г. Санкт-Петербург |
|
04 декабря 2019 г. |
Дело N А56-30024/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Сомовой Е.А., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Коршачек Е.О.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): Новиков А.В. по доверенности от 15.02.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31999/2019) ГЖИ Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.09.2019 по делу N А56-30024/2019 (судья Н.А.Мильгевская), принятое
по заявлению ООО "Управляющая компания "Кантемировская"
к ГЖИ Санкт-Петербурга
о признании незаконным предписания
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Кантемировская" (ОГРН: 1127847039462, ИНН: 7842467494, адрес: 196211, г. Санкт-Петербург, пр-кт Космонавтов, д. 23, корп. 3, пом. 3-Н; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (ОГРН 1037867000115, ИНН 7841000298; адрес: 195112, г. Санкт-Петербург, пр-кт Малоохтинский, д. 68, лит. А; далее - Инспекция) от 29.12.2018 N 03/21036-Р.
Решением суда от 17.09.2019 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое предписание признано недействительным.
Не согласившись с внесенным решением, Инспекция направила апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании поступившего обращения гражданина и распоряжения N 03/21036-р, Инспекцией 29.12.2018 проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения Обществом лицензионных требований при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом N 36, корпус 4 по Пулковскому шоссе в городе Санкт-Петербурге (далее - МКД N 36).
В ходе проверки Инспекцией установлено, что с 01.12.2018 Обществом в одностороннем порядке увеличен размер платы на содержание и ремонт жилого помещения (в том числе управление многоквартирным домом), выставляемые собственникам многоквартирного жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское ш., д. 36, корп. 4, новый размер платы не утвержден общим собранием собственников.
По результатам проверки Обществу выдано предписание от 29.12.2018 N 03/21036-р об устранении выявленных нарушений в срок до 17.04.2018 путем утверждения повышения тарифов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме (в том числе, управление многоквартирным домом) на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Не согласившись с выданным предписанием, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности действий Общества по индексации размера платы за содержание жилого помещения в отсутствии ежегодного оформления изменения данных цен (тарифов) решениями общего общих собраний собственников, в связи с чем предписание Инспекции признано недействительным.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу пункта 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, которые являются обязательными для управляющих организаций, исполняющих обязанности по договору управления (далее - Правила).
В силу подпункта "ж" пункта 4 Правил управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением такого стандарта как организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
Учитывая изложенное, при начислении платы за жилищные услуги и оформлении платежных документов Общество как управляющая домом организация обязана соблюдать требования действующего жилищного законодательства, в том числе положения части 7 статьи 156 ЖК РФ. Исполнение указанных требований входит в предмет договора управления и является лицензионным требованием, предусмотренным пунктом 3 Положения о лицензировании.
Согласно статье 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в том числе и принятие решений по вопросам, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
Кроме того, в соответствие с пунктом 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 491 при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (часть 4 статьи 158 ЖК РФ).
Из системного анализа приведенных нормативных положений следует, что основным (первоочередным) способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) на законодательном уровне определено только волеизъявление собственником помещений в многоквартирном доме путем принятия решения об этом на общем собрании. Соблюдение подобной процедуры направлено на защиту прав и законных интересов таких лиц, а также пресечение со стороны управляющей организации в одностороннем порядке необоснованного, по своему собственному усмотрению, изменения платы.
При этом действующее законодательство не предусматривает возможность самовольного увеличения управляющей организацией размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в том числе на уровень инфляции или индекс потребительских цен, без решения общего собрания собственников помещений в таком доме.
Как следует из материалов дела, протоколом от 23.08.2013 общего собрания собственников многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское ш., д. 36, корп. 4 утверждена форма договора управления с приложением перечня тарифов и цен на услуги и работы.
Договор на управлением многоквартирным домом от 06.08.2013 содержит пункт 7.7, согласно которому размер платы за оказание услуг, может быть изменен на основании нормативно-правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, компания в одностороннем порядке может увеличить размер платы на управленческие и дополнительные услуги с учетом индекса тарифов на жилищные услуги, изменения уровня инфляции, уровня потребительских цен, увеличением размера минимальной оплаты труда.
Приказом от 02.11.2018 N ПР-0029-КТМ изменен размер платы за содержание жилого помещения на основании пункта 7.7 Договора управления.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что собственниками помещений в многоквартирном доме фактически принято решение, предоставляющее Обществу право индексации размера платы за содержание жилого помещения в отсутствии ежегодного оформления изменения данных цен (тарифов) решениями общего общих собраний собственников.
Как обоснованно отметил суд первой инстанции, обстоятельства, свидетельствующие о принятии собственниками помещений в многоквартирном доме решения об индексации платы, не опровергнуты и положения условий договора управления (пункт 7.7) в установленном законом порядке недействительными не признаны
Учитывая вышеприведенные положения жилищного законодательства и установленные обстоятельства дела, свидетельствующие о том, что отношения между собственниками жилых помещений и управляющей организацией по поводу определения размера платы за содержание жилья регулируются договором управления многоквартирным домом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у Инспекции правовых оснований для возложения на заявителя обязанности по утверждению повышения тарифов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме (в том числе, управление многоквартирным домом) на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.09.2019 по делу N А56-30024/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Е.А. Сомова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-30024/2019
Истец: ООО "Управляющая компания "Кантемировская"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА