г. Красноярск |
|
05 декабря 2019 г. |
Дело N А74-9450/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "04" декабря 2019года.
Полный текст постановления изготовлен "05"декабря 2019года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бабенко А.Н.,
судей: Иванцовой О.А., Юдина Д.В.
при ведении протокола судебного заседания Маланчик Д.Г.
в отсутствии лиц, участвующих в деле
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Клименкова Олега Васильевича на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "14" октября 2019 года по делу N А74-9450/2019,
установил:
Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Саяногорску (далее - ОМВД России по городу Саяногорску) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Клименкова Олега Вячеславовича (далее - предприниматель) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 14.10.2019 заявление удовлетворено. Предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде наложения административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Не согласившись с данным решением, предприниматель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить. В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе и дополнениях к ней, ссылается на то, что суд первой инстанции не дал правовую оценку доводам предпринимателя о том, что оказываемая им услуга не является медицинской, таким образом, получение лицензии не требуется.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.10.2019 апелляционная жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 04.12.2019.
В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы от 30.10.2019 подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://.kad.arbitr.ru/) 31.10.2019.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Клименков Олег Вячеславович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия 17 декабря 2018 года.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей основным видом деятельности Клименкова О.В. является предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты (код по ОКВЭД - 96.02).
01 июля 2019 года в адрес ОМВД России по городу Саяногорску поступило обращение Косметологической лазерной ассоциации от 14 мая 2019 года N 1234, содержащее сведения о том, что студия лазерной эпиляции "Laser Love", расположенная по адресу: г. Саяногорск, мкр. Центральный, д. 1, 55Н, занимается оказанием платных медицинских услуг с нарушением законодательства Российской Федерации - отсутствует лицензия на осуществление медицинской деятельности; на медицинские изделия (лазерные аппараты), которые используются в процессе оказания медицинских услуг, отсутствуют регистрационные удостоверения; медицинские услуги оказываются сотрудниками, не имеющими, предусмотренными законодательством Российской Федерации, образования и стажа работы.
23 июля 2019 года оперуполномоченным ОЭБиПК ОМВД России по городу Саяногорску в присутствии мастера эпиляции произведён осмотр студии лазерной эпиляции "Laser Love", расположенной по адресу: г. Саяногорск, мкр. Центральный, д. 1, 55Н, в ходе которого установлено, что оказание услуг по лазерной эпиляции производится на аппарате DF Laser Hybrid SL-01. Работающие в студии мастера лазерной эпиляции пояснили, что вышеназванный аппарат является косметологическим оборудованием, не медицинского, а бытового назначения, о чём свидетельствует сертификат соответствия, который расположен в уголке потребителя (протоколы опроса от 23 июля 2019 года).
23 июля 2019 года ОМВД России по городу Саяногорску направлен запрос индивидуальному предпринимателю Клименкову О.В. о предоставлении информации о финансово-хозяйственной деятельности студии гладкости "Laser Love".
Индивидуальный предприниматель Клименков О.В. был опрошен 24 июля 2019 года оперуполномоченным ОЭБиПК ОМВД России по городу Саяногорску. Предприниматель пояснил, что основным видом его деятельности является оказание услуг по косметическому уходу за волосами. Вышеназванные услуги оказываются в студии "Laser Love", расположенной по адресу: г. Саяногорск, мкр. Центральный, д. 1, 55Н, с использованием оборудования DF Laser Hybrid SL-01. Предприниматель полагает, что данная деятельность не является медицинской. Оборудование, используемое для оказания услуги, не является медицинским изделием, что подтверждается имеющимся сертификатом соответствия.
Предпринимателем представлен сертификат соответствия N РОСС.СN.НА 34.Н10234 на оборудование косметическое не бытовое, не медицинского назначения, напряжение питания 220В, маркировка DF Laser Hybrid, Торговая марка "DF Laser Hybrid", модель SL-01.Серийный выпуск и заключение эксперта N 01-06/2019 от 18 июня 2019, согласно которому вышеназванное оборудование не является медицинским, а может использоваться только в салонах красоты для проведения не медицинских косметических процедур - эпиляции.
По результатам доследственной проверки по факту оказания платных медицинских услуг без лицензии и без соответствующей регистрации оборудования студией "Laser Love", расположенной по адресу: г. Саяногорск, мкр. Центральный, д. 1, 55Н, оперуполномоченным по ОВД УЭБиПК МВД по Республике Хакасия 07 августа 2019 года вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
14 августа 2019 года инспектором ГИАЗ ОМВД России по г. Саяногорску в отношении индивидуального предпринимателя Клименкова О.В. в его присутствии составлен протокол об административном правонарушении 19 РХ N 115460, в котором зафиксировано нарушение, выразившееся в оказании платных медицинских услуг без лицензии и без соответствующей регистрации оборудования, предназначенного для эпиляции. Указанное нарушение квалифицировано административным органом по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Постановлением от 14 августа 2019 года лазерное оборудование DF Laser Hybrid SL-01 приобщено в качестве вещественного доказательства к делу об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении и приложения к нему, направлены в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Протокол об административном правонарушении составлен надлежащим должностным лицом - инспектором ГИАЗ ОМВД России по городу Саяногорску.
Содержание протокола об административном правонарушении соответствует положениям статьи 28.2 КоАП РФ.
Процедура проведения проверки проверена судом апелляционной инстанции и признана не нарушенной, предпринимателем не оспаривается, права лица, привлекаемого к административной ответственности, соблюдены.
Из материалов дела усматривается, что предпринимателем оказывались услуги по удалению волос с использованием лазерного оборудования DF Laser Hybrid (Торговая марка "DF Laser Hybrid", модель SL-01.Серийный выпуск).
Согласно части 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое кодексом и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Объективная сторона указанного правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если таковые для данного вида деятельности обязательны.
Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, содержится в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности.
В силу подпункта 46 пункта 1 статьи 12 данного Закона обязательного наличия лицензии требует осуществление деятельности по оказанию медицинских услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности, согласно приложению к которому, в Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности входит и косметология.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" в перечень медицинских услуг, представляющих собой определенные виды медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение, входит такая медицинская услуга, как проведение эпиляции (код А 14.01.013).
Таким образом, принимая во внимание положение вышеназванных нормативных актов, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что услуги по "лазерной эпиляции" относятся к медицинским услугам, подлежащим лицензированию.
Ссылка заявителя жалобы на "ГОСТ Р 55321-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги населению. СПА-услуги. Общие требования" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 29.11.2012 N 1605-ст) была обосновано отклонена судом первой инстанции, поскольку указанный ГОСТ носит рекомендательный характер и применяется на территории РФ в добровольном порядке, однако медицинская услуга должна осуществляться в строгом соответствии с закрепленным в федеральном законе критерием.
Довод заявителя жалобы об отсутствии в его действиях события административного правонарушения, обоснованный осуществлением СПА-услуг по уходу за кожей лица и телом, а не медицинских услуг, подлежит отклонению, как противоречащий Закону N 99-ФЗ, Положению о лицензировании медицинской деятельности и Номенклатуре медицинских услуг N 804н.
Утверждение заявителя жалобы о том, что для квалификации медицинской услуги в качестве таковой необходимо исходить из цели, преследуемой потребителем, ошибочен и не следует из приведенных положений действующего законодательства.
Указание заявителя жалобы на отсутствие в материалах дела доказательств оказания именно медицинских услуг в рамках, в том числе путем медицинского вмешательства, подлежит отклонению, как основанное на неверном толковании норм права и не согласующееся с фактическими обстоятельствами дела.
Что касается доводов апелляционной жалобы об использовании при оказании спорных услуг оборудования, которое не является медицинским, что также, по мнению предпринимателя, подтверждает отсутствие в его действиях события вменяемого административного правонарушения, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Закона N 323-ФЗ медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Из материалов дела усматривается, что предпринимателем оказывались услуги по удалению волос с использованием лазерного оборудования DF Laser Hybrid (Торговая марка "DF Laser Hybrid", модель SL-01.Серийный выпуск).
Согласно представленному предпринимателем экспертному заключению от 18 июня 2019 года N 01-06/2019 работа прибора осуществляется на основании технологии "Super Hair Removal" в сочетании с технологией "In Motion", оказывая влияние на стволовые клетки, которые производят новые волосы; технология позволяет проникать глубоко в фолликулы, которые осуществляют рост волос.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для вывода о том, что предпринимателем оказываются косметологические услуги, не оказывающие воздействия на организм человека.
Ссылка заявителя жалобы на имеющийся в материалах дела сертификат соответствия названных выводов не отменяет, поскольку наличие такого документа не освобождает предпринимателя от соблюдения установленного порядка лицензирования медицинской деятельности.
Более того, содержание указанного сертификата не опровергает оказание предпринимателем услуг по аппаратной эпиляции с помощью лазерного аппарата, относящейся к медицинским услугам и предполагающей наличие у исполнителя специального разрешения (лицензии) в силу пункта 46 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ.
Таким образом, следует признать, что материалами дела подтверждено осуществление Клименковым О.В. медицинской деятельности в виде оказания населению услуг по лазерной эпиляции, для которой необходимо наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности, в связи с чем, является доказанным, что в действиях предпринимателя наличествует объективная сторона вменяемого правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном упомянутым Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
По смыслу частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ отсутствие вины юридического лица при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил по причинам, не зависящим от юридического лица.
В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
С учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Материалами дела не подтвержден факт принятия предпринимателем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений.
Обстоятельств, препятствующих предпринимателю получению лицензии на оказание медицинской услуги по лазерной эпиляции, судами не установлено. Доказательств, свидетельствующих, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, предпринимателем не представлено.
Следовательно, вина предпринимателя подтверждена материалами дела.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Правонарушение, вменяемое предпринимателю, является по своему составу формальным и угроза охраняемым общественным отношениям от данного правонарушения заключается не в наступлении определенных вредных последствий, а в пренебрежительном отношении предпринимателя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
С учетом изложенного, исходя из характера вменяемого предпринимателю правонарушения и обстоятельств его совершения, у суда первой инстанции обосновано отсутствовали основания для квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного и освобождения предпринимателя от административной ответственности.
Оснований для замены административного штрафа на предупреждение (статья 4.1.1 КоАП РФ) у суда первой инстанции также обосновано не имелось.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 3.5 статьи 4.1 КоАП РФ также предусмотрено, что административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Поскольку в рассматриваемом случае имеется угроза причинения вреда жизни и здоровью людей административное наказание в виде предупреждения не может быть применено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьёй 4.5 КоАП РФ, не истёк.
В соответствии с положениями части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитывается характер совершённого административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судами не установлено. В протоколе об административном правонарушении указано, что ранее предприниматель к административной ответственности не привлекался.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обосновано посчитал возможным применить минимальную меру наказания в виде штрафа в размере 4 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции полагает, что данная мера наказания в рассматриваемом случае соответствует допущенному нарушению. Назначенное административное наказание в данной ситуации согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
В данном случае судебные расходы по уплате государственной пошлины не подлежат распределению, поскольку по делам о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не взимается, в том числе, при рассмотрении дела в вышестоящей судебной инстанции.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "14" октября 2019 года по делу N А74-9450/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-9450/2019
Истец: ОТДЕЛ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ГОРОДУ САЯНОГОРСКУ
Ответчик: Клименков Олег Вячеславович