г. Чита |
|
04 декабря 2019 г. |
Дело N А19-14509/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е. О., Каминского В. Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бобровой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НК-ЭНЕРГО" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 августа 2019 года по делу N А19-14509/2019 по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Иркутской области (ИНН 3818017835, ОГРН 1043802089418) к обществу с ограниченной ответственностью "НК-ЭНЕРГО" (ИНН 3811042550, ОГРН 1153850028639) о взыскании 72 390 руб.,
в отсутствии в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 13 по Иркутской области (далее - заявитель, налоговый орган, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "НК-ЭНЕРГО" (далее - ответчик, общество) регулярных платежей за пользование недрами за 3 квартал 2018 года в размере 72 390 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 августа 2019 года заявленные требования удовлетворены.
Взыскана с общества с ограниченной ответственностью "НК-ЭНЕРГО" задолженность по регулярным платежам за пользование недрами за 3 квартал 2018 года в размере 72 390 руб. с зачислением в соответствующий бюджет, а также в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 2 896 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество с ограниченной ответственностью "НК-ЭНЕРГО" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 августа 2019 года по делу N А19-14509/2019, принять по делу новый судебный акт.
Общество в апелляционной жалобе указывает на необходимость оставления заявления инспекции без рассмотрения, в связи с несоблюдением налоговым органом досудебного порядка урегулирования спора. Кроме того, общество указало, что из положений НК РФ не следует, что платежи за пользование недрами относятся к налоговым платежам, в связи, с чем считает, что у налогового органа отсутствуют полномочия администратора на взыскивание данных платежей.
В материалы дела поступил письменный отзыв, в котором инспекция, возражая доводам апелляционной жалобы, с выводами суда первой инстанции согласна, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 12.11.2019.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "НК-ЭНЕРГО" 25.10.2018 г. представило в налоговую инспекцию расчет регулярных платежей за пользование недрами за 3 квартал 2018 года, согласно которому сумма платежа к уплате в бюджет составила 72 390 руб.
В установленный законодательством срок оплата по регулярным платежам за 3 квартал 2018 г. обществом не произведена.
В связи с чем, в адрес ответчика направлено уведомление-требование N 08-19/018280 от 18.12.2018 г. об уплате регулярных платежей за пользование недрами при пользовании недрами на территории Российской Федерации.
Обществу предложено уплатить задолженность в добровольном порядке в срок до 15.01.2019 г.
Неуплата ответчиком платежей в срок, установленный в уведомлении-требовании, явилась основанием для обращения налогового органа в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании задолженности.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Недропользователь обязан ежеквартально, не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представлять в территориальные органы Федеральной налоговой службы по месту нахождения участка недр расчеты регулярных платежей за пользование недрами по форме, утвержденной Минфином России по согласованию с Минприроды России (пункт 6 статьи 43 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 Закона РФ "О недрах").
В силу пункта 2 статьи 43 Закона РФ "О недрах" размеры регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска.
Порядок определения конкретных размеров ставок регулярных платежей за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр. Регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год.
Регулярные платежи за пользование недрами взимаются в денежной форме и зачисляются в федеральные, региональные и местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога и сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно статье 30 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы имеют полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет РФ не только налогов и сборов, но и иных обязательных платежей в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
В НК РФ (в п. п. 7, 8 ст. 346.35) в качестве налогов (сборов), уплачиваемых в рамках различных видов СРП, указаны платежи за пользование природными ресурсами, плата за негативное воздействие на окружающую среду и таможенные сборы.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии у налогового органа полномочий администратора по взыскиванию данной задолженности отклоняется судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
Статьей 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что администраторами поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации являются органы государственной власти, осуществляющие в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
В соответствии с пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета, в частности, осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также осуществляет взыскание задолженности по ним.
Как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии с Федеральным законом от 19.12.2016 г. N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" администратором регулярных платежей за пользование недрами при пользовании недрами на территории Российской Федерации является Федеральная налоговая служба.
Следовательно, обращение налогового органа в суд с настоящим заявлением правомерно.
Довод ответчика о несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора также подлежит отклонению на основании следующего.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания, относятся к делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, и рассматриваются судом в порядке административного судопроизводства.
На основании части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (часть 2).
Согласно пункту 2 статьи 214 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, указанные в пунктах 1 - 5 статьи 126 настоящего Кодекса, а также документ, подтверждающий направление заявителем требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке.
Таким образом, при взыскании в судебном порядке обязательных платежей и санкций, в том числе по регулярным платежам за пользование недрами должен быть соблюден досудебный порядок взыскания в виде предложения о добровольной уплате задолженности.
Из представленных материалов дела следует, что ответчику отправлялось требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов N 08-19/018280 от 18.12.2018 г., следовательно, досудебный порядок урегулирования спора заявителем соблюден, в связи с чем, правовые основания для оставления заявленных требований без рассмотрения отсутствуют.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, ООО "НК-ЭНЕРГО" в нарушение вышеуказанных норм обязанность по уплате регулярных платежей за пользование недрами за 3 квартал 2018 года не исполнило, задолженность за указанный период составляет 72 390 руб.
Данное обстоятельство подтверждается материалами дела и обществом по существу не оспорено.
В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации инспекцией налогоплательщику было направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на N 08-19/018280 от 18.12.2018 г.
Указанное требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов налогоплательщик в установленные сроки не исполнил.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.
Согласно пункту 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Налоговым органом не принималось решение о взыскании в порядке, установленном статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что требование налогового органа законно, обосновано, документально подтверждено, подлежит удовлетворению в полном размере.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 августа 2019 года по делу N А19-14509/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В.Ломако |
Судьи |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-14509/2019
Истец: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N13 по Иркутской области
Ответчик: ООО "НК-Энерго"