г. Санкт-Петербург |
|
03 декабря 2019 г. |
Дело N А56-55769/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лопато И.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Коршачек Е.О.
при участии:
от заявителя: Полянская Е.В. по доверенности от 14.08.2019
от заинтересованного лица: Дегтяренко А.А. по доверенности от 17.12.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28393/2019) ГАТИ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.08.2019 по делу N А56-55769/2019, принятое
по заявлению ООО "Строительная Перспектива"
к ГАТИ
об оспаривании постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Строительная Перспектива" (ОГРН: 1127847405421, адрес: 197341, Санкт-Петербург, ш. Фермское, д. 32, лит. А, пом. 77Н, каб. 1; далее - ООО "Строительная Перспектива", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт- Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Государственной административно-технической инспекции (ОГРН 1027809192575, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 36, лит. А; далее - Инспекция, ГАТИ, административный орган) об оспаривании постановления N 2361 от 19.04.2019 (далее - Постановление) о назначении административного наказания по пункту 5 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N273-70) в виде 200 000 руб. административного штрафа.
Решением от 12.08.2019 суд первой инстанции, признав правонарушение малозначительным, постановление N 2361 от 19.04.2019 о назначении административного наказания признал незаконным и отменил.
Не согласившись с решением суда, ГАТИ обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ГАТИ поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, вменяемое Обществу правонарушение выразилось, по утверждению административного органа в том, что по состоянию на 05.03.2019 в 10:31 (а также в ходе повторного осмотра 11.03.2019) выявлено нарушение требований к зимней уборке объектов благоустройства и элементов благоустройства, в том числе неосуществление мероприятий по удалению снега и наледи, погрузке, вывозу и размещению специально оборудованных местах снега и скола, образовавшегося, в процессе удаления наледи, очистке кровель и иных поверхностей объектов от снега и наледи, а именно:
- на внутриквартальной территории между Лиговским пр., Рязанским пер., Воронежской ул., ул.Печатника Григорьева, Остропольским пер. не произведена очистка от снега и наледи внутриквартальных проездов и тротуаров, не произведена обработки противогололедными материалами, не обеспечен беспрепятственный и безопасный проход, проезд, наличие снежных валов не территории и вблизи стен зданий, не произведена расчистка крышек люков инженерных сетей, по адресу: Санкт-Петербург, внутриквартальная территория в границах кад. квартала N 78:31:0001702, ограниченного Лиговским пр., Рязанским пер., Воронежской ул., ул. Печатника Григорьева, Остропольский пер.
Общество обязано выполнять работы по уборке указанных внутриквартальных территорий согласно контракту от 14.12.2018 вплоть до 31.12.2019.
Обществу вменено нарушение требований пунктов 1.1, 2.3.1.1, 4.1, 4.2, 4.4, 4.14.1, 4.14.2, 4.14.3, 10.5.3, 10.5.5, 10.5.10 Приложения N 5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 "О правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга" (далее - Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга).
Изложенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении N 95083 от 11.03.2019.
Постановлением от 19.04.2019 N 2361 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 11.03.2019 N 95083 заявитель привлечен к административно ответственности по пункту 5 статьи 20 Закона N 273-70, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с постановлением Инспекции, Общество обратилось с заявлением в суд.
Суд первой инстанции, признав правонарушение малозначительным, постановление N 2361 от 19.04.2019 о назначении административного наказания признал незаконным и отменил.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Пунктом 5 статьи 20 Закона 273-70 установлена административная ответственность за нарушение требований к зимней уборке объектов благоустройства и элементов благоустройства, в том числе неосуществление мероприятий по удалению снега и наледи, погрузке, вывозу и размещению в специально оборудованных местах снега и скола, образовавшегося в процессе удаления наледи, очистке кровель и иных поверхностей объектов от снега и наледи.
Согласно пункту 1.1 Приложения N 5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга уполномоченные на содержание лица осуществляют содержание объектов благоустройства, элементов благоустройства и ремонт элементов благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, ином вещном или обязательственном праве в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств. В случае, если в процессе содержания элементов благоустройства произошло загрязнение или повреждение иных элементов благоустройства, лица, по вине которых произошло такое загрязнение или повреждение, должны осуществить очистку от загрязнения или ремонт указанных элементов благоустройства.
Пунктом 2.3.1.1 Приложения N 5 к Правилам N 961 предусмотрено, что мероприятия по содержанию объектов благоустройства и элементов благоустройства включают уборку объектов благоустройства и элементов благоустройства, в том числе зимнюю уборку объектов благоустройства и элементов благоустройства.
Общие требования к зимней уборке объектов благоустройства определены пунктом 4 приложения N 5 к Правилам N 961.
Согласно пункту 4.1 Приложения N 5 к Правилам N 961 с 16 октября по 15 апреля устанавливается период зимней уборки территории Санкт-Петербурга (далее - зимняя уборка).
Из пункта 4.2 указанного Приложения следует, что устранение гололеда и скользкости производится путем обработки территории противогололедными материалами.
При длительных интенсивных снегопадах время технологического цикла "посыпка - подметание" не должно превышать шесть часов. При непрекращающемся снегопаде в течение суток должно быть выполнено не менее трех полных технологических циклов "посыпка - подметание", должна быть обеспечена постоянная работа уборочных машин на улицах с кратковременными (не более одного часа) перерывами для заправки машин горюче-смазочными материалами, отдыха и принятия пищи водителями.
Удаление снега осуществляется путем его рыхления, подметания, сгребания, а также погрузки, вывоза и размещения или утилизации в специально оборудованных местах. Снегоочистка начинается в зависимости от интенсивности снегопада, но не позднее чем при выпадении снега свыше 0,03 м. После формирования снежного вала немедленно производится раздвижка снежных валов. Погрузка и вывоз снега начинаются после формирования снежного вала и производятся круглосуточно до полного удаления снега. При уборке тротуаров, внутриквартальных территорий производится ручная уборка недоступных для механизмов мест. Уборка лотковой зоны в зимнее время должна предусматривать расчистку крышек люков (п.4.4, 4.5, 4.9, 4.10, 4.12, 4.14 приложения N 5 к Правилам N 961)
Согласно пункту 10.5.1 Приложения N 5 к Правилам N 961 в период зимней уборки с 16 октября по 15 апреля технология выполнения операций по уборке внутриквартальных территорий должна обеспечить безопасное и беспрепятственное движение транспортных средств и пешеходов независимо от погодных условий.
Из пункта 10.5.3 Приложения N 5 к Правилам N 961 следует, что пешеходные дорожки и внутриквартальные проезды должны быть очищены от снега и наледи до асфальта и бордюрного камня. При отсутствии усовершенствованных покрытий допускается уплотненный снежный накат.
Крышки всех колодцев ливневой канализации и других водоприемных устройств очищаются от снега и льда на всей поверхности (п.10.5.5 Приложения N 5 к Правилам N 961).
С началом снегопада дорожки, внутриквартальные проезды, тротуары обрабатываются противогололедным материалом. Время на обработку всей площади внутриквартальных территорий не должно превышать три часа с начала снегопада. Снегоуборочные работы на внутриквартальных проездах, дорожках начинаются сразу по окончании снегопада. Время на снегоочистку всей площади проездов не должно превышать шесть часов, тротуаров и дорожек - три часа. При длительных и интенсивных снегопадах уборка снега на проездах производится каждые шесть часов, на дорожках и тротуарах - каждые три часа. После обработки производится очистка дорожек, внутриквартальных проездов механизированным способом или вручную от льда и уплотненного снега. Уборка скола производится одновременно со скалыванием или немедленно по его окончании. Снег, очищаемый с внутриквартальных территорий, складируется в снежный вал на указанных территориях таким образом, чтобы были обеспечены проход пешеходов, проезд транспорта, доступ к инженерным коммуникациям и сооружениям на них и сохранность зеленых насаждений. Вывоз складируемого снега осуществляется при превышении размеров снежного вала по ширине и высоте отметки в 1 м (п.п.10.5.7-10.5.10 Приложения N 5 к Правилам N 961).
Вместе с тем, из материалов дела следует, что в нарушение вышеприведенных требований Правил 961, данные обязанности Обществом надлежащим образом не были исполнены, а именно: не произведена очистка от снега и наледи, не произведены работы по очистке от снега и наледи асфальтобетонного покрытия внутриквартальных проездов и тротуаров, не осуществлена обработка противогололедными средствами - не обеспечен беспрепятственный и безопасный проезд, проход; наличие снежных валов на территории, снежных валов вблизи стен зданий, не произведена расчистка крышек люков инженерных сетей.
Доказательства невозможности соблюдения требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые Общество не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, апелляционным судом не установлено.
Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным лицом в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения административной ответственности.
Вместе с тем, суд первой инстанции в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ признал правонарушение малозначительным и освободил Общество от административной ответственности.
Апелляционный суд не согласен с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку исключительных оснований для признания правонарушения малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 10), если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Пунктом 18 названного Постановления Пленума ВАС РФ N 10 разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. В связи с чем административные органы и суды обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание общественную опасность совершенного административного правонарушения, угрозу причинения вреда здоровью граждан, приходит к выводу о том, что совершенное Обществом административное правонарушение не может быть признано малозначительным.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости изменения постановления Инспекции в части назначенного Обществу наказания.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Применительно к рассматриваемой ситуации законодателем предусмотрена возможность назначения административного наказания в пределах минимального и максимального размеров санкции с учетом характера совершенного правонарушения, данных о правонарушителе, его материального и финансового положения, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Поскольку отягчающих ответственность обстоятельств не представлено, административный штраф подлежит снижению до минимального размера, предусмотренного санкцией.
В рассматриваемом случае назначенное Обществу административное наказание в виде 100 000 руб. штрафа отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
При изложенных обстоятельствах, решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.08.2019 подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 августа 2019 года по делу N А56-55769/2019 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Государственной административно-технической инспекции N 2361 от 19.04.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N95083 от 11.03.2019 в части штрафа, превышающего 100 000 руб.
В остальной части в удовлетворении заявления обществу с ограниченной ответственностью "Строительная Перспектива" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-55769/2019
Истец: ООО "СТРОИТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ