная стенка 1-го грузового района (причалы N 7-10), 1972 года постройки инв. N2214)";
3. Причал "Причальная стенка фекального причала, 1937 года стройки (инв. N 2208)" расположенные по адресу: 125195, г. Москва, Ленинградское шоссе, д. 57, допустил следующие нарушения:
- в нарушение пункта 457 Технического регламента на причалах N 2, N 3, N 4, 5, N 6, N 7, N 8, N 9, N 10, а также на причальной стенке фекального причала отсутствуют отбойные устройства, швартовные тумбы находятся в разрушенном состоянии на причалах N 0, N 4, N 6, часть швартовных устройств на причалах начальной стенке фекального причала отсутствует;
- в нарушение пункта 457 Технического регламента ПАО "Северный порт" попустил швартовку судна "Речной-89" идентификационный номер МО 1-324 ( принадлежит ПАО "Северный порт" согласно свидетельству о праве собственности на судно от 03.12.2001 г. РТ-П N 003890) к подкрановым путям на причале N 2;
- в нарушение пункта 458 Технического регламента на каждом обследуемом причале отсутствует обозначение прикордонной полосы;
- в нарушение пункта 450 Технического регламента на причалах ПАО "Северный порт" обнаружен значительный физический износ, повреждения и деформации причальных стенок, а именно разрушение и коррозийный износ металлоконструкций причалов N 0, N 1, N 2, N 3, N 4, N 5, N 6, N 7, N 8, 9, N 10, а также на причальной стенке фекального причала, разрушение прикордонного бруса, что значительно затрудняет работу указанных гидротехнических сооружений и ошвартованных судов (может повлечь, обрыв швартовных канатов);
- в нарушение пункта 450 Технического регламента на территории причала N 0установлено капитальное заграждение между пассажирским причалом N 0 и N 1 не предусмотренное проектом и паспортом причала N 0, что не ответствует проекту, а также паспорту причала;
- в нарушение пункта 493 Технического регламента ПАО "Северный порт" не осуществляется технический контроль за гидротехническими сооружениями с целью проверки соответствия установленным техническим требованиям и (или) проектным параметрам режимов работы гидротехнических сооружений.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом, при составлении протокола об административном правонарушении процессуальные нормы КоАП РФ Заявителем были соблюдены, поскольку оно вынесено с соблюдением требований ст. 28.1, 28.4, 28.2 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с положениями статьи 4.5 КоАП РФ, принимая во внимание разъяснения, данные в пункте 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении КоАП РФ", установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности за совершение данного административного правонарушения не нарушен.
Доводы Ответчика по настоящему делу правильно отклонены судом первой инстанции, так как являются безосновательными и направлены на необоснованное уклонение от административной ответственности за установленное административным органом правонарушение.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Общество совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Суд первой инстанции, с учетом правил, определенных статьей 4.1 КоАП РФ, назначил ПАО "Северный порт" административное наказание в минимальном размере санкции, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ч.41 ст.206 ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.09.2019 по делу N А40-210562/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-210562/2019
Истец: МОСКОВСКАЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПРОКУРАТУРА
Ответчик: ПАО "СЕВЕРНЫЙ ПОРТ"