город Ростов-на-Дону |
|
04 декабря 2019 г. |
дело N А32-6120/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Краснодартеплосеть"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.10.2019 по делу N А32-6120/2019
по заявлению акционерного общества "Краснодартеплосеть" (ИНН 2312122495, ОГРН 1052307230458)
к Региональной энергетической комиссии по Краснодарскому краю (ИНН 2308085811, ОГРН 1032304936399)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Краснодартеплосеть" (далее - АО "Краснодартеплосеть", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Региональной энергетической комиссии - Департамент цен и тарифов Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 20.11.2018 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.10.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Краснодартеплосеть" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что производство по делу об административном правонарушении должно было быть прекращено в связи с пропуском срока для привлечения к административной ответственности. Поскольку правонарушение, предусмотренное ст. 14.6 КоАП РФ, не является длящимся, срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о государственном регулировании цен следует исчислять с момента совершения правонарушения. Правонарушение считается совершённым с момента установления в договоре на технологическое присоединение цены с нарушением установленного тарифа. С учётом того, что договор был заключен 30.06.2017, срок привлечения к административной ответственности истёк 30.06.2018.
В отзыве на апелляционную жалобу Региональная энергетическая комиссия - Департамент цен и тарифов Краснодарского края указала на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа департамента от 18.07.2018 N 26/2018-км в отношении общества была проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено, что в п. 3.1 договора N 16/03 от 01.02.2016, заключенного между обществм с ограниченной ответственностью "Строительное управление-5 "ЮгСтройИнвест Кубань" (заказчик) и АО "Краснодартеплосеть" (исполнитель), определена стоимость услуг по подключению к тепловым сетям АО "Краснодартеплосеть" объекта "Многоэтажная жилая застройка на земельном участке площадью 35,3 га, расположенном в районе улицы Солнечная-Понтийская в г. Краснодаре" в составе жилых домов литера 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 в размере 146 332 354,24 рубля (без НДС) из расчета 9 059,14 тыс. руб. (без НДС) за 1 Гкал/ч подключаемой тепловой нагрузки. Согласно пункту 1.2 договора N 16/03 от 01.02.2016 подключаемая тепловая нагрузка объекта заказчика составляет 16,153 Гкал/час.
В соответствии с пунктом 1.3 договора от 01.02.2016 N 16/03 источником теплоснабжения принята котельная мощностью 250 Гкал/час в микрорайоне "Восточно-Кругликовской" (котельная N 19, г. Краснодар, мкр. БВК).
В дополнительном соглашении N 1 к договору от 01.02.2016 N 16/03 с обществом с ограниченной ответственностью "Строительное управление-5 "ЮгСтройИнвест Кубань" пунктом 3.1 определена стоимость услуг по подключению к тепловым сетям акционерного общества "Краснодартеплосеть" объекта строительства "Многоэтажная жилая застройка на земельном участке площадью 35,3 га, прилегающем к улицам Солнечная-Понтийская в г. Краснодаре (Литер 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12)" в размере 148 296 380,68 (без НДС) из расчета 9 062,52 тыс. руб. (без НДС) за 1 Гкал/ч подключаемой тепловой нагрузки.
По данным АО "Краснодартеплосеть", представленным в РЭК - департамент в рамках проведения внеплановой проверки в соответствии с приказом РЭК - департамента от 18.07.2018 N 26/2018-км, установленная мощность вышеуказанной котельной по состоянию на 01.01.2016 составляла 100,0 Гкал/час, подключенная нагрузка - 201,8 Гкал/час, на 01.01.2017 установленная мощность составляла 100,0 Гкал/час, подключенная нагрузка - 248,3 Гкал/час.
Таким образом, на момент заключения договора к нему у источника теплоснабжения котельной N 19, г. Краснодар, мкр. БВК отсутствует необходимый резерв мощности, который создает техническую возможность для подключения новых объектов.
На 2016 год приложением N 2 к приказу административного органа от 16.12.2015 N 70/2015-т "Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения открытого акционерного общества "Краснодартеплосеть" в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки на 2016-2018 годы" для акционерного общества "Краснодартеплосеть" установлена плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения акционерного общества "Краснодартеплосеть", в случае если подключаемая тепловая нагрузка объекта капитального строительства заявителя г. Краснодара, в том числе застройщика, превышает 1,5 Гкал/ч при наличии технической возможности.
Установив, что в нарушение действующего порядка ценообразования АО "Краснодартеплосеть" произвело расчет стоимости услуг по подключению к тепловым сетям за 1 Гкал/час подключаемой тепловой нагрузки исходя из неустановленной платы в размере 9 062,52 тыс. руб. /Гкал/час (без НДС) за 1 Гкал/час подключаемой тепловой нагрузки, административным органом по выявленным признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества составлен протокол от 18.09.2018.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, административный орган вынес постановление о назначении административного наказания от 20.11.2018, которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является посягательство на установленный государством порядок ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение. При этом следует исходить из того, что ценообразование - это процесс формирования цен на товары и услуги, характеризуемый методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам.
На основании пункта 1.2 положения о региональной энергетической комиссии - департаменте цен и тарифов Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 14.06.2002 N 652, региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов Краснодарского края (далее - комиссия - департамент) является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов).
Согласно пункту 2.1 вышеуказанного положения основными задачами деятельности региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края является установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов, платы, надбавок, наценок).
На основании статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии с частями 9 и 11 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в случае отсутствия технической возможности подключения (технологического присоединения к системе теплоснабжения для каждого потребителя, в том числе застройщика, устанавливается в индивидуальном плане. Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, установленная в индивидуальном порядке, может включать в себя затраты на создание источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей или развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в случаях, установленных основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утв. Правительством Российской Федерации.
Пунктом 109 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 предусмотрено, что в случае отсутствия технической возможности подключения к системе теплоснабжения плата за подключение для потребителя, суммарная подключаемая тепловая нагрузка которого превышает 1,5 Гкал/ч суммарной установленной тепловой мощности системы теплоснабжения, к которой осуществляется подключение, устанавливается в индивидуальном порядке.
Таким образом, в указанном случае на основании части 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункта 109 Основ ценообразования плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении к централизованной системе теплоснабжения, определяется в индивидуальном порядке органом регулирования тарифов.
В соответствии с пунктами 5 и 26 Правил подключения к системам теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307 после выбора заявителем теплоснабжающей организации, заключается договор о подключении к системе теплоснабжения, который содержит, в том числе, размер платы за подключение, условия, обязательства и ответственность сторон договора о подключении.
В соответствии с пунктами 5 и 26 Правил подключения к системам теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307 после выбора заявителем теплоснабжающей организации, заключается договор о подключении к системе теплоснабжения, который содержит, в том числе, размер платы за подключение, условия, обязательства и ответственность сторон договора о подключении.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении, подтверждено совершение АО "Краснодартеплосеть" правонарушения в виде нарушения порядка ценообразования, поскольку в нарушение приведенных положений законодательства общество произвело расчет стоимости услуг по подключению к тепловым сетям за 1 Гкал/час подключаемой тепловой нагрузки исходя из неустановленной платы в размере 9 062,52 тыс. руб. /Гкал/ч (без НДС) за 1 Гкал/час подключаемой тепловой нагрузки.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении управлением не допущено и обществом не оспаривается, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Доводы жалобы об истечении срока давности привлечения к административной ответственности обоснованно отклонены судом первой инстанции ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
При этом срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения.
Поскольку административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения, днем совершения данного правонарушения является дата очередного расчета за оказанные услуги, а именно от 29.08.2018 (платежное поручение от 29.08.2018 N 1089, от 09.07.2018 N 988, от 22.06.2018 N 954).
Таким образом, на момент вынесения оспариваемого постановления (20.11.2018) срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 23.09.2019 N 308-ЭС19-16526 по делу N А32-6118/2019.
Ссылка апеллянта на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2017 N 15АП-7154/2017 по делу N А32-737/2017 отклоняется, поскольку указанный судебный акт принят по делу с иными фактическими обстоятельствами и по смыслу ст. 69 АПК РФ не имеет преюдициального значения.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам ст. 71 АПК РФ с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции также не установлено оснований для замены штрафа на предупреждение в порядке ст. 4.1.1 КоАП РФ, поскольку в материалы дела не представлены доказательства включения заявителя в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, применение положений статей 2.9, 3.4, 4.1.1 КоАП РФ является правом суда с учетом конкретных обстоятельств дела, а не обязанностью.
Размер назначенного обществу административного наказания определен административным органом в пределах санкции части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, соответствует характеру совершенного правонарушения и соразмерен его тяжести.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.10.2019 по делу N А32-6120/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-6120/2019
Истец: АО "Краснодартеплосеть"
Ответчик: Региональная Энергетическая Комиссия - Департамент цен и тарифов Краснодарского края, Региональная энергетическая комиссия-Департамент цен и тарифов КК