г. Владимир |
|
05 декабря 2019 г. |
Дело N А43-29362/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 декабря 2019 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27 сентября 2019 года по делу N А43-29362/2019, по заявлению открытого акционерного общества "Арзамасспирт" (ОГРН 1025201335411, ИНН 5202000845) о признании незаконным и отмене постановления межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу от 18.06.2019 N06-12/148/2019 о назначении административного наказания.
при участии:
от заявителя открытого акционерного общества "Арзамасспирт"- Птушаненко Е.Н. по доверенности от 01.07.2019 сроком действия 1 год,
от заинтересованного лица - не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось открытое акционерное общество "Арзамасспирт" (далее - заявитель, Общество) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (далее - административный орган, Росалкогольрегулирование) от 18.06.2019 N 06-12/148/2019 о назначении административного наказания.
Решением от 27 сентября 2019 года по делу N А43-29362/2019 Арбитражный суд суда Нижегородской области удовлетворил заявленное требование и отменил постановление межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу от 18.06.2019 N06- 12/148/2019 о назначении административного наказания.
Не согласившись с принятым судебным актом, Росалкогольрегулирование обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27 сентября 2019 года по делу N А43-29362/2019 отменить, вынести по делу новый судебный акт, которым оставить в силе постановление N 06-12/148/2019 от 18.06.2019 о привлечении ОАО "Арзамасспирт" к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.19 КоАП РФ.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неверного применения судом первой инстанции норм материального права, поскольку судом неверно сделан вывод о том, что фиксация данных в ЕГАИС не зависит от программно - аппаратных средств организации. Суд, соглашаясь с доводами заинтересованной организации, обеспечивающей деятельность ОАО "Арзамасспирт", необоснованно и беспредметно указал в решении несогласие с выводами административного органа о производстве без учёта автоматическими средствами. Указанные расхождения происходили во временной промежуток с 24.06.2018 по 06,12.2018 г.. Причинами 17 фактов расхождений, согласно актам технического сопровождения ИС "Бакус-ЛР", были зависящие от организации обстоятельства, из которых в 10 случаях - остаточные явления протока жидкости после перевода работы системы в режим "Остановка" после режима "Производства", а также колебания остатков продукции в условиях неустойчивого температурного режима окружающей среды, в 6 случаях - наличие у расходометров метрологической характеристики - "Стабильность нуля", которая является официальным показателем, нормируемым производителем оборудования. Приращение не выходит за нормативные показатели расходометра, в 1 случае - частичное разрушение базы данных системы из-за сбоев в работе жесткого диска "Бакус-ЛР". Таким образом, общество, зная о существующих нарушениях при работе отпускного отделения, в течение 6 месяцев работы, имея идентичные возможные причины указанных расхождений, не смогло установить конкретную причину сбоев в работе при фактической остановке работы АСИиУ, что привело к вышеуказанным правонарушениям. Согласно сведениям ЕГАИС (Отчету об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) ОАО "Арзамасспирт" была зафиксирована поставка продукции по ТТН с номером 237 и датой 13.12.2018, а не 08.12.2018., таким образом, ОАО "Арзамасспирт" была искажена информация в части неверной фиксации даты ТТН. вместе с этим по данной накладной были нарушены сроки фиксации, произошедшей 18.12.2018. Обществом даны пояснения, исходя из которых был создан и зафиксирован дубликат накладной N 237. Согласно п. 24 "Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" - при выявлении факта внесения в единую информационную систему недостоверной и (или) искаженной информации организация, сельскохозяйственный товаропроизводитель или индивидуальный предприниматель с использованием программно-аппаратных средств направляют в единую информационную систему заявку о фиксации с уточненными данными. Данный пункт Правил исключает возможность повторной фиксации одной и той же накладной в системе ЕГАИС, обозначает конкретные действия общества при внесении заведомо искаженных данных. Общество, являясь профессиональным участником алкогольного рынка, зная обязанность соблюдения указанных Правил, не воспользовалось данным правом, что привело к нарушению срока фиксации накладной. Доводы суда, относительно накладной N 157 от 20.08.2018 противоречат действующим фактам. Так, обстоятельство о перегруженности транспортной службы РАР опровергается ответом Службы о том, что все узлы ЕГАИС функционируют в штатном режиме (ответ был дан 21.08.2019).
Заявитель представил отзыв, в котором просит оставить решение без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывает, что суд первой инстанции всесторонне и объективно рассмотрел дело и принял законное решение, которым признал незаконным и отменил полностью постановление.
Представители ответчика в судебное заседание не явились, суд располагает сведениями об их надлежащем извещении о дате, времени и месте судебного заседания в порядке ст. 123 АПК РФ, в том числе путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся представителей ответчика.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве, считает решение суда законным и обоснованным, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность принятого судебного акта, правильность применения судом норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-261, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Как следует из материалов дела, в результате проведения внеплановой выездной проверки в отношении ОАО "Арзамасспирт" на основании приказа Росалкогольрегулирования от 30.01.2019 N 96, по согласованию с прокуратурой Нижегородской области (решение прокуратуры от 30.01.2019 N 7-68/68-2019), в связи с выявленными нарушениями, отраженными в мотивированном представлении от 25.01.2019 N сз4-85/08-12 по результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности Общества, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) и в декларациях об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, представленных Обществом за период с 01.01.2018 по 31.12.2018, установлено, что ОАО "Арзамасспирт" во 2, 3 и 4 квартале 2018 года по месту осуществления деятельности: Нижегородская область, Арзамасский район, п. Ломовка, ул. Советская, д. 38, 38/13 территория "спиртзавода", 38/4А, 38/2 Б, 38/4Б, 38/3, 38/7, 38/6, 38/2А, 38/5, 38/10, 38/1; ул. Микрорайон, строен. N 5; ул. Заводская, д. 27А, нарушило:
1. Статьи 14, 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N171-ФЗ), п. 13 "Правил учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции", утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.06.2006 N 380, Обществом не зафиксирована в установленном порядке в ЕГАИС информация об объемах производства: - спирта этилового ректифиованного из пищевого сырья (код вида продукции - 020), в объеме 1874,42 дал в 2 квартале 2018 года; - спирта этилового ректифиованного из пищевого сырья (код вида продукции - 020), в объеме 32421,7 дал в 3 квартале 2018 года; - фракции головной этилового спирта (код продукции - 090 в объеме 126,28 дал в 3 квартале 2018 года.
2. Статьи 8, 14, пункт 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ, положения пункта 5 "Требований к автоматическим средствам измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2006 N 396, пункты 6, 7 "Требований к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 650, в части производства и оборота этилового спирта без учета автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, а также без технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС, в соответствии с требованиями статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ.
3. Статьи 8, 14, пункт 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ, положения пункта 21 Правил функционирования ЕГАИС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459, пункт 5.3.1 приложения N 5 к приказу N 149, в части производства и (или) оборота этилового спирта, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС в установленном порядке (фиксация осуществлена с нарушением сроков фиксации суточных файлов АСИиУ о производстве и обороте этилового спирта).
4. Статьи 8, 14, пункт 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ, положения пункта 21 Правил функционирования ЕГАИС утвержденных, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459, пункт 5.1.1 приложения N 5 к Приказу N 149 в части производства и (или) оборота этилового спирта, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС в установленном порядке (фиксация осуществлена с нарушением сроков фиксации суточных файлов АСИиУ об обороте этилового спирта).
Результаты проверки отражены в Акте проверки от 27.03.2019 N У4-а240/06-14.
15 мая 2019 в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении N 06-12/148/2019 по ст.14.19 КоАП РФ.
О месте и времени составления протокола об административном правонарушении законный представитель Общества был извещен извещением от 23.04.2019.
Усмотрев в действиях заявителя состав административного правонарушения, предусмотренного ст.14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель руководителя административного органа 18.06.2019 вынес постановление N 06-12/148/2019 о назначении к административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
О месте и времени рассмотрения административного дела законный представитель Общества был извещен определением от 28.05.2019.
Не согласившись с названным постановлением и считая его незаконным и необоснованным, ОАО "Арзамасспирт" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением.
В обоснование заявленных требований Общество указывало на то, что в рассматриваемой ситуации вина заявителя отсутствовала. В ходе проведения проверочных мероприятий Обществом предоставлялись объяснения, которые не были приняты во внимание административным органом.
Признавая оспариваемое постановление незаконным, суд первой инстанции пришел к выводу, что в оспариваемом Постановлении отмечается 4 эпизода нарушения, 3 из которых связаны с нарушением передачи информации в систему ЕГАИС, что повлекло расхождение данных об объемах произведенного этилового спирта с декларациями о его производстве. В имеющих место расхождениях по передаче данных суд не усматривает вины Общества, что исключает и применение к нему административного наказания. В данном случае, Обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по статье 14.19 КоАП РФ. Поэтому, в данном случае вина Общества в совершении вменяемого административного правонарушения не может быть признана установленной административным органом.
Апелляционная инстанция не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии со ст. 14.19 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
Правовые основы регулирования деятельности по обеспечению государственного учета и отчетности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 N 380 "Об учете объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учете использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции" утверждены Правила учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции (далее - Правила N 380).
В соответствии с пунктом 11 Правил учета объемов производства значения показателей, используемые для учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должны фиксироваться в журнале учета объема производства и оборота, за исключением розничной продажи и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, форма которого утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 17.08.2006 N ММ-3-07/534@.
Пункт 13 Правил устанавливает, что информация, зафиксированная в журналах, указанных в пункте 11 Правил, используется организациями, осуществляющими производство и оборот продукции, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков, при заполнении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.
В силу п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Порядок функционирования ЕГАИС определен Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Правила, Постановление N 1459).
Согласно пункту 21 Правил, направление информации об объеме производства и (или) оборота продукции в единую информационную систему осуществляется организацией, с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем представления заявки о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Таким образом, у общества имеется обязанность фиксации в декларации данных об объемах продукции в соответствии с данными ЕГАИС.
Как установлено административным органом, Обществом не зафиксирована в установленном порядке в ЕГАИС информация об объемах производства: - спирта этилового ректифиованного из пищевого сырья (код вида продукции - 020), в объеме 1874,42 дал в 2 квартале 2018 года; - спирта этилового ректифиованного из пищевого сырья (код вида продукции - 020), в объеме 32421,7 дал в 3 квартале 2018 года; - фракции головной этилового спирта (код продукции - 090) в объеме 126,28 дал в 3 квартале 2018 года.
Доводы заявителя о том, что ОАО "Арзамасспирт" не является лицом, ответственным за успешность переданных и зафиксированных данных в ЕГАИС судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку Общество, имея доступ к сервису ФС РАР, было осведомлено об отсутствии информации по успешной обработке данных о производстве продукции в объеме 1874,42, но не предприняло необходимых мер по надлежащей передаче данной информации, халатно отнеслось к выполнению своих обязанностей, ввиду чего, до обнаружения указанных недостатков не предприняло никаких действий по контролю за передачей таких данных.
Кроме того, административным органом при проведении анализа установлено нарушение порядка учета этилового спирта за 3 квартал 2018 года, а именно:
* расхождение данных о производстве спирта этилового ректифиованного из пищевого сырья (код вида продукции - 020), отраженных в первичных учетных документах (акты о выработке спирта и спиртовых продуктов и передаче их в спиртохранилище по форме П-18), с данными, зафиксированными в ЕГАИС "Отчет по данными АСИиУ" гр. 11 "Объем готовой продукции (дал)", в объеме 32421,7 дал;
* расхождение данных о производстве фракции головной этилового спирта (код продукции - 090), отраженных в первичных учетных документах (акты о выработке спирта и спиртовых продуктов и передаче их в спиртохранилище по форме П-18), с данными, зафиксированными в ЕГАИС "Отчет по данными АСИиУ" гр. 11 "Объем готовой продукции (дал)", в объеме 126,28 дал.
Согласно сведениям Журнала учета объемов производства, представленного ОАО "Арзамасспирт" в ходе проведения проверки, Обществом действительно осуществлялось производство продукции 22.08.2018 - 04.09.2018, однако согласно отчету о производстве продукции по данным АСИиУ, за указанные даты информация о производстве продукции отсутствует.
Доводы ОАО "Арзамасспирт" о невозможности организации влиять на реализацию данной функции, поскольку её выполнением занимается ФС РАР, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку фиксация данных - прямая обязанность организаций, функцией системы ЕГАИС является приём и обработка данных, поступивших от организаций, а не передача таких данных.
Ссылка ОАО "Арзамасспирт" на отсутствие вины в совершенном правонарушении не может быть оценена судом, как основание для освобождения лица от ответственности, поскольку согласно п. 21 Правил функционирования ЕГАИС - направление информации об объеме производства и (или) оборота продукции в единую информационную систему осуществляется организациями.
Тем самым, фактически не предоставив в систему названную информацию, Общество несёт полную ответственность за указанное правонарушение.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что административным органом доказаны нарушения со стороны ОАО "Арзамасспирт" статей 14, 26 Федерального закона N 171-ФЗ, п. 13 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.06.2006 N 380, положений пункта 21 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства российской Федерации от 29.12.2015 N 1459, пункта 5.3.1 приложения N 5 к приказу Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149, выразившихся в осуществлении производства и (или) оборота этилового спирта, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС в установленном порядке, а именно спирта этилового ректификованного из пищевого сырья (код вида продукции -020), в объеме 1874,42 дал во 2 квартале 2018 года; спирта этилового ректификованного из пищевого сырья (код вида продукции - 020), в объеме 32421,7 дал в 3 квартале 2018 года; фракции головной этилового спирта (код вида продукции - 090 в объеме 126,28 дал в 3 квартале 2018 года, вина общества в выявленных нарушениях подтверждена материалами дела.
Согласно статьи 8 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением оборудования, поименованного в данном пункте, должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции. Требования к автоматическим средствам измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, техническим средствам фиксации и передачи указанной выше информации в единую государственную автоматизированную систему и порядок функционирования единой государственной автоматизированной системы определяется Правительством РФ.
В развитие положений статьи 8 Закона N 171-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 N 650 утверждены Требования к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Требования N 650).
Согласно пункту 1 Требований N 650 технические средства фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в ЕГАИС включают в себя:
а) программные средства единой информационной системы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка;
б) программно-аппаратные средства организаций, осуществляющих производство и (или) оборот алкогольной продукции.
Согласно пункту 2 Требований к АСИиУ автоматические средства измерения, указанные в подпункте "а" пункта 1 Требований к АСИиУ, должны обеспечивать измерение и учет следующих показателей: а) объем готовой продукции в декалитрах; б) объем безводного (100-процентного) спирта в готовой продукции в декалитрах; в) количество готовой продукции, разлитой в потребительскую тару; г) концентрация безводного спирта в готовой продукции в процентах.
Согласно пунктам 6, 7 Требований N 650, комплекс технических устройств, используемых организациями, осуществляющими производство алкогольной продукции, маркируемой федеральными специальными марками, должен обеспечивать: а) прием и передачу в единую информационную систему информации об объеме производства алкогольной продукции, полученной от автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и (или) от автоматических средств измерения и учета объема готовой продукции; б) нанесение на федеральные специальные марки сведений об алкогольной продукции, информация о которой зафиксирована в единой информационной системе, в соответствии с установленным Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка перечнем сведений о маркируемой алкогольной продукции и форматом их нанесения; в) считывание сведений об алкогольной продукции, нанесенных на федеральные специальные марки; г) идентификацию и авторизацию организаций в единой информационной системе. Комплекс технических устройств, используемых организациями, осуществляющими производство пива и напитков, должен обеспечивать: а) прием и передачу в единую информационную систему информации об объеме производства пива и напитков, полученной от автоматических средств измерения и учета объема готовой продукции; б) идентификацию и авторизацию организаций в единой информационной системе.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 28.06.2006 N 396 утверждены "Требования к автоматическим средствам измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции", п. 5 которых установлено, что средства измерения должны обеспечивать для каждого наименования готовой продукции:
а) измерение объема готовой продукции с относительной погрешностью не более 0,5 процента;
б) измерение концентрации безводного спирта в готовой продукции с абсолютной погрешностью не более 0,5 процента объема готовой продукции;
в) измерение температуры готовой продукции с абсолютной погрешностью не более 0,5 градуса по Цельсию;
г) учет объема безводного спирта в готовой продукции: с содержанием этилового спирта не менее 38 процентов объема готовой продукции с относительной погрешностью не более 0,8 процента; с содержанием этилового спирта от 20 до 38 процентов объема готовой продукции с относительной погрешностью не более 1,5 процента; с содержанием этилового спирта от 9 до 20 процентов объема готовой продукции с относительной погрешностью не более 3 процентов; с содержанием этилового спирта менее 9 процентов объема готовой продукции с относительной погрешностью не более 4 процентов; д) учет количества готовой продукции для продукции, разлитой в потребительскую тару, с отклонением не более 0,01 процента; е) учет результатов измерения объема готовой продукции, объема безводного спирта в готовой продукции и количества готовой продукции, разлитой в потребительскую тару, нарастающим итогом с момента оснащения ими основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - основное технологическое оборудование), в том числе за каждые сутки; ж) в случае остановки автоматического средства измерения, указанного в подпунктах "а" и "б" пункта 1 настоящих требований, сохранение результатов измерения и учета показателей, указанных в пунктах 2 и 3 настоящих требований, с регистрацией времени и даты остановки и возобновления работы средства измерения; з) в случае остановки автоматического средства измерения, указанного в подпунктах "а" и "б" пункта 1 настоящих требований, прекращение подачи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции от основного технологического оборудования или переключение на резервное автоматическое средство измерения, указанное в подпунктах "а" и "б" пункта 1 настоящих требований, в случае непрерывной подачи этилового спирта от указанного оборудования; и) предотвращение искажения и подделки результатов измерений и учета показателей, указанных в пунктах 2 и 3 настоящих требований; к) сохранность показателей, указанных в пунктах 2 и 3 настоящих требований, при изменении или прекращении подачи энергии от внешних источников в течение 5 лет; л) учет измеренных показателей объема готовой продукции, объема безводного (100-процентного) спирта в готовой продукции и концентрации безводного спирта в готовой продукции (в процентах) при температуре +20 °C.
В рассматриваемом случае, административным органом проведен анализ данных суточных файлов АСИиУ с показаниями измерения объемов производства и оборота этилового спирта, в ходе которого установлены факты приращения значений и убавления показаний измерений объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, когда средства измерений функционировали в режиме "005 - Остановка (выключения) АСИиУ", что привело к расхождению объема безводного спирта по отношению к объему готовой продукции.
Указанные расхождения происходили во временной промежуток с 24.06.2018 по 06.12.2018 г., причинами 17 фактов расхождений, согласно актам технического сопровождения ИС "Бакус-ЛР", были в 10 случаях - остаточные явления протока жидкости после перевода работы системы в режим "Остановка" после режима "Производства", а также колебания остатков продукции в условиях неустойчивого температурного режима окружающей среды, в 6 случаях - наличие у расходометров метрологической характеристики - "Стабильность нуля", которая является официальным показателем, нормируемым производителем оборудования, в 1 случае - частичное разрушение базы данных системы из-за сбоев в работе жесткого диска "Бакус-ЛР".
Доводы АО "Арзамасспирт" об отсутвии вины, мотивированные тем, что на протяжении 2018 года, Обществом была замечена нестабильная работа измерительной системы, при каждом замеченном случае с самопроизвольным изменением данных, общество обращалось в обслуживающую организацию, которая производила тестирование и настройку системы, судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку ОАО "Арзамасспирт", зная о существующих нарушениях при работе отпускного отделения, в течение 6 месяцев работы, имея идентичные возможные причины указанных расхождений, не смогло установить конкретную причину сбоев в работе при фактической остановке работы АСИиУ, что привело к вышеуказанным правонарушениям, выразившимся в производстве без учёта автоматическими средствами.
С учетом изложенного, суд соглашается с позицией ответчика о том, что АО "Арзамасспирт" нарушены статьи 8, 14, пункт 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ, положения пункта 5 Требований к АСИиУ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2006 N 396, пункты 6, 7 Требований к ТС, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 650, в части производства и оборота этилового спирта без учета автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, а также без технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, в соответствии с требованиями статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ.
Кроме того, в ходе внеплановой выездной проверки проведена сверка своевременности фиксации в ЕГАИС сведений о производстве и обороте в суточных файлах с показаниями АСИиУ, проведен анализ данных, отраженных в отчетах ЕГАИС "Отчет по данным АСИиУ" за 2018 год, с данными о фиксации суточных файлов АСИиУ за 20.08.2018 по счетчикам N 146 02, 146 03, 146 01.
При анализе информации, указанной в объяснении АО "Арзамасспирт" (вх. от 28.05.2019 N 5239), а также при проверке представленных обществом скриншотов с сервиса ФС РАР (CHECKl.fsrar.ru) о результатах передачи данных о производстве продукции за вышеуказанные даты (далее - Скриншоты), установлено, что информация, указанная в Скриншотах, соответствует данным сервиса ФС РАР (CHECKl.fsrar.ru); файлы о передаче данных согласно сервису ФС РАР (CHECKl.fsrar.ru) и информации, указанной с Скриншотах имеют статус "Успешно обработаны", "Документ доставлен до УТМ".
Однако, при проверке файлов АСИиУ через личный кабинет ФС РАР (lk.fsrar.ru/Goverment/ASIIU), подтверждающих фиксацию информации о производстве продукции в ЕГАИС, установлено множество файлов по передаче информации в ЕГАИС о производстве продукции ОАО "Арзамасспирт" за одну и туже дату: 20.08.2019, которая в итоге была зафиксирована с нарушением сроков фиксации суточных файлов АСИиУ 05.09.2019.
Формы, порядок заполнения и сроки представления заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об объеме производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утверждены приказом Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149 "Об утверждении форм заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов" (далее - Приказ N 149).
В соответствии с пунктом 5.3.1 Приложения N 5"Формы, порядок заполнения и сроки представления заявок о фиксации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" к Приказу N 149 " сведения о производстве и обороте продукции, зафиксированные в суточных файлах автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции (далее - АСИиУ), представляются организациями не позднее 24 часов рабочего дня, следующего за каждыми сутками измерения, по каждому наименованию производимой продукции, раздельно по каждой точке контроля.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суд апелляционной инстанции установил, что обществом в нарушение вышеназванных требований допущена несвоевременная фиксация данных о производстве и обороте этилового спирта.
С учетом изложенного, ОАО "Арзамасспирт" нарушены статьи 8, 14, пункт 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ, положения пункта 21 Правил функционирования ЕГАИС, пункт 5.3.1 приложения N 5 к Приказу N 149 в части производства и (или) оборота этилового спирта, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе в установленном порядке (фиксация осуществлена с нарушением сроков фиксации суточных файлов АСИиУ о производстве и обороте этилового спирта).
В соответствии с абзацем первым пункта 5.1.1 приложения N 5 к Приказу N 149 заявка о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат) представляется организациями, осуществляющими поставку продукции, по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки, проведена проверка полноты и достоверности сведений, зафиксированных в ЕГАИС, соблюдение сроков фиксации информации в ЕГАИС, проведен анализ данных, отраженных в отчетах ЕГАИС "Отчет об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" за 2018 год, с заявками о фиксации и данными, указанными в товарно-транспортных накладных на поставку этилового спирта.
В ходе проведения проверки установлены факты представления сведений об отгрузке спирта в ЕГАИС с нарушением сроков, установленных действующим законодательством, а именно:
Дата ТТН |
Номер ТТН |
Дата согласно "Отчету |
Дата фиксации ТТН |
Количество |
по данным |
|
дней |
||
|
|
АСИиУ" |
|
|
20.08.2018 |
157 (TTN-0225034476) |
20.08.2018 |
21.08.2018 |
1 |
13.12.2018 |
237 (TTN-0253189588) |
07.12.2018 |
18.12.2018 |
11 |
Постановлением Госкомстата России от 28.11.97 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" утверждена типовая межотраслевая форма N 1-Т товарно-транспортных накладных на перевозку грузов автомобильным транспортом.
Согласно типовой форме N 1-Т товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: первый - товарный раздел заполняется грузоотправителем, второй - транспортный раздел, является оборотной стороной формы N 1-Т и заполняется перевозчиком и грузополучателем.
Транспортный раздел товарно-транспортной накладной определяет взаимоотношения грузоотправителей-заказчиков автотранспорта с организациями-владельцами автотранспорта и служит для учета транспортной работы и расчетов с организациями-владельцами автотранспорта за оказанные услуги по перевозке грузов.
При этом в транспортном разделе подлежит отражению информацию о дате убытия транспортного средства с перевозимой продукцией.
В таблицу, предназначенную для отражения информации о погрузочно-разгрузочных операциях, грузоотправитель вносит сведения по погрузочным, а грузополучатель - по разгрузочным работам: наименование организации, выполняющей погрузочные (разгрузочные) операции, способ погрузки (разгрузки), наименование механизма, которым выполнены погрузочные (разгрузочные) работы, и его характеристики, время прибытия автомобиля под погрузку (разгрузку) и убытия после ее окончания.
Следовательно, в данном случае, для учета соблюдения норм законодательства о сроках отражения информации об убытии алкогольной продукции от производителя необходимо принимать внимание не дату составления ТТН, а дату, отраженную во 2 разделе ТТН "погрузочно-разгрузочные операции".
АО "Арзамасспирт" представлены объяснения (вх. от 28.05.2019 N 5239), согласно которым ТТН N 157 от 20.08.2018 была отправлена с нарушением установленных приказом N 149 сроков в связи с тем, что транспортная служба МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу, была перегружена весь день и данные находились в статусе "Доставлено". Об этом свидетельствует обращение АО "Арзамасспирт" на горячую линию через личный кабинет на портале service.fsrar.ru, зарегистрирована заявка N 78672 от 20.08.2018. Ответ о решении проблемы был получен только 21.08.2018 в 13:10, тогда же и была отправлена машина.
Административным органом при анализе информации, указанной в объяснении общества (вх. от 28.05.2019 N 5239) установлено, что 20.08.2018 АО "Арзамасспирт" действительно обращалось на горячую линию через личный кабинет на портале service.fsrar.ru. (заявка N 78672 от 20.08.2018) по вопросу отправки ТТН N 157 от 20.08.2018. Ответ о том, что все узлы ЕГАИС функционируют в штатном режиме, был получен 21.08.2018 в 13:10. Таки образом, обстоятельство о перегруженности транспортной службы РАР опровергается ответом Службы о том, что все узлы ЕГАИС функционируют в штатном режиме.
Относительно ТТН N 237 от 08.12.2018, в объяснениях АО "Арзамасспирт" вх. от 28.05.2019 N 5239 указало, что первоначально была зафиксирована в Master UTM тем же числом (08.12.2018), однако, при получении груза оператором ЕГАИС получателя (ООО "Хирви"), по ошибке составлен в ЕГАИС акт разногласия, что вызвало отмену фиксации накладной N 237 от 08.12.2018 года. ОАО "Арзамасспирт" был создан дубликат накладной N 237, который был зафиксирован 18.12.2018. В тот же день АО "Арзамасспирт" был составлен запрос в МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу с исходящим номером 780 на смену даты составления накладной N 237 с 18.12.2018, на 08.12.2018, на что от МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу был получен положительный ответ с сообщением о внесении уточнений в сведения, содержащиеся в ЕГАИС.
Административным органом установлено, что 18.12.2018 АО "Арзамасспирт" действительно обращалось в МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу (запрос от 18.12.2018 N 780), с просьбой изменить дату составления ТТН N 237 от 08.12.2018. Управлением 25.12.2018 (исх. N у4-15278/09-14) в адрес АО "Арзамасспирт" был направлен ответ, о внесении уточнений в сведения, содержащиеся в ЕГАИС, в части изменения даты сведений об отгрузке по ТТН N 237 от 08.12.2018 года. Кроме того, согласно сведениям ЕГАИС (Отчету об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) АО "Арзамасспирт" была зафиксирована поставка продукции по ТТН с номером 237 и датой 13.12.2018, а не 08.12.2018. Таким образом, кроме нарушения сроков фиксации в ЕГАИС информации о поставке продукции, АО "Арзамасспирт" была искажена информация в части неверной фиксации даты ТТН.
Таким образом, в нарушение п. 5.1.1 приложения N 5 "Формы, порядок заполнения и сроки представления заявок о фиксации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" к Приказу N 149 АО "Арзамасспирт" допущена несвоевременная фиксация данных об отгрузке этилового спирта.
Нарушение Обществом сроков фиксации сведений об обороте (поставке) алкогольной продукции в ЕГАИС также подтверждено материалами административного дела.
АО "Арзамасспирт" не предприняло должные меры при подаче информации в систему ЕГАИС, не осуществлен контроль за деятельностью работников, в чьи обязанности входит внесение соответствующих данных, контроль за правильностью внесенных данных, поскольку Общество обязано контролировать прохождение информации в своей внутренней системе.
В данном случае Общество имело возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры для выполнения норм действующего законодательства, допустило нарушение установленного порядка учета алкогольной продукции при ее обороте.
До устранения неполадок Общество было обязано приостановить оборот алкогольной продукции, обеспечив тем самым выполнение требований Федерального закона N 171-ФЗ.
Учитывая изложенное, АО "Арзамасспирт" допустило нарушение статей 8, 14, пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ, положения пункта 21 Правил функционирования ЕГАИС утвержденных, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459, пункта 5.1.1 приложения N 5 к Приказу N 149 в части производства и (или) оборота этилового спирта, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС в установленном порядке (фиксация осуществлена с нарушением сроков фиксации суточных файлов АСИиУ об обороте этилового спирта).
При таких обстоятельствах суда апелляционной инстанции приходит вк выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено. Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным на то должностным лицом в рамках предоставленных ему полномочий.
Привлечение к ответственности произведено административным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции находит, что все доводы АО "Арзамасспирт" по настоящему делу являются безосновательными и направлены не на соблюдение им действующего законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта и норм КоАП РФ, а исключительно на изыскание всевозможных способов ухода от административной ответственности, за установленное административным органом правонарушение.
В связи с вышеизложенным оснований для удовлетворения заявленных требований у Арбитражного суда Нижегородской области не имелось.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд не усмотрел в действиях общества малозначительности рассматриваемого правонарушения, поскольку состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьи 14.19 КоАП РФ, является формальным, следовательно, по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям законодательства.
Суд апелляционной инстанции также не усмотрел оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, ввиду отсутствия документальных доказательств, подтверждающих наличие исключительных для этого обстоятельств.
Штраф назначен в минимальном размере санкции.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании решения административного органа должны содержаться, в том числе, указание на признание решения незаконным и его отмену полностью или в части, либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части, либо на меру ответственности, если она изменена судом (пункт 3 части 4 статьи 211 АПК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь положениями п. 2 ст. 269 АПК РФ, суд апелляционной инстанции отменяет решение суда первой инстанции в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значения для дела и принимает новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
По правилам статьи 204 АПК РФ апелляционная жалоба на решение суда о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27 сентября 2019 года по делу N А43-29362/2019 отменить.
В удовлетворении требований открытого акционерного общества "Арзамасспирт" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-29362/2019
Истец: ОАО "Арзамасспирт"
Ответчик: МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу