г. Вологда |
|
04 декабря 2019 г. |
Дело N А13-4748/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 04 декабря 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Ралько О.Б. и Черединой Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Варфоломеевой А.Н.
при участии от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области Никоноровой Т.О. по доверенности от 08.07.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 03 октября 2019 года по делу N А13-4748/2019,
установил:
Департамент имущественных отношений Вологодской области (адрес: 160000, город Вологда, улица Козленская, дом 8; ОГРН 1033500036998, ИНН 3525057122, далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (адрес: 160001, город Вологда, улица Челюскинцев, дом 3; ОГРН 1043500093889, ИНН 3525144576, далее - Управление) о признании незаконным решения от 06.12.2018 об отказе в учёте изменений объекта недвижимости. Истец просит суд обязать ответчика произвести соответствующие изменения в отношении земельного участка с кадастровым номером 35:09:0201002:22.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет градостроительства и архитектуры Вологодской области, администрация Нюксенского муниципального района, администрация сельского поселения Игмасское, Соломенников Михаил Иванович в лице законного представителя Соломенниковой Елены Николаевны.
Решением суда от 03 октября 2019 года требования Департамента удовлетворены.
Управление с решением суда не согласилось, обратилось в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить. В обоснование доводов жалобы ссылается на следующее. Площадь земельного участка с кадастровым номером 35:09:0201002:22 меньше установленного предельного минимального размера земельного участка для данного вида разрешенного использования, что препятствовало проведению кадастрового учета. На земельном участке расположен жилой дом с кадастровым номером 35:09:0201002:571, однако в Едином государственном реестре прав сведений о земельном участке, на котором указанное здание расположено не содержалось.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал изложенные в жалобе доводы.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) 13.01.2014 зарегистрировано право собственности Вологодской области на земельный участок с кадастровым номером 35:09:0201002:22, расположенный по адресу: Вологодская область, Нюксенский район, Игмасский с/с, п. Игмас, ул. Школьная, д. 33, общей площадью 220 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для производственных и служебных целей.
Распоряжением Департамента от 24.08.2018 N 2121-р изменен вид разрешенного использования названного земельного участка на вид разрешенного использования "жилые дома усадебного и коттеджного типов с земельными участками от 0,03 га до 0,15 га, ориентированными на ЛПХ".
В связи с этим, Департамент обратился в Управление Росреестра по Вологодской области с заявлением от 29.08.2018 (вх. N 35-0-1-115/3011/2018 от 29.08.2018) о внесении в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования в отношении названного земельного участка.
Управление Росреестра уведомлением от 06.09.2018 приостановило осуществление испрашиваемых действий до 06.12.2018, указав на нарушение положений статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ), части 10 статьи 38 Закона о кадастре, пункта 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Правил землепользования и застройки муниципального образования Игмасское, поскольку площадь земельного участка с кадастровым номером 35:09:0201002:22 на 80 кв. м меньше установленного предельного минимального размера земельного участка для испрашиваемого вида разрешенного использования "жилые дома усадебного и коттеджного типов с земельными участками от 0,03 га до 0,15 га, ориентированными на ЛПХ", что препятствует проведению кадастрового учета.
По истечении указанного срока Управление Росреестра отказало в учете изменений объекта недвижимости решением от 06.12.2018, в связи с не устранением заявителем причин, повлекших принятие решения о приостановлении.
Считая оспариваемый отказ незаконным, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции признал решение Управления Росреестра об отказе в учете изменений объекта недвижимости незаконным.
Апелляционный суд находит выводы суда, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, правомерными.
На основании пункта 2 части 1 статьи 29, части 2 статьи 198 АПК РФ прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Частью 1 статьи 65, частью 5 статьи 200 АПК РФ регламентировано, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Реестр сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно пункту 4 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о виде или видах разрешенного использования земельного участка.
При этом, как следует из подпункта 3 пункта 22 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943, вид или виды разрешенного использования земельного участка обозначаются путем указания:
установленного вида разрешенного использования - на основании соответствующего акта уполномоченного органа с указанием, в том числе реквизитов такого акта об установлении вида разрешенного использования;
вида разрешенного использования земельного участка из числа видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом, и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границы территориальной зоны, сведения о которой внесены в ЕГРН, посредством указания которого в том числе обеспечивается взаимосвязь записей раздела ЕГРН на земельный участок с записями реестра границ, или реквизитов решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки или о внесении изменений в них, если в реестре границ отсутствует запись о соответствующей зоне).
В силу пункта 2 части 1 статьи 32 Закона N 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Реестр в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка.
Согласно части 2 статьи 33 Закона N 218-ФЗ, орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения заявления самостоятельно запрашивает документы (содержащиеся в них сведения) в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Органы государственной власти и органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в соответствии со статьей 32 Закона N 218-ФЗ.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Управление, отказав в учете изменений объекта недвижимости, указало, что Правилами землепользования и застройки муниципального образования Игмасское для земельных участков с видом разрешенного использования "жилые дома усадебного и коттеджного типов с земельными участками от 0,03 до 0,15 га, ориентированными на ЛПХ" установлены предельные минимальные размеры - 300 кв. м, тогда как площадь земельного участка с кадастровым номером 35:09:0201002:22 составляет 220 кв. м.
Установление или изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется на основании решения уполномоченного органа публичной власти только в случаях, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", положения которого носят временный характер и прекращают свое действие в случае принятия правил землепользования и застройки.
Как предусмотрено пунктом 8 статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ, частью 4 статьи 37 ГрК РФ при наличии утвержденных правил землепользования и застройки правообладатель земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных законом, вправе самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований выбрать вид разрешенного использования земельного участка из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ определено, что земли делятся по целевому назначению на категории, и правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства.
Согласно пункту 9 статьи 1 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
Действительно, правилами землепользования и застройки сельского поселения Игмасское Нюксенского муниципального района, утвержденными решением Совета сельского поселения Игмасское от 19.11.2013 N 30, установлены параметры разрешенного использования земельных участков в границах населенных пунктов в пределах жилых зон с видом разрешенного использования "жилые дома усадебного и коттеджного типов с земельными участками от 0,03 до 0,15 га, ориентированных на ЛПХ", в числе которых в составе предельно допустимых параметров зоны застройки индивидуальными жилыми домами определена минимальная площадь земельного участка - 300 кв. м.
Вместе с тем, при рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 35:09:0201002:22, расположенном по адресу: Вологодская область, Нюксенский район, Игмасский с/с, п. Игмас, ул. Школьная, д. 33А (с учетом постановления администрации поселения от 22.08.2019 N 67), расположен объект недвижимости - жилой дом общей площадью 103,6 кв. м, возведенный в 1997 году, в отношении которого 24.11.2011 осуществлен кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 35:09:0201002:571.
В ЕГРН 14.04.2008 внесены сведения о праве собственности Соломенникова Михаила Ивановича, 2004 года рождения, на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность от 30.10.2007 (том 1, листы 107, 114-124, 143-148, том 2, листы 1-4).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3, пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ собственники зданий, сооружений имеют исключительное право на приобретение земельных участков, на которых расположены данные здания, сооружения, в собственность или в аренду без проведения торгов.
Статьей 42 ЗК РФ установлена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.
Из системного толкования статьи 37 ГрК РФ, а также статей 1, 8, 14, 29 Закона N 218-ФЗ следует обязанность лица оформить в установленном действующим законодательством порядке свой выбор вида разрешенного использования земельного участка из числа всех допустимых для категории, к которой относится земельный участок, путем осуществления государственного кадастрового учета.
Судом установлено, что жилой дом, расположенный на спорном земельном участке, эксплуатируется семьей Соломенникова М.И. с 1997 года в установленных границах земельного участка.
Возможность изменения границ спорного земельного участка с целью увеличения его площади в существующей застройке п. Игмас отсутствует.
С учетом изложенного, отказ Управления Росреестра в учете изменений объекта недвижимости, правомерно признан не соответствующим Закону N 218-ФЗ.
Доводы, приведенные Управлением в жалобе, не опровергают законность и обоснованность решения суда, основаны на ином толковании апеллянтом норм действующего законодательства и иной правовой оценке обстоятельств спора, что не свидетельствует об ошибочности выводов суда и не может служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
Апелляционная жалоба Управления удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 03 октября 2019 года по делу N А13-4748/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-4748/2019
Истец: Департамент имущественных отношений Вологодской области
Ответчик: Управление Росреестра по Вологодской области
Третье лицо: администрация Нюксенского муниципального района, администрация сельского поселения Игмасское, Комитет градостроительства и архитектуры Вологодской области, Соломенников Иван Михайлович, Соломенникова Елена Николаевна, Соломенникова Елена Николаевна (законный представитель Соломенникова Михаила Ивановича)