05 декабря 2019 г. |
Дело N А84-3319/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 05 декабря 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Приваловой А.В.,
Омельченко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусевой Е.Г.,
при участии представителей: от общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания" - Никитина В.И., доверенность от 06.05.2019 N 22;
от Главного управления государственного жилищного надзора по городу Севастополю - Сытникова А.П., доверенность от 05.12.2019 б/н,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 09 сентября 2019 года по делу N А84-3319/2019 (судья Архипенко А.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания" (ул. Харьковская, 23А, офис 3, г. Севастополь, 299057; ул. Адм. Фадеева, 21Д, г. Севастополь, 299057) об оспаривании предписания Главного управления государственного жилищного надзора по городу Севастополю (проспект Октябрьской революции, 8, г. Севастополь, 299038),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением, в котором, с учетом уточнения, просит признать незаконным пункта 2 предписания Главного управления государственного жилищного надзора по городу Севастополю (далее - Госжилнадзор) от 22.04.2019 N 20.10-10-ВЗ/19/340-ПР.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 09.09.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Полагая, что указанный судебный акт принят с нарушением норм материального права, Общество обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование доводов апелляционной жалобы, Общество ссылается на отсутствие указания в обжалуем предписании на конкретные действия, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения, а также на ненадлежащие извещение о проведении проверки.
В представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу Госжилнадзор указывает на то, что предписание от 22.04.2019 N 20.10-10-ВЗ/19/340-ПР (пункт 2) содержит характеристику нарушений (лицензионных) требований со стороны Общества; требования предписания конкретны и ясны, перечень мероприятий по их исполнению должен определяться непосредственно Обществом.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение Арбитражного суда города Севастополя от 09.09.2019 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Госжилнадзора возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами в г. Севастополе на основании лицензии от 23.10.2018 N 156, в том числе домом N 2Б по проспекту Победы.
С целью проверки информации, изложенной на интернет-портале "Новости Севастополя" от 19.04.2019 (вх. N 1236 от 19.04.2019) по вопросу нарушения технического состояния конструкций и придомовой территории многоквартирного дома N 2Б по проспекту Победы в г. Севастополе (обрушение подпорной стены и обвал грунта), распоряжением Госжилнадзора от 19.04.2019 N 20.10-10-ВЗ/19/340 в рамках осуществлении лицензионного контроля назначена внеплановая выездная в отношении Общества.
Проведенной проверкой, результаты которой нашли отражение в акте проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 22.04.2019 N 20.10-10-В3/19/340, Госжилнадзором в деятельности Общества выявлены, в частности, нарушения требований подпунктов 2.1, 2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, выразившихся в следующем: нарушение целостности асфальтового покрытия на придомовой территории вследствие обрушения подпорной стены многоквартирного дома N 2Б по проспекту Победы в г. Севастополе.
22.04.2019 Госжилнадзором выдано предписание N 20.10-10-ВЗ/19/340-ПР, в соответствии с которым на Общество возложена обязанность в срок до 22.04.2019 незамедлительно обеспечить безопасную эксплуатацию общего имущества многоквартирного дома N2Б по проспекту Победы и принять меры охранного порядка, а также в срок до 22.05.2019 организовать мероприятия по восстановлению придомовой территории многоквартирного дома N2Б по проспекту Победы в удовлетворительное техническое состояние.
На основании ходатайства Общества от 21.05.2019 исх. N 92-5089, решением Госжилнадзора от 21.05.2019 срок исполнения предписания от 22.04.2019 N 20.10-10-ВЗ/19/340-ПР продлен до 21.06.2019.
Полагая, что изданное Госжилнадзором предписание от 22.04.2019 N 20.10-10-ВЗ/19/340-ПР в части требования об организации мероприятий по восстановлению придомовой территории многоквартирного дома N2Б по проспекту Победы в удовлетворительное техническое состояние является незаконным и подлежит признанию недействительным, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ).
В части 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня (часть 3 статьи 162 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В подпункте "е" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) установлено, что в состав общего имущества в многоквартирном доме входит земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
В пункте 10 Правил N 491 предписано, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
В пункте 11 Правил N 491 предусмотрено, что содержание общего имущества включает в себя, в том числе, осмотр общего имущества, осуществляемый ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В силу пункта 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью, в том числе обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда, определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Правила N 170 включены в реестр нормативно-правовых актов, зарегистрированных в Минюсте РФ от 15.10.2003 N 5176, и являются действующим нормативно-правовым актом, устанавливающим требования к содержанию жилищного фонда, соблюдение требований указанных правил является в силу закона обязательным для управляющих организаций.
В соответствии с абзацем 3 преамбулы к разделу II Правил N 170 техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием осуществляется обслуживающей организацией путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
Целью осмотров является установление возможных причин возникновения дефектов и выработка мер по их устранению. В ходе осмотров осуществляется также контроль за использованием и содержанием помещений (пункт 2.1 Правил N 170).
Порядок технического обслуживания жилых домов закреплен в пункте 2.2 Правил N 170.
В соответствии с пунктом 17 приложения N 7 к Правилам N 170 ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек входит в перечень работ, относящихся к текущему ремонту.
Госжилнадзором в ходе проверки установлено неудовлетворительное техническое состояние асфальтового покрытия на придомовой территории многоквартирного дома N 2Б по пр. Победы в г.Севастополе, а именно нарушение целостности асфальтового покрытия, вследствие обрушения подпорной стены многоквартирного дома, что является нарушением Правил N 170.
Вышеуказанными Правилами N 170 прямо установлены обязанности управляющей организации по проведению осмотров и обеспечению исправного состояния жилого дома.
Следовательно, Общество, обслуживая указанный многоквартирный дом, являясь управляющей организацией и получая от жителей плату за содержание, текущий ремонт дома и управление имуществом указанного многоквартирного дома, несет ответственность за надлежащее содержание и ремонт многоквартирного дома, а также за соответствие его технического состояния требованиям действующего законодательства.
При этом, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Поскольку по результатам проведенной проверки Госжилнадзором выявлены нарушения вышеуказанных обязательных требований к содержанию общего имущества многоквартирного дома, предписание в оспариваемой части соответствует законодательству.
Оспариваемое предписание вынесено в пределах компетенции Госжилнадзора, направлено на устранение нарушений, факт которых подтвержден материалами дела, выдано именно тому лицу, которое обязано устранить выявленные нарушения; содержит указание на конкретные нарушения, которые должны быть устранены; предписанием предусмотрен конкретный и реальный для исполнения срок; исполнение предписания не поставлено в зависимость от воли третьих лиц или от событий, которые могут наступить. Предписание является исполнимым, поскольку непосредственно содержит указание на подлежащие устранению нарушения, путем организации мероприятий по восстановлению придомовой территории многоквартирного дома в удовлетворительное техническое состояние.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в порядке ст. 71 АПК РФ суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Обществом не представлено доказательств того, что предписанием в оспариваемой части нарушены его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также, что указанный ненормативный акт не соответствуют закону или иному нормативно-правовому акту.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Отклоняя доводы заявителя о неисполнимости предписания, апелляционный суд отмечает, что предписание направлено на устранение нарушений, наличие которых подтверждено материалами дела; предписание выдано лицу, которое обязано устранить выявленные нарушения; предписанием предусмотрен конкретный и реальный для исполнения срок.
Доводы жалобы о том, что Общество не было уведомлено за 24 часа о начале проверки также подлежат отклонению, поскольку согласно части 13 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензирующий орган вправе проводить внеплановую выездную проверку по основанию, указанному в п. 2 ч. 10 настоящей статьи, без направления предварительного уведомления лицензиату, т.е. при поступлении в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований.
Принимая во внимание, что задачами проверки являлись предупреждение, выявление и пресечение нарушений лицензионных требований, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у Госжилнадзора отсутствовала безусловная обязанность по уведомлению Общества о проведении проверки не менее чем за 24 часа, в порядке, установленном частью 16 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права и по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, для переоценки которых оснований не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 09 сентября 2019 года по делу N А84-3319/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания"- без удовлетворения
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-3319/2019
Истец: ООО "Жилищно-эксплуатационная компания"
Третье лицо: ГУ Государственного жилищного надзора г. Севастополя