г. Ессентуки |
|
05 декабря 2019 г. |
Дело N А63-2633/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Афанасьевой Л.В., судей: Белова Д.А., Макаровой Н.В., при участии в судебном заседании представителя Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору, г. Ставрополь - Тараули И.Г. (доверенность от 28.12.2018), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Еременко Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "На Чехова" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08 августа 2019 года по делу N А63-2633/2019 (судья Капункин Ю.Б.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "На Чехова" (далее - заявитель, общество, ООО "УК "На Чехова") обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании недействительным предписания от 01.02.2019 N 111.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 08 августа 2019 года признано недействительным предписание управления от 01.02.2019 N 111 в части возложения на общество обязанности по улучшению технического состояния газопровода, прикрепленного к подпорной стене; в удовлетворении заявления в остальной части отказано.
Решение в обжалуемой части мотивировано тем, что управлением обоснованно установлено ненадлежащее состояние подпорной стены, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 26:12:030831:52, у него имелись основания для вынесения оспариваемого предписания и о необходимости принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предотвращению дальнейшего разрушения подпорной стены; отсутствием совокупности оснований, предусмотренных АПК РФ для признания недействительм предписания N 111 от 01.02.2018 в обжалуемой части.
Не согласившись с принятым решением в части отказа, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает о том, что судом первой инстанции неполно исследованы доказательства по делу, выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Указывает о том, что суд первой инстанции не учел, что то факт, что п. 4.2.1.14 Постановления N 170 регламентирует вопросы содержания стен жилищного фонда; подпорная стена представляет собой отдельный объект, который не отнесен к жилищному фонду; содержание инженерного сооружения, сдерживающего грунт - подпорной стены не входит. Контроль за исполнением Правил благоустройства осуществляют отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации города Ставрополя в установленном законодательством порядке5 (ч.1 ст. 61 Правил благоустройства). Судом первой инстанции неправильно применены нормы права.
До начала судебного разбирательства от управления поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставить без изменения, как законное и обоснованное.
В судебном заседании представитель управления поддержал отзыв на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя управления, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается.
01.10.2019 собственники жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ставрополь, улица Достоевского, д. 77 на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома и ООО "УК "На Чехова", заключили договор управления многоквартирным домом расположенного по адресу: г. Ставрополь, улица Достоевского, д. 77 (т.1 л.д. 16-20).
На проведение технического обслуживания и ремонт внутридомового газового оборудования указанного дома между ООО "УК "На Чехова" и АО "Ставропольгоргаз" заключен договор от 01.01.2014 N 17-01-0683/14-н (т.1 л.д. 26-28).
11.01.2019 управлением издано распоряжение N 42 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "УК "На Чехова" по многоквартирному дому N 77 по ул. Достоевского в г. Ставрополе (т.1 л.д. 11-12).
Проверка проводится с целью рассмотрения обращений АО "Ставропольгоргаз" от 11.07.2018 N 10283/01-14 и от 14.12.2018 N 871 по вопросу неудовлетворительного технического состояния подпорной стены вблизи указанного МКД, к которой крепится газопровод. Период проверки - с 14 января по 01 февраля 2019 года.
В ходе проверки управлением установлено, что указанный многоквартирный дом находится в управлении ООО "УК "На Чехова", на основании решения общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме и согласно договору управления от 01.10.2017.
Управлением проведено визуальное обследование земельного участка вблизи указанного многоквартирного дома, проведена фотосъемка, рассмотрены документы и информация, имеющиеся в распоряжении управления и предоставленные ООО "УК "На Чехова" (т.1 л.д. 104-120).
Установлено, что в приложении к договору управления данным многоквартирным домом не указана площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества, кадастровый номер земельного участка не указан. Инженерное сооружение - подпорная стена в состав общего имущества не включена.
При этом установлено, что многоквартирные дома N 77, 77/1 и 77/2 расположены на едином земельном участке с кадастровым номером 26:12:030831:52 с видом разрешенного использования - под комплекс многоквартирных домов со встроено-пристроенными и отдельно стоящими зданиями с паркингом и гаражами боксового типа. Правообладателями указанного земельного участка являются собственники помещений в многоквартирных домах, в том числе собственники помещений многоквартирного дома N 77 по ул. Достоевского в г. Ставрополе.
На момент проверки установлено, что на земельном участке расположена подпорная стена, выложенная из бетонных блоков, к данной стене крепится газопровод, по которому осуществляется подача газа в 3 вышеуказанных многоквартирных дома.
Обследуемая подпорная стена по всей длине имеет отклонения от вертикали, трещины в бетонных блоках, выкрошивание раствора из швов, нарушены крепления газопровода, что является нарушением пунктов 3.5.11, 4.2.1.14, 4.2.3.17 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170.
01.02.2019 управлением составлен акт проверки N 42-20/1, в котором отражены результаты проверки (т.1 л.д. 13-14).
С актом проверки ознакомлен и его копию получила директор общества Кардашова Т.Д., о чем собственноручно расписалась (т.1 л.д. 14)
01.02.2019 управление, руководствуясь пунктами 3.5.11, 4.2.1.14, 4.2.3.17 постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Постановление N 170), выдало обществу предписание N 111, в соответствии с которым обществу предписано: обеспечить безопасность граждан; выполнить все необходимые мероприятия, позволяющие предотвратить дальнейшее разрушение, а также улучшить техническое состояние подпорной стены и газопровода, прикрепленного к данной стене (т.1 л.д. 15).
Срок исполнения данного предписания установлен до 19.04.2019 (т.1 л.д. 15).
Копию настоящего предписания получил директор общества Кардашова Т.Д., о чем собственноручно расписалась (т.1 л.д. 15).
Аналогичные предписания выданы ООО "УК "Авантаж" (от 01.02.2019 N 112) и ООО "УК "Оптимист" (от 01.02.2019 N 109).
ООО "УК "На Чехова" считая, что предписание от 01.02.2019 N 111 принято с нарушением требований действующего законодательства, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу подпункта "е" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
В соответствии с подпунктами "а", "б", "в" пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом.
Подпунктами "в", "г" пункта 3 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (далее - Правила N 290) установлено, что перечень услуг и работ в отношении каждого многоквартирного дома определяется с учетом наличия земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома; геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома.
В целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны своевременно заключать договоры оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме со сторонними организациями, а также осуществлять контроль за выполнением указанными организациями обязательств по таким договорам; осуществлять подготовку предложений о выполнении плановых текущих работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе по результатам проведенных осмотров общего имущества в многоквартирном доме, и доводить их до сведения собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации (подпункты "в", "г" пункта 6 Правил N 290).
Из предписания от 01.02.2019 N 112 следует, что, выдавая данное предписание, управление, руководствовалось пунктами 3.5.11, 4.2.1.14, 4.2.3.17 постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Постановление N 170).
В пункте 3.5.11 указанного Постановления определено, что территория каждого домовладения, как правило, должна иметь: хозяйственную площадку для сушки белья, чистки одежды, ковров и предметов домашнего обихода; площадку для отдыха взрослых; детские игровые и спортивные площадки с озеленением и необходимым оборудованием малых архитектурных форм для летнего и зимнего отдыха детей. На хозяйственной площадке должны быть столбы с устройством для сушки белья, штанги для сушки одежды, вешалки, ящик с песком, бачок для мусора и стол со скамейками. Площадку следует оградить живой изгородью. Устройство и благоустройство площадок, элементов оборудования мест отдыха и других необходимо осуществлять в соответствии с установленными требованиями.
Согласно пункту 4.2.1.14 Постановления N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда при обнаружении трещин, вызвавших повреждение кирпичных стен, панелей (блоков), отклонения стен от вертикали, их выпучивание и просадку на отдельных участках, а также в местах заделки перекрытий, должны организовывать систематическое наблюдение за ними с помощью маяков или др. способом. Если будет установлено, что деформации увеличиваются, следует принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. Стабилизирующиеся трещины следует заделывать.
Стальные детали крепления (кронштейны пожарных лестниц, флагодержатели, ухваты водосточных труб и др.) следует располагать с уклоном от стен. На деталях, имеющих уклон к стене, следует установить плотно прилегающие к ним манжеты из оцинкованной стали на расстоянии 5 - 10 см от стены. Все закрепленные к стене стальные элементы необходимо регулярно окрашивать, защищать от коррозии (пункт 4.2.3.17 Постановления N 170).
Со ссылками на перечисленные нормы ООО "УК "На Чехова" предписано обеспечить безопасность граждан, выполнить все необходимые мероприятия, позволяющие предотвратить дальнейшее разрушение, а также улучшить техническое состояние подпорной стены и газопровода, прикрепленного к данной стене.
Из материалов дела видно, что многоквартирный дом, управление которым осуществляет ООО "УК "На Чехова", расположен на земельном участке с кадастровым номером 26:12:030831:52, дому присвоен адрес: г. Ставрополь, ул. Достоевского, 77.
Также на указанном земельном участке расположены многоквартирный дом, управление которым осуществляет УК "Авантаж" (ул. Достоевского, 77/1), и многоквартирный дом, управлением которым осуществляет УК "Оптимист" (ул. Достоевского, 77/2).
Строительство многоквартирных домов на земельном участке с кадастровым номером 26:12:030831:52 было произведено застройщиком ООО "Ставрополь Универсал Торг" на основании договоров аренды от 13.08.2010 N 83832 и от 13.10.2014 N 4192, заключенных с комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Ставрополя, проектной документации, утвержденной положительным заключением государственной экспертизы от 15.10.2010 N 26-1-4-0359-10, а также разрешения от 24.12.2010 N RU 26309000-"1123-c" на строительство комплекса многоквартирных жилых домов со встроено-пристроенными и отдельно стоящими зданиями с паркингом и гаражами боксового типа, а именно: жилого дома - поз 1 по ГП общей площадью 8 752 кв.м, жилого дома - поз. 2 по ГП общей площадью 11 879,7 кв.м, жилого дома - поз. 3 по ГП общей площадью 3 808,3 кв.м.
Впоследствии для строительства многоквартирного дома, которому в настоящее время присвоен адрес: ул. Достоевского, 77 (поз. 1 по ГП), было также выдано разрешение на строительство от 24.01.2012 N RU 26309000-"00024-с" (т.6 л.д. 87).
На основании разрешений от 29.08.2012 N RU 26309000-"0106-Э", от 08.12.2016 N 26-309000-140-2016 и от 15.06.2017 N 26-309000-714-2016 введены в эксплуатацию многоквартирные дома по адресам: ул. Достоевского,77 (поз. 1 по ГП), ул. Достоевского, 77/1 (поз. 2), ул. Достоевского, 77/2 (поз. 3 по ГП), соответственно.
В соответствии с положительным заключением государственной экспертизы на земельном участке с западной и восточной стороны были запроектированы подпорные стенки общей протяженностью 300 м. Газоснабжение осуществляется от существующего подземного газопровода диаметром 159 мм среднего давления по улице Серова.
Проектируемый газопровод среднего давления прокладывается подземно и частично надземно, низкого давления подземно и надземно - на опорах высотой 1,0-1,5 м из стальных труб.
В пункте 3.6 "Газоснабжение" пояснительной записки к проектной документации (том 1 раздел 1.1), подготовленной ООО "Ставропольстройреконструкция" в 2010 году, указано, что надземный газопровод должен быть проложен по опорам на высоте 1,5-2 м, шаг между опорами - 10 м. Внутреннее газоснабжение дома осуществляется от газопровода низкого давления после газорегуляторного пункта.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам прокладка газопровода низкого давления диаметром 114 мм и 159 мм осуществлена по подпорной стене.
Строительно-монтажные работы по газификации домов осуществлялись в три этапа: первая очередь - многоквартирный жилой дом по ул. Достоевского, 77, с точкой подключения от существующего распределительного надземного газопровода среднего давления диаметром 159 мм, расположенного по ул. Серова, с прокладкой газопроводов среднего и низкого давления в надземном и подземном исполнении; вторая очередь -многоквартирный жилой дом по ул. Достоевского, 77/1, с точкой подключения от надземного газопровода низкого давления диаметром 159 мм с прокладкой газопровода низкого давления в надземном и подземном исполнении; третья очередь - многоквартирный жилой дом по ул. Достоевского, 77/2, с точкой подключения от надземного газопровода низкого давления диаметром 159 мм с прокладкой надземного газопровода низкого давления.
Газопровод среднего давления, к которому осуществлено подключение комплекса жилых домов, расположен по улице Серова и входит в состав объекта недвижимости "Распределитеьные газопроводы среднего и низкого давления с ГРП N 65", находящегося в собственности АО "Ставропольгоргаз".
Для понижения газа со среднего на низкое давление и поддержания его на заданном уровне запроектирован газорегуляторный пункт шкафной с газовым обогревом.
Согласно схеме газификации жилых домов N 77, 77/1 и 77/2 по ул. Достоевского (приложение 1 к дополнению к отзыву АО "Ставропольгоргаз" от 31.07.2019 N 10 -2633/2), спорный газопровод низкого давления диаметром 114-159 мм присоединен к газопроводу среднего давления, принадлежащему на праве собственности АО "Ставропольгоргаз".
К газопроводу низкого давления диаметром 114-159 мм подключены все вышеперечисленные многоквартирные дома, каждый из которых имеет свое отключающее устройство на вводе в дом.
По общему правилу внешней границей инженерных сетей, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома; границей эксплуатационной ответственности - место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (пункт 8 Правил N 491).
Для сетей газоснабжения установлено специальное правило: внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью (пункт 9 Правил N 491).
Внутридомовое газовое оборудование включает в себя являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (отпусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги (абзац 4 пункта 2 Правил N 410).
Согласно статье 7 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации.
В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации "Системы газораспределительные. Термины и определения" ГОСТ Р 53865-2010, утвержденным и введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.09.2010 N 242-с, различаются понятия сетей газораспределения, представляющих собой технологический комплекс, состоящий из распределительных газопроводов, газопроводов-вводов, сооружений, технических устройств; и сетей газопотребления - технологический комплекс газовой сети потребителя, расположенный от места присоединения к сети газораспределения до газоиспользующего оборудования и состоящий из газопроводов и технических устройств на них.
При этом к сети газораспределения относятся, в том числе распределительный газопровод (газопровод, проложенный от источника газа до места присоединения газопровода-ввода), газопровод-ввод (газопровод, проложенный от места присоединения к распределительному газопроводу до сети газопотребления), наружный газопровод (газопровод, проложенный вне зданий, до внешней границы наружной конструкции здания).
К сети газопотребления относятся, в том числе газоиспользующее оборудование (оборудование, в котором газ используется в качестве топлива), внутренний газопровод сети газопотребления (газопровод сети газопотребления, проложенный от внешней грани наружной конструкции здания до газоиспользующего оборудования), вводной газопровод (газопровод сети газопотребления, проложенный от места присоединения с газопроводом-вводом до внутреннего газопровода, включая газопровод, проложенный в футляре через стену здания).
Из разъяснений по отдельным вопросам регулирования отношений, возникающих между исполнителями и заказчиками работ (услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, данных в письме Минрегиона России от 18.10.2013 N 19706-ВГ/11, следует, что под сетью газораспределения понимается технологический комплекс, состоящий из распределительных газопроводов, газопроводов-вводов, сооружений и технических устройств. В свою очередь газопроводом-вводом является газопровод, проложенный от места присоединения к распределительному газопроводу до сети газопотребления, которая представляет собой технологический комплекс газовой сети потребителя, расположенный от места присоединения к сети газораспределения до газоиспользующего оборудования и состоящий из газопроводов и технических устройств на них. Запорное устройство, расположенное на газопроводе, проложенном по фасаду здания, является границей между газопроводом-вводом и сетью газопотребления.
Таким образом, запорный кран (отключающее устройство) представляет собой техническое устройство, отделяющее газопроводы внутридомового от внешнего распределительного, а также является приспособлением, с использованием которого осуществляется прекращение подачи газа к внутридомовому оборудованию.
Из материалов дела видно, что спорный газопровод низкого давления проложен от места присоединения к распределительному газопроводу до сети газопотребления, то есть является газопроводом-вводом. И поскольку посредством подключения к данному газопроводу осуществляется газификация трех многоквартирных домов, каждый из которых имеет свое отключающее устройство, указанный газопровод не входит в состав общего имущества многоквартирного дома, а обязанность по улучшению технического состояния такого газопровода не может быть возложена на общество (аналогичная правовая позиция изложена в определении ВАС РФ от 26.03.2010 N ВАС-3458/10 по делу N А29-282/2009, постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16.04.2018 N Ф03 -736/2018 по делу N А73-4513/2017).
Также суд отмечает, что поскольку строительство газопровода осуществлено ООО "Ставрополь Универсал Торг", то данное лицо в силу пункта 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации является собственником спорного газопровода. Доказательства, подтверждающие отказ от права собственности на указанный газопровод, суду не представлены.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое предписание управления в части возложения на общество обязанности по улучшению технического состояния газопровода, прикрепленного к подпорной стене, подлежит отмене.
В этой части решение суда первой инстанции не обжалуется.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в остальной части предписание управления N 111 от 01.02.2019 отмене не подлежит по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2 статьи 16 Закона N 189-ФЗ).
Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 5 статьи 16 Закона N 189-ФЗ).
Как уже было отмечено ранее, все три многоквартирных дома расположены на земельном участке с кадастровым номером 26:12:030831:52. При этом земельные участки под каждым из многоквартирных домов не сформированы и на кадастровый учет не поставлены.
В пункте 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
В подпункте 4 часть 1 статьи 36 ЖК РФ определено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Из материалов дела следует, что для строительства трех многоквартирных домов был подготовлен единый проект, а спорная подпорная стена была возведена из-за разницы в высотных значениях между многоквартирными домами, что делает ее неразрывно связанной с придомовой территорией, преследует защитные функции, а ее наличие является необходимым условием для эксплуатации домов, защищающим придомовую территорию от сползания грунта.
Подпорная стена представляет собой объект инженерно-защитной функции на земельном участке и придомовой территории, что позволяет отнести ее к части земельного участка.
Суд первой инстанции правильно указал, что до настоящего времени работы по формированию и определению границ земельных участков под многоквартирными домами с учетом требований земельного и градостроительного законодательства не проведены, доказательства возможности безопасного обслуживания и эксплуатации многоквартирного дома при отсутствии данной подпорной стены не представлены, бремя содержания подпорной стены в интересах собственников помещений несет, в том числе ООО "УК "На Чехова".
Суд первой инстанции правильно указал, что подпорная стена как отдельный объект недвижимости не зарегистрирована, является частью земельного участка, на котором расположено три дома.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что управлением обоснованно установлено ненадлежащее состояние подпорной стены, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 26:12:030831:52, у него имелись основания для вынесения оспариваемого предписания и о необходимости принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предотвращению дальнейшего разрушения подпорной стены.
Суд первой инстанции правильно указал, что предписание, выданное контрольным управлением, является исполнимым, поскольку содержит конкретные меры со ссылками на нарушение норм жилищного законодательства, которые требуется выполнить обществу.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 03.07.2019 N Ф03-2532/2019 по делу N А24-6025/2018.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не учел, что то факт, что п. 4.2.1.14 Постановления N 170 регламентирует вопросы содержания стен жилищного фонда; подпорная стена представляет собой отдельный объект, который не отнесен к жилищному фонду - отклоняется.
Подпорная стена, возведенная в границах указанного земельного участка с кадастровым номером 26:12:030831:52 представляет собой объект инженерно-защитной функции на данном земельном участке и придомовой территории, что позволяет отнести ее к части земельного участка. При этом, поскольку до настоящего времени работы по формированию и определению границ земельных участков под многоквартирными домами с учетом требований земельного и градостроительного законодательства не проведены, доказательства возможности безопасного обслуживания и эксплуатации многоквартирного дома при отсутствии данной подпорной стены не представлены, бремя содержания подпорной стены в интересах собственников помещений несет, в том числе и ООО "УК "На Чехова". Более того, так как подпорная стена как отдельный объект недвижимости не зарегистрирована, она является частью земельного участка, на котором расположены все три многоквартирных дома.
Довод апелляционной жалобы о том, что содержание инженерного сооружения, сдерживающего грунт - подпорной стены не входит в обязанности жильцов - отклоняется, поскольку значение подпорной стены заключается в защитной функции обслуживающих домов от сползания грунта и является необходимым условием для их безопасной эксплуатации, что делает ее неразрывно связанной с придомовой территорией.
Довод апелляционной жалобы о том, что контроль за исполнением Правил благоустройства осуществляют отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации города Ставрополя в установленном законодательством порядке5 (ч.1 ст. 61 Правил благоустройства) - отклоняется.
Надлежащее техническое состояние подпорной стены, расположенной на территории трех МКД, и возведенной из-за разницы в высотных значениях между домами, относится к компетенции управляющей компании, как организации осуществляющей управление многоквартирным домом согласно положениям Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденного Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170.
Вместе с тем, правила благоустройства соответствующего муниципального образования устанавливают единые и обязательные к исполнению на территории данного муниципального образования требования в сфере именно благоустройства территорий муниципального образования.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 решения Ставропольской городской Думы от 23.08.2017 N 127 "Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края" регулярное обследование подпорных стен на территории города Ставрополя, их содержание и ремонт осуществляют собственники земельных участков либо иные уполномоченные ими лица.
Управление является уполномоченным органом по надзору в сфере строительства и жилья. Предписание издано уполномоченным органом, является исполнимым, адресованным обязанному лицу.
Отсутствие в разрешении на строительство трех названных домов в качестве конструктивного элемента - подпорной стены, в рассматриваемом случае не может являться основанием для признания оспариваемого предписания недействительным, поскольку управлением и судом первой инстанции установлена неразрывная связь между строительством домов и подпорной стеной.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции неправильно применены нормы права - отклоняется, поскольку суд первой инстанции оценил в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства полно и всесторонне; оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Апелляционный суд приходит к выводу о том, что суд первой инстанции, установив, что ООО "УК "На Чехова" нарушало требования действующего законодательства, пришел к правильному выводу о законности предписания управления от 01.02.2019 N 111 в части выполнения обществом всех необходимых мероприятий по улучшению технического состояния подпорной стены, в том числе мероприятий, позволяющих предотвратить дальнейшее разрушение подпорной стены для обеспечения безопасности граждан, проживающих в многоквартирном доме N 77, расположенном по ул. Достоевского, в г. Ставрополе.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились.
Иные доводы апелляционной жалобы рассмотрены судом и отклонены, поскольку отмену правильного судебного акта не влекут.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 08 августа 2019 года по делу N А63-2633/2019.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08 августа 2019 года по делу N А63-2633/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-2633/2019
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "НА ЧЕХОВА"
Ответчик: Управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ, Администрация Ленинского района города Ставрополь, АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ СТАВРОПОЛЬ", АО "СТАВРОПОЛЬГОРГАЗ", КУМИ г.Ставрополь, ООО "СТАВРОПОЛЬ УНИВЕРСАЛ ТОРГ", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ОПТИМИСТ", ООО УК "Авантаж", Управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору