г. Санкт-Петербург |
|
03 декабря 2019 г. |
Дело N А42-6015/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Семеновой А.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Коршачек Е.О.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: Смуров М.Б. по дов. от 23.07.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28076/2019) ООО "Металл-Норд" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.08.2019 по делу N А42-6015/2019, принятое
по заявлению Министерства развития промышленности и предпринимательства Мурманской области
к ООО "Металл-Норд"
о привлечении к административной ответственности
установил:
Министерство развития промышленности и предпринимательства Мурманской области (далее - Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Металл-Норд" (192174, г. Санкт-Петербург, пр. Александровской фермы, д. 8, стр. 1, кв. 439; ИНН 5190058742, ОГРН 1165190053874; далее - Общество, ООО "Металл-Норд") к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 13.08.2019 заявление удовлетворено, Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В апелляционной жалобе Общество, не оспаривая факт совершения правонарушения, просит решение суда отменить, ссылаясь на неправомерность проверки, проведенной отделом собственной безопасности УМВД по МО, устранение вмененных нарушений, наличие оснований для замены штрафа предупреждением в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ, отсутствие у Министерства полномочий на рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.1 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Министерства, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество является держателем выданной Министерством бессрочной лицензии М 0002985 от 29.04.2019 на осуществление заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов по адресам: г. Кола, ул. Северная, д. 16; г. Кандалакша, ул.Объездная, д. 7; г. Полярные Зори, в границах земельного участка с кадастровым номером 51:28:0080002:1651; г. Оленегорск, ул. Строительная, в границах земельного участка с кадастровым номером 51:12:0010105:36.
21.05.2019 в связи с поступившим сообщением сотрудниками ОРЧ СБ УМВД России по Мурманской области проведена проверка соблюдения Обществом лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов. В ходе проверки установлено, что в нарушение подпункта "б" пункта 6 Положения о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 N 1287 (далее - Положение о лицензировании), ООО "Металл-Норд" по адресу: г. Полярные Зори, ул. Складская, д. 4/3, в границах земельного участка с кадастровым номером 51:28:0080002:1651, осуществлен приём лома цветных металлов без составления приемо-сдаточного акта, а также без проведения взрывобезопасного и радиационного контроля.
Результаты проверки отражены в протоколе осмотра места происшествия от 21.05.2019.
Материалы проверки переданы для рассмотрения в Министерство, которым 07.06.2019, в присутствии законного представителя Общества составлен протокол N 109 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьи 203 АПК РФ Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной в соответствии с указанной квалификацией.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В части 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, составляют действия по осуществлению предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). При этом квалифицирующим признаком правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, является фактическое осуществление лицом предпринимательской деятельности.
В силу пункта 34 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов отнесены к видам деятельности, подлежащим лицензированию.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Положения о лицензировании к лицензионным требованиям применительно к данному виду деятельности относится наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или ином законном основании земельных участков, зданий, строений, сооружений, помещений, технических средств, оборудования и технической документации, соответствующих установленным требованиям, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности в каждом из мест ее осуществления.
Согласно части 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Применительно к деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов согласно пункту 6 Положения о лицензировании грубыми нарушениями лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности являются повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ, нарушения:
а) лицензионных требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 5 настоящего Положения;
б) требований Правил обращения с ломом черных металлов и Правил обращения с ломом цветных металлов в части приема лома черных и цветных металлов: без составления приемо-сдаточного акта; без осуществления радиационного контроля; без осуществления контроля на взрывобезопасность.
Судом по материалам дела (договор N 01/08/16А субаренды земельного участка от 01.08.2016; протокол осмотра места происшествия от 21.05.2019; акт осмотра и взвешивания лома цветного металла от 21.05.2019; акт исследования предметов и документов от 21.05.2019; объяснение Оноприенко Д.В. от 21.05.2019; объяснение Гусева С.А. от 21.05.2019; протокол N 109 об административном правонарушении от 07.06.2019) установлено и Обществом не оспаривается прием лома и отходов цветных металлов без составления приемо-сдаточного акта, осуществления радиационного контроля, осуществления контроля на взрывобезопасность.
Как верно указал суд первой инстанции, обращение с ломом цветных металлов в части приема лома без составления приемо-сдаточного акта, без осуществления радиационного контроля, без осуществления контроля на взрывобезопасность создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозу чрезвычайных ситуаций техногенного характера, в связи с чем обоснованно констатировал наличие в действиях Общества события правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Обстоятельств объективной невозможности соблюдения Обществом установленных правил и норм, а равно принятие Обществом всех зависящих от него мер по их соблюдению, судом не установлено, что, в силу статьи 2.1 КоАП РФ, характеризует субъективную сторону вмененного правонарушения.
Вывод суда первой инстанции о том, что процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не установлено, соответствует фактическим обстоятельствам дела. Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями КоАП РФ с участием представителя Общества, которому были разъяснены права. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела в суде не истек. Гарантии защиты прав, предоставленных КоАП РФ, Обществу обеспечены.
Учитывая специфику регулируемых правоотношений и объект посягательства, суд не обоснованно не установил оснований для освобождения ООО "Металл-Норд" от административной ответственности в силу статьи 2.9 КоАП РФ (за малозначительностью правонарушения).
В соответствии с правилами частей 3, 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ судом учтено отсутствие обстоятельств отягчающих или смягчающих ответственность Общества, но, исходя из вытекающего из Конституции Российской Федерации принципа дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, суд назначил наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб., т.е. ниже низшего предела, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что штраф в размере 50 000 руб. позволит обеспечить достижение целей административного наказания - устранение выявленных нарушений и предупреждение совершения новых.
Апелляционным судом отклоняются, как несостоятельные доводы Общества об отсутствии у Министерства полномочий по рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.1 КоАП РФ.
Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве развития промышленности и предпринимательства Мурманской области, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 02.04.2015 N 123-ПП, Министерство является исполнительным органом, осуществляющим функции по формированию и реализации государственной политики Мурманской области, а также нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов.
Вопреки позиции подателя апелляционной жалобы, пунктом 4.1.3 названного Положения Министерство вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах компетенции Министерства. Отмеченные Обществом ограничения по составам предусмотренных КоАП РФ правонарушений (в числе которых отсутствует указание на статью 14.1 КоАП РФ), исходя из содержания названного пункта Положения, имеют отношение к рассмотрению дел об административных правонарушениях.
Вместе с тем, вопрос о привлечении Общества к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией, рассмотрен не Министерством, а арбитражным судом.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного административного правонарушения малозначительным, а также для назначения административного наказания в соответствии с положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ судом не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
При этом в силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Из изложенного следует, что в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого или среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Учитывая, что прием лома без составления приемо-сдаточного акта, без осуществления радиационного контроля, без осуществления контроля на взрывобезопасность создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозу чрезвычайных ситуаций техногенного характера, т.е. может создать условия, установленные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, замена наказания на предупреждение в соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ невозможна.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.08.2019 по делу N А42-6015/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-6015/2019
Истец: Министерство развития промышленности и предпринимательства Мурманской области
Ответчик: ООО "МЕТАЛЛ-НОРД"