г. Самара |
|
26 января 2024 г. |
Дело N А72-10180/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.01.2024.
Полный текст постановления изготовлен 26.01.2024.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барковской О.В., судей Кузнецова С.А., Морозова В.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой Е.А.,
с участием в судебном заседании:
лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.10.2023 по делу N А72-10180/2023 по иску общества с ограниченной ответственностью "ГК "РЭС" (ИНН 7328095550, ОГРН 1177325018848) к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью Администрации города Ульяновска (ИНН 7303006082, ОГРН 1027301162822) и к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ульяновска (ИНН 7325037133, ОГРН 1027301160886) о взыскании задолженности, третье лицо: Фонд модернизации и жилищно-коммунального комплекса по Ульяновской области (ИНН 7326999197, ОГРН 1137300000122),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ГК "РЭС" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью Администрации города Ульяновска и к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ульяновска о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.01.2015 по 31.12.2022 в размере 29 227 руб. 59 коп.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25.10.2023 иск удовлетворен частично к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, с Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска в пользу общества с ограниченной ответственностью "ГК "РЭС" взыскано неосновательное обогащение в сумме 10 616 руб. 64 коп. с зачислением на специальный счет, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 726 руб. 40 коп., в остальной части отказано. Иск к Управлению муниципальной собственностью администрации города Ульяновска оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с судебным актом, Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ульяновска обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ульяновска.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие лиц участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о рассмотрении дела.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "ГК РЭС" является управляющей организацией МКД N 5 по проспекту Ульяновский в г. Ульяновске на основании договора управления N 21 от 01.08.2019.
Муниципальному образованию город Ульяновск принадлежит на праве собственности жилое помещения (квартира N 25), расположенное в многоквартирном доме по указанному адресу.
Ссылаясь на наличие задолженности у ответчика по внесению платы за капитальный ремонт за период с 01.01.2015 по 31.12.2022 в размере 29 227 руб. 59 коп., истец обратился в суд.
Удовлетворяя иск частично суд правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (часть 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации взнос на капитальный ремонт включен в плату за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, собственник жилого (нежилого) помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы на содержание общего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В данном случае уплата взносов на капитальный ремонт общего имущества должна производиться собственником имущества, обязанности которого возложены на Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска.
Судом первой инстанции установлено, что согласно ведомственной структуре расходов бюджета муниципального образования город Ульяновск на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной решением Ульяновской Городской Думы от 08.12.2021 N 214, получателем бюджетных средств на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за площади помещений, находящихся в муниципальной собственности, на капитальный ремонт муниципального жилищного фонда, на капитальный ремонт жилищного фонда является Управление жилищно-коммунального хозяйства и администрации города Ульяновска.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что ранее согласно ведомственной структуре расходов бюджета муниципального образования город Ульяновск на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной решением Ульяновской Городской Думы от 29.11.2017 N 13014, и ведомственной структуре расходов бюджета муниципального образования город Ульяновск на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной решением Ульяновской Городской Думы от 09.12.2020 N 57, получателем бюджетных средств на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах также являлось Управление жилищно-коммунального хозяйства и администрации города Ульяновска
На основании изложенного, а также с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что надлежащим ответчиком по иску является Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска как главный распорядитель бюджетных средств по рассматриваемой статье расходов.
Согласно расчету истца, задолженность по взносам на капитальный ремонт общего имущества спорного жилого помещения составила 29 227 руб. 59 коп. за период с 01.01.2015 по 31.12.2022.
С учетом заявления ответчика о пропуске срока исковой давности суд признал обоснованным требование в размере 10 616 руб. 64 коп. за период с 01.06.2020 по 31.12.2022, с учетом тарифа 5,60 руб. /кв.м. за период с 01.06.2020 по 31.12.2021 и 8,50 руб./кв.м. за период с 01.01.2022 по 31.12.2022.
Довод жалобы о том, что Управление жилищно-коммунального хозяйства не является собственником спорного помещения отклоняется, поскольку указанный орган действует от имени и в интересах собственника (публично-правового образования), следовательно, является надлежащим ответчиком по делу.
Также отклоняется довод жалобы об отсутствии у Управления жилищно-коммунального хозяйства сведений о площадях жилых и нежилых помещений, так как указанное обстоятельство в силу положений действующего законодательства не является основанием для освобождения ответчика от оплаты задолженности. Апелляционный суд отмечает, что такая информация является открытый и ответчик вправе был ее получить в установленном законом порядке.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме и не могут быть учтены, как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.10.2023 по делу N А72-10180/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
О.В. Барковская |
Судьи |
С.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-10180/2023
Истец: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ГК "РЭС", ООО "ГК "РЭС", ООО "РЕМОНТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ СЛУЖБА"
Ответчик: МО "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью Администрации города Ульяновска, МО ГОРОД УЛЬЯНОВСК В ЛИЦЕ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ, ЭКОНОМИКИ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА, Управление ЖКХ Администрации г Ульяновска
Третье лицо: ФОНД МОДЕРНИЗАЦИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Фонд модернизации и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской областии