Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 3 декабря 2019 г. N 09АП-65262/19
город Москва |
|
3 декабря 2019 г. |
дело N А40-153918/19 |
Резолютивная часть постановления оглашена 25.11.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.12.2019.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей |
Суминой О.С., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Пахомовым М.М., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "Горно-металлургическая компания "Норильский Никель"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.09.2019
по делу N А40-153918/19, принятое судьей Паршуковой О.Ю.
по заявлению ПАО "Горно-металлургическая компания "Норильский Никель" (ОГРН 1028400000298)
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 (ОГРН 1047723039440)
о признании недействительными решений;
при участии:
от заявителя - Полушин И.С. по доверенности от 11.10.2019;
от заинтересованного лица - Кырин С.С. по доверенности от 11.07.2019, Мурылев А.Ю. по доверенности от 02.09.2019;
установил: ПАО "Горно-металлургическая компания "Норильский Никель" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 о признании недействительными в части отказа в возмещении НДС в размере 3.660.753 руб., решения от 29.12.2018 N 56-2-11/26/2318 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; решения от 29.12.2018 N 56-20-11/26/831 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.09.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представители общества и налогового органа поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что инспекцией в соответствии со ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации ПАО "ГМК "Норильский никель" по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2018 года, представленной 24.07.2018, по результатам которой налоговым органом составлен акт налоговой проверки от 08.11.2018 N 56-20-11/26/3164.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, возражений налогоплательщика на акт налоговой проверки, инспекцией вынесены решение от 29.12.2018 N 56-20-11/26/128 об отмене решения от 01.08.2018 N 56-20-11/26/937 о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, согласно которому отменено решение от 01.08.2018 N 56-20-11/26/937 о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в части налога на добавленную стоимость в сумме 271.557 руб., не подлежащего возмещению по результатам камеральной налоговой проверки; решение от 29.12.2018 N 56-20-11/26/831 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, согласно которому обществу отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 3.660.753 руб.; решение от 29.12.2018 N 56-20-11/26/2318 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому отказано в привлечении ПАО "ГМК "Норильский никель" к налоговой ответственности и обществу предложено внести необходимые изменения в документы бухгалтерского и налогового учета.
Общество, не согласившись с решениями инспекции N 56-20-11/26/831 и N 56-20-11/26/2318 в части признания неправомерным применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в сумме 3.660.753 руб., обратилось с апелляционной жалобой в Федеральную налоговую службу.
Решением Федеральной налоговой службы от 24.04.2019 N СА-4-9/7909@ апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением органа налогового контроля, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований общество указывает, что положения законодательства о налогах и сборах, действовавшего на момент предъявления подрядчиками спорных сумм НДС (2004 - 2005), не позволяло обществу предъявить их к вычету из бюджета до момента ввода построенного объекта основных средств в эксплуатацию и начала его амортизации.
Ссылаясь на правоприменительную практику, заявитель указывает, что суммы НДС, предъявленные налогоплательщику до 01.01.2016 при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления капитального строительства, принимаются к вычету в порядке, установленном в п. 5 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до вступления в силу положений Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй НК РФ и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства РФ о налогах и сборах".
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителей, суд апелляционной инстанции, поддерживая выводы суда первой инстанции, исходит из положений норм материального права, указанных в судебном акте, и обстоятельств, установленных судом.
В соответствии с п. 1 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в порядке, предусмотренном ст. 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные налоговые вычеты.
Согласно п. 2 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2006) вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении: товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 Налогового кодекса Российской Федерации; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В силу п. 6 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2006) вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.
Согласно абз. 1, 2 п. 1 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2006) установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. п. 3, 6 - 8 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вычетам подлежат, если иное не установлено ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с п. 5 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2006) вычеты сумм налога, указанных в абз. 1 и 2 п. 6 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) с момента, указанного в абз. 2 п. 2 ст. 259 Налогового кодекса Российской Федерации, или при реализации объекта незавершенного капитального строительства.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2006, суммы НДС, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) и уплаченные им при проведении капитального строительства, которые не приняты к вычету до 01.01.2005, подлежат вычету по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства, используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, или вычету при реализации объекта незавершенного капитального строительства в порядке, установленном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорном периоде) если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Налогового кодекса Российской Федерации и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с п. 3 ст. 170 Налогового кодекса Российской Федерации, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подп. 1 и 2 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. ст. 176, 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Из оспариваемых решений следует, ПАО "ГМК "Норильский никель" во 2 квартале 2018 применены налоговые вычеты по НДС в сумме 3.660.753 руб. по счету-фактуре ЗАО "Механобр инжиниринг" от 01.09.2004 N 289 в сумме 1.771.243, 84 руб.; по счету-фактуре ФГУП "Аэрогеодезия" от 18.12.2004 N 1247 в сумме 334.078, 01 руб.; по счету-фактуре ЗАО "Норд-Экспресс" от 30.12.2004 N 00003 в сумме 1.555.430, 80 руб.
Налоговым органом в ходе мероприятий налогового контроля установлено, что ЗАО "Механобр инжиниринг" на основании договора от 06.09.2002 N 73-67-02/192-2086, заключенного с ПАО "ГМК "Норильский никель", выполнены проектно-изыскательские (научно-исследовательские) работы в рамках реализации проекта "Реконструкция и техническое перевооружение Талнахской обогатительной фабрики с увеличением мощности до 16 млн. тонн по сумме руд".
Между ЗАО "Механобр инжиниринг" и ПАО "ГМК "Норильский никель" составлен акт сдачи-приемки научно-технической продукции N 140 (без даты).
ЗАО "Механобр инжиниринг" выставлен в адрес ПАО "ГМК "Норильский никель" счет-фактура от 01.09.2004 N 289.
Оплата работ произведена обществом платежными поручениями от 13.04.2004 N 57568, от 13.05.2004 N 59574, от 29.12.2004 N 79246.
Таким образом, из указанных документов следует, что работы выполнены ЗАО "Механобр инжиниринг" и оплачены ПАО "ГМК "Норильский никель" в 2004.
ФГУП "Аэрогеодезия" на основании договора от 14.09.2004, заключенного с ПАО "ГМК "Норильский никель", выполнены проектные работы (инженерно-топографическая съемка площадки под строительство) в рамках реализации проекта "Реконструкция и техническое перевооружение Талнахской обогатительной фабрики с увеличением мощности до 16 млн. тонн по сумме руд".
Между ФГУП "Аэрогеодезия" и ПАО "ГМК "Норильский никель" составлен акт сдачи-приемки работ без даты и без номера.
ФГУП "Аэрогеодезия" выставлен в адрес ПАО "ГМК "Норильский никель" счет-фактура от 18.12.2004 N 1247.
Оплата работ произведена Обществом платежным поручением от 01.03.2005 N 83014.
Таким образом, из указанных документов следует, что работы выполнены ФГУП "Аэрогеодезия" в 2004 году и оплачены ПАО "ГМК "Норильский никель" в 2005 году.
ЗАО "Норд-Экспресс" на основании договора от 20.07.2007 N 0720, заключенного с ПАО "ГМК "Норильский никель", выполнены проектно-изыскательские работы (инженерно-геофизическое исследование площадки под строительство) в рамках реализации проекта "Реконструкция и техническое перевооружение Талнахской обогатительной фабрики с увеличением мощности до 16 млн. тонн по сумме руд".
Между ЗАО "Норд-Экспресс" и ПАО "ГМК "Норильский никель" составлен акт от 29.10.2004 N 192-3292/04.
ЗАО "Норд-Экспресс" выставлен в адрес ПАО "ГМК "Норильский никель" счет-фактура от 30.12.2004 N 00003.
Оплата работ произведена Обществом платежным поручением от 01.03.2005 N 83011.
Таким образом, из указанных документов следует, что работы выполнены ЗАО "Норд-Экспресс" в 2004 и оплачены ПАО "ГМК "Норильский никель" в 2005.
Учитывая изложенное, налоговый орган пришел к выводу о том, что все условия для применения налоговых вычетов по НДС соблюдены обществом в 2004 и 2005.
В связи с чем, на момент заявления спорных сумм налоговых вычетов заявителем пропущен установленный п. 2 ст. 173 Налогового органа Российской Федерации срок для возмещения НДС.
Отклоняя довод общества о наличии у него права на применение налоговых вычетов по НДС со ссылкой на п. 1 ст. 3 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Положения п. 1 ст. 3 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ в рассматриваемом случае применению не подлежат, поскольку касаются порядка принятия к вычету сумм НДС, предъявленных налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) и уплаченных им при проведении капитального строительства.
Вышеуказанные положения Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ распространяют своё действие на вычеты, предъявленные непосредственно подрядными организациями, проводящими капитальное строительство. При этом из буквального прочтения указанной правовой нормы также следует, что право на ее применение возникает у тех налогоплательщиков, которые начали капитальное строительство до 01.01.2005.
Между тем, из акта законченного строительством объекта от 29.12.2017 N 55 следует, что организацией, осуществлявшей строительство объекта, являлось СМУ "Энергопромстрой" УС ООО "Заполярная строительная компания". Строительно-монтажные работы проводились в период с октября 2008 по ноябрь 2017. Проектная документация на строительство объекта разработана ЗАО "Механобр инжиниринг".
Таким образом, капитальное строительство началось в октябре 2008, а проектно-изыскательские работы и строительство объекта выполнены разными организациями по отдельным договорам.
Исходя из сведений относительно проектной документации, указанных в акте законченного строительством объекта от 29.12.2017 N 55, не представляется возможным сопоставить их с проектными работами, выполненными по спорным счетам-фактурам.
Приобретенные обществом результаты проектных работ не могут быть отнесены к операциям по проведению работ по непосредственному капитальному строительству объекта основных средств, поскольку проектная документация является предметом самостоятельных сделок, совершенных заявителем с организациями, не являющимися исполнителями строительных работ (заказчиками-застройщиками) в отношении объекта строительства.
При этом данные работы для целей налогообложения следует рассматривать как самостоятельно выполненные работы, независимо от факта принятия к учету основного средства (строящегося объекта), созданного по результатам капитального строительства.
Указанная правовая позиция согласуется с выводами Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в определении от 02.08.2016 N 305-КГ16-8855.
При таких обстоятельствах, исходя из анализа совокупности представленных в материалы дела доказательств, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.09.2019 по делу N А40-153918/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-153918/2019
Истец: ПАО "ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"
Ответчик: ФНС России Межрегиональная Инспекция по крупнейшим налогопательщикам N5