город Ростов-на-Дону |
|
03 декабря 2019 г. |
дело N А32-29984/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.
при участии:
от заявителя: представитель Гуляева В.В. по доверенности от 10.09.2019,
от заинтересованного лица: представители Близнюк И.Ф. по доверенности от 08.07.2019, Юрку Ю.К. по доверенности от 21.10.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Гостиничный комплекс "Жемчужина" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.09.2019 по делу N А32-29984/2019 по заявлению акционерного общества "Гостиничный комплекс "Жемчужина" к Министерству гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Гостиничный комплекс "Жемчужина" (далее - АО "ГК "Жемчужина") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к министерству гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края (далее - министерство) о признании недействительным предписания от 06.06.2019 N 014/19-П.
Решением от 24.09.2019 суд отказал в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО ГК "Жемчужина" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что суд необоснованно не принял во внимание представленное обществом заключение эксперта Петренко А.Н. от 04.09.2019. N 02/2019, согласно которому бассейн идентифицирован как купальный и не является развлекательно-игровым бассейном. Глубина бассейна расположенного на территории АО "ГК "Жемчужина", в соответствии с заключением эксперта, представленным в материалы дела составляет: в зоне расположения ступенек - 0,85-м; напротив ступенек, в самой глубокой части бассейна - от 1,13 м. до 1, 21-м., что не соответствует глубине игровых бассейнов. Глубина бассейна позволяет отнести его к купальным.
Представитель акционерного общества "Гостиничный комплекс "Жемчужина" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель акционерного общества "Гостиничный комплекс "Жемчужина" заявил ходатайство о приобщении к материалам дела акта о невозможности проведения проверки.
Суд протокольным определением приобщил акт о невозможности проведения проверки от 10.10.2019 N 031/19-В к материалам дела.
Представители Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам представленного отзыва, просили обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края от 29.05.2019 N 014/19-П "О проведении плановой, выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя" контролирующий орган в период с 04.06.2019 по 05.06.2019 провел внеплановую выездную проверку в отношении акционерного общества "Гостиничный комплекс "Жемчужина".
В результате осуществления контрольных мероприятий выявлены нарушения обязательных норм и требований в области безопасности, которые зафиксированы в акте проверки от 06.06.2019 N 014/19-П, а именно:
1. Эксплуатация аттракциона осуществляется без регистрации в муниципальном образовании город Сочи, чем нарушен раздел 2 Правил обеспечения безопасности посетителей и обслуживающего персонала аттракционов в Краснодарском крае, утвержденных постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23.08.2010 N 721 (далее - Правила N 721);
2. Не проведено техническое освидетельствование аттракциона в полном объеме, что не соответствует требованиям раздела 10 Правил N 721, а также пункта 8.4.3 ГОСТ Р 52604-2012 "Аттракционы водные. Безопасность при эксплуатации. Общие требования";
3. Аттракцион не включен в годовой план-график проведения планово-предупредительного ремонта оборудования на 2019 год, чем нарушены требования пункта 3.3 Правил N 721.
4. Отсутствует журнал ежедневного приема-сдачи аттракциона, чем нарушены требования пункта 6.9 Правил N 721, приложение N 2.
5. Отсутствует журнал учета ежедневного, периодического и сезонного обслуживания аттракциона, что является нарушением требований пунктов 3.3, 6.9 Правил N 721, приложение N 9.
6. Отсутствует журнал регистрации неисправностей аттракциона, чем нарушены требования пункта 3.5.5 Правил N 721, приложение N 3.
На основании акта проверки от 06.06.2019 N 014/19-П административный орган выдал обществу предписание от 06.06.2019 N 014/19-П по устранению нарушений требований к техническому состоянию и безопасной эксплуатации аттракционной техники, указанных в акте проверки, со сроком исполнения - 08.07.2019.
Считая незаконным предписание, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Постановлением главы администрации (губернатор) Краснодарского края от 23.05.2016 N 325 "Об утверждении положения о региональном государственном надзоре за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией аттракционной техники в Краснодарском крае" Министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края наделено полномочиями осуществлять государственный надзор.
В соответствии с положениями пункта 2.2 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23.05.2016 N 325 "Об утверждении положения о региональном государственном надзоре за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией аттракционной техники в Краснодарском крае" орган государственного надзора в пределах своих полномочий:
- организует и осуществляет государственный надзор за выполнением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - субъекты проверок) установленных норм и требований в сфере технического состояния и безопасной эксплуатации аттракционной техники в Краснодарском крае, а также за соблюдением правил безопасной эксплуатации аттракционной техники, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в этой области (пункт 2.2.1.);
- организует и проводит плановые и внеплановые проверки выполнения норм и требований законодательства в сфере технического состояния и безопасной эксплуатации аттракционной техники в Краснодарском крае (пункт 2.2.2.).
В соответствии с пунктами 2.5, 2.6, 2.6.1 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23.05.2016 N 325 "Об утверждении положения о региональном государственном надзоре за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией аттракционной техники в Краснодарском крае" по результатам проверки органа государственного надзора должностными лицами, проводившими проверку, составляется акт, и оформляются материалы проверки по установленной форме в двух экземплярах, а также выдают предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований законодательства в сфере технического состояния и безопасной эксплуатации аттракционной техники в Краснодарском крае.
Согласно требованиям раздела 2 Правил обеспечения безопасности посетителей и обслуживающего персонала аттракционов в Краснодарском крае, утвержденных постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23.08.2010 N 721 (далее - Правила N 721), владельцы (арендаторы) аттракционов обязаны зарегистрировать их в администрациях муниципальных образований края. Незарегистрированные аттракционы к эксплуатации не допускаются.
Согласно пункту 10.1 раздела 10 Правил N 721, пункту 8.4.3 ГОСТ Р 52604-2012 аттракционы, находящиеся в эксплуатации, должны подвергаться техническому освидетельствованию с целью проверки их исправности, надежности и возможности безопасной работы. Периодическое техническое освидетельствование проводится после межсезонного хранения и после ремонта либо аварии.
Согласно пункту 3.3 раздела 3 Правил N 721 заведующий аттракционным комплексом (администратор) или лицо, выполняющее его должностные функции, обязан разрабатывать графики проведения планово-предупредительного ремонта, технического освидетельствования аттракционов и представлять их на утверждение руководителю учреждения.
Согласно пункту 6.9 раздела 6 Правил N 721 перед началом работы каждый аттракцион должен быть подвергнут ежедневной проверке и опробован в режиме эксплуатации без посетителей, о чем делается отметка в журнале ежедневного приема-сдачи аттракциона.
Согласно пункту 3.3 раздела 3 Правил N 721 заведующий аттракционным комплексом (администратор) или лицо, выполняющее его должностные функции, обязан своевременно и правильно вести журналы учета ежедневного, периодического и сезонного технического обслуживания аттракционов.
Согласно пункту 3.5.5 раздела 3 Правил N 721 технический персонал обязан фиксировать все неисправности аттракциона и их причины в журнале регистрации неисправностей аттракциона и отметок об их устранении.
При проведении проверки должностным лицом министерства выявлены нарушения приведенных правил при эксплуатации обществом ГК "Жемчужина" бассейна, используемого в качестве развлекательно-игрового.
В апелляционной жалобе общество указывает, что суд необоснованно не принял во внимание представленное обществом заключение эксперта Петренко А.Н. от 04.09.2019. N 02/2019, согласно которому бассейн идентифицирован как купальный и не является развлекательно-игровым бассейном. Глубина бассейна расположенного на территории АО "ГК "Жемчужина", в соответствии с заключением эксперта, представленным в материалы дела составляет: в зоне расположения ступенек - 0,85-м; напротив ступенек, в самой глубокой части бассейна - от 1,13 м. до 1, 21-м., что не соответствует глубине игровых бассейнов. Глубина бассейна позволяет отнести его к купальным.
Доводы жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что обществом сооружение бассейн с кадастровым номером 23:49:0302009:1047, площадью 352,4 кв.м классифицируется как купальный (в том числе по характеристикам).
В соответствии с пунктом ГОСТ Р 52603-2011 Национальный стандарт Российской Федерации "Аттракционы водные. Безопасность конструкции. Общие требования" к водному аттракциону относится аттракцион, конструкция, эксплуатация и развлекательный эффект которого обусловлены использованием воды и ее влиянием на человека.
В соответствии с пунктом 3.28 ГОСТ Р 53491.1-2009 "Бассейны" купальный бассейн - это бассейн, предназначенный для купания, принятия водных процедур, развлечений и игр на воде.
Согласно примечанию, понятие "купальный" объединяет такие неплавательные бассейны, как плескательный, волновой, контрастный, термобассейн, гидромассажная ванна.
Из положений пункта 3.3 раздела 3 "Термины и определения" ГОСТ Р 52603-2011 следует, что к водным аттракционам относятся водные горки, волновые бассейны, аттракционы для катания в потоке воды, интерактивные аттракционы, развлекательно-игровые бассейны. Водный аттракцион (один или наряду с другими водными аттракционами), как правило, непосредственно связан с соответствующим бассейном или в ряде случаев функционирует как отдельное устройство, не связанное ни с одним бассейном.
Согласно пункту 3.10 раздела 3 "Термины и определения" ГОСТ Р 52603-2011 детский аттракцион - это водный аттракцион, предназначенный для развлечения детей разных возрастных групп с учетом их антропометрических данных и физических возможностей.
В соответствии с пунктом 3.22 раздела 3 "Термины и определения" ГОСТ Р 526032011 развлекательно-игровой бассейн - это бассейн с аттракционами (разновидность плескательного бассейна), предназначенный для активного отдыха и развлечений.
Пунктом 4.2 раздела 4 "Основные функциональные особенности водных аттракционов" ГОСТ Р 52603-2011 водные аттракционы по назначению подразделяют на следующие виды:
* водные горки;
* аттракционы для катания в потоке воды;
* волновые бассейны;
* интерактивные аттракционы;
* развлекательно-игровые бассейны.
Пунктом 4.7 раздела 4 "Основные функциональные особенности водных аттракционов" ГОСТ Р 52603-2011 описаны развлекательно-игровые бассейны.
Из положений пункта 4.7.1 раздела 4 "Основные функциональные особенности водных аттракционов" ГОСТ Р 52603-2011 следует, что бассейны, предназначенные для активного отдыха и развлечений пользователей, - важная составная часть расположенных в них водных аттракционов.
Незначительная глубина таких бассейнов (ГОСТ Р 53491.1 (таблица 3, пункт 7.7.1) позволяет находящемуся в воде пользователю шагать по дну, перемещаясь от одного устройства для активного отдыха или аттракциона до другого.
В соответствии с пунктом 4.7.2 раздела 4 "Основные функциональные особенности водных аттракционов" ГОСТ Р 52603-2011 детские развлекательно-игровые бассейны предназначены для активного отдыха, игр и развлечений на воде детей с учетом возрастной специфики их игровых интересов. В детских развлекательно-игровых бассейнах могут быть установлены интерактивные аттракционы, функционирующие в ручном режиме, организованные или не организованные в детские игровые городки (игровые площадки, крепости) - с применением струй воды, выпускаемых из всевозможных шлангов, вертушек и "шутих", ручейков со шлюзами, опрокидывающихся бочек и ведер, детских горок и иного детского игрового оборудования.
С учетом приведенных положений стандарта, суд апелляционной инстанции полагает, что должностные лица Министерства правильно идентифицировали бассейн с кадастровым номером 23:49:0302009:1047, площадью 352,4 кв.м акционерного общества "Гостиничный комплекс "Жемчужина", как вид водных аттракционов - развлекательно-игровой бассейн.
При этом, в ходе проведения проверки было установлено, что на балансе и территории общества имеются водные аттракционы: детская анимационная водная горка "Слон" (1 единица) - демонтирована; детская анимационная водная горка "Кобра" (1 единица) - демонтирована; детский развлекательно-игровой бассейн (1 единица); водные интерактивные аттракционы (3 единицы): интерактивный аттракцион "Слон" (1 единица); интерактивный аттракцион "Дельфин" (1 единица); интерактивный аттракцион "Грибок" (1 единица).
Согласно материалам проверки интерактивные водные аттракционы "Слон", "Дельфин", "Грибок" в соответствии с пунктом 4.7 Развлекательно-игровые бассейны ГОСТ Р 52603-2011 установлены в детском развлекательно-игровом бассейне, что подтверждается фотографиями общего вида детского развлекательно-игрового бассейна, расположенных в нем водных интерактивных аттракционов "Слон", "Дельфин", "Грибок".
Контролирующий орган установил, что интерактивные водные аттракционы "Слон", "Дельфин", "Грибок" зарегистрированы в установленном порядке в муниципальном образовании город Сочи.
Эксплуатирующийся на территории общества аттракцион - детский развлекательно-игровой бассейн не зарегистрирован в установленном порядке в муниципальном образовании город Сочи.
В пункте 3.22 ГОСТ Р 52603-2011 дано понятие развлекательно-игрового бассейна как бассейна с аттракционами (разновидность плескательного бассейна), предназначенного для активного отдыха и развлечений.
Указания на глубину бассейна как необходимый признак для его квалификации как развлекательно-игрового отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что в данном случае отсутствовала необходимость назначения по делу судебной экспертизы, поскольку между обществом и министерством отсутствует спор относительно физико-технических характеристики спорного бассейна, в частности его глубины.
Фактически не принятое в качестве доказательства по делу судом первой инстанции заключение эксперта Петренко А.Н. от 04.09.2019 N 02/2019, согласно которому бассейн (кадастровый номер 23:49:0302009:1047), находящийся по адресу: 354002, Краснодарский край, Хостинский район, г. Сочи, ул. Черноморская, 3, территория гостиничного комплекса "Жемчужина" идентифицирован как купальный и не является развлекательно-игровым бассейном, содержит приведенный вывод, который соответствует позиции заявителя по делу.
Вместе с тем, в данном случае, вопрос отнесения бассейна к определенной категории не носит технического и естественно-научного характера, и подлежал разрешению судом в порядке применения положений государственных стандартов с учетом физико-технических характеристик объекта, отраженных в представленных в материалы дела материалах.
Как указано, министерство не оспаривает представленные обществом сведения о глубине бассейна.
Однако, при совокупности приведенных обстоятельств организации использования бассейна (совместно с интерактивными водными аттракционами), с учетом характеристик бассейна, включая его глубину, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о правильном отнесении бассейна к категории развлекательно-игровых.
При таких обстоятельствах, бассейн подлежит эксплуатации с учетом требований Правил обеспечения безопасности посетителей и обслуживающего персонала аттракционов в Краснодарском крае, утвержденных постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23.08.2010 N 721.
Соответственно, предписание от 02.03.2019 N 6/3-2019 по устранению нарушений требований к техническому состоянию и безопасной эксплуатации аттракционной техники выдано контролирующим органом правомерно, предписание направлено на устранение нарушений законодательства, допущенных обществом, является исполнимым и не нарушает законных прав общества.
Таким образом, судом апелляционной инстанции не установлены предусмотренные ст.ст. 198-201 АПК РФ основания для удовлетворения требований заявителя по делу.
Доводы общества о невозможности исполнения предписания в связи с демонтажом объекта, не свидетельствуют о незаконности предписания, которое являлось исполнимым на момент его выдачи - 06.06.2019 и подлежало обязательному исполнению в установленные в предписании сроки.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм жилищного законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Таким образом, решение суда от 01.12.2017 является законным и обоснованным. Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.09.2019 по делу N А32-29984/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-29984/2019
Истец: АО "ГОСТИНИЧНЫЙ КОМПЛЕКС "ЖЕМЧУЖИНА", ОАО Гостиничный комплекс Жемчужина
Ответчик: Министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края