г. Хабаровск |
|
04 декабря 2019 г. |
А73-10464/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Трансэнерго": Яскиной О.В. представителя по доверенности от 12.03.2019 N 25 (сроком на 1 год); Неменко И.В. представителя по доверенности от 06.08.2018 N 17 (сроком на 3 года);
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Сидельниковой Э.В. представителя по доверенности от 15.11.2019 N 3/11736 (сроком на 3 года);
от акционерного общества "179 судоремонтный завод": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Трансэнерго"
на решение от 18.10.2019
по делу N А73-10464/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Трансэнерго"
о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 29.03.2019 г. N 14 о назначении административного наказания,
третье лицо: акционерное общество "179 судоремонтный завод
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Трансэнерго" (далее - ООО "Трансэнерго", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Управление, административный орган, УФАС России по Хабаровскому краю, антимонопольная служба) от 29.03.2019 N 14 о назначении административного наказания по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено акционерное общество "179 судоремонтный завод" (далее - АО "179 судоремонтный завод").
Решением суда от 18.10.2019 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Суд установил, что заявитель, являясь сетевой организацией, оказывающей услуги по передачи электроэнергии, допустил бездействие при исполнении договора от 01.12.2017 по фактическому присоединению энергопринимающих устройств объекта АО "179 судоремонтный завод" (путем составления перечней и замечаний, согласно которым АО "179 судоремонтный завод" не исполнены условия в части места установки прибора учета).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Трансэнерго" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отмене постановления административного органа и о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Заявитель жалобы утверждает следующее: довод суда о том,что место установки прибора учета определяется потребителем самостоятельно, и он не связан какими-либо обязательствами перед сетевой организацией по определению места установки, противоречит п. 144 Основных положений функционирования розничных рынков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения); устанавливать прибор учета в иных местах, отличных от границ раздела балансовой принадлежности, потребитель должен не произвольно, а только в определенных Основными положениями случаях; отсутствие фактического технологического присоединения объекта АО "179 судоремонтный завод" к электрическим сетям ООО "Трансэнерго" по состоянию на 31.05.2018, 15.06.2018, 27.06.2018, 16.10.2018 явилось следствием невыполнения именно потребителем технических условий, так как им была неверно собрана схема управления своей электроустановкой; административным органом неверно определена дата совершения правонарушения.
Вместе с апелляционной жалобой в суд представлены, в том числе дополнительные документы (судебная практика).
В представленном в суд отзыве на жалобу, административный орган отклоняет доводы апелляционной жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Представитель третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился.
В силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие третьего лица.
В судебном заседании представители ООО "Трансэнерго" поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласили жалобу, просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель Управления отклонила доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, в УФАС России по Хабаровскому краю поступили заявления АО "179 судоремонтный завод" исх. N 06-04/1541 от 24.09.2018 (вх. N 3/10882 от 24.09.2018), исх. N 06-04/1541 от 24.09.2018 (вх. N 3/11077 от 01.10.2018), исх. N 06-04/1541 от 24.09.2018 (вх. N 3/11703 от 16.10.2018 г.) на действия (бездействие) ООО "Трансэнерго".
В ходе проверки установлено, что между АО "179 судоремонтный завод" и ООО "Трансэнерго" заключен договор N 16/161 от 01.12.2017 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в целях присоединения энергопринимающих устройств) (далее - Договор), в целях технологического присоединения объектов, находящихся на территории АО "179 судоремонтный завод" по адресу: г. Хабаровск, ул. Портовая, 1.
Приложением к договору являются технические условия N 1273 от 01.12.2017 г. (далее - Технические условия).
Согласно пункту 8 Договора АО "179 судоремонтный завод" обязывалось надлежащим образом исполнить обязательства по выполнению возложенных на АО "179 судоремонтный завод" мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства АО "179 судоремонтный завод", указанные в технических условиях. После выполнения мероприятий по технологическому присоединению в границах участка АО "179 судоремонтный завод", предусмотренных техническими условиями, Общество должно уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий.
В сроки установленные договором АО "179 судоремонтный завод" выполнялись технические условия, в адрес ООО "Трансэнерго" направлялись уведомления в письменной форме: N 769 от 24.05.2017 г., N 851 от 08.06.2017 г., N 882/1 от 13.06.2017 г., N 985 от 03.07.2017 г., N 929 от 21.06.2017 г.
По состоянию на 24.09.2018 акт о выполнении технических условий АО "179 судоремонтный завод" не получен по причине отказа сетевой организации принимать ВРУ-0,4 кВ., которое находится в месте, максимально приближенном к границе раздела балансовой принадлежности электрических сетей, за забором на территории АО "179 судоремонтный завод".
В случае подключения на территории АО "179 судоремонтный завод" энергопринимающего устройства РУ-0,4 кВ в точке присоединения, АО "179 судоремонтный завод" обязалось обеспечить беспрепятственный доступ специалистов ООО "Трансэнерго" для обеспечения контроля эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, его сохранности и целостности, а также пломб и (или) знаков визуального контроля.
В ходе урегулирования указанного вопроса АО "179 судоремонтный завод" неоднократно направлялись письма в адрес ООО "Трансэнерго" о проведении мероприятий по технологическому присоединению в точке присоединения и принятию пункта коммерческого учета в эксплуатацию согласно условиям Договора.
ООО "Трансэнерго" является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электроэнергии, субъектом естественной монополии в силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Федеральный закон N 147-ФЗ), определяющей, что услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
По результатам проверки, административным органом сделан вывод, что ООО "Трансэнерго" нарушило порядок (процедуру) технологического присоединения, определенного Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Определением от 24.01.2019 о вызове законного представителя юридического лица для составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела N 3-04/2 об административном правонарушении, составление протокола по выявленному факту назначено на 09.03.2019 в 10 часов 30 минут, рассмотрение дела назначено на 26.03.2019 г. на 11 часов 30 минут, а также о рассмотрении дела об административном правонарушении на 29.03.209г. в 14 часов 30 минут.
Определение получено ООО "Трансэнерго" 07.03.2019 посредством факсимильной связи.
На указанное определение от 24.01.2019 по делу N 3-04/2 ООО "Трансэнерго" представило объяснения от 13.03.2019 г. N 129.
26.03.2019 г. главным специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля и анализа товарных рынков УФАС России по Хабаровского края Сидельниковой Э.В. в отношении ООО "Трансэнерго", в присутствии представителя общества Неменко И.В., действующей на основании доверенности от 03.09.2018 N 21, был составлен протокол об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении вручен представителю ООО "Трансэнерго" - 26.03.2019, представлены письменные пояснения по существу выявленных нарушений.
29.03.2019 заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, по результатам рассмотрения материалов дела об административной правонарушении вынесено постановление N 14 от 29.03.2019 о наложении штрафа по делу N 3-04/2, которым ООО "Трансэнерго" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Административное наказание назначено с учетом положений ст. 4.1. КоАП РФ ниже низшего предела, штраф снижен в два раза с учетом материального положения ООО "Трансэнерго".
Постановление вынесено в присутствии представителей ООО "Трансэнерго" Неменко И.В. по доверенности N 21 от 03.09.2018, Яскиной О.В. по доверенности N 25 от 12.03.2019 г.
Не согласившись с вынесенным постановлением административного органа, ООО "Трансэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлено, что нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 1.1 статьи 23.2 Федерального закона от 06.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) установлено, что деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством о естественных монополиях, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно положениям частей 1, 2 статьи 4 Федерального закона N 147-ФЗ услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В силу статьи 4 Федерального закона N 147-ФЗ ООО "Трансэнерго", как сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электроэнергии, является субъектом естественной монополии.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает: процедуру технологического присоединения (в том числе перечень мероприятий по технологическому присоединению, предельные сроки их выполнения) и ее особенности в случаях присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам; правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора; состав технических условий для технологического присоединения энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики; ответственность сетевых организаций за несоблюдение сроков осуществления технологического присоединения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, в силу пункта 3 которых сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно пункту 6 Правил, технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.
Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Процедура технологического присоединения установлена Пунктом 7 Правил N 861.
Пунктом 12(1) Правил N 861 определена категория заявителей - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившееся в сетевую организацию в целях технологического присоединения по второй или третьей категории надежности энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств).
В соответствии с пунктом 16 Правил договор должен содержать, в том числе, следующие существенные условия: а) перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению; б) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать: 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12 (1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
На основании пункта 16.1 Правил технологического присоединения заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.
Пунктом 16.3 Правил N 861 определено, что обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
В силу пункта 18 Правил мероприятия по технологическому присоединению включают в себя: а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором; б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями; в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной; г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями; д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил.
По пункту 19 Правил N 861 запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.
Согласно пункту 25 (1) Правил, в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил (индивидуальные предприниматели, юридические лица, физические лица), должны быть указаны: а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя; а(1)) максимальная мощность в соответствии с заявкой и ее распределение по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства; б) обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств; в) требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности; г) распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).
В соответствии с пунктом 26 Правил N 861 требования, предъявляемые к приборам учета электрической энергии и мощности (активной и реактивной) в соответствии с пунктами 25 и 25(1) настоящих Правил, должны соответствовать требованиям, установленным Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности - для субъектов оптового рынка и Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии - для субъектов розничных рынков.
Разделом IX Правил определен следующий порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий.
В соответствии с пунктом 81 Правил N 861 проверка выполнения технических условий проводится в отношении каждых технических условий, выданных заявителям. В отношении заявителей, чьи технические условия в соответствии с настоящими Правилами не подлежат согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), проверка выполнения технических условий осуществляется в соответствии с пунктами 82 - 90 настоящих Правил.
Пунктом 82 Правил N 861 установлено, что проверка выполнения заявителем технических условий в случаях, когда не требуется согласование технических условий с субъектом оперативно-диспетчерского управления, осуществляется сетевой организацией и включает следующие мероприятия: проверка соответствия технических решений, параметров оборудования (устройств) и проведенных мероприятий, указанных в документах, представленных заявителем в соответствии с пунктом 85 настоящих Правил требованиям технических условий; осмотр сетевой организацией присоединяемых электроустановок заявителя, построенных (реконструированных) в рамках выполнения технических условий, на соответствие фактически выполненных заявителем мероприятий по технологическому присоединению техническим условиям и представленной заявителем проектной документации, а в случаях, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной, - на соответствие требованиям, определенным в технических условиях.
Согласно пункту 82 (1) Правил N 861 одновременно с осмотром присоединяемых электроустановок заявителя осуществляется допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном разделом X Основных положении функционирования розничных рынков электрической энергии. При этом для допуска к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии сетевая организация обязана в сроки и в порядке, которые предусмотрены разделом X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, обеспечить приглашение для участия в процедуре указанного допуска субъекту розничного рынка, указанного в заявке, с которым заявитель намеревается заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), либо субъекта розничного рынка, с которым заявителем заключен указанный договор, а также иных субъектов розничных рынков, приглашение которых для допуска к эксплуатации прибора учета электрической энергии является обязательным в соответствии с разделом X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии. Сетевая организация несет перед заявителем ответственность за неприглашение на процедуру допуска прибора учета электрической энергии к эксплуатации субъектов розничных рынков, указанных в настоящем пункте, в сроки и в порядке, которые предусмотрены разделом X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, и обязана в этом случае возместить заявителю расходы, понесенные им в результате применения расчетных способов определения объемов безучетного потребления электрической энергии в отношении соответствующих энергопринимающих устройств.
В силу пункта 83 Правил N 861 - мероприятия по проверке выполнения технических условий заявителями с энергопринимающими устройствами мощностью до 150 кВт включительно (по одному источнику электроснабжения), а также заявителями, для которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной, проводятся непосредственно в процессе проведения осмотра электроустановок заявителей.
В соответствии с пунктом 84 Правил N 861 - сетевая организация проводит осмотр присоединяемых электроустановок заявителя до распределительного устройства (пункта) заявителя (распределительного устройства трансформаторной подстанции, вводного устройства, вводного распределительного устройства, главного распределительного щита, узла учета) включительно.
Пунктом 88 Правил N 861 установлено, что по результатам мероприятий по проверке выполнения заявителем технических условий сетевая организация в 3- дневный срок составляет и направляет для подписания заявителю подписанный со своей стороны в 2 экземплярах акт о выполнении технических условий по форме согласно приложению N 15 (далее - акт о выполнении технических условий). Заявитель в течение 5 дней со дня получения подписанного сетевой организацией акта о выполнении технических условий возвращает в сетевую организацию один экземпляр подписанного со своей стороны акта о выполнении технических условий. Акт о выполнении технических условий составляется в отношении заявителей, указанных в пункте 12 настоящих Правил, в случае осуществления, технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно по одному источнику электроснабжения, а также заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, и подписывается заявителем и сетевой организацией непосредственно в день проведения осмотра.
В соответствии с пунктом 89 Правил N 861 - при невыполнении требований технических условий сетевая организация в письменной форме уведомляет об этом заявителя. При выявлении в ходе осмотра невыполнения заявителем требований технических условий и проектной документации, представляемой в сетевую организацию в соответствии с подпунктом "б" пункта 85 настоящих Правил, сетевая организация по завершении осмотра электроустановок составляет и передает заявителю перечень замечаний, выявленных в ходе проверки и подлежащих выполнению. Повторный осмотр электроустановки заявителя осуществляется не позднее 3 рабочих дней после получения от него8 уведомления об устранении замечаний с приложением информации о принятых мерах по их устранению. Акт о выполнении технических условий подписывается после устранения всех замечаний, направленных сетевой организацией заявителю.
В силу пункта 90 Правил N 861 - срок проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (с учетом направления заявителю подписанного сетевой организацией акта о выполнении технических условий) не должен превышать 10 дней со дня получения сетевой организацией уведомления от заявителя о выполнении им технических условий либо уведомления об устранении замечаний.
Как видно из материалов дела и установлено судом, между АО "179 судоремонтный завод" и ООО "Трансэнерго" 01.12.2017 заключен указанный выше Договор, в соответствии с пунктом 1 которого Сетевая организация - ООО "Трансэнерго" принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя - АО "179 судоремонтный завод" РУ-0,4 кВ в точке присоединения максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 140,0 кВт.
Согласно пункту 2 Договора технологическое присоединение необходимо для электроснабжения объекта "Судоремонтный завод", расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Портовая, д. 1; в соответствии с пунктом 3 Договора точка присоединения указана в технических условиях, располагается в РУ-0,4 кВ от ТП-39.
В соответствии с пунктом 5 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет четыре месяца со дня заключения настоящего договора, то есть до 01.04.2018 г.
По пункту 6 Договора Сетевая организация обязуется: надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях; в течение 10 рабочих дней со дня уведомления заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий осуществить проверку выполнения технических условий заявителем, провести с участием заявителя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя; не позднее 3 рабочих дней со дня проведения осмотра (обследования), указанного в абзаце третьем настоящего пункта, с соблюдением срока, установленного пунктом 5 настоящего договора, осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить при участии заявителя акт разграничения эксплуатационной ответственности, акт об осуществлении технологического присоединения и направить их заявителю.
Пунктом 8 Договора установлено, что Заявитель обязуется, надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на заявителя мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях.
Неотъемлемым приложением к Договору являются указанные выше технические условия; по пункту 1 технических условий наименование энергопринимающих устройств заявителя - РУ-0,4 кВ объекта; в соответствии с пунктом 7 технических условий точкой присоединения является РУ-0,4 кВ (ТП-39); в соответствии с пунктом 10 технических условий сетевая организация осуществляет строительство ВЛ-0,4 кВ от РУ (ТП-39) до границы участка заявителя (L=0,115 км), подключение в точке присоединения, в соответствии с пунктом 11 технических условий заявитель осуществляет строительство ВЛ-0,4 кВ от границы участка заявителя до ВРУ объекта, осуществляет установку ограничителя мощности на вводе РУ объекта в соответствии с заявленной Р = 140 кВт.
В соответствии с Приложением к техническим условиям от 07.11.2017 г. N 1194, ООО "Трансэнерго" разрешило АО "179 судоремонтный завод" установить пункт коммерческого учета (ПКУ-0,4 кВ) электроэнергии на границе балансовой принадлежности электросети и эксплуатационной ответственности сторон.
С учетом того, что договор заключен в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта, принадлежащего АО "179 судоремонтный завод", максимальной мощностью 140,0 кВт, АО "179 судоремонтный завод" относится к категории заявителей, определенной пунктом 12(1) Правил N 861.
АО "179 судоремонтный завод" письмами вх. N 769 от 24.05.2017 г., N 851 от 08.06.2017, N 882/1 от 13.06.2017, N 985 от 03.07.2017 г., N 929 от 21.06.2017 г., N 408 от 11.10.2018 г. уведомляло ООО "Трансэнерго" о выполнении технических условий.
По результатам рассмотрения указанных уведомлений ООО "Трансэнерго" проводились соответствующие проверки, вследствие которых составлялись Перечни замечаний: от 31.05.2018 г., согласно которому выявлено, что ПКУ-0,4 кВ установлено не на границе балансовой принадлежности согласно приложению к техническим условиям, не соблюдены технические условия в части монтажа прибора учета; от 15.06.2018 г., которым также выявлено, что ПКУ-0,4 кВ установлен не на границе балансовой принадлежности, имеются замечания по схеме присоединения прибора учета; от 27.06.2018, которым также выявлено, что ПКУ-0,4 кВ установлен не на границе балансовой принадлежности, имеются замечания по схеме присоединения прибора учета; от 16.10.2018, согласно которому ПКУ-0,4 кВ установлен не на границе балансовой принадлежности, имеются замечания по схеме присоединения прибора учета.
Как следует из пояснений ООО "Трансэнерго" в рамках мероприятий по выполнению технических условий N 1273 от 01.12.2017 г. осуществило строительство и ввод в эксплуатацию ВЛ-0,4 кВ от ТП-39 до границы участка АО "179 судоремонтный завод", а также подключение в точке присоединения в РУ-0,4 кВ ТП- 39, на основании приказа директора ООО "Трансэнерго" N 55 от 04.06.2018; АО "179 судоремонтный завод" пункт 8 договора N 16/161 об осуществлении технологического присоединения и технические условия N 1273 исполнило частично; после проверки специалистами электрических сетей мероприятий по выполнению технических условий, в присутствии представителей заявителя, было установлено ненадлежащее выполнение технических условий, составлены перечни замечаний по выполнению технических условий, где указано, что щит учета установлен не на границе балансовой принадлежности, в нарушение пункта 144 постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. N 442, пункта 1.5.27 ПУЭ.
В связи с этим, ООО "Трансэнерго" предлагало АО "179 судоремонтный завод рассмотреть возможность установки щита учета в другом месте - письмо от 15.08.2018 исх. N 660.
Кроме того, согласно пояснениям ООО "Трансэнерго", на территории АО "179 судоремонтный завод" расположены три объекта ООО "Трансэнерго" - "Центральный распределительный пункт" напряжением 6 кВ (ЦРП-179 СРЗ), "Распределительная подстанция" (РП-1) напряжением 6/0,4 кВ, "трансформаторная подстанция "Стенд" (ТП-"стенд") напряжением 6/0,4 кВ, от которых заявитель уже имеет технологическое подключение к электрическим сетям ООО "Трансэнерго".
Вместе с тем, АО "179 судоремонтный завод" письмом вх. N 3/320 от 15.01.2019 пояснило, что ООО "Трансэнерго" 11.12.2017 г. (исх. N 1321) и 12.12.2018 (исх. N 1076) направило в адрес АО "179 судоремонтный завод" списки персонала и автотранспорта ООО "Трансэнерго" для организации беспрепятственного допуска персонала и транспорта ООО "Трансэнерго" на территорию АО "179 судоремонтный завод" для производства ремонтов и обслуживания оборудования, устранения аварийных ситуаций, оперативных переключений.
Проверкой установлено, что в соответствии с пунктом 1 Приложения к техническим условиям N 1194 от 07.11.2017 г., ООО "Трансэнерго" разрешает организацию учета электроэнергии объекта: г. Хабаровск, ул. Портовая, 1, объект "судоремонтный завод", при условии, в том числе, (пункт 1) - Установить пункт коммерческого учета (ПКУ-0,4 кВ) электроэнергии на границе балансовой принадлежности электросети и эксплуатационной ответственности сторон согласно Постановлению Правительства РФ N 442 от 04.05.2012 г., раздел X "Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках", Постановления Правительства РФ N 861 от 27.12.2004 При установке многотарифного счетчика электроэнергии иметь подтверждение о программировании во времени Хабаровского края. Выбор электрооборудования для монтажа произвести на основании заявленной мощности Р max., класса напряжения U. Монтаж электроустановки (ПКУ) произвести в соответствии с ПУЭ, ПТЭЭП, ПТБ, ППБ.
Пунктом 144 Основных положений функционирования розничных рынков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения) определено, что приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности (в отношении членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, - на границах земельных участков) объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.
При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности (в отношении члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо гражданина, ведущего садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, - на границе земельного участка) объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности (в отношении члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо гражданина, ведущего садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, - к границе земельного участка), в котором имеется техническая возможность его установки.
При этом, по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
Таким образом, положения пункта 144 Основных положений позволяют установить прибор учета электрической энергии в месте, отличном от границы балансовой принадлежности сторон, в том числе в границах земельного участка заявителя.
Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ N 16008/10 от 18.05.2011 г., норма подпункта "а" пункта 25.1 Правил устанавливает пределы возможного расположения точки присоединения в пределах участка заявителя и не позволяет сетевой организации возлагать на заявителя дополнительные не предусмотренные Правилами обязанности по выполнению мероприятий по технологическому присоединению за пределами границ участка; распределение мероприятий по технологическому присоединению и обязанностей по их выполнению заявителем и сетевой организацией производится по границе участка заявителя в соответствии с пунктами 16.1, 16.3, подпунктом "г" пункта 25.1 Правил технологического присоединения.
В соответствии с Разъяснениями ФАС России от 06.05.2014 "По вопросу места установки прибора учета", при системном толковании пунктов 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии (понятие точки присоединения), пункта 25.1 Правил технологического присоединения, пункта 144 Основных положений, а также Постановления Президиума ВАС РФ N 16008/10 от 18.05.2011, заявители, предусмотренные пунктами 12.1 и 14 Правил, вправе установить прибор учета электрической энергии (мощности) в пределах своего земельного участка.
ООО "Трансэнерго" в пункте 1 Приложения к техническим условиям указало место, в котором заявитель - АО "179 судоремонтный завод" должен установить прибор учета электрической энергии, а именно границу балансовой принадлежности.
Приведенный в пункте 25.1 Правил учета перечень требований к приборам учета является закрытым (а именно в силу подпункта г) пункта 25.1 Правил, устанавливающего распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий, мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией), следовательно, сетевая организация не вправе дополнять его иными, не упомянутыми в пункте 25.1 требованиями.
При этом указанная норма не содержит указаний на требования, предъявляемые сетевой организацией к месту установки прибора учета электрической энергии (мощности).
Учитывая изложенное, место установки прибора учета определяется заявителем самостоятельно (без согласования с сетевой организацией) исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
При этом, АО "179 судоремонтный завод", как владелец прибора учета и энергопринимающего устройства, должно обеспечить условия эксплуатации прибора учета согласно Правил устройства электроустановок.
С учетом изложенных обстоятельств, суд пришел к правомерному выводу о том, что у ООО "Трансэнерго" отсутствовали основания для составления перечней замечаний от 31.05.2018, от 15.06.2018, от 27.06.2018, от 16.10.2018, согласно которым АО "179 судоремонтный завод" не исполнены технические условия в части места установки прибора учета.
При этом составление ООО "Трансэнерго" указанных выше Перечней привело к бездействию ООО "Трансэнерго" по фактическому присоединению энергопринимающих устройств объекта АО "179 судоремонтный завод". ООО "Трансэнерго", как сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электроэнергии, является субъектом естественной монополии в силу статьи 4 Федерального закона N 147-ФЗ, определяющей, что услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Таким образом, в бездействии по осуществлению фактического технологического присоединения объектов АО "179 судоремонтный завод" в рамках Договора, нарушающем установленный Правилами N 861, имеется событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
Обстоятельства рассматриваемого административного правонарушения подтверждаются материалами дела.
Доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства, обществом не представлено.
В соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельств, свидетельствующих о принятии обществом своевременных мер по соблюдению требований законодательства, либо наличии объективной невозможности по принятию таких мер, не выявлено.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии вины общества в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Арбитражным судом апелляционной инстанции не установлены обстоятельства, свидетельствующие о принятии обществом своевременных мер по соблюдению требований законодательства, либо наличии объективной невозможности по принятию таких мер.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции считает вину общества в совершении вмененного административного правонарушения доказанной.
Отягчающих, смягчающих либо исключающих привлечение к ответственности обстоятельств административным органом и судом не установлено.
Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения общества от административной ответственности, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлены. Из доказательств, имеющихся в материалах дела, основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ не усматриваются.
Основания для замены административного штрафа на предупреждение, предусмотренные в статье 4.1.1 КоАП РФ, судом не установлены, соответствующие доказательства обществом не представлены.
Административное наказание назначено с учетом положений ст. 4.1. КоАП РФ ниже низшего предела, штраф снижен в два раза с учетом материального положения ООО "Трансэнерго".
Арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что назначенное административное наказание, за совершенное правонарушение соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности административной ответственности, принимая во внимание характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения.
Нарушений порядка и сроков (правонарушение совершено 02.04.2018 (на следующий день после окончания срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению по договору - п. 5 договора) оспариваемое постановление вынесено Управлением 29.03.2019) привлечения к административной ответственности, смягчающих либо отягчающих вину обстоятельств по результатам рассмотрения материалов административного производства арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую оценку, правовых оснований не согласиться с которой у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта по части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18 октября 2019 года по делу N А73-10464/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-10464/2019
Истец: ООО "ТРАНСЭНЕРГО"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
Третье лицо: АО "179 судоремонтный завод"