05 декабря 2019 г. |
Дело N А84-1768/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 05 декабря 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Приваловой А.В.,
Омельченко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусевой Е.Г.,
при участии представителей: от потребительского кооператива "Сервисный морской центр "Аврора" - Милочкиной Р.А., доверенность от 28.08.2019 N 8;
от Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - Каюмовой Н.Н., доверенность от 09.01.2019 N 09,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 17 сентября 2019 года по делу N А84-1768/2019 (судья Архипенко А.М.), принятое по заявлению потребительского кооператива "Сервисный морской центр "Аврора" (ул. Рубежная, д. 5/1, г. Севастополь, 299024) об оспаривании решения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (ул. Советская, д. 9, г. Севастополь, 299011),
установил:
потребительский кооператив "Сервисный морской центр "Аврора" (далее - ПК "СМЦ "Аврора", заявитель) обратился в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением, в котором просит признать недействительным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - Департамент, заинтересованное лицо), изложенное в письме от 29.12.2018 N ГУ-Исх./29024/18, об отказе в предоставлении кооперативу в аренду земельного участка площадью 5 212 кв.м, с кадастровым номером 91:02:004003:2019.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 17.09.2019 требования ПК "СМЦ "Аврора" удовлетворены.
Признано недействительным полностью решение Департамента, изложенное в письме от 29.12.2018 N ГУ-исх./29024/18, которым отказано потребительскому кооперативу "Сервисный морской центр "Аврора" в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, в аренду без проведения торгов".
На Департамент возложена обязанность в установленном Административным регламентом предоставления государственной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, в аренду без проведения торгов", утвержденным распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 19.01.2017 N 544-РДЗ, порядке, рассмотреть заявление ПК "СМЦ "Аврора" от 04.12.2018 N2453 (вх. NГУ-21053/18 от 06.12.2018) о заключении договора аренды земельного участка в аренду без проведения торгов.
Кроме того с Департамента в пользу ПК "СМЦ "Аврора" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Полагая, что указанный судебный акт принят с нарушением норм материального и процессуального права, Департамент обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы, заинтересованное лицо ссылается на обоснованность и законность оспариваемого отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение Арбитражного суда города Севастополя от 17.09.2019 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ПК "СМЦ "Аврора" возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (ранее и далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании решения Хозяйственного суда города Севастополя от 20.03.2013 по делу N 919/262/13-г Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя осуществлена государственная регистрация права собственности ПК "СМЦ "Аврора" на следующие объекты недвижимости: нежилое здание - пункт охраны, лит. "А", площадью 21,4 кв.м, кадастровый номер 91:02:004003:277; сооружение - бассейн, площадью 56,4 кв.м, кадастровый номер 91:02:004003:2597; сооружение - бассейн, площадью 17,7 кв.м, кадастровый номер 91:02:004003:2599, расположенные по адресу: г. Севастополь, ул. Рубежная, 3.
Распоряжением Департамента от 23.08.2017 N 10998-РДЗ была утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером 91:02:004003:1975, расположенного: Российская Федерация, г. Севастополь, Гагаринский район, западный берег бухты Казачья, площадью 17 339 кв.м, и образованы путем раздела: земельный участок площадью 5 212 кв.м, "спорт" (код 5.1), "причалы для маломерных судов" (код 5.4); земельный участок площадью 12 127 кв.м, "спорт" (код 5.1), "причалы для маломерных судов" (код 5.4).
04.09.2017 сведения о земельном участке площадью 5 212 кв.м, с разрешенными видами использования "спорт" (код 5.1), "причалы для маломерных судов" (код 5.4) внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) с присвоением данному земельному участку кадастрового номера 91:02:004003:2019, а 06.09.2017 была осуществлена государственная регистрация права собственности на него за городом федерального значения Севастополем.
Согласно заключению кадастрового инженера Березанской В.Ф. от 25.10.2018, принадлежащие ПК "СМЦ "Аврора" объекты капитального строительства с кадастровыми номерами 91:02:004003:277, 91:02:004003:2597, 91:02:004003:2599, расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 91:02:004003:2019.
04.12.2018 ПК "СМЦ "Аврора" обратился в Департамент с заявлением (вх. N ГУ-21053/18 от 06.12.2018) о предоставлении в аренду без проведения торгов, земельного участка площадью 5212 кв.м, расположенного по адресу: г. Севастополь, Гагаринский район, западный берег бухты Казачья, кадастровый номер 91:02:004003:2019, представив следующие документы: выписку из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 91:02:004003:2019; сообщение о нахождении на испрашиваемом земельном участке объектов капитального строительства с кадастровыми номерами 91:02:004003:277, 91:02:004003:2597, 91:02:004003:2599; заключение кадастрового инженера Березанской В.Ф. от 25.10.2018; выписки из ЕГРН со сведениями о зарегистрированных правах на объекты недвижимости с кадастровыми номерами 91:02:004003:277, 91:02:004003:2597, 91:02:004003:2599.
Письмом от 29.12.2018 за N ГУ-Исх./29024/18 государственный орган, со ссылкой на пункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, отказал кооперативу в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, в аренду без проведения торгов", указав, что в выписке из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 91:02:004003:2019, отсутствуют сведения о нахождении в его границах объектов капитального строительства.
Полагая данный отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы, ПК "СМЦ "Аврора" обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В силу части 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Подпунктом 9 пункта 2 названной статьи предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
В случае если земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет и его границы не подлежат уточнению, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование (подпункты 6, 7 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ).
Требования к заявлению о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, изложены а части 1 статьи 39.17 ЗК РФ.
Пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка, уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки, совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Согласно положениям подпункта 1 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Статьей 39.16 ЗК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов.
Аналогичный перечень для отказа содержится в пункте 2.9 Административного регламента предоставления государственной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, в аренду без проведения торгов", утвержденного распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 19.01.2017 N 544-РДЗ.
Оценив оспариваемый отказ Департамента, апелляционный суд приходит к выводу о том, что положенный в основу отказа довод о невозможности идентифицировать объекты недвижимого имущества, находящиеся на испрашиваемом земельном участке, противоречит представленным в материалы дела доказательствам, в том числе заключению кадастрового инженера Березанской В.Ф.
Как следует из материалов дела, обращение с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 91:02:004003:2019 обусловлено тем, что на указанном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие Заявителю на праве собственности.
При этом, материалами дела подтверждено, что ПК "СМЦ "Аврора" является собственником объектов недвижимости: нежилого здания - пункта охраны, лит. "А", площадью 21,4 кв.м, кадастровый номер 91:02:004003:277; сооружения - бассейна, площадью 56,4 кв.м, кадастровый номер 91:02:004003:2597; сооружения - бассейна, площадью 17,7 кв.м, кадастровый номер 91:02:004003:2599, расположенных по адресу: г. Севастополь, ул. Рубежная, 3.
Исходя из заключения кадастрового инженера Березанской В.Ф. от 25.10.2018, объекты капитального строительства, находящиеся в собственности у Заявителя, расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 91:02:004003:2019, находящегося в государственной собственности города Севастополя.
Данные выводы кадастрового инженера, изложенные в заключении от 25.10.2018, Департаментом не опровергнуты.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Заявителем также представлены выписки из ЕГРН (л.д.135-143, т.1), из содержания которых следует, что указанные объекты капитального строительства расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 91:02:004003:2019, сведения об объектах недвижимости имеют статус "актуальные, ранее учтённые".
Соответственно следует признать, что у заявителя имеется право на предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов, и заинтересованное лицо, является органом, уполномоченным на распоряжение указанным земельным участком.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемый отказ не основан на нормах действующего законодательства, а также нарушает права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создавая препятствия в реализации исключительного права приобретения на правах аренды испрашиваемого земельного участка.
В рассматриваемом случае Департамент, не представил надлежащих доказательств, подтверждающих обоснованность оспариваемого отказа.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что удовлетворив в полном объеме требования Заявителя, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
При этом, удовлетворив требования Заявителя, суд первой инстанции с учетом требований пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ возложил на заинтересованное лицо обязанность повторно в установленном законом порядке рассмотреть заявление ПК "СМЦ "Аврора" от 04.12.2018 N 2453 (вх. N ГУ-21053/18 от 06.12.2018) о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, презюмируя обязанность Департамента на основании доводов, изложенных в мотивировочной части решения предоставить Кооперативу в аренду испрашиваемый им земельный участок площадью 5212 кв.м.
Судебная коллегия, основываясь на сформированных Арбитражным судом Центрального округа правовом подходе в этом вопросе, касающемся безосновательности и неэффективности такого способа восстановления нарушенных прав заявителей, признает наличие этого недостатка в оспариваемом акте. Однако, учитывая факт того, что доводами апелляционной жалобы не охвачен примененный судом способ восстановления нарушенных прав и законных интересов Заявителя, а также то, что на конкретный вопрос судебной коллегии представителю Заявителя по поводу законности и эффективности этого способа восстановления прав, был получен ответ о том, что указанный способ устраивает её в полной мере и он является эффективным, судебная коллегия считает возможным оставить в данной части решение суда первой инстанции без изменения.
При вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи.
Судом апелляционной инстанции исследованы доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов и обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы ПК "СМЦ "Аврора" по уплате государственной пошлины в размере 3000,00 руб. правомерно отнесены судом на Администрацию, не в пользу которой состоялся судебный акт, в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины судом апелляционной инстанции не разрешается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 17 сентября 2019 года по делу N А84-1768/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-1768/2019
Истец: "Сервисный морской центр "Аврора"
Третье лицо: Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя