город Омск |
|
05 декабря 2019 г. |
Дело N А75-17360/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14543/2019) общества с ограниченной ответственностью "МЕДИАФАРМ" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.10.2019 по делу N А75-17360/2019,
принятое по заявлению территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу
к обществу с ограниченной ответственностью "МЕДИАФАРМ" (ОГРН 1138602012493, ИНН 8602206839)
о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - территориальный орган Росздравнадзора, Управление, заявитель, административный орган) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "МЕДИАФАРМ" (далее - ООО "МЕДИАФАРМ", общество, заинтересованное лицо) о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 11.10.2019 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-17360/2019 заявленные требований удовлетворены. Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде приостановления деятельности на срок 40 суток.
Возражая против принятого решения, общество в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры; нарушения по хранению лекарственных препаратов не относятся к причинению жизни и здоровью человека.
Обществом ссылается на нарушение срока давности привлечения к административной ответственности.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, от административного органа поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как усматривается из материалов дела, 14.08.2019 территориальным органом Росздравнадзора на основании приказа от 26.07.2019 проведена внеплановая выездная проверка ООО "МЕДИАФАРМ", с целью контроля за устранением нарушений, выявленных в ходе предыдущей неплановой выездной проверки и исполнения выданного предписания от 07.06.2019 N И72-2029/19.
Общество осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии на осуществлении фармацевтической деятельности от 03.06.2014 N ЛО-86-02-000352-14, действующей бессрочно, выданной Службой по контролю и надзору в сфере здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по адресу осуществления деятельности юридического лица: 628426, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Пушкина, д. 14/2, модульный магазин "Спорттовары" (Аптека готовых лекарственных форм).
При проведении проверки по вышеуказанному адресу выявлены длящиеся нарушения обязательных лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности, регламентированных Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, статей 58.1, 59 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
Лекарственные препараты, подлежащие предметно-количественному учету в аптечной организации, на момент проверки 14.08.2019 находятся в шкафу для хранения медикаментов в торговом зале.
Препараты без вторичных упаковок - блистеры целые и с нарушением первичной упаковки (расстриженные):
- Лирика капс. 300 мг блистеры N 14, серия АН3313, годен до 11.2021, производства Pfizer - 5 блистеров + расстриженные поштучно 2 капе. + 11 капс. - не поставлены на предметно-количественный учёт;
- Лирика капс. 150 мг блистеры N 14, серия СА9885, годен до 02.2022, производства Pfizer - 8 блистеров + 7 капс. - не поставлены на предметно-количественный учёт;
- Нурофен плюс капс. N 12, серия НВ076, годен до 06.2022, производитель Reckitt Benckiser - 15 блистеров + 6 сне поставлены на предметно-количественный учёт;
- Прегабалин-рихтер капс. 300 мг N 14, производитель Гедеон Рихтер - 5 блистеров - не поставлены на предметно-количественный учёт;
- Тропикамид капли глазные 1,0 % 10 мл, серия 0907101, годен до 04.2022, производитель К.О. Ромфарм Компани C.P.JI. - 16 флаконов - не поставлены на предметно-количественный учёт;
- Тропикамид-СОЛОфарм капли глазные 1,0 % 10 мл, серия 030519, годен до 06.2022, производитель Солофарм - 20 флаконов - не поставлены на предметно-количественный учёт;
- Тропикамид капли глазные 1,0 % 10 мл, серия 60519, годен до 06.2021, производитель ФГУП "Московский эндокринный завод" - 5 флаконов - не поставлены на предметно-количественный учёт;
- Мидриацил капли глазные 1,0 % 15 мл, серия 18H07CD, годен до 07.08.8.2021, производитель с.а. Алкон-Куврер н.в. - 1 флакон - не поставлен на предметно-количественный учёт.
Реализация их не подтверждена рецептами или требованиями медицинских организаций (согласно пункту 14 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.07.2017 N 403н "Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность" (далее - приказ N 403н) рецепты формы 148-1/у-88 хранятся три года).
На товарных остатках отдела запасов ООО "МЕДИАФАРМ", согласно предоставленной ведомости по состоянию на 14.08.2019, лекарственные препараты, подлежащие предметно-количественному учету и находящиеся в шкафу для хранения медикаментов в торговом зале без вторичных упаковок - блистеры целые и с нарушением первичной упаковки (расстриженные) - отсутствуют.
По запросу оптовых организаций от 21.02.2019 И72-592/19 "О предоставлении информации", являющихся поставщиками лекарственных препаратов в аптеку, в рамках проводимой проверки, получена информация от менеджера оптового поставщика АО НПК "Катрен", г. Тюмень об отгрузке лекарственных препаратов за период с 01.01.2018 по 18.02.2019 в адрес ООО "МЕДИАФАРМ".
Лекарственный препарат Лирика 0,15 N 14, капсулы отгружен по счёту-фактуре от 31.01.2019 N 101404-16 в количестве 10 упаковок и не поставлен на предметно-количественный учёт (указан в акте проверки N 65 от 07.06.2019, предписание N И72-2029/19 от 07.06.2019). Реализация его не подтверждена рецептами или требованиями медицинских организаций (согласно пункту 14 Приказа N 403н, рецепты формы 148-1/у-88 хранятся три года).
По дополнительному запросу территориального органа Росздравнадзора от 08.08.2019 N И72-2930/19 руководителям организаций оптовой торговли лекарственными препаратами получена информация о поставках лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету в адрес ООО "МЕДИАФАРМ": г. Сургут, ул. Пушкина, д. 14/2 за период с 15.04.2019 по 31.07.2019.
Согласно информации от менеджера оптового поставщика АО НПК "Катрен", г. Тюмень об отгрузке лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету в адрес ООО "МЕДИАФАРМ", за указанный период поставлены лекарственные препараты: Лирика 0,3 N 56, Прегабалин-Рихтер 0,15 N 14, Прегабалин-СЗ 0,3 N 14, которые не поставлены на предметно-количественный учет.
Представленные в ход проверке акты уничтожения лекарственных препаратов от 30.06.2018 N 32, от 12.03.2019 N 32, оформлены с нарушением Правил уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 674, и не направлялись в территориальный орган Росздравнадзора.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 26.08.2019 N 124 (т. 1 л.д. 24-32).
По факту выявленных нарушений в отношении общества 28.08.2019 составлен протокол N 100 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ (том 1 л.д. 15-22).
На основании статьи 23.1 КоАП РФ, части 2 статьи 202 АПК РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "МЕДИАФАРМ" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
11.10.2019 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечанием к указанной норме Кодекса установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Объективную сторону вменяемого предпринимателю правонарушения по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ образует осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований.
Объектом указанного нарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.
Субъектами данного правонарушения являются лица, осуществляющие лицензируемые виды предпринимательской деятельности и имеющие соответствующие лицензии.
С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Таким образом, вменяя учреждению нарушение части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, административный орган в силу статьи 65 и части 5 статьи 205 АПК РФ должен доказать, что предпринимательская деятельность осуществлена с грубым нарушением условий лицензии.
При этом для установления события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, административному органу следует выяснить, осуществляется ли фактически лицом, в отношении которого проводится проверка соблюдения лицензионных требований, предпринимательская деятельность, в случае ее осуществления - соблюдаются ли при этом условия лицензии.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Закона N 99-ФЗ лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Согласно пункту 47 статьи 12 Закона N 99-ФЗ фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности установлен Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" (далее - Положение о лицензировании N 1081).
Пунктом 6 указанного Положения о лицензировании предусмотрено, что осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения.
В части эпизода, связанного с нарушением правил приобретения и реализации лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно подпункту "г" пункта 5 приведенного Положения о лицензировании N 1081 к лицензионным требованиям при осуществлении фармацевтической деятельности относится, в том числе, соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения: аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, - правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, требований части 6 статьи 55 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ) и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 58.1 Закона N 61-ФЗ).
Предметно-количественный учет лекарственных средств для медицинского применения ведут производители лекарственных средств, организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, и медицинские организации, осуществляющие обращение лекарственных средств для медицинского применения, путем регистрации любых связанных с их обращением операций, при которых изменяется их количество и (или) состояние, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения (далее - специальные журналы) (пункт 3 статьи 58.1 Закона N 61-ФЗ).
Правила ведения и форма журнала лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, утверждены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17.06.2013 N 378н "Об утверждении правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с ращением лекарственных средств для медицинского применения" (далее - Приказ N 378н).
В свою очередь, правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утверждены приказом Минздрава России от 11.07.2017 N 403н (далее - Правила отпуска).
Согласно пункту 4 Правил отпуска по рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы N 148-1/у-88, отпускаются лекарственные препараты, включенные в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету.
В силу пункта 14 Правил отпуска остаются и хранятся у субъекта розничной торговли рецепты (с отметкой "Лекарственный препарат отпущен") на: наркотические и психотропные лекарственные препараты списка II, психотропные лекарственные препараты списка III - в течение пяти лет; лекарственные препараты, отпускаемые бесплатно или со скидкой, - в течение трех лет; комбинированные лекарственные препараты, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, внесенные в списки II и III Перечня, изготовленные в аптечной организации, лекарственные препараты, обладающие анаболической активностью, лекарственные препараты, подлежащие предметно-количественному учету, - в течение трех лет.
Лекарственные препараты "Тропикамид" и "Лирика" (прегабалин) подлежат предметно-количественному учету, согласно разделу IV приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.04.2014 N 183н "Об утверждении перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету".
Материалы дела свидетельствуют о том, что обществом лекарственные препараты "Тропикамид" и "Лирика", отпущены без рецепта врача, реализация таких препаратов не была учтена в специальном журнале, что нарушает вышеприведенные нормы.
Доказательств ведения журнала операций, связанных с обращением указанных лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, обществом ни в ходе проверки, ни в материалы настоящего дела не представлено.
Реализация лекарственных средств не подтверждена рецептами или требованиями медицинских организаций, которые согласно пункту 14 Правил отпуска должны храниться три года.
С учетом отсутствия возражения со стороны общества, связанных с оспариванием данных обстоятельств, суд апелляционной инстанции также считает доказанным в рамках названного эпизода наличие в действиях ООО "МЕДИАФАРМ" события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Фармацевтическая деятельность отнесена действующим законодательством к числу особо значимых видов экономической (хозяйственной) деятельности, подлежащей лицензированию, что свидетельствует о том, что соблюдение ООО "МЕДИАФАРМ" лицензионных требований и правил при осуществлении указанной деятельности является необходимым условием для создания гарантий не нанесения ущерба правам, законным интересам граждан.
Доказательств, свидетельствующих о принятии обществом всех зависящих от него мер для соблюдения требований законодательства при осуществлении лицензионной деятельности, в материалах дела не содержится. Заинтересованным лицом не доказано, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению вышеуказанных требований законодательства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Каких-либо нарушений КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
При этом доводы заинтересованного лица о том, что в рассматриваемой ситуации истек срок давности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, отклоняются судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Так, в силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Поскольку в рассматриваемом случае дело об административном правонарушении в отношении общества рассматривалось судьей, постольку срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, составляет три месяца.
Выявленное административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, является длящимся, соответственно трехмесячный срок давности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, начинает исчисляться с момента обнаружения правонарушения уполномоченным лицом.
Так, согласно представленному в материалы дела акту проверки от 26.08.2019 N 124 нарушения выявлены в действиях общества 14.08.2019, согласно которым административным органом установлено, что имеются достаточные данные, указывающие на наличие в действиях заинтересованного лица события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Таким образом, срок давности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в рассматриваемой ситуации начинает исчисляться с 14.08.2019 и, как следствие, истекает 14.11.2019.
Учитывая, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции 11.10.2019, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что срок давности привлечения заинтересованного лица к административной ответственности соблюден.
Судом первой инстанции обществу назначено наказание в виде административного приостановления лицензионной деятельности аптечного пункта, расположенного по адресу: 628402, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Московская, дом 32, корп. А, офис 28, на срок 40 суток.
Отклоняя доводы подателя жалобы о том, что в качестве меры наказания суд первой инстанции неправомерно применил административное приостановление деятельности, со ссылкой на выполнение мероприятий по предписанию об устранении выявленных нарушений от 10.06.2019 N И72-2050/19 и привлечение заведующей аптечным пунктом к дисциплинарной ответственности, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях называет следующие виды административных наказаний, которые могут применяться в отношении юридических лиц: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; административное приостановление деятельности (пункт 1 и пункт 2 статьи 3.2 КоАП РФ).
Перечень видов наказаний, установленный статьей 3.2 КоАП РФ, является исчерпывающим и расположен в порядке возрастания от менее строгого вида наказания к более строгому. Указанный перечень начинается таким видом наказания как предупреждение и заканчивается административным приостановлением деятельности.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Частью 1 статьи 3.12 КоАП РФ установлено, что административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Обстоятельствами, при наличии которых может быть назначено административное приостановление деятельности, являются угроза жизни или здоровью людей, возникновение эпидемии, эпизоотии, заражение (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступление радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинение существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо совершение административного правонарушения в определенной законом области.
Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Административное приостановление деятельности назначается судьей.
Частями 2, 3 указанной статьи установлено, что административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток. Срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
В рассматриваемом случае суд апелляционной инстанции приходит к выводу о высокой общественной опасности вмененного обществу правонарушения, поскольку безрецептурный отпуск лекарственных препаратов (особенно обладающих психоактивным действием), ненадлежащее хранение лекарственных препаратов (в том числе по истечении сроков хранения) создают угрозу жизни и здоровью людей.
Осуществление деятельности в сфере реализации лекарственных препаратов населению с нарушением лицензионных требований характеризуется высокой степенью общественной опасности, посягает в данном конкретном случае на права и интересы неопределенного круга лиц.
При определении вида административного наказания обществу за вмененные грубые нарушения лицензионных требований суд первой инстанции обоснованно учел, что неоднократным назначением обществу административного штрафа за аналогичные правонарушения, в том числе решениями Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.06.2019 по делу N А75-6889/2019 и от 14.08.2019 по делу N А75-12221/2019, не достигнута цель административного наказания, имеющая в первую очередь направленность на пресечение противоправного поведения, что свидетельствует о пренебрежительном отношении заинтересованного лица к соблюдению лицензионных требований, установленных действующим законодательством.
Суд апелляционной инстанции полагает, что при изложенных обстоятельствах назначение наказания в виде административного приостановления лицензионной деятельности аптечного пункта, расположенного по адресу: 628402, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Московская, дом 32, корп. А, офис 28, на срок 40 суток обеспечивает цели наказания, определяемые статьей 3.1 КоАП РФ.
В свою очередь, вопреки позиции подателя апелляционной жалобы, административный штраф как менее строгий вид административного наказания, предусмотренный санкцией части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, не обеспечит достижение цели административного воздействия на общество.
Поскольку лицензирование фармацевтической деятельности имеет целью обеспечение здоровья граждан и оказание услуг надлежащего качества, осуществление деятельности с нарушением условий лицензии не может быть признано малозначительным правонарушением (статья 2.9 КоАП РФ).
Оснований для применения части 3.2. статьи 4.1 КоАП РФ не имеется.
Удовлетворив заявление Управления о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, суд первой инстанции принял законное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 204 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.10.2019 по делу N А75-17360/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-17360/2019
Истец: ТEРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ - ЮГРЕ И ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ, Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу
Ответчик: ООО "МЕДИАФАРМ"