город Ростов-на-Дону |
|
04 декабря 2019 г. |
дело N А53-26412/2019 |
Судья Ефимова О.Ю.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.09.2019 по делу N А53-26412/2019, принятое судьей Паутовой Л.Н.
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к административной инспекции Ростовской области о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к административной инспекции Ростовской области (далее - административная инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 03.07.2019 N С-00350-19 о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 5.1 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" в виде штрафа в размере 70 000 рублей.
Принятым в порядке упрощенного производства решением в виде резолютивной части от 19.09.2019 суд отказал в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "РЖД" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что административной инспекцией не доказано наличие в действиях ОАО "РЖД" состава правонарушения, поскольку ОАО "РЖД" как юридическое лицо, не отвечает за решение вопросов по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, расположенных в границах Егорлыкского сельского поселения; административный орган пришел к неправильному выводу о том, что в обязанности ОАО "РЖД" входит сбор и вывоз мусора, фактически образованного населением, отдыхающим и проживающего в полосе отвода, а не деятельностью ОАО "РЖД"; на рассматриваемом участке в районе полосы отвода не имеется подразделений ОАО "РЖД", образующих отходы (по данному участку пролегают рельсы). Административный орган не установил кто именно осуществил свалку мусора и бытовых отходов; в ходе проверки местонахождение свалок мусора бытовых отходов на плане местности с кадастровым планом полосы отвода не сопоставлялось. В жалобе также указано на малозначительность допущенного правонарушения.
В суд от административной инспекции поступил отзыв на жалобу, в котором указано на законность решения суда.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 08.05.2019 должностным лицом межрайонного отдела N 4 Административной инспекции Ростовской области выявлено, что ОАО "РЖД" по адресу: Ростовская область, ст. Егорлыкская, на земельном участке с кадастровым номером 61:10:0600004:1181, на полосе отводы, расположенном у железнодорожного переезда, в 25-м восточнее пер. им. Чапаева, 148, допущены следующие нарушения: не организованы и не осуществлены уборка и очистка земельного участка от мусора и отходов, а также своевременное скашивание сорных растений.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте осмотра участка местности от 08.05.2019 и приложенной к акту фототаблице.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом административной инспекции в отношении ОАО "РЖД" составлен протокол об административном правонарушении от 31.05.2019 N С-00350-19 по признакам правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.1 Областного закона N 273-ЗС.
Протокол составлен в отсутствие законного представителя ОАО "РЖД", извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола путем вручения 20.05.2019 сотруднику общества уведомления, направленного посредством почтовой связи.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении исполняющим обязанности начальника межрайонного отдела N 4 Административной инспекции Ростовской области вынесено постановление от 03.07.2019 N С-00350-19 о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 5.1 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" в виде штрафа в размере 70 000 рублей.
В постановлении указано, что ОАО "РЖД" допущено нарушение пункта 12.4 "Правил благоустройства территорий Егорлыкского сельского поселения", утвержденных решением Собрания депутатов Егорлыкского сельского поселения от 30.10.2017 N 44.
Также указано, что ранее открытое акционерное общество "Российские железные дороги", в течение года, привлекалось за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС (постановление Р-02705-18 от 04.10.2018, вступило в силу 04.03.2019).
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" установлена административная ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов, если данное деяние не содержит признаков административного правонарушения, предусмотренного статьями 4.1, 4.5 настоящего Областного закона.
Согласно части 2 статьи 5.1 Закона N 273-ЗС повторное или последующее в течение года совершение действий (бездействия), предусмотренных частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3000 до 5000 рублей; на должностных лиц - от 30000 до 50000 рублей; на юридических лиц - от 70000 до 100000 рублей.
В соответствии с "Правилами благоустройства территорий Егорлыкского сельского поселения", утвержденными решением Собрания депутатов Егорлыкского сельского поселения от 30.10.2017 N 44, правила благоустройства устанавливают единые нормы и требования в сфере благоустройства, определяют требования к проектированию, созданию, содержанию, развитию объектов и элементов благоустройства, расположенных на территории Егорлыкского сельского поселения, в том числе требования по содержанию зданий, сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству (включая освещение улиц, уборку и озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм) и периодичность их выполнения, установлению порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, а также требования к обеспечению чистоты и порядка.
Согласно пункту 12.4 Правил благоустройства собственники земельных участков, зданий, строений и сооружений и/или уполномоченные ими лица, являющиеся владельцами и/или пользователями земельных участков, зданий, строений и сооружений, обязаны обеспечивать:
* уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков, а также очистку их от мусора, отходов, снега, скоплений дождевых и талых вод, технических и технологических загрязнений, своевременное скашивание сорных и карантинных растений, удаление обледенений, а в случае заключения соглашения - исполнять вышеперечисленные обязанности и в отношении прилегающей территории;
* условия для свободного стока талых и ливневых вод при устройстве твердых покрытий площадок перед подъездами домов, проездных и пешеходных дорожек;
* содержание объектов внешнего благоустройства,
- очистку фасадов зданий, строений, сооружений и ограждений от видимых загрязнений, повреждений, надписей, недопущение разрушений отделочного слоя, водосточных труб, воронок или выпусков;
* установку урн для мусора у входов в подъезды, у входных групп, их своевременную очистку от мусора, установку, ремонт и покраску, ремонт и покраску скамеек и их своевременную очистку;
* устройство и содержание контейнерных площадок для сбора ТКО и другого мусора, соблюдение режимов их уборки, мытья, дезинфекции, ремонта и покраски (для установки контейнеров должна быть оборудована площадка с бетонным или асфальтовым покрытием и отсеком для временного хранения крупногабаритного мусора, ограниченная бордюром и ограждениями либо зелеными насаждениями (кустарниками) с трех сторон и имеющая подъездной путь для специального транспорта;
* контейнеры для сбора ТКО должны быть оборудованы крышками либо ограждение контейнерных площадок должно препятствовать выдуванию отходов);
* устройство контейнерных площадок с возможностью доступа к ним маломобильных групп населения; свободный подъезд специализированного транспорта к контейнерам, контейнерным площадкам;
* свободный проход шириной не менее 0,9 м для беспрепятственного проезда велосипедистов, пользователей инвалидных колясок, детских колясок при установке шлагбаумов, цепочек, полусфер и других ограждающих приспособлений;
* предотвращение выноса машинами, механизмами, иной техникой грунта и грязи с территории производства работ на объекты УДС;
* проведение дератизации, дезинсекции и дезинфекции в местах общего пользования, подвалах, технических подпольях объектов жилищного фонда;
- обустройство и содержание дворовых уборных с выгребом и дворовых помойниц для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе актом осмотра участка, фототаблицей, протоколом об административном правонарушении подтверждается, что обществом "РЖД" допущено нарушение приведенных Правил благоустройства, выразившееся в не проведении работ по благоустройству, содержанию, уборке и санитарной очистке территорий, находящихся в полосе отвода ОАО "РЖД", поскольку по адресу: Ростовская область, ст. Егорлыкская, на земельном участке с кадастровым номером 61:10:0600004:1181, на полосе отводы, расположенном у железнодорожного переезда, в 25-м восточнее пер. им. Чапаева, 148, не организованы и не осуществлены уборка и очистка земельного участка от мусора и отходов, а также своевременное скашивание сорных растений.
Таким образом, наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 5.1 Областного закона N 273-ЗС является доказанным.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу этой нормы права критерии виновности юридического лица означают необходимость оценки его фактического поведения как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо возможностями и условиями для реализации требований публичного порядка.
Обществом не представлено доказательств принятия всех возможных и необходимых мер по недопущению нарушения правил благоустройства при осуществлении деятельности в пределах полосы отвода железной дороги.
Правонарушение допущено обществом повторно в течение года.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что материалами дела об административном правонарушении доказано виновное совершение обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 5.1 Областного закона "Об административных правонарушениях" от 25.10.2002 N 273-ЗС.
Судом апелляционной инстанции не принимаются доводы жалобы о том, что ОАО "РЖД" как юридическое лицо, не отвечает за решение вопросов по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, расположенных в границах Егорлыкского сельского поселения; административный орган пришел к неправильному выводу о том, что в обязанности ОАО "РЖД" входит сбор и вывоз мусора, фактически образованного населением, отдыхающим и проживающего в полосе отвода, а не деятельностью ОАО "РЖД"; на рассматриваемом участке в районе полосы отвода не имеется подразделений ОАО "РЖД", образующих отходы (по данному участку пролегают рельсы).
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
* использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
* осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
* соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
* не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;
- выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Таким образом, проведение своевременных работ по очистке полосы отвода железной дороги от сорной растительности, поддержание надлежащего санитарного состоянии территории, очистка расположенных на участке объектов (опор, мостов) является обязанностью открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
При этом, ОАО "РЖД" обязано соблюдать Правила благоустройства, утвержденные и действующие применительно к территории муниципального образования, по которой проходит участок железной дороги (ст. Егорлыкская).
Судом апелляционной инстанции также отклоняются доводы о недоказанности наличия в его действиях состава правонарушения.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Допущение нарушения обществом "РЖД" требований Правил благоустройства территории Егорлыкского сельского поселения в полосе отвода железной дороги на земельном участке с кадастровым номером 61:10:0600004:1181, подтверждено актом осмотра участка, фототаблицей, протоколом об административном правонарушении, которые составлены уполномоченным должностным лицом в установленном законом порядке и являются надлежащими доказательствами по делу.
Установленная частью 4 статьи 210 АПК РФ обязанность административного органа по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, не исключает возложенной статьей 65 АПК РФ обязанности каждого участвующего в деле лица представить доказательства, подтверждающие их требования и возражения.
В материалы дела с учетом требований ст. 68 АПК РФ обществом не представлено доказательств, опровергающих нахождение на момент проверки на земельном участке в полосе отвода железной дороги отходов и сорной растительности.
К материалам дела об административном правонарушении приобщены объяснения начальника Сальской дистанции пути Нартова А.В., согласно которым сотрудник ОАО "РЖД" подтвердил наличие выявленных нарушений и обязанность ОАО "РЖД" по их устранению. Начальник дистанции пути указал, что выявленные нарушения были устранены 31.05.2019 - произведен выкос сорной растительности, произведена очистка территории и ликвидирована несанкционированная свалка мусора, организованная жителями Егорлыкского сельского поселения.
Таким образом, материалами дела подтверждается виновное совершение обществом правонарушения.
При этом, вопрос о лицах, организовавших несанкционированную свалку, не влияет на доказанность наличия состава правонарушения в действиях ОАО "РЖД", которое должно обеспечивать надлежащее содержание территории, являясь пользователем земельного участка.
Судом апелляционной инстанции также не принимаются доводы жалобы о получении административным органом доказательств с нарушением Закона N 294-ФЗ в части проведения внеплановой проверки.
В данном случае правонарушение выявлено не в результате внеплановой проверки юридического лица, а при непосредственном обнаружении признаков правонарушения лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Судом также отклоняются доводы общества о малозначительности правонарушения.
В качестве обоснования малозначительности правонарушения общество указало, что ОАО "РЖД" является юридическим лицом со сложной организационной структурой, обладающее развитой инфраструктурой железнодорожного транспорта, требующей постоянных капитальных вложений; ОАО "РЖД" постоянно проверяется различными надзорными органами; по результатам проверок выполняются предписания об устранении выявленных нарушений; оплата штрафных санкций производится за счет средств того направления, по которому вынесено предписание, тем самым уменьшая количество инвестиционных средств выделяемых на развитие и модернизацию стационарных объектов.
Приведенные обстоятельства совершения правонарушения не могут быть признаны судом исключительными и влекущими освобождение общества от административной ответственности.
Основания для признания допущенного правонарушения малозначительным также отсутствуют с учетом важности охраняемых отношений - благоприятные условия жизни, надлежащее санитарное состояние территории, здоровье людей, а также пренебрежительного отношения общества к исполнению публично-правовой обязанности, поскольку общество не признало вину в совершении правонарушения.
Таким образом, основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение судом первой инстанции процедуры рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что дело относится к делам, подлежащим в силу ст. 227 АПК РФ рассмотрению в порядке упрощенного производства. Судом первой инстанции соблюдены сроки, установленные на основании ч. 3 ст. 228 АПК РФ в определении о принятии заявления к производству для представления доказательств и документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-26412/2019 в виде резолютивной части от 19 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 2166 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-26412/2019
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: Административная инспекция РО
Хронология рассмотрения дела:
04.12.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18579/19