г.Самара |
|
04 декабря 2019 г. |
Дело N А65-34823/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 декабря 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Бажана П.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:
от общества с ограниченной ответственностью строительная компания "Твой Дом" - представитель не явился, извещено,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - представителя Кельдюшовой Р.С. (доверенность от 04.03.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 ноября 2019 года апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 октября 2019 года по делу N А65-34823/2018 (судья Хафизов И.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью строительная компания "Твой Дом" (ОГРН 1141650007135, ИНН 1650283573), Республика Татарстан, г.Набережные Челны, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань,
о признании незаконным и отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N А06-1398/2018 от 29.10.2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью строительная компания "Твой Дом" (далее - ООО СК "Твой Дом", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, Татарстанское УФАС России) о признании незаконным и отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N А06-1398/2018 от 29.10.2018.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 октября 2019 года заявленные требования удовлетворены, постановление Татарстанского УФАС России N А06-1398/2018 от 25.10.2018 признано незаконным. Производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО СК "Твой Дом" прекращено.
В апелляционной жалобе Татарстанское УФАС России просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что Татарстанским УФАС России в действиях ООО "СК Твой Дом" обнаружено нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции) в части осуществления соглашения по созданию хозяйствующим субъектам препятствий доступа на товарный рынок по проведению капитального ремонта многоквартирных домов города Набережны Челны, что явилось основанием для привлечения ООО "СК Твой Дом", к административной ответственности в соответствии с частью 4 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ООО СК "Твой Дом", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель Татарстанского УФАС России поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя Татарстанского УФАС России, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, решением комиссии Татарстанского УФАС России от 28.12.2017 по делу N 06-163/2017 НО "Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан" (ИНН 1655258891, ОГРН 1131600004337), министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан (ИНН 1654022967, ОГРН 1021602845494), муниципальное казенное учреждение "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан" (ИНН 1650135166, ОГРН 1051614258740), государственная жилищная инспекция Республики Татарстан (ИНН 1653015798, ОГРН 1021602858243), ООО УК "Строим будущее" (ИНН 1650197797, ОГРН 1091650010979), ООО "УО "Челныстройремонт" (ИНН 1650148743, ОГРН 1061650063881), МУП "Управляющая компания "Автозаводский" (ИНН 1650302900, ОГРН 1151650003152), ДООО "Жилищное управление "Бумажник" (ИНН 1650080492, ОГРН 1021602022738), ООО Управляющая компания "ДОМиКо" (ИНН 1650156617, ОГРН 1071650008517), ТСЖ "Инвест-сервис" (ИНН 1650070416, ОГРН 1031616000437), ООО ЖЭУ "Камстройсервис" (ИНН 1650096164, ОГРН 1021602019878), ООО ЖЭК "Татпромтек" (ИНН 1650127990, ОГРН 1051614050245 ), ООО ПКФ "Жилкомсервис" (ИНН 1650128345, ОГРН 1051614052456), ООО УК "Махалля" (ИНН 1650102315, ОГРН 1031616033448), ООО УК "Ремжилстрой" (ИНН 1650228011, ОГРН 1111650013771), ООО УК "Паритет" (ИНН 1650197130, ОГРН 1091650010330), ТСЖ "Сююмбике" (ИНН 1650144989, ОГРН 1061650059680), ООО УК "Электротехников" (ИНН 1650186989, ОГРН 1081650020121), ООО "Энтузиаст" (ИНН 1650158981, ОГРН 1071650012664), ООО "СК "Твой Дом" (1650283573, ОГРН 1141650007135), ООО "ГИК" (ИНН 0273096319, ОГРН 1140280026589 ), ООО "Челны-Лифт" (ИНН 1650291285, ОГРН 1141650015110), ООО "Ихлас" (ИНН 1650264429, ОГРН 1131650009171), ООО "ВолгоЖилСтрой" (ИНН 1650270084, ОГРН 1131650015540), ООО "Транс Холдинг" (ИНН 1650290066, ОГРН 1141650013889), ООО "ВолгоПромСтрой" (ИНН 1650237640, 1121650002418), ООО "ТатРемСтрой" (ИНН 1650247952, ОГРН 1121650015244), ООО "ТД ЦЕМ.КО" (ИНН 1650305604, ОГРН 1151650005870), ООО "Баракат+" (1650275999, ОГРН 1131650021579), ООО "Спецстрой-НЧ" (ИНН 1650292962, ОГРН 1141650016694), ООО "КЗН-Татлифт" (ИНН 1657197740, ОГРН 1151690057584), МУП Управление контроля качества жилищно-коммунальных и транспортных услуг (ИНН 1650216200, ОГРН 1101650014124), ООО "Инженерный центр Энерготеахаудит" (ИНН 1650082740, ОГРН 1031616007554) признаны нарушившими статью 16 Закона N 135-ФЗ в части осуществления соглашения в части создания хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок по проведению капитального ремонта многоквартирных домов города Набережные Челны, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
На основании указанного решения антимонопольным органов вынесено постановление от 25.10.2018 по делу N А06-1398/2018, которым ООО СК "Твой Дом" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.32 КоАП РФ. ООО СК "Твой Дом" назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5 528 307 (пять миллионов пятьсот двадцать восемь тысяч триста семь) руб. 48 коп.
Не согласившись с вынесенным постановлением о привлечении к административной ответственности, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо участие в нем, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной сотой до пяти сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - от двух тысячных до двух сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее пятидесяти тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения составляет заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий.
Законность и обоснованность названного решения антимонопольного органа была предметом рассмотрения в Арбитражном суде Республики Татарстан в рамках дела N А65 -4898/2018. Решением суда от 26.04.2019 по этому делу признаны незаконными п. 1 и 2 решения по делу N 06-163/2017 от 28.12.2017 в отношении государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, ООО "Инженерный Центр Энерготехаудит", ООО "ВолгоЖилСтрой", ООО "ВолгоПромСтрой", ООО "Транс Холдинг", ООО "СК "Твой Дом", ООО "ТД ЦЕМ.КО", ООО "КЗН-Татлифт", а в удовлетворении заявлений иных юридических лиц о признании незаконным и отмене решения от 28.12.2017 N 06-163/2017 отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2019 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 апреля 2019 года по делу N А65-4898/2018 в обжалуемой части оставлено без изменения.
Судебными актами по делу N А65-4898/2018 установлено, что квалификация нарушения по ст.16 Закона о защите конкуренции требует не только согласованных действий, а именно соглашений между хозяйствующими субъектами, (организациями) с органами власти, в данном случае с любым из них - ИКМО г.Набережные Челны, Фондом, министерством и государственной жилищной инспекции Республики Татарстан. Как из решения так и из приведенных в нем таблиц и рисунков не усматривается прямая связь ООО "ЦЕМ.КО", ООО СК "Твой дом", ООО "Транс Холдинг", ООО "Волгожилстрой", ООО "Волгопромстрой" с одним из органов власти. Возможные связи указанных подрядных организаций с управляющими компаниями через должностных лиц, собственников, родственников, и т.п. подлежали бы квалификации по иной статье Закона о защите конкуренции, однако антимонопольный орган не предоставил доказательств согласованных действий этих подрядных организаций ни с одним из органов власти, т.е. нарушение ст. 16 Закона о защите конкуренции.
Судом также установлено, что согласно резолютивной части постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 08.10.2018 по делу N А65-4898/2018 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.04.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2019 по делу N А65-4898/2018 отменены в части признания незаконным решения Татарстанского УФАС России от 28.12.2017 N 06-163/2017 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, государственной жилищной инспекции Республики Татарстан. В удовлетворении заявленных требований министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, государственной жилищной инспекции Республики Татарстан отказано. В остальной части оспариваемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с ч.2 ст.69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Указанные судебные акты по делу N А65-4898/2018 имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела, поскольку в основу оспариваемого по настоящему делу постановления Татарстанского УФАС России о назначении административного наказания по делу N А06-1398/2018 об административном правонарушении было положено решение Татарстанского УФАС России N 06-163/2017 от 28.12.2017, в связи с чем установленные в ходе рассмотрения дела N А65-4898/2018 обстоятельства, не подлежат повторному доказыванию.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч.2 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Учитывая, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.04.2019 по делу N А65-4898/2018 п. 1 и 2 решения Татарстанского УФАС России по делу N 06-163/2017 от 28.12.2017 в отношении ООО "СК "Твой Дом" признаны незаконными, требования заявителя суд первой инстанции удовлетворил в силу ч.2 ст.211 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Татарстанским УФАС России в действиях ООО "СК Твой Дом" обнаружено нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции в части осуществления соглашения по созданию хозяйствующим субъектам препятствий доступа на товарный рынок по проведению капитального ремонта многоквартирных домов города Набережны Челны, необоснованны, так как надлежащими доказательствами не подтверждены. Материалами дела не доказано наличие в действиях ООО "СК Твой Дом" события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ, что исключает привлечение общества к административной ответственности на основании указанной правовой нормы.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда в соответствии со статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 11 октября 2019 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу антимонопольного органа - без удовлетворения.
Согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем не подлежит уплате госпошлина за подачу апелляционной жалобы на решения арбитражного суда данной категории.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 октября 2019 года по делу N А65-34823/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-34823/2018
Истец: ООО Строительная компания "Твой Дом", г.Набережные Челны
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара