г. Хабаровск |
|
05 декабря 2019 г. |
А73-14300/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи г.Комсомольска-на-Амуре" министерства здравоохранения Хабаровского края: Брагина И.Г. представитель по доверенности от 14.01.2019;
от Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования: Литовка П.И. представитель по доверенности от 09.01.2019, Потылицин В.В. представитель по доверенности от 01.02.2019, Морозова О.В. представитель по доверенности от 09.01.2019, Пястолова М.В. представитель по доверенности от 09.01.2019;
от министерства здравоохранения Хабаровского края: Пилипенко Е.Н. представитель по доверенности от 10.01.2019;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи г.Комсомольска-на-Амуре" министерства здравоохранения Хабаровского края
на решение от 07.10.2019
по делу N А73-14300/2018
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи г.Комсомольска-на-Амуре" министерства здравоохранения Хабаровского края
к Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования третье лицо: министерство здравоохранения Хабаровского края
о признании недействительными акта и требования
УСТАНОВИЛ:
краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи г.Комсомольска-на-Амуре" министерства здравоохранения Хабаровского края (ОГРН 1022700524813, ИНН 2727027150, далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края о признании недействительным в части акта от 09.08.2018 N 59, в части требования от 21.08.2018 N 05-2758/8 Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования (далее - фонд).
Определением от 31.10.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство здравоохранения Хабаровского края (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 07.10.2019 в удовлетворении заявленных учреждением требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, учреждение обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 07.10.2019 по делу N А73-14300/2018 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы учреждение ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель учреждения доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель фонда против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 07.10.2019 по делу N А73-14300/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель министерства поддержал апелляционную жалобу учреждения.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Фондом на основании приказа от 03.07.2018 N 132 проведена плановая комплексная проверка в КГБУЗ "Комсомольская ССМП" по использованию средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования с 01.01.2016 по 30.06.2018.
В ходе проверки Фондом установлен факт нецелевого использования учреждением средств обязательного медицинского страхования, в том числе в размере 25 445 853,76 руб., израсходованных учреждением в связи с оказанием скорой медицинской помощи при психических заболеваниях и расстройствах поведения; в размере 152 708,48 руб. на приобретение противогаза гражданского фильтрующего ГП 7Б в количестве 100 штук.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 09.08.2018 N 59, которым КГБУЗ "Комсомольская ССМП" предписано возвратить в бюджет ХКФОМС сумму нецелевого использования средств в размере 25 598 562,24 коп. в течение 10 рабочих дней со дня предъявления требования об устранении выявленных нарушений и уплатить в бюджет ХКФОМС штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств в размере 2 559 856,22 руб.
На акт проверки Учреждением направлены возражения от 15.08.2018 N 1-6/842 в части несогласия с выводами Фонда о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования в размере 25 445 853,76 руб., Указанные возражения Фондом рассмотрены и признаны необоснованными, о чем указано ответе от 21.08.2018 N 05-2754/8.
КГБУЗ "Комсомольская ССМП" 22.08.2018 (вх. N 1-9/1254) вручено требование N 23 об устранении нарушений, возврате средств и уплате штрафа.
О незаконности акта проверки и требования фонда в части, учреждение обратилось в арбитражный суд, который правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
В силу части 5 статьи 26 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) и части 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проведение проверки и ревизии, осуществляет территориальный фонд (пункт 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ).
В части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
Статьей 35 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации (часть 1).
Согласно части 6 статьи 35 Закона N 326-ФЗ в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, в следующих случаях: 1) инфекционные и паразитарные болезни, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза, ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита; 2) новообразования; 3) болезни эндокринной системы; 4) расстройства питания и нарушения обмена веществ; 5) болезни нервной системы; 6) болезни крови, кроветворных органов; 7) отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм; 8) болезни глаза и его придаточного аппарата; 9) болезни уха и сосцевидного отростка; 10) болезни системы кровообращения; 11) болезни органов дыхания; 12) болезни органов пищеварения; 13) болезни мочеполовой системы; 14) болезни кожи и подкожной клетчатки; 15) болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани; 16) травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин; 17) врожденные аномалии (пороки развития); 18) деформации и хромосомные нарушения; 19) беременность, роды, послеродовой период и аборты; 20) отдельные состояния, возникающие у детей в перинатальный период.
В соответствии с частью 2 статьи 36 Закона N 326-ФЗ территориальная программа обязательного медицинского страхования включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, установленные базовой программой обязательного медицинского страхования, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо.
Согласно части 6 статьи 36 Закона N 326-ФЗ территориальная программа обязательного медицинского страхования в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования определяет на территории субъекта Российской Федерации способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, содержит реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, определяет условия оказания медицинской помощи в них, а также целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи.
Частью 11 данной статьи определено, что стоимость утвержденной территориальной программы обязательного медицинского страхования не может превышать размер бюджетных ассигнований на реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования, установленный законом о бюджете территориального фонда.
В части 1 статьи 32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" указано, что медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 32 Закона N 323-ФЗ к одному из видов медицинской помощи отнесена скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь.
Частью 3 статьи 83 Закона N 323-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение оказания гражданам скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи осуществляется за счет: 1) средств обязательного медицинского страхования; 2) бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых на финансовое обеспечение реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования); 3) бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти, и включенным в перечень, утвержденный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовую программу обязательного медицинского страхования).
Из приведенных положений следует, что финансовое обеспечение скорой специализированной медицинской помощи, не включенной в базовую и территориальную программы обязательного медицинского страхования, должно осуществляться за счет средств бюджета субъекта.
Согласно разделам IV Федеральных (базовых) программ (постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2015 N "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год", от 19.12.2016 N 1403 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", от 08.12.2017 N "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования застрахованным лицам оказывается, в том числе скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения.
В разделах V вышеуказанных Федеральных (базовых) программ установлено, что за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования застрахованным лицам оказывается, в том числе скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения.
Разделами V действовавших в спорных периодах Программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края (постановления Правительства Хабаровского края от 29.12.2016 N 504-пр, от 24.12.2015 N 467-пр, от 28.12.2017 N 545-пр) установлено, что в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования гражданам (застрахованным лицам) оказывается, в том числе скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе 4 настоящей территориальной программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения.
Финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования осуществляется в соответствии с разделом 6 территориальной программы, согласно которому за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования застрахованным лицам оказывается, в том числе скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе 4 Территориальной программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения.
За счет бюджетных ассигнований краевого бюджета осуществляется финансовое обеспечение скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в части медицинской помощи, не включенной в территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Согласно акту проверки от 09.08.2018 N 59 и требованию от 22.08.2018 N 23, КГБУЗ "Комсомольская ССМП" вменяется в вину факт нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования за январь- июнь 2016 года в размере 9 462 279,86 руб., за 2017 год - 9 586 625,21 руб., январь - июнь 2018 года - 6 396 948,69 руб., использованных на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, занимающих штатные должности (врач-психиатр; фельдшер выездной психиатрической бригады; санитар выездной психиатрической бригады), включенных в состав специализированной психиатрической выездной бригады скорой медицинской помощи; затраченных на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно; затраченных на оплату материальных запасов (горюче-смазочных материалов, лекарственных препаратов, медицинских изделий), связанных с оказанием медицинской помощи застрахованным лицам при психических расстройствах и расстройствах поведения.
Судом первой инстанции с учетом статьи 83 Закона N 323-ФЗ, положений вышеуказанных базовых и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, сделан верный вывод о том, что финансовое обеспечение скорой специализированной медицинской помощи, не включенной в базовую и территориальную программы обязательного медицинского страхования, должно осуществляться за счет средств бюджета Хабаровского края, что соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской в определении от 29.11.2019 N 303-ЭС19-21464. Поэтому оспоренный акт и требование фонда являются законными.
Поскольку расходы на оказание скорой специализированной медицинской помощи психиатрическими бригадами при заболеваниях, не включенных в базовую и территориальную программы обязательного медицинского страхования, осуществлялись КГБУЗ "Комсомольская ССМП" за счет средств обязательного медицинского страхования, суд первой инстанции правильно установил, что учреждение использовало в проверенный период средства обязательного медицинского страхования с нарушением установленного порядка.
Отклоняется довод жалобы о неотложении судом первой инстанции судебного разбирательства по ходатайству учреждения (л.д.4 т.3). В протоколе судебного заседания 01.10.2019 отражено рассмотрение судом первой инстанции заявленного ходатайства и его отклонение. В соответствии с частями 3 и 4 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отложение судебного разбирательства является правом, а не обязанностью суда, не отложение само по себе не нарушение норм процессуального права.
Довод жалобы об оказании медицинской помощи в полном объеме не имеет в данном споре значение, поскольку спор об использованном источнике финансирования.
Довод жалобы о неисполнении ХКФОМС обязанности заключать тарифные соглашения с субъектом Российской Федерации отклоняется, поскольку является самостоятельным требованием, не заявленным учреждением в установленном АПК РФ порядке.
На основании изложенного выше законодательства несостоятелен довод жалобы о том, что бюджетом учреждения для оплаты оказанной медицинской помощи является только ХК ФОМС.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 07.10.2019 по делу N А73-14300/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи г.Комсомольска-на-Амуре" министерства здравоохранения Хабаровского края (ОГРН 1022700524813, ИНН 2727027150) излишне уплаченную государственную пошлину по платежному поручению от 18.10.2019 N 884605 в сумме 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-14300/2018
Истец: КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "СТАНЦИЯ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Г. КОМСОМОЛЬСКА-НА-АМУРЕ" МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Ответчик: ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
Третье лицо: Министерство здравоохранения Хабаровского края