г. Киров |
|
05 декабря 2019 г. |
Дело N А29-6657/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Кононова П.И., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Орловой Д.М.,
при участии в судебном заседании:
представителя ответчика Кормщиковой А.А. по доверенности от 29.11.2019 N 02-03/9251,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного предприятия "УХТАСПЕЦАВТОДОР" муниципального образования городского округа "Ухта"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.09.2019
по делу N А29-6657/2019
по заявлению муниципального казенного предприятия "УХТАСПЕЦАВТОДОР" муниципального образования городского округа "Ухта" (ОГРН 1051100632483, ИНН 1102048282)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (ОГРН 1021100514951 ИНН 1101481197),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми; общество с ограниченной ответственностью "УХТАЖИЛФОНД",
о признании недействительными решения и предписания,
установил:
муниципальное казенное предприятие "УХТАСПЕЦАВТОДОР" муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - заявитель, МКП "УХТАСПЕЦАВТОДОР", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - ответчик, УФАС, Управление, антимонопольный орган) от 20.02.2019 N 02-01/1306 по делу N А06-05/18 и выданного на его основе обязательного для исполнения предписания.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "УХТАЖИЛФОНД" (далее - ООО "УХТАЖИЛФОНД"), министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми (далее - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, Министерство).
Решением суда от 13.09.2019 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, МКП "УХТАСПЕЦАВТОДОР" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель оспаривает выводы антимонопольного органа, поддержанные арбитражным судом, о нарушении Предприятием положений пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции). Поясняет, что талоны на размещение крупногабаритных отходов выдавались Предприятием по цене, установленной уполномоченным органом. В случае необходимости урегулирования разногласий при заключении договора от 01.01.2017 N 18-17/у на размещение отходов IV-V классов опасности ООО "УХТАЖИЛФОНД" имело возможность обратиться по такому вопросу в арбитражный суд. Отсутствие у Общества намерений на включение в договор условий, указанных в протоколе урегулирования разногласий к договору на 2017, подтверждает заключенный между заявителем и третьим лицом договор от 01.01.2018 N 03-18/у на размещение отходов IV-V классов опасности. Указание суда на то, что Предприятие не позволяло завозить крупногабаритные отходы, в том числе образованные от текущего ремонта жилых помещений, на Ухтинский полигон твердых бытовых отходов, а размещение отходов на Ухтинском полигоне строительного мусора осуществлялось только по тарифам, установленным заявителем, противоречит материалам дела. Акты приемки отходов, акты сверок взаимных расчетов за 2017 и 2018 годы были подписаны Обществом без замечаний, со стороны последнего заявлений о недостатках в оказании услуг по размещению строительного мусора в адрес Предприятия не поступало. В деле отсутствуют экспертные заключения о размещении на полигоне строительного мусора отходов от текущего ремонта жилых помещений.
Управление представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором опровергло доводы жалобы, считает решение суда законным и обоснованным и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Третьи лица письменные отзывы на жалобу не представили.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 31.10.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 01.11.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Заявитель и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, МКП "УХТАСПЕЦАВТОДОР" заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, в соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель антимонопольного органа поддержал занятую по делу позицию.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, приказом от 14.05.2018 N 89 в связи с поступившим заявлением ООО "УХТАЖИЛФОНД" УФАС в отношении МКП "УХТАСПЕЦАВТОДОР" возбуждено дело N А06-05/18 (т.1 л.д.110, т.3 л.д.143).
УФАС установлено, что на территории МО ГО "Ухта" функционирует два полигона: Ухтинский городской полигон твердых бытовых отходов, а также полигон строительного мусора, закрепленные за МКП "УХТАСПЕЦАВТОДОР" на праве оперативного управления в соответствии с приказом комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО "Ухта" от 17.02.2017 N 143.
МКП "УХТАСПЕЦАВТОДОР" имеет лицензии N 011-00034 от 23.12.2015, N (011)-0034 от 06.02.2017, выданные Росприроднадзором, на осуществление деятельности, в том числе по утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности (т.1 л.д.121-123, т.3 л.д.131-136).
МКП "УХТАСПЕЦАВТОДОР" осуществляет работы по размещению отходов: складирование отходов на полигонах, изоляция отходов, подлежащих дальнейшей утилизации, то есть хранение и захоронение отходов.
Приказом Росприроднадзора от 31.12.2014 N 870 в государственный реестр объектов размещения отходов включен Ухтинский городской полигон твердых бытовых отходов для захоронения отходов, в том числе продукции из древесины, утратившей потребительские свойства (4040000000); отходы коммунальные твердые (73100000000), отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (73300000000).
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми от 25.11.2016 N 5/9-Т МКП "УХТАСПЕЦАВТОДОР" установлены и введены в действие тарифы на услуги по утилизации твердых бытовых отходов. Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми от 20.12.2017 N 72/36-Т Предприятию установлен и введен в действие с 01.01.2018 тариф на услугу по захоронению твердых бытовых отходов.
Между МКП "УХТАСПЕЦАВТОДОР" (исполнитель) и ООО "УХТАЖИЛФОНД" (заказчик) заключен договор на размещение отходов IV-V классов опасности N 03-18/у от 01.01.2018 (т.5 л.д.56-57).
По условиям данного договора заказчик сдает исполнителю отходы IV-V классов опасности, не требующие специальных условий размещения, в соответствии с приобретаемыми у исполнителя талонами на право размещения отходов на Ухтинском городском полигоне. Приемка отходов подтверждается актом сдачи отходов, направляемых на объект для размещения отходов, который подписывается в месте приемки отходов представителями заказчика и исполнителя. Исполнитель принимает отходы и обеспечивает их складирование на полигоне по размещению отходов. Перечень отходов IV класса опасности, принимаемых для размещения на полигоне, определяется приложением N 1 к договору (пункты 11.1, 1.2 договора).
Пунктом 2.6 договора предусмотрено право исполнителя не принимать отходы других категорий, не предусмотренных для размещения на полигоне, в том числе строительный мусор, отходы IV класса опасности, не указанные в приложении N 1 к договору.
Из условий пункта 3.1 названного договора следует, что стоимость услуги по приемке на размещение одного кубометра отходов IV-V классов опасности в естественном состоянии, без уплотнения в бункере мусоровоза, установлена в размере тарифа, утвержденного Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми приказом от 20.12.2017 N 72/36-Т.
По итогам опроса потребителей рассматриваемой услуги комиссией УФАС установлено, что услуга оказывается МКП "УХТАСПЕЦАВТОДОР" и на бездоговорной основе по талонам на размещение отходов, приобретаемым хозяйствующими субъектами у Предприятия.
Исходя из фактических обстоятельств, установленных Управлением, на Ухтинском городском полигоне твердых бытовых отходов, полигоне строительного мусора фактически осуществляется размещение (захоронение) твердых коммунальных отходов. Услуги по утилизации Предприятием не оказывались.
При этом твердые коммунальные отходы размещаются Предприятием на Ухтинском городском полигоне твердых бытовых отходов по тарифу, установленному Министерством, а отходы от текущего ремонта жилых помещений - на полигоне строительного мусора по тарифу, самостоятельно установленному Предприятием.
Стоимость размещения отходов на полигоне строительного мусора установлена Предприятием в размере 428,81 руб. за 1 куб. м (без НДС) или 506 руб. за 1 куб.м (с НДС). Названная стоимость превышает стоимость услуги по захоронению твердых коммунальных отходов на Ухтинском городском полигоне в 2018 году на 177% или в 2,8 раза (в 2017 году - в 12,7 раза). В связи с этим ответчик признал, что услуга по размещению (захоронению) отходов на полигоне строительного мусора не является взаимозаменяемой услугой по размещению твердых коммунальных отходов.
Из пояснений ООО "УХТАЖИЛФОНД" следовало, что в связи с отказом Предприятия в размещении отходов от текущего ремонта жилых помещений на Ухтинском городском полигоне и размещения их на полигоне строительного мусора по тарифу, превышающему регулируемый Министерством тариф на захоронение твердых бытовых отходов, заявитель несет дополнительные расходы.
Проанализировав действующее законодательство, Управление пришло к выводу, что отходы от текущего ремонта жилых помещений являются отходами потребления и относятся к твердым коммунальных отходам. Однако Предприятие принимало данные отходы на полигоне строительного мусора по самостоятельно установленным тарифам, значительно превышающим размер тарифа, установленного уполномоченным органом.
При рассмотрении дела антимонопольным органом проведено исследование товарного рынка услуги по размещению (захоронению) твердых коммунальных (бытовых) отходов в МО ГО "Ухта", МО МР "Сосногорск" в период с 01.01.2016 по 31.12.2018 (т.8 л.д.74-82). По результатам анализа установлено доминирующее положение Предприятия на указанном товарном рынке, за последним признана возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения услуги по размещению (захоронению) твердых коммунальных (бытовых) отходов в указанных муниципальных образованиях.
20.02.2019 комиссией УФАС по результатам рассмотрения дела N 02-01/1306 принято решение (в полном объеме изготовлено 22.02.2019), в соответствии с которым в действиях Предприятия установлен факт нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. В качестве нарушения антимонопольного запрета квалифицированы действия заявителя по применению при расчетах с потребителями, в том числе с ООО "УХТАЖИЛФОНД", за услуги по размещению (захоронению) твердых коммунальных (бытовых) отходов - крупногабаритных отходов, в том числе отходов от текущего ремонта жилых помещений, на полигоне строительного мусора с 01.01.2017 тарифа в размере 428,81 руб. за 1 куб.м (без НДС) или 506 руб. за 1 куб. м (с НДС), превышающего тарифы, установленные уполномоченным органом (т.1 л.д.23-36).
20.02.2019 в адрес Предприятия выдано предписание о необходимости в срок до 05.04.2019 прекратить указанное выше нарушение, а именно: не применять самовольно установленный тариф при расчетах с потребителями за услуги по размещению (захоронению) твердых коммунальных отходов на полигоне строительного мусора (г. Ухта); довести до сведения потребителей информацию об оказании услуг по размещению (захоронению) твердых коммунальных отходов на полигоне строительного мусора (г. Ухта) по утвержденному в установленном порядке тарифу (т.1 л.д.37).
Полагая, что указанные решение и предписание не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя, Предприятие обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции согласился с выводами антимонопольного органа о том, что МКП "УХТАСПЕЦАВТОДОР" допустило нарушение установленного пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ антимонопольного запрета, признав оспариваемые решение и предписание законными и обоснованными, и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В силу пункта 10 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Ценообразование, по сути, представляет собой процесс образования цены, который должен происходить в определенном законом порядке. Субъект, действующий на рынке, на котором цена образуется вследствие осуществления государственного регулирования, не может самостоятельно устанавливать цену, он должен соблюдать те требования, которые определены регулирующими органами. В ином случае - при самовольном установлении цены - имеет место нарушение порядка ценообразования.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции).
УФАС в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по размещению (захоронению) твердых коммунальных (бытовых) отходов в МО ГО "Ухта", МО МР "Сосногорск" за период с 01.01.2016 по 31.12.2018, по результатам которого установлено, что на данном рынке МКП "УХТАСПЕЦАВТОДОР" занимает доминирующее положение.
Следовательно, Предприятие является лицом, на которое распространяются запреты, установленные в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В качестве нарушения антимонопольного запрета, установленного пунктом 10 указанной статьи, УФАС квалифицировало применение Предприятием при расчетах с потребителями за услуги по размещению (захоронению) твердых коммунальных (бытовых) отходов - крупногабаритных отходов, в том числе отходов от текущего ремонта жилых помещений, на полигоне строительного мусора тарифа в размере, превышающем установленные уполномоченным органом тарифы.
Проанализировав обстоятельства дела в совокупности с исследованными доказательствами, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности позиции антимонопольного органа и суда первой инстанции о доказанности состава вмененного нарушения Закона N 135-ФЗ.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регламентированы Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
На основании статьи 1 Закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления представляют собой вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение; твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В силу статьи 4.1 Закона N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Согласно части 1 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: обработка твердых коммунальных отходов; обезвреживание твердых коммунальных отходов; захоронение твердых коммунальных отходов; оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором.
Регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов. Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами (часть 2 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ).
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса до 31.12.2017 были установлены Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ).
В соответствии с названным Законом тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса, подлежали регулированию (пункт 1 части 2 статьи 1).
Организацией коммунального комплекса признавалось юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов (пункт 1 статьи 2 Закона N 210-ФЗ).
Согласно пункту 6 Основ ценообразования и порядка регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (действовали до 31.12.2017), к регулируемым тарифам на услуги организаций коммунального комплекса относятся тарифы на услуги по утилизации твердых бытовых отходов (подпункт 5).
Из материалов дела следует, что на территории МО ГО "Ухта" функционирует два полигона: Ухтинский городской полигон твердых бытовых отходов, полигон строительного мусора, закрепленные на праве оперативного управления за МКП "УХТАСПЕЦАВТОДОР", имеющим лицензии на осуществление деятельности по утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми от 25.11.2016 N 5/9-Т для Предприятия установлены и введены в действие тарифы на услуги по утилизации твердых бытовых отходов, в том числе: с 01.01.2017 по 30.06.2017 - 32,76 руб./куб. м (без НДС) или 38,66 руб./куб. м (с НДС); с 01.07.2017 по 30.06.2018 - 33,90 руб./куб. м (без НДС) или 40,00 руб./куб. м (с НДС).
В соответствии с пунктом 6 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484, с 01.01.2018 государственному регулированию подлежит тариф на захоронение твердых коммунальных отходов (подпункт "г").
Приказом от 20.12.2017 N 72/36-Т Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми установило с 01.01.2018 по 31.12.2018 предельный тариф на услуги Предприятия по захоронению твердых коммунальных отходов для потребителей МО ГО "Ухта" для категории население в размере 154,69 руб./куб. м (без НДС) или 182,53 руб./куб. м (с НДС).
МКП "УХТАСПЕЦАВТОДОР" приказом от 15.12.2015 N 302 утвердило и ввело в действие с 01.01.2016 тариф на услуги по приему и размещению строительного мусора на полигоне строительного мусора в размере 428,81 руб./ куб. м (без НДС) или 506,00 руб./куб. м (с НДС). Данные тарифы также введены в действие с 01.01.2018 приказом Предприятия от 29.12.2017 N 302.
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В пункте 2 названных Правил установлено, что крупногабаритными отходами являются твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
Таким образом, отходы от текущего ремонта жилых помещений (отходы линолеума, рамы, дверные коробки и др.) классифицируются как крупногабаритные отходы и подлежат размещению (захоронению) в рамках утвержденного уполномоченным органом тарифа.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ООО "УХТАЖИЛФОНД" как управляющая организация в спорный период являлось перевозчиком твердых бытовых (коммунальных) отходов от жилого фонда, в том числе крупногабаритных отходов: шкафы, диваны, отходы от текущего ремонта жилых помещений жилого фонда, расположенного на территории г. Ухты, а также от отдельно стоящих зданий.
В 2017 году размещение твердых бытовых отходов осуществлялось МКП "УХТАСПЕЦАВТОДОР" на основании талонов на размещение твердых бытовых отходов в соответствии с разовыми заявками Общества, в 2018 году - в соответствии с договором от 01.01.2018 на размещение отходов IV-V классов опасности, заключенным между Предприятием и Обществом.
Размещение отходов от текущего ремонта жилых помещений с 01.01.2017 осуществлялось Предприятием на полигоне строительного мусора на основании талонов на размещение строительного мусора по разовым заявкам ООО "УХТАЖИЛФОНД".
Материалами дела подтверждается, что в 2017 году на полигоне строительного мусора Общество разместило 8 721 куб. м отходов, в январе-феврале 2018 года - 156 куб. м, из них не относящиеся к твердым коммунальным (бытовым) отходам - 1122 и 8 куб. м, соответственно. По указанным ООО "УХТАЖИЛФОНД" адресам снос и разборка жилых зданий не производились.
При размещении отходов от текущего ремонта жилых помещений г. Ухты в отношении ООО "УХТАЖИЛФОНД" в период с 01.01.2017 по 28.02.2018 Предприятие в расчетах применяло тариф в размере 428,81 руб. за 1 куб.м (без НДС), который превышает тарифы на услуги по утилизации твердых бытовых отходов, установленные Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми приказом от 25.11.2016 N 5/9-Т на период с 01.01.2017 по 31.12.2017, а также тарифы на услуги по захоронению твердых коммунальных отходов, утвержденные приказом Министерства от 20.12.2017 N 72/36-Т с 01.01.2018. Аналогичная ситуация по порядку расчетов имела место и в отношении иных контрагентов, что подробно отражено в оспариваемом решении антимонопольного органа.
Таким образом, значительная часть твердых коммунальных (бытовых) отходов размещалась МКП "УХТАСПЕЦАВТОДОР" на полигоне строительного мусора с оплатой стоимости по нерегулируемым тарифам, утвержденным Предприятием, а не по тарифам, установленным уполномоченным органом.
Из материалов дела видно, что Общество в 2017 году принимало меры к заключению с Предприятием договора на размещение отходов IV-V классов опасности, просило включить в перечень разрешенных к размещению на Ухтинском городском полигоне твердых бытовых отходов отходы, образующиеся в жилых помещениях, в том числе в результате проведения текущего ремонта.
Вместе с тем Предприятие указанное условие не согласовало (договор не был заключен), не допускало въезд мусоровозов с крупногабаритными отходами, в том числе отходы от текущего ремонта жилых помещений, на территорию Ухтинского полигона твердых бытовых отходов, что фактически вынудило последнего размещать такие отходы на полигоне строительного мусора по тарифу, установленному Предприятием.
Факт оказания МКП "УХТАСПЕЦАВТОДОР" услуг по размещению (захоронению) отходов от текущего ремонта жилых помещений на полигоне строительного мусора по самостоятельно установленному тарифу, который значительно превышает утвержденный уполномоченным органом тариф, подтвержден совокупностью собранных по делу доказательств.
Указания подателя жалобы на то, что Общество не приняло мер к урегулированию преддоговорного спора в судебном порядке, не заявляло возражений в актах выполненных работ, несостоятельны и не свидетельствуют о правомерности позиции Предприятия. Обращение в суд является правом лица. Вместе с тем в настоящем деле с позиций антимонопольного контроля оценивались действия заявителя.
Доводы заявителя о том, что при приобретении талонов именно контрагент определяет, какие отходы он собирается размещать, апелляционным судом рассмотрены и подлежат отклонению. В данном случае потребители ввиду значительных экономических, временных затрат не имели возможности размещать спорные отходы на ином полигоне, фактически были вынуждены действовать на установленных Предприятием условиях.
Между тем характер деятельности контрагентов - управление жилым фондом позволял Предприятию прийти к выводу о необходимости размещения транспортируемых такими организациями отходов с применением утвержденных уполномоченным органом тарифов.
Согласно материалам дела только с августа 2018 года МКП "УХТАСПЕЦАВТОДОР" стало выдавать потребителям талоны на размещение отходов от текущего ремонта жилых помещений на полигоне строительного мусора по тарифам, установленным уполномоченным органом.
Рассмотренные действия Предприятия противоречат действующему законодательству, привели к ущемлению интересов потребителей, в том числе Общества, что не может свидетельствовать о совершении указанных действий в пределах осуществления гражданских прав. Такие действия в силу пункта 1 статьи 10 ГК РФ и части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции являются злоупотреблением доминирующим положением и нарушают установленный пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрет.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые решение УФАС по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 06-05/18 и выданное на его основании предписание соответствуют закону и не нарушают права и интересы заявителя, и правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.09.2019 по настоящему делу следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.09.2019 по делу N А29-6657/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального казенного предприятия "УХТАСПЕЦАВТОДОР" муниципального образования городского округа "Ухта" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-6657/2019
Истец: Муниципальное казенное предприятие "Ухтаспецавтодор" МО ГО Ухта
Ответчик: Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, ООО "Ухтажилфонд", Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
Третье лицо: Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, ООО "УХТАЖИЛФОНД"