г. Владимир |
|
23 января 2024 г. |
Дело N А43-37208/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2024 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Наумовой Е.Н., судей Ковбасюка А.Н., Устиновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бундиной Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВоСток - ДК" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.10.2023 по делу N А43-37208/2022,
по иску администрации Дальнеконстантиновского муниципального округа Нижегородской области (ИНН 5250077573) к обществу с ограниченной ответственностью "ВоСток - ДК" (ИНН 5215001638), третье лицо: Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области (ИНН 5260248771)
об обязании провести рекультивацию (восстановление) нарушенных земель,
при участии представителей: от ответчика - Костерина С.В. на основании решения N 2 от 17.06.2021, Иванова А.Г. по доверенности от 10.01.2023 сроком на 3 года, удостоверению адвоката;
установил.
Администрацией Дальнеконстантиновского муниципального округа Нижегородской области заявлено требование, уточненное в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании общества с ограниченной ответственностью "ВоСток - ДК" провести рекультивацию (восстановление) нарушенных земель, на которых расположено сооружение - полигон твердых бытовых отходов, адрес объекта: Нижегородская область, Дальнеконстантиновский район, р.п. Дальнее Константиново, в 1 км юго-восточнее ул. Молодежная, выполнив следующие работы:
- сооружение котлована, соответствующего требованиям п. 1.15 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства Российской Федерации 02.11.1996, и заполнение его отходами второго котлована, отходами, находящимися на территории полигона вне котлованов, а также отходами несанкционированных свалок, примыкающих к территории полигона или вывоза их на другой полигон;
- закрытие полигона с отсыпкой грунтом, устройством изолирующего слоя, укреплением и озеленением откосов;
- стабилизация грунта;
- проведение инженерных изысканий для разработки проекта рекультивации полигона твердых бытовых отходов,
- разработка проекта рекультивации полигона твердых бытовых отходов;
- получение положительного заключения экологической экспертизы проекта рекультивации полигона твердых бытовых отходов;
- проведение мероприятий по технической рекультивации, в том числе планировка, формирование откосов, обустройство экрана, укладка плодородного грунта, устройство гидротехнических сооружений, организация системы сбора и утилизации фильтрата с полигона, организация системы биогаза, проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду;
- проведение мероприятий по биологической рекультивации, в том числе подбор ассортимента многолетних трав, подготовка плодородного грунта, посев и уход за посевами;
- передать рекультивированный полигон.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области.
Решением от 09.10.2023 Арбитражный суд Нижегородской области исковые требования удовлетворил.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "ВоСток - ДК" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и дополнением к ней, в которых просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Ответчик утверждает, что не брал на себя обязательств по проведению инженерных изысканий для разработки проекта рекультивации полигона твердых бытовых отходов в рамках договора аренды от 10.03.2017 и дополнительного соглашения N 3 от 10.09.2019.
Апеллянт отмечает, что решение о закрытии полигона не принималось и не принято до настоящего времени, при этом в соответствие с требованиями Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем России 02.11.1996, рекультивация полигона ТБО происходит исключительно после закрытия полигона.
Представитель ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы.
Администрация Дальнеконстантиновского муниципального округа Нижегородской области в отзыве на апелляционную жалобу указала несостоятельность доводов жалобы, на законность и обоснованность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просила отказать.
В судебном заседании рассмотрено и отклонено ходатайство ответчика о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств (протокол судебного заседания от 16.01.2024).
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей истца и третьего лица по имеющимся в нем материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Дальнеконстантиновский муниципальный район Нижегородской области является собственником следующих объектов недвижимости:
1) сооружение - полигон твердых бытовых отходов, с кадастровым номером 52:32:0000000:305, площадью 44,5 кв.м., расположенный по адресу: Нижегородская область, Дальнеконстантиновский район, р.п. Дальнее Константиново, в 1 км юго-восточнее ул. Молодежная;
2) земельный участок, с кадастровым номером 52:32:0000000:161, площадью 32992 кв.м., расположенный по адресу: Нижегородская область, р.п. Дальнее Константиново, в одном километре юго-восточнее ул. Молодежная.
10 марта 2017 года администрация Дальнеконстантиновского муниципального района (далее - администрация) и ООО "ВоСток-ДК" (далее - общество) заключили договор N 03/2017 аренды имущества, согласно пункту 1.1 которого администрация предоставляет, а общество принимает в аренду полигон твердых бытовых отходов, назначение: уничтожение и захоронение твердых бытовых отходов, инв. N05672, лит А, Г1, Г2, Г3, Г4, Г5, Г6 (в состав сложного сооружения входят составные части: здание гаража, площадь 44,5 кв.м, лит. А; ограждение, протяженностью 784,4 м.п., лит Г1; подъездной путь с площадками, площадь 1806,1, лит Г2; четыре скважины, глубина 10 м.п., диаметр 150 м, лит Г3; уборная, площадь 1,3 кв.м., лит Г4; полигон, площадью 36768,3 кв.м., лит Г5; котлован, площадь 3245,2 кв.м., лит. Г6), по адресу объекта: Нижегородская область, Дальнеконстантиновский район, р.п. Дальнее Константиново, в 1 км юго-восточнее ул. Молодежная.
Срок договора аренды установлен на 5 лет.
В соответствии с п. 3.2.14 договора общество обязуется при прекращении договора передать администрации объект по акту приема-передачи, не позднее пяти дней после истечения срока действия или установленной даты расторжения договора в том состоянии, в котором общество его получило, с учетом нормального износа со всеми неотделимыми улучшениями, безвозмездно. Возврат имущества в неудовлетворительном состоянии отражается в акте приема-передачи, в котором определяется размер ущерба, нанесенного объекту, и сроки его возмещения.
В соответствии с пунктами 9.1, 9.2 договора аренды в редакции дополнительного соглашения N 3 от 10.09.2019 арендатор обязуется за счет собственных средств после окончания эксплуатации объекта произвести контроль за его состоянием и воздействием на окружающую среду, а также провести работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Арендатор обязуется в срок до 01.07.2020 на основании Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства Российской Федерации 02.11.1996, разработать соответствующий проект и провести экологическую экспертизу. Арендатор обязуется в срок до 01.12.2020 выполнить работы по устройству котлована в соответствии с утвержденным проектом.
Письмом от 05.03.2022 администрация уведомила общество о прекращении договора аренды с 12.03.2022 в связи с истечением срока его действия.
Письмом от 28.04.2022 администрация отказала обществу в заключении договора аренды на новый срок, указав на необходимость исполнения обязательств по договору аренды в части проведения рекультивации земель, проведению экологической экспертизы (т. 1 л.д. 49).
Невыполнение ответчиком указанных мероприятий явилось основанием для обращения администрации в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Договор аренды заключается на срок, определенный договором (пункт 1 статьи 610 ГК РФ).
Статьей 622 ГК РФ установлена обязанность арендатора при прекращении договора аренды вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Согласно пояснениям ответчика им выполнены необходимые работы в связи с окончанием срока действия договора аренды.
Истец данное обстоятельство оспорил, пояснив, что необходимые работы ответчиком не выполнены.
Определением от 05.05.2023 суд первой инстанции назначил по делу экспертизу, проведение которой поручил эксперту ООО НПО "Эксперт Союз" Дабахову М.В.
На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:
1) определить перечень работ, выполненных ООО "ВоСток - ДК" в отношении земельного участка, на котором расположено сооружение - полигон твердых бытовых отходов, инв N 05672, лит А, Г1, Г2, Г3, Г4, Г5, Г6 по адресу: Нижегородская область, Дальнеконстантиновский район, р.п. Дальнее Константиново, в 1 км юго-восточнее ул. Молодежная, в связи с окончанием срока действия договора аренды имущества (сооружения) N 03/2017 от 10.03.2017;
2) являются ли данные работы достаточными для предотвращения негативного экологического воздействия полигона твердых бытовых отходов на окружающую среду;
3) требуется ли выполнение дополнительных работ по восстановлению нарушенных земель.
В заключении N 52.05.059-23 от 20.07.2023 эксперт Дабахов М.В. пришел к следующим выводам (т. 2 л.д. 19-20):
1. В соответствии с результатами осмотра работы в отношении земельного участка, на котором расположен полигон твердых бытовых отходов, инв N 05672, лит А, Г1, Г2, Г3, Г4, Г5, Г6 по адресу: Нижегородская область, Дальнеконстантиновский район, р.п. Дальнее Константиново, в 1 км юго-восточнее ул. Молодежная, в связи с окончанием срока действия договора аренды имущества (сооружения) N 03/2017 от 10.03.2017, ООО "ВоСток - ДК" не выполнялись.
2. В связи с невыполнением ООО "ВоСток - ДК" работ по восстановлению нарушенных земель в связи с окончанием срока действия договора аренды имущества (сооружения) N 03/2017 от 10.03.2017, оценка их достаточности невозможна.
3. Для восстановления нарушенных земель необходимо выполнение следующих работ:
- сооружение котлована, соответствующего требованиям п. 1.15 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства Российской Федерации 02.11.1996, и заполнение его отходами второго котлована, отходами, находящимися на территории полигона вне котлованов, а также отходами несанкционированных свалок, примыкающих к территории полигона или вывоза их на другой полигон;
- закрытие полигона с отсыпкой грунтом, устройством изолирующего слоя, укреплением и озеленением откосов;
- стабилизация грунта;
- проведение инженерных изысканий для разработки проекта рекультивации полигона твердых бытовых отходов,
- разработка проекта рекультивации полигона твердых бытовых отходов;
- получение положительного заключения экологической экспертизы проекта рекультивации полигона твердых бытовых отходов;
- проведение мероприятий по технической рекультивации, в том числе планировка, формирование откосов, обустройство экрана, укладка плодородного грунта, устройство гидротехнических сооружений, организация системы сбора и утилизации фильтрата с полигона, организация системы биогаза, проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду;
- проведение мероприятий по биологической рекультивации, в том числе подбор ассортимента многолетних трав, подготовка плодородного грунта, посев и уход за посевами;
- передача рекультивированного полигона соответствующему ведомству для последующего целевого использования земель.
В судебном заседании 20.09.2023 эксперт Дабахов М.В. ответил на вопросы суда и сторон в отношении экспертного заключения.
Заключение судебной экспертизы оценено судом первой инстанции по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и признано относимым и допустимым доказательством, поскольку с точки зрения полноты и обоснованности соответствует требованиям статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в заключении отражены содержание и результаты исследований с указанием примененных методов и нормативных актов, оценка результатов исследований, выводы по поставленному вопросу.
Выводы судебного экспертного заключения ответчиком не опровергнуты.
Таким образом, с учетом выводов эксперта, судом установлена обоснованность заявленных требований.
В статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено императивное требование, согласно которому собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в числе прочих принципов, научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды и обязательности финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды (земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле), природные объекты и природные комплексы (статья 4 Закона об охране окружающей среды).
В силу части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия:
1) по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
2) по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
3) по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации (часть 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).
Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.
Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации (части 5 и 6 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации). Согласно пункту 4 статьи 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-Федерального закона (далее - Закон об отходах производства и потребления) собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года N 800, далее - Правила рекультивации) разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков.
Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель и проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий (пункт 8 Правил рекультивации).
Лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 Правил рекультивации, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев:
а) со дня окончания деятельности, осуществление которой привело к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
б) со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель;
в) со дня выявления деградации земель;
г) со дня получения предписания, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, о необходимости проведения рекультивации земель (пункт 26 Правил рекультивации).
Пунктом 7.7 ГОСТа Р 56598-2015 установлено, что рекультивацию территории полигона проводит организация, эксплуатирующая полигон, на основании предварительного разрешения на проведение работ компетентного органа государственной власти с участием предприятия, выполняющего дальнейшее использование земель. В силу пунктов 7.4, 7.8 ГОСТа Р 56598-2015 рекультивация полигонов содержит комплекс природоохранных и инженерно-технических мероприятий, направленных на восстановление территорий, занятых под полигон, с целью дальнейшего их использования.
Проанализировав приведенные правовые положения и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд установил, что фактически общество осуществляло свою деятельность по эксплуатации полигона твердых бытовых отходов с 2012 по 2022 гг. Вследствие деятельности ответчика по эксплуатации полигона и многолетнего размещения им твердых бытовых отходов является очевидным ухудшение качества земель, в связи с чем судом отклонены возражения о недоказанности деградации земель в результате негативного воздействия хозяйственной деятельности общества, и поэтому общество как организация, эксплуатировавшая полигон твердых бытовых отходов и использовавшая земельный участок, обязано разработать проект рекультивации земель и провести непосредственно саму рекультивацию.
Доводы ответчика об отсутствии в договоре аренды обязанностей арендатора по рекультивации спорного земельного участка, на котором в момент передачи его в аренду уже существовал полигон ТБО, признаны судом несостоятельными, поскольку условиями пунктов 9.1, 9.2 договора аренды в редакции дополнительного соглашения N 3 от 10.09.2019 арендатор добровольно принял на себя обязательство за счет собственных средств после окончания эксплуатации объекта провести работы по восстановлению нарушенных земель; разработать соответствующий проект и провести экологическую экспертизу; выполнить работы по устройству котлована в соответствии с утвержденным проектом, что соответствует принципу свободы договора, установленному статей 421 ГК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В свою очередь, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не представил объективных, достоверных и достаточных доказательств того, что им выполнены данные обязательства в рамках договора аренды.
Утверждение ответчика об отсутствии необходимости в выполнении работ по причине непринятия уполномоченным органом государственной власти решения о закрытии полигона ТБО судом отклонено, поскольку необходимость выполнения работ вызвана не закрытием полигона, а окончанием срока действия договора аренды от 10.03.2017 N 03/2017. Более того, в судебном заседании 20.09.2023 эксперт Дабахов М.В. пояснил, что использование полигона ТБО в будущем невозможно ввиду его заполнения.
Исследовав материалы дела, проверив доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Аргументы заявителя жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются несостоятельными.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.10.2023 по делу N А43-37208/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВоСток - ДК" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.Н. Наумова |
Судьи |
Н.В. Устинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-37208/2022
Истец: Администрация Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области
Ответчик: ООО "ВОСТОК-ДК"
Третье лицо: МИНЭКОЛОГИИ Нижегородской обл., АНО "Центр экспертиз ТПП Нижегородской области", ООО "Лига-Эксперт", ООО "Центр экспертизы и оценки ЕСИН", ООО НПО "Эксперт Союз"